Файл: Белорусский государственный университет факультет социокультурных коммуникаций.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование творческого пути Рущица в контексте культурной жизни Польши и Беларуси показало, что развитие национально-романтического пейзажа было тесно связано с общими историко-культурными процессами рубежа XIX — XX веков. Подъем национально-освободительного движения в конце XLX - начале XX века в Польше, рост национального самосознания, национальной гордости, привел к тому, что составной частью взглядов художника стал патриотизм, с годами приобретавшем все более активную общественную направленность. Вера Рущица в особую жизненную миссию искусства помогала ему формировать отношение публики к окружающему миру и природе. Он посвятил себя делу пропаганды национального искусства, полагая, что оно сможет пробудить патриотические чувства, стать краеугольным камнем в деле национального возрождения. Патриот-педагог, организатор и пламенный публицист, он стал одним из крупнейших общественных деятелей польской художественной культуры в Вильно.
Хотя, в пейзаже Рущица не стоит искать прямое отражение политической доктрины. Художник искренне искал свой эстетический идеал в реальной действительности. Тем не менее, чувство патриотического долга перед своей культурой, ощущение своей глубокой сопричастности ее художественному опыту легли в основу идейной и эмоциональной сферы, внутри которой раскрывался интерес художника к национальной природе и истории.
Изучение различных аспектов развития национально-романтического пейзажа в творчестве Рущица позволило нам выделить данный жанр в особую историко-художественную категорию, обладавшую не столько своеобразной художественной структурой, сколько индивидуальным характером художественного мышления, определяющим настрой, ракурс восприятия жизни. Национально-романтический пейзаж стал особым мировоззрением, мироощущением, порожденным глубоким национальным чувством и чувством любви к окружающей природе, обладающим своим характером идей, своим диапазоном художественного освоения мира и своей особой эмоционально-психологической окраской воплощения истин.
Мировоззренческая основа национально-романтического пейзажа Рущица оказала непосредственное влияние на формирование его образно-пластического строя. В его основе лежали типологические и иконографические традиции, выработанные в русской и польской пейзажной живописи XIX века (художник развивает основные типы пейзажа: морской, городской, и усадебный, отдавая предпочтение последнему, как обладающему наибольшей национальной и исторической ценностью), и общеевропейские экспериментальные идеи рубежной поры.
Одной из важнейших черт этого строя стала сознательная романтизация натурных образов, субъективная, повышено эмоциональная интерпретация пейзажа, подчеркивающая значение национальной природы для художника. Основная задача мастера - поиск «общей идеи», выступавшей как своеобразное лирическое, а подчас и героическое философствование на тему судьбы Родины через природу. Ее особенности, вследствие отказа от ненужных деталей, подчеркивались концентрацией существенных признаков, включающих всевозможные познания и представления художника о данном месте, эпохе, стране, идеи и чувства времени, разделяемые художником. «Пан-образ» природы как бы отражал «пан-национализм» живописца.
Овеществление, объективизация человеческих чувств в бытии природы достигала высшей степени одухотворенности, приобретавшей нередко символическую форму выражения. Тем не менее, национально-романтический пейзаж нельзя отнести к собственно символизму, так как символы не были постоянными, значения не были закреплены за знаками. Следствием этого была принципиальная нечеткость высказываний, подчеркивающих глубину их смысла, неоднозначность и зыбкость образов. Выражая внутренний мир и отражая реальность, пейзаж выражал символику в оригинальной форме романтической поэтической формулы. Образная стилистика пейзажа обогащалась поэтической метафорой, иносказанием, олицетворением, которые приводили к обострению смысла изобразительной речи, но не преступали границ философии символизма.
Так, в отличие от образов символизма, имеющих вневременной контекст, образы национальных романтиков имеют временные границы. И одной из наиболее характерных черт национально-романтического пейзажа становится доминирование истории, как предмета изображения, над современностью. Пейзаж превратился в такое изображение природы, которое способно вместить в свое пространство историческое явление. В тех случаях, когда выбираются сюжеты и мотивы из окружающей жизни, они часто окрашены ностальгическими нотами, им придается характер воспоминаний. Даже обращение к архитектуре учит смотреть в прошлое, через нее художники стремятся понять настоящее и в настоящем прозреть будущее.
