Файл: Белорусский государственный университет факультет социокультурных коммуникаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другим проявлением романтических ассоциаций пейзажа стала его тесная связь с пантеистической концепцией, сочетающей непосредственное любование земной красотой, внимательное отношение даже к самому малому ее проявлению с твердой верой в обособленность внутреннего бытия природы, скрытого в повседневных явлениях. Подобный взгляд на мир открывал широкие возможности для преодоления грани между видимым и скрытым, обыденным и фантастическим, реальным и иррациональным.

В заключении второй главы хочу отметить: изучение различных аспектов развития национально-романтического пейзажа в творчестве Рущица позволило нам выделить данный жанр в особую историко-художественную категорию, обладавшую не столько своеобразной художественной структурой, сколько индивидуальным характером художественного мышления, определяющим настрой, ракурс восприятия жизни. Национально-романтический пейзаж стал особым мировоззрением, мироощущением, порожденным глубоким национальным чувством и чувством любви к окружающей природе, обладающим своим характером идей, своим диапазоном художественного освоения мира и своей особой эмоционально-психологической окраской воплощения истин.

Мировоззренческая основа национально-романтического пейзажа Рущица оказала непосредственное влияние на формирование его образно-пластического строя. В его основе лежали типологические и иконографические традиции, выработанные в русской и польской пейзажной живописи XIX века (художник развивает основные типы пейзажа: морской, городской, и усадебный, отдавая предпочтение последнему, как обладающему наибольшей национальной и исторической ценностью), и общеевропейские экспериментальные идеи рубежной поры.






ГЛАВА 3

АНАЛИЗ КАРТИНЫ «ЗЕМЛЯ»
Огромное значение в грактовке усадебного пейзажа имела тяга художника к пантеизму как мировоззренческой системе. Одним из ярких проявлений этого шало обращение к метафорам стихий. Отмечается важность выбора ландшаф гного мотива, обладающего определенным символическим смыслом. В качестве примеров приводятся работы Рущица "Земля" (1897) - основанная на мотиве пахоты монументально-возвышенная метафора родной земли и тесно связанного с ней человека, "У берегов Вилейки" (1901) - полная драматического напряжения метафора борьбы человека с бушующей стихией, с помощью которой художник стремится выразить конфликтное понимание мира, и "Вечер. Вилейка" (1900) - меланхолический образ, о лице! воряющий слияние в созерцании природы и человека.


На основе анализа этих произведений делается вывод о том, что в задачу художника входила не топографическая точность в передаче "вида", не создание определенного "настроения", вызванного тем или иным пейзажем, а создание образа, поражающего внутренним содержанием, поэтической возвышенной трактовкой, глубиной переживания. Простые обыденные виды предстают как полпые внутреннего смысла образы природы, свободные о г будничного и одновременно совершенно реальные. Романтизация натурных впечатлений происходит за счет форсирования цвета, уплощения объемов, динамизации композиционных схем, обобщения и экспрессивности форм. По сути дела, обобщение служит уподоблению, которое в свою очередь, вводит в образный обиход художественную метафору, преобразующую реальное значение предметов.

Усадебная природа, схваченная в своем непосредственном проявлении, но усиленная содержательным подтекстом, становилась мотивом и для философских размышлений о жизни и смерти человека. Метафорами смерти и возрождения выступают мотивы времен года: зимы и весны. Недаром Рущиц изображение зимних пейзажей дополнял мотивом креста, поднимая незамысловатый мотив до темы вечного молчания ("Крест в сне1у", 1902). Метафора продолжает образ за его пределы, выводит его из состояния самотождественности. В то же время зимние мотивы давали возможность приспособить современные французские колористические поиски к довольно блеклой северной природе ("Мельница зимой", 1898; "Водяная мельница зимой", 1902; "Мост зимой", 1901). Пейзажи Рущица не обретают декоративною звучания, художник сохраняет интерес к импрессионистическим рефлексам в передаче снежного покрова и воды



Источником вдохновения художника для создания большинства его лучших пейзажей: "Земля" (1898), "Мельница" (1898), "Крево" (1899), "Последний сна" (1899), "У берегов Вилейки" (1900), "Пустошь" (1901), "Облако" (1902), "Старый дом" (1903), "Весна" (1907), "Гнездо" (1908) стал реальный ландшафт Богданова.


Стремясь отразить польский шляхетский быт начала XX века, мастер обращался и к жанру живописного интерьера, сочетающего в себе камерность исполнения и метафоричность образов ("Камин", "Конторка", "Женская комната", 1907).

Краткость периода обусловила единую, по сути, концепцию пейзажного творчест -ва Рущица. Его можно рассматривать как вполне целостное явление, обладавшее единой, перманентно и последовательно разрабатываемой идейно-художественной проблематикой. Те явления мировоззренческого и художественно-творческого порядка, которые определили развитие всего пейзажного искусства рубежа XIX -XX веков, неизбежно по-своему преломились в искусстве Рущица. Использование выразительности цвета и света, большие композиционные задачи, почерпнутые в школе Куинджи, соединились с характерной для польского искусства рубежной поры склонностью к романтической аффектации, символизмом содержания и яркой патриотической направленностью Одновременно выделились присущие именно его таланту неповторимые черты - патетичность, а порой и драматизм образов, фрашентарность композиции, обусловленная влиянием фотографии, монументапиза-ция камерного сюжета и колористическое богатство произведений.



