Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отмечается склонность подростков к своеобразной театрализации собственной жизни: они как бы постоянно находятся на сцене, пред­ставляют, как выглядят со стороны, играют, подают себя, смотрят на себя чужими глазами. Школьники испытывают острую потребность знать, что о них думают окружающие сверстники и взрослые. Их са­мооценка формируется под одновременным влиянием двух тенден­ций — повышения значимости оценок окружающих и увеличения ориентации на внутренние критерии, причем в разных ситуациях мо­жет преобладать то одна, то другая тенденция.

Однако подросток еще не самостоятелен в определении своих критериев самооценок. Во многом они позаимствованы у взрослых. Чрезвычайно ценя общение со сверстниками и часто становясь в оп­позицию к взрослому, подросток продолжает смотреть на себя как бы изг1 ie, глазами взрослого.

Иногда за внешними проявлениями низкой самооценки скрыва­ются завышенные притязания, которые необходимо от нее отличать. Такая конфликтная самооценка возникает в результате противоре­чивых ожиданий окружающих: высоких стандартов поведения или деятельности, которым должен соответствовать ребенок, и низких представлений о его возможностях. У таких подростков часто разви­вается симптом «дефицита успеха», выражающийся в неадекватной реакции на успех, стремлении свести его к минимуму, доказать, что он был случайным. Это объясняется потребностью подростка в со­хранении как удовлетворяющей самооценки, так и привычной само­оценки, обеспечивающей стабильное представление о себе. В подрост­ковом возрасте вследствие неустоявшегося отношения к себе важно сохранить привычную самооценку, поэтому, присваивая себе на внеш­нем уровне низкую самооценку, подростки тем самым удовлетворя­ют потребность в устойчивой самооценке.

Другой вариант конфликтной самооценки возникает в том случае, если взрослые захваливают ребенка, объясняют успехи ребенка его способностями, а неудачи приписывают случайному стечению обстоя­тельств — аффект неадекватности. В результате самооценка подростка испытывает на себе конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Такие подростки часто болезненно реагируют даже на незначительные замечания, не могут правильно воспринять критику в свой адрес, отвечая на нее грубостью, плачем, другими острыми отрицательными эмоциональными реакциями.

При работе с детьми с неблагоприятными вариантами самооценок необходимо прежде всего помочь им
добиться успеха, т. е. помочь приобрести необходимые знания и навыки. Без этого никакая работа по исправлению отклонений в развитии самооценки, по ее укрепле­нию не будет результативной.

Собственно работа по развитию и коррекции самооценки должна быть направлена па раскрытие личностных возможностей подростка, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях. Для достижения этой цели необходимо развивать интересы и способности школьника, форми­ровать у него представления о собственных возможностях, собствен­ную оценку способностей. Укреплению представлений подростка о самом себе, формированию положительной самооценки способству­ет в первую очередь знание своих возможностей в тех или иных об­ластях и уверенность в них.

Для развития самооценки важно сформировать у подростка уме­ние правильно, по объективным критериям, оценивать свой успех или неудачу. Если подростку присущ какой-либо из вариантов низ­кой самооценки, следует оценивать как успех даже минимальный прогресс, показывая тем самым, что такого прогресса они добились за счет собственных усилий. При этом оцениваться должен действи­тельно реальный успех, критерии которого должны показываться (а иногда и доказываться). Важно обучить подростков анализу собст­венных успехов и неудач, сформировать у них адекватные критерии. Наиболее тяжело психологическому и педагогическому воздейст­вию поддается аффект неадекватности. Для его преодоления требу­ется найти такую область деятельности, которая была бы интересна подростку, по не влияла на его самооценку. Надо помочь школьнику добиться реального успеха, разъясняя и объясняя ему, за счет чего и как он его добился. Важно, чтобы успешность в данной области по­лучила признание у сверстников, способствовала сто популярности. Следует обратить особое внимание на распространение отношения к собственным успехам и неудачам в данной области на другие. Для развития интереса к себе, как и чувства собственного достоинства, необходимо формировать у подростков умение думать о себе, гово­рить о себе, разбираться в своих переживаниях.

Развитие и укрепление чувства взрослости

Одним из центральных моментов развития в младшем подростковом возрасте становится формирующееся «чувство взрослости» школь­ник остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует признания этого. прежде всего признания равных со взрослыми прав. Чувство взрос­лости выражается в стремлении и независимости, самостоятельно­сти, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними.



Это переживание имеет существенное значение для развития лич­ности в подростковом возрасте. Оно выступает как стимул активно­сти подростка, направленной на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с точки зрения подростков, подтверждают представление о них как о взрослых. Вместе с тем подросток осознает, что его взрослость не со­всем еще «подлинная», неуверенно чувствует себя в своем новом ка­честве. Он остро нуждается в признании и подтверждении этой пози­ции взрослыми и сверстниками, поэтому формы проявления «чувства взрослости» часто носят ярко выраженный демонстративный харак­тер: подросток как бы предъявляет «свою волю», свои требования окружающим, тонко реагируя на то, как они его воспринимают. Зна­чимость признания, позиция отстаивания своих прав создают почву для повышенной чувствительности, «ранимости» школьника. Для подростка более важно признание его самостоятельности, его равных со взрослыми нрав, чем действительная их реализация.

