Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Людмила Анн

Психологический тренинг с подростками
Оглавление

Введение

Глава 1. Психология подросткового возраста

Особенности психического развития подростка

Основные направления работы с подростками

Формирование интереса к себе. Развитие самооценки

Развитие и укрепление чувства взрослости

Развитие учебной мотивации.

Разлитие интересов

Развитие общения

Развитие воли

Развитие воображения

Тревожность как показатель неблагополучного личностного развития

Глава 2. Социально-психологический тренинг как средство

коррекции

Психологические особенности тренинговой группы

Принципы работы тренинговой группы

Руководство по проведению тренинга

Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

«Саморазвитие личности»

Занятие № 1. Куда ж нам плыть?

Занятие № 2. Каков я на самом деле?

Занятие № 3. Кто Я?

Занятие № 4. Моя индивидуальность

Занятие № 5. Мой дневник. Мнение

Занятие № G. Точка опоры

Занятие № 7. Чувство собственного достоинства

Занятие № 8. Уверенное и неуверенное поведение

Занятие № 9. Мои права и права других людей

Занятие № К). Просьба

Занятие № 11. Я в своих глазах и в глазах других людей

Занятие № 12. Эмоции и чувства

Занятие № 13. Обида

Занятие № 14. Как справиться с плохим настроением

Занятие № 15. Мои слабости

Занятие № 16. Мои проблемы

Занятие № 17. Мотивы наших поступков

Занятие № 18. Люди, значимые для меня

Занятие № 19. Эффективные приемы общения

Занятие № 20. Я тебя понимаю

Занятие № 21. Взаимопомощь

Занятие № 22. Творческая личность

Занятие № 23. Как достичь цели

Занятие № 24. Полюбить себя

Занятие № 25. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Занятие № 26. Будьте собой, но в лучшем виде

Занятие № 27. Жизнь по собственному выбору

Занятие № 28. Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой

Занятие № 29. Перед дальней дорогой

Занятие № 30. Прощай

Глава 4. Психогимнастические упражнения

Выбор упражнения

Инструкция

Упражнения

I. Упражнения, которые воздействуют на состояние группы как целого и на каждого подростка в отдельности.

II. Упражнения, направленные преимущественно


па содержательную сторону работы

III. Упражнения для получения личностной обратной связи

Приложение

I. Учебно-тематический план

П. Психодиагностические .методики

Выявление уровня тревожности у подростков

Методика исследования самооценки

Личностный дифференциал

Тест школьной тревожности Филлипса

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла

Опросник Айзенка.

Литература
Введение

В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутрен­ние ресурсы и саморазвитие.

Одной из главных целей школьного образования является созда­ние и поддержание психологических условий, обеспечивающих пол­ноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следо­вательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориен­тированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

Большое значение для развития личности имеет психическое здо­ровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т. е. человек реагирует па эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.

Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в виде ожи­дания неблагоприятного развития событий. Тревога может выра­жаться в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличении их влияния и угрожа­ющего характера.

В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать се­бя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и го­ворить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приво­дит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверен­ности в себе.

Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная ра­бота с подростками с повышенным уровнем тревожности, что пред­полагает развитие рефлексии, т. е. самопознание внутренних психических актов и состояний и

формирование устойчивой положитель­ной самооценки.

Психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.

Одно из возможных решений — использование в работе с млад­шими подростками (данный возрастной период является благопри­ятным временем для формирования личности) — программ социаль­но-психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, ока­зания психологической помощи и поддержки.

Программа «Саморазвитие личности» предназначена как для де­тей, так и для взрослых. Она поможет детям познать себя и научиться управлять своим внутренним миром, а взрослым (педагогам и пси­хологам) — организовать и провести интересные, увлекательные за­нятия.
Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Особенности психического развития подростка

Отрочество — этап онтогенеза, находящийся между детством и ран­ней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-1-1 лет (V-VIII классы). Понятие отрочества объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфиче­ских черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетель­ствующих о желании утвердить свою самостоятельность, незави­симость, личностную автономию.

Главная особенность подросткового периода — резкие, качествен­ные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных под­ростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подро­стки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление про­тивопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и нра­ва, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость взрослого от­четливо проявляется в том, что для подростка существенна не столь­ко сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.


Важный фактор психического развития в подростковом возрас­те — общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовле­творяющее его положение среди сверстников сопровождается повы­шенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников. Отрочество — время бурного и плодотворного развития познава­тельных процессов. Период характеризуется становлением "избира­тельности, целенаправленности восприятия, становлением устойчиво­го, произвольного внимания и логической памяти. В это время актив­но формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, появля­ется способность строить сложные умозаключения, выдвигать гипоте­зы и проверять их. Формирующееся мышление неразрывно связано с рефлексией — способностью делать предметом мысли саму мысль — и служит необходимой основой для развития у подростка самоосо­знания.

Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет — время пе­рехода от конкретного мышления к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется постепенно: у детей 11 лет, часто на протяже­нии всего VI класса, доминирующим остается конкретный тип мыш­ления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с VII класса, школьники начинают осваивать мир теорети­ческого мышления. Происходящие изменения как раз и составляют сложность этого периода, причем разные дети переживают его по-раз­ному. Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают две стороны учебной деятельности школьника: ее организация взрос­лыми и ее сформированность у самого подростка.

В период отрочества сильнее становятся индивидуальные разли­чия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием само­стоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления. Динамический характер развития, активное формирование теоре­тического, рассуждающего мышления, с одной стороны, и социаль­ная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт — с другой, приводят к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая мо­жет привести к желаемым для него результатам.


Центральное личностное новообразование этого периода — ста­новление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающей­ся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и непо­вторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими — взрослыми и сверст­никами — ищет критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на само­оценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно в под­ростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представле­ний о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника. Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и обще­ния со сверстниками, одновременно определяет их и влияет па их развитие.

Для понимания подросткового возраста, выбора правильного на­правления и форм работы необходимо иметь и виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов.

Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симпто­мом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Имеющиеся данные убедитель­но свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявле­ний кризиса, создав условия для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы про­воцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложе­нию, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодоле­нии этих запретов, проверить и собственными усилиями расширить границы своей самостоятельности. Именно в ходе этого столкнове­ния подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потреб­ность в самоутверждении. Если же этого не происходит, т. е. отроче­ство проходит гладко и бесконфликтно или осуществляется по типу «кризиса зависимости», в дальнейшем может проявиться либо запо­здалый, а потому особенно