Для развития творческой индивидуальности Рущица определенное значение имело его участие в художественной жизни Петербурга. Бесспорно влияние не только "школы Куинджи", но и таких художников объединения "Мир искусства" как А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, особенно в области журнальной и книжной графики.

Кроме того, Рущицу импонировали общая культура, свойственная большинству членов объединения, широта художественных представлений, ретроспективизм, сграстное увлечение театром, интерес к народному творчеству.

Все сказанное особо актуально по отношению к творчеству польского художника -Ф. Рущица. Оно принадлежит к числу сравнительно малоизученных явлений истории искусства. Обычно оно рассматривается в рамках «краткого курса» истории польской живописи в связи с культурно-художественным движением «Молодая Польша». В научном обороте находится лишь скромное число его произведений, из которых выделяется, прежде всего, картина «Земля». На самом же деле, являясь талантливым живописцем, графиком, сценографом и крупным общественным деятелем, он был ярким представителем культурных противоречий своей эпохи и оказал определенное влияние на дальнейшее развитие жанра пейзажа в польском искусстве.

Тридцать лет он посвятил Польше — стране, которая давала ему темы и образы, материализовав мощный национально-патриотический импульс, характерный для польского искусства в целом и для искусства рубежа XIX - XX веков в частности. Его очень цельное по духу творчество имело непосредственное отношение к формированию польского национально-романтического пейзажа конца XIX - начала XX века и наиболее ярко отражало его художественную проблематику.
Яркая голубизна весеннего неба, полосы теплых лучей солнца на деревянных сооружениях исполнены особой пронзительной любви и благодати. Виден притвор старенького вросшего в землю костела. В него вползают согбенные старушечьи фигурки будто череда долгих десятилетий, что прошли перед его взором; старики степенно стоят поодаль. На ожившей земле праздник – вновь вернулась весна и жизнь.

Полотна Рущица неоднократно экспонировались в Петербурге, Москве, Варшаве, Вильне, Париже. В 1921 году во Франции художник был награжден орденом Почетного легиона за вклад в культуру.

Критики отмечали его исключительный дар колориста, а современные искусствоведы вполне заслуженно называют художника "мастером четырех стихий".


Помимо успеха в станковой живописи, Рущиц снискал себе славу прекрасного оформителя спектаклей, книжного графика, иллюстратора журналов; он делал эскизы медалей, штандартов, театральных костюмов, афиш и мн.др. Культурную жизнь Вильны 1910-20 годов невозможно представить без фигуры Рущица, вклад его поистине огромен. Помимо этого наш земляк являлся председателем комиссии по охране памятников древностей, много ездил по Беларуси, делал зарисовки старинных замков и их руин.

Так, в отличие от образов символизма, имеющих вневременной контекст, образы национальных романтиков имеют временные границы. И одной из наиболее характерных черт национально-романтического пейзажа становится доминирование истории, как предмета изображения, над современностью. Пейзаж превратился в такое изображение природы, которое способно вместить в свое пространство историческое явление. В тех случаях, когда выбираются сюжеты и мотивы из окружающей жизни, они часто окрашены ностальгическими нотами, им придается характер воспоминаний. Даже обращение к архитектуре учит смотреть в прошлое, через нее художники стремятся понять настоящее и в настоящем прозреть будущее.

Другим проявлением романтических ассоциаций пейзажа стала его тесная связь с пантеистической концепцией, сочетающей непосредственное любование земной красотой, внимательное отношение даже к самому малому ее проявлению с твердой верой в обособленность внутреннего бытия природы, скрытого в повседневных явлениях. Подобный взгляд на мир открывал широкие возможности для преодоления грани между видимым и скрытым, обыденным и фантастическим, реальным и иррациональным.

Поэтическая природа синтетического видения привела к распространению в рамках национального романтизма композиционного пейзажа-картины. Исконный натурный образ обогатился новыми композиционными приемами (разнообразные ракурсы, укрупненная, фрагментарная, асимметричная композиции, «лягушачья» перспектива, перспектива «с птичьего полета»), цветовыми эффектами (активное форсирование цвета, использование довольно широкой шкалы спектра и системы дополнительных цветов), новой фактурой (широкая, динамичная техника письма). Получила широкое распространение склонность к декоративности рисунка (силуэтность, ломкость, заимствование мотивов из мира органической природы, резкие изгибы или обобщенные очертания). Все это придало обычному сюжету масштабную значительность, и повлекло за собой формирование «монументального» стиля. Хотя в общем «стиль» пейзажа этого периода можно определить лишь как соединение различных, ранее появившихся и взаимно противоречащих направлений в искусстве, которые в этом новом синтезе взаимно дополняли и обогащали друг друга, часто даже не утрачивая своих определенных, индивидуальных черт, иногда приводящих к конфликтам в рамках одного произведения.


Инновации проникали в национально-романтический пейзаж отчасти путем слияния пейзажа с другими живописными жанрами. Тем не менее, у Рущица остается преимущественно пейзажная трактовка изображения. Природа является выразителем настроения и внутреннего содержания картины.

Немаловажное значение в развитии собственных традиций в национальной пейзажной живописи играло народное искусство. Однако, и здесь, глубоко эмоциональное отношение Рущица к родному пейзажу повлияло на то, что для него не стал «своим» и язык народного искусства. В понимании линии, цвета, пространства он остался верен сформировавшимся у него «профессиональным» принципам.

1   2   3