Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Людмила Анн
Психологический тренинг с подростками
Оглавление
Введение
Глава 1. Психология подросткового возраста
Особенности психического развития подростка
Основные направления работы с подростками
Формирование интереса к себе. Развитие самооценки
Развитие и укрепление чувства взрослости
Развитие учебной мотивации.
Разлитие интересов
Развитие общения
Развитие воли
Развитие воображения
Тревожность как показатель неблагополучного личностного развития
Глава 2. Социально-психологический тренинг как средство
коррекции
Психологические особенности тренинговой группы
Принципы работы тренинговой группы
Руководство по проведению тренинга
Глава 3. Программа социально-психологического тренинга
«Саморазвитие личности»
Занятие № 1. Куда ж нам плыть?
Занятие № 2. Каков я на самом деле?
Занятие № 3. Кто Я?
Занятие № 4. Моя индивидуальность
Занятие № 5. Мой дневник. Мнение
Занятие № G. Точка опоры
Занятие № 7. Чувство собственного достоинства
Занятие № 8. Уверенное и неуверенное поведение
Занятие № 9. Мои права и права других людей
Занятие № К). Просьба
Занятие № 11. Я в своих глазах и в глазах других людей
Занятие № 12. Эмоции и чувства
Занятие № 13. Обида
Занятие № 14. Как справиться с плохим настроением
Занятие № 15. Мои слабости
Занятие № 16. Мои проблемы
Занятие № 17. Мотивы наших поступков
Занятие № 18. Люди, значимые для меня
Занятие № 19. Эффективные приемы общения
Занятие № 20. Я тебя понимаю
Занятие № 21. Взаимопомощь
Занятие № 22. Творческая личность
Занятие № 23. Как достичь цели
Занятие № 24. Полюбить себя
Занятие № 25. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение
Занятие № 26. Будьте собой, но в лучшем виде
Занятие № 27. Жизнь по собственному выбору
Занятие № 28. Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой
Занятие № 29. Перед дальней дорогой
Занятие № 30. Прощай
Глава 4. Психогимнастические упражнения
Выбор упражнения
Инструкция
Упражнения
I. Упражнения, которые воздействуют на состояние группы как целого и на каждого подростка в отдельности.
II. Упражнения, направленные преимущественно
па содержательную сторону работы
III. Упражнения для получения личностной обратной связи
Приложение
I. Учебно-тематический план
П. Психодиагностические .методики
Выявление уровня тревожности у подростков
Методика исследования самооценки
Личностный дифференциал
Тест школьной тревожности Филлипса
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла
Опросник Айзенка.
Литература
Введение
В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие.
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т. е. человек реагирует па эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.
Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в виде ожидания неблагоприятного развития событий. Тревога может выражаться в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличении их влияния и угрожающего характера.
В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, т. е. самопознание внутренних психических актов и состояний и
формирование устойчивой положительной самооценки.
Психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.
Одно из возможных решений — использование в работе с младшими подростками (данный возрастной период является благоприятным временем для формирования личности) — программ социально-психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.
Программа «Саморазвитие личности» предназначена как для детей, так и для взрослых. Она поможет детям познать себя и научиться управлять своим внутренним миром, а взрослым (педагогам и психологам) — организовать и провести интересные, увлекательные занятия.
Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Особенности психического развития подростка
Отрочество — этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-1-1 лет (V-VIII классы). Понятие отрочества объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст.
Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.
Главная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и нрава, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Важный фактор психического развития в подростковом возрасте — общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников. Отрочество — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период характеризуется становлением "избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, появляется способность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Формирующееся мышление неразрывно связано с рефлексией — способностью делать предметом мысли саму мысль — и служит необходимой основой для развития у подростка самоосознания.
Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет — время перехода от конкретного мышления к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется постепенно: у детей 11 лет, часто на протяжении всего VI класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с VII класса, школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Происходящие изменения как раз и составляют сложность этого периода, причем разные дети переживают его по-разному. Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают две стороны учебной деятельности школьника: ее организация взрослыми и ее сформированность у самого подростка.
В период отрочества сильнее становятся индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления. Динамический характер развития, активное формирование теоретического, рассуждающего мышления, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт — с другой, приводят к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может привести к желаемым для него результатам.
Центральное личностное новообразование этого периода — становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими — взрослыми и сверстниками — ищет критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника. Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения со сверстниками, одновременно определяет их и влияет па их развитие.
Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь и виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов.
Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса, создав условия для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями расширить границы своей самостоятельности. Именно в ходе этого столкновения подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Если же этого не происходит, т. е. отрочество проходит гладко и бесконфликтно или осуществляется по типу «кризиса зависимости», в дальнейшем может проявиться либо запоздалый, а потому особенно