Другим проявлением романтических ассоциаций пейзажа стала его тесная связь с пантеистической концепцией, сочетающей непосредственное любование земной красотой, внимательное отношение даже к самому малому ее проявлению с твердой верой в обособленность внутреннего бытия природы, скрытого в повседневных явлениях. Подобный взгляд на мир открывал широкие возможности для преодоления грани между видимым и скрытым, обыденным и фантастическим, реальным и иррациональным.
Поэтическая природа синтетического видения привела к распространению в рамках национального романтизма композиционного пейзажа-картины. Исконный натурный образ обогатился новыми композиционными приемами (разнообразные ракурсы, укрупненная, фрагментарная, асимметричная композиции, «лягушачья» перспектива, перспектива «с птичьего полета»), цветовыми эффектами (активное форсирование цвета, использование довольно широкой шкалы спектра и системы дополнительных цветов), новой фактурой (широкая, динамичная техника письма). Получила широкое распространение склонность к декоративности рисунка (силуэтность, ломкость, заимствование мотивов из мира органической природы, резкие изгибы или обобщенные очертания). Все это придало обычному сюжету масштабную значительность, и повлекло за собой формирование «монументального» стиля. Хотя в общем «стиль» пейзажа этого периода можно определить лишь как соединение различных, ранее появившихся и взаимно противоречащих направлений в искусстве, которые в этом новом синтезе взаимно дополняли и обогащали друг друга, часто даже не утрачивая своих определенных, индивидуальных черт, иногда приводящих к конфликтам в рамках одного произведения.
Инновации проникали в национально-романтический пейзаж отчасти путем слияния пейзажа с другими живописными жанрами. Тем не менее, у Рущица остается преимущественно пейзажная трактовка изображения. Природа является выразителем настроения и внутреннего содержания картины.
Немаловажное значение в развитии собственных традиций в национальной пейзажной живописи играло народное искусство. Однако, и здесь, глубоко эмоциональное отношение Рущица к родному пейзажу повлияло на то, что для него не стал «своим» и язык народного искусства. В понимании линии, цвета, пространства он остался верен сформировавшимся у него «профессиональным» принципам.
Большое значение для эволюции национально-романтического пейзажа имела модификация (приспособление) и структурная интеграция приемов, появившихся на рубеже XIX — XX веков в других видах искусства. Важнейшим из них стала театральная декорация. Тяготение к монументально-декоративным формам станковой живописи плодотворно соединялось у Рущица в его театральной практике с поэтическим видением образа спектакля. В свою очередь в театр пейзажист принес не только беспредельный восторг перед красотой природы, но и приемы, выработанные в станковом искусстве, что придало постановкам размах, монументальную зрелищность и приподнятую театральную красоту. Подняв «живописную» декорацию на высокий художественный уровень, художник оказал огромное влияние на ее развитие в XX веке.
Опираясь на новейшие достижения в области книжного оформления на рубеже ХЕХ -XX веков, Рущиц выработал в Вильно новые принципы оформления и иллюстрирования романтической поэзии, книг по истории и краеведению, сочетав глубокое знание изображаемой эпохи с полетом фантазии, понимание требований книжной специфики со свободой и гибкостью художественного языка. В то же время в основе его книжной графики оставался традиционный штриховой и тональный рисунок.
Таким образом, в целом, национально-романтический пейзаж Рущица стоит рассматривать как консервативное явление в пределах новой культурной формации, что определило его локальный, национально-замкнутый характер. Тем не менее, отражение в нем эстетических, этических, политических и социальных проблем, свойственных польскому обществу в конце ХЕХ - начале XX века, определило особый статус национально-романтического пейзажа Рущица в искусстве рубежной поры и его влияние на дальнейшее развитие польской пейзажной живописи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Исследование творческого пути Рущица в контексте культурной жизни Польши и Беларуси показало, что развитие национально-романтического пейзажа было тесно связано с общими историко-культурными процессами рубежа XIX — XX веков. Подъем национально-освободительного движения в конце XLX - начале XX века в Польше, рост национального самосознания, национальной гордости, привел к тому, что составной частью взглядов художника стал патриотизм, с годами приобретавшем все более активную общественную направленность. Вера Рущица в особую жизненную миссию искусства помогала ему формировать отношение публики к окружающему миру и природе. Он посвятил себя делу пропаганды национального искусства, полагая, что оно сможет пробудить патриотические чувства, стать краеугольным камнем в деле национального возрождения. Патриот-педагог, организатор и пламенный публицист, он стал одним из крупнейших общественных деятелей польской художественной культуры в Вильно.