В этот период появляется своеобразное «потребительское» отно­шение к родителям и учителям, обусловленное стремлением «приме­рить» к себе возникшее равенство прав со взрослыми, проверить, дей­ствительно ли жизненные правила стали для них такими же, как для взрослых, поэтому подростки начинают предъявлять к взрослым те требования, которые взрослые предъявляют к ним. Кроме того, в этом проявляется и потребность в защите со стороны взрослого. Слож­ность ситуации заключается в двойственности потребностей подрост­ка по отношению к взрослому. Он нуждается одновременно в том, чтобы проявлять самостоятельность, как взрослый, и в опеке, как ре­бенок. Чувство защищенности, безопасности, крайне важное для раз­вития в детском возрасте в целом, остается значимым и для этого пе­риода, оно необходимо для благополучного прохождения кризиса. Именно это переживание безопасности дает подростку возможность экспериментировать, расширяя свое жизненное пространство.

В еще более яркой форме требования равенства прав и «права на родителей» проявляются в ревности детей к заботам взрослых о са­мих себе.

Подобные требования к взрослому со стороны подростка, жела­ние, чтобы тот в первую очередь был родителем, занимающимся исключительно своим ребенком, часто являются источником конфлик­тов между подростками и родителями.

Важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каж­дого человека, в том числе и родителей, по отношению к самому себе.


Существенное влияние на индивидуальные проявления чувства взрослости оказывает то, какое поведение взрослые, прежде всего ро­дители, считали необходимым выработать у ребенка и какие соответ­ственно требования предъявляли и продолжают предъявлять к нему.

Так, требование послушания, полного подчинения взрослым ве­дет к выработке умения приспосабливаться к другим людям, «под­страиваться» под их желания. Подросток, у которого сформирова­лась подобная приспособительная установка, будет добиваться при­знания своей самостоятельности от взрослых, одновременно про­тивопоставляя себя им. Такие подростки часто находят себе группу сверстников, к желаниям которой они начинают «подстраиваться», полностью подчиняясь требованиям группы, так же как ранее подчи­нялись требованиям взрослых.

Несмотря на указанные формы утверждения взрослости и связан­ные с ними проблемы, возникающие между подростком 11-12 лет и взрослыми, этот возраст в целом характеризуется еще как достаточно благоприятный для взаимоотношений взрослых и детей. Школьники открыты по отношению к взрослым, в основном доверяют им и, не­смотря на все более усиливающееся значение общения со сверстни­ками, продолжают в основном ориентироваться на взрослых, на их нормы и ценности. Они готовы принять предлагаемые взрослыми формы утверждения своей взрослости и самостоятельности. То новое, что возникает в этот период, — требование равенства прав со взрос­лым — охотно обсуждается с темп взрослыми, которым подростки до­веряют, и может осуществляться и тесном сотрудничестве со взрос­лыми, от которых подростки ждут п предоставления этих прав, и под­тверждения своего права владеть ими.

Развитие учебной мотивации

Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация имеют двойственный характер. С одной стороны, это период характеризует­ся снижением учебной мотивации, что объясняется возросшим инте­ресом к окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, имен­но этот период является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, «открывает возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразова­нию и самосовершенствованию... Переход от младшего школьного возраста к подростковому есть одновременно переход, к иной, более высокой форме учебной деятельности и новому отношению к уче­нию, приобретающему именно в этот период личностный смысл» (Д. Б. Эльконин, 1989, с. 267).


Учебную мотивацию следует развивать, опираясь на актуальные потребности подростка. Центральное место в учебной мотивации в средних классах занимает мотив самоутверждения; на нее влияют и особенности самооценки подростка — ее неустойчивость, смена кри­териев и т. п.

Современные подходы к развитию учебной мотивации стремятся охватить, «задействовать» как можно более широкий круг мотивов — познавательные мотивы, мотивы компетентности, общения с учителем и сверстниками и уважения с их стороны, мотивацию достиже­ния, личной ответственности и личностной причинности и др.

Важно также использовать то, что центральное место в учебной мотивации занимает мотив самоутверждения. Это открывает возмож­ность для развития учебной мотивации и общей познавательной мо­тивации путем укрепления самооценки школьника, развития произ­вольное™ поведения, стратегий преодоления трудностей. Нередко подростки быстро теряют интерес к новой сфере деятельности из-за вполне закономерной неуверенности в своих силах. Когда они терпят первую неудачу (или не достигают такого успеха, как ожидали), у них быстро наступает разочарование в самой сфере и самих себе. Под­держка школьника, укрепление его самооценки, выработка у него умения анализировать причины неудачи — существенные моменты для учебной мотивации.

Таким образом, коррекционная и развивающая работа в этой сфе­ре эффективна настолько, насколько она способствует удовлетворе­нию важнейших потребностей подростка в общении и самоутвержде­нии и насколько она включена в широкий контекст общего личност­ного развития подростка.
Развитие интересов

В младшем подростковом возрасте наблюдается своеобразный «пик любознательности»: у младших подростков исследовательская ак­тивность в форме задавания вопросов (их количество, разнообразие, уровень сложности) выражена сильнее, чем у младших школьников и старших подростков.

Любознательность is этом возрасте ноет еще достаточно инфан­тильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволит, в дальнейшем найти об­ласть подлинных, имеющих личностный смысл интересов.

Специфика интересов в 10- 14-летнем возрасте заключается в том, что они служат потребности общения со сверстниками: общие инте­ресы дают повод к общению, определяют его содержание, средства. В большинстве случаев подросток интересуется тем, чем интересу­ются его друзья.

Подростку становится интересным многое из того, чем он не увле­кался раньше. В ряде случаен может