Хотя, в пейзаже Рущица не стоит искать прямое отражение политической доктрины. Художник искренне искал свой эстетический идеал в реальной действительности. Тем не менее, чувство патриотического долга перед своей культурой, ощущение своей глубокой сопричастности ее художественному опыту легли в основу идейной и эмоциональной сферы, внутри которой раскрывался интерес художника к национальной природе и истории.
Изучение различных аспектов развития национально-романтического пейзажа в творчестве Рущица позволило нам выделить данный жанр в особую историко-художественную категорию, обладавшую не столько своеобразной художественной структурой, сколько индивидуальным характером художественного мышления, определяющим настрой, ракурс восприятия жизни. Национально-романтический пейзаж стал особым мировоззрением, мироощущением, порожденным глубоким национальным чувством и чувством любви к окружающей природе, обладающим своим характером идей, своим диапазоном художественного освоения мира и своей особой эмоционально-психологической окраской воплощения истин.
Мировоззренческая основа национально-романтического пейзажа Рущица оказала непосредственное влияние на формирование его образно-пластического строя. В его основе лежали типологические и иконографические традиции, выработанные в русской и польской пейзажной живописи XIX века (художник развивает основные типы пейзажа: морской, городской, и усадебный, отдавая предпочтение последнему, как обладающему наибольшей национальной и исторической ценностью), и общеевропейские экспериментальные идеи рубежной поры.
Одной из важнейших черт этого строя стала сознательная романтизация натурных образов, субъективная, повышено эмоциональная интерпретация пейзажа, подчеркивающая значение национальной природы для художника. Основная задача мастера - поиск «общей идеи», выступавшей как своеобразное лирическое, а подчас и героическое философствование на тему судьбы Родины через природу. Ее особенности, вследствие отказа от ненужных деталей, подчеркивались концентрацией существенных признаков, включающих всевозможные познания и представления художника о данном месте, эпохе, стране, идеи и чувства времени, разделяемые художником. «Пан-образ» природы как бы отражал «пан-национализм» живописца.
Овеществление, объективизация человеческих чувств в бытии природы достигала высшей степени одухотворенности, приобретавшей нередко символическую форму выражения. Тем не менее, национально-романтический пейзаж нельзя отнести к собственно символизму, так как символы не были постоянными, значения не были закреплены за знаками. Следствием этого была принципиальная нечеткость высказываний, подчеркивающих глубину их смысла, неоднозначность и зыбкость образов. Выражая внутренний мир и отражая реальность, пейзаж выражал символику в оригинальной форме романтической поэтической формулы. Образная стилистика пейзажа обогащалась поэтической метафорой, иносказанием, олицетворением, которые приводили к обострению смысла изобразительной речи, но не преступали границ философии символизма.
Так, в отличие от образов символизма, имеющих вневременной контекст, образы национальных романтиков имеют временные границы. И одной из наиболее характерных черт национально-романтического пейзажа становится доминирование истории, как предмета изображения, над современностью. Пейзаж превратился в такое изображение природы, которое способно вместить в свое пространство историческое явление. В тех случаях, когда выбираются сюжеты и мотивы из окружающей жизни, они часто окрашены ностальгическими нотами, им придается характер воспоминаний. Даже обращение к архитектуре учит смотреть в прошлое, через нее художники стремятся понять настоящее и в настоящем прозреть будущее.
Другим проявлением романтических ассоциаций пейзажа стала его тесная связь с пантеистической концепцией, сочетающей непосредственное любование земной красотой, внимательное отношение даже к самому малому ее проявлению с твердой верой в обособленность внутреннего бытия природы, скрытого в повседневных явлениях. Подобный взгляд на мир открывал широкие возможности для преодоления грани между видимым и скрытым, обыденным и фантастическим, реальным и иррациональным.
Поэтическая природа синтетического видения привела к распространению в рамках национального романтизма композиционного пейзажа-картины. Исконный натурный образ обогатился новыми композиционными приемами (разнообразные ракурсы, укрупненная, фрагментарная, асимметричная композиции, «лягушачья» перспектива, перспектива «с птичьего полета»), цветовыми эффектами (активное форсирование цвета, использование довольно широкой шкалы спектра и системы дополнительных цветов), новой фактурой (широкая, динамичная техника письма). Получила широкое распространение склонность к декоративности рисунка (силуэтность, ломкость, заимствование мотивов из мира органической природы, резкие изгибы или обобщенные очертания). Все это придало обычному сюжету масштабную значительность, и повлекло за собой формирование «монументального» стиля. Хотя в общем «стиль» пейзажа этого периода можно определить лишь как соединение различных, ранее появившихся и взаимно противоречащих направлений в искусстве, которые в этом новом синтезе взаимно дополняли и обогащали друг друга, часто даже не утрачивая своих определенных, индивидуальных черт, иногда приводящих к конфликтам в рамках одного произведения.
Инновации проникали в национально-романтический пейзаж отчасти путем слияния пейзажа с другими живописными жанрами. Тем не менее, у Рущица остается преимущественно пейзажная трактовка изображения. Природа является выразителем настроения и внутреннего содержания картины.
Немаловажное значение в развитии собственных традиций в национальной пейзажной живописи играло народное искусство. Однако, и здесь, глубоко эмоциональное отношение Рущица к родному пейзажу повлияло на то, что для него не стал «своим» и язык народного искусства. В понимании линии, цвета, пространства он остался верен сформировавшимся у него «профессиональным» принципам.
Большое значение для эволюции национально-романтического пейзажа имела модификация (приспособление) и структурная интеграция приемов, появившихся на рубеже XIX — XX веков в других видах искусства. Важнейшим из них стала театральная декорация. Тяготение к монументально-декоративным формам станковой живописи плодотворно соединялось у Рущица в его театральной практике с поэтическим видением образа спектакля. В свою очередь в театр пейзажист принес не только беспредельный восторг перед красотой природы, но и приемы, выработанные в станковом искусстве, что придало постановкам размах, монументальную зрелищность и приподнятую театральную красоту. Подняв «живописную» декорацию на высокий художественный уровень, художник оказал огромное влияние на ее развитие в XX веке.
Опираясь на новейшие достижения в области книжного оформления на рубеже ХЕХ -XX веков, Рущиц выработал в Вильно новые принципы оформления и иллюстрирования романтической поэзии, книг по истории и краеведению, сочетав глубокое знание изображаемой эпохи с полетом фантазии, понимание требований книжной специфики со свободой и гибкостью художественного языка. В то же время в основе его книжной графики оставался традиционный штриховой и тональный рисунок.
Таким образом, в целом, национально-романтический пейзаж Рущица стоит рассматривать как консервативное явление в пределах новой культурной формации, что определило его локальный, национально-замкнутый характер. Тем не менее, отражение в нем эстетических, этических, политических и социальных проблем, свойственных польскому обществу в конце ХЕХ - начале XX века, определило особый статус национально-романтического пейзажа Рущица в искусстве рубежной поры и его влияние на дальнейшее развитие польской пейзажной живописи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Академическая выставка// Петербургская газета. -1899. 10 марта. - С.2. -
Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / Сост., авт. вступ. статьи и ком-мент. В.М. Володарский. -М.: Республика, 1995. -448 с.. -
Бердяев Н.А. Русская идея и судьба России / Послесл. К. Ковалева. М.: Наука, 1997. - 346 с. -
Богданас К., Червонная С. Искусство Литвы. Л.: Искусство. Ленинградское отд., 1972.-352 с. -
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Соседи России. Польша, Литва, Эстония. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. 384 с. -
Невядомскi Э. Выставы, якiх мала // Kurier Codzienny. 1900. №4. -
Рушчыц Фердынанд. Дзённiк. Да Вiльнi. 1894-1904. Мiнск, 2002. С. 8. -
Рушчыц Фердынанд. Дзённiк. Да Вiльнi. 1894-1904. С. 11. -
Ferdinand Ruszczyc. 1870-1936. Pamiętnik Wystawy. Museum Naradowe w Warszawie. Warszawa, 1966. S. 34.