Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
болезненный и бурно протекающий кри­зис в 17-18 лети даже позже, либо затяжная инфантильная полиция «ребенка», характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Таким образом, позитивный смысл подросткового кризиса заклю­чается в том, что благодаря ему, благодаря борьбе за независимость, проходящей в относительно безопасных условиях и не принимаю­щей крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопо­знании и самоутверждении; у него не просто возникают чувство уве­ренности в себе п способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, которые позволят ему справляться с жизненны­ми трудностями и в дальнейшем.

При этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы проявля­ются не постоянно, хотя порой они проявляются достаточно часто. Кризисные симптомы варьируют от подростка к подростку; их ин­тенсивность также бывает различной.

Кризис подросткового возраста проходит через три фазы: Л негативную, или предкритическую, — фазу ломки старых привы­чек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса, в подростковом возрасте — это, как правило, 13 лет, хотя возможны значительные индивидуаль­ные вариации;

3) посткритическую, т. е. фазу формирования новых структур, по­строения новых отношений и т. п.

Возрастной кризис может проходить в двух основных формах. Первая — это кризис независимости. Его симптомы — упрямство, не­гативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отно­шение к их требованиям, ранее выполнявшимся, ревность к собст­венности. Остро ощущаемый собственный внутренний мир — глав­ная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая ее от других. Вторая форма, кризис зависимости, противоположна первой: чрезмерное послушание, зависимость от старших или силь­ных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если кризис независимости — это некоторый рывок вперед за пре­делы старых норм или правил, то кризис зависимости — возврат на­зад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гаран­тировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защи­щенности. И то и другое -- варианты самоопределения. В первом случае это — «Я уже не ребенок», во втором — «Я ребенок и хочу оста­ваться им». С точки зрения развития наиболее благоприятным ока­зывается именно первый вариант.


Одновременное присутствие и стремления к независимости, и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, под­держки и защиты, ждет (неосознанно), что взрослые обеспечат отно­сительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком риско­ванных шагов.

Период отрочества — благоприятный период для развития многих сторон личности, например таких, как познавательная активность, лю­бознательность. Наиболее важен в этом плане возраст 10- 12 лет. Воз­раст 11-14 лет — важный период для развития самосознания подро­стка, его рефлексии, Я-концепции, чувства Я. Обычно 13-14 лет -время первого знакомства с литературой по самовоспитанию, науч­но-популярной литературой по психологии, возрастной физиологии. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-ли­бо конкретные действия или же они выполняются крайне непоследо­вательно и недолго. Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и осуществлении процесса саморазвития.

Наиболее значим период отрочества для развития полноценного общения. Об этом свидетельствуют следующие данные: у тех школь­ников, которые в 12-14-летнем возрасте были ориентированы пре­имущественно на семью п мир взрослых, в юношеском п взрослом возрасте часто возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, по и в служебных. Неврозы, нарушения поведения, склонность к правонарушениям также наиболее- часто встречаются у людей, чьи взаимоотношения с ровесниками в детском п подростковом возрасте были проблемными. В долговременной пер­спективе полноценное общение со сверстниками в подростковом воз­расте намного существеннее для сохранения психического здоровья, нежели такие факторы, как умственное развитие, школьная успевае­мость, взаимоотношения с педагогами.

Основные направления работы с подростками

Основные задачи развития в этот период:

• формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;


• формирование широкого спектра способностей и интересов, опре­деление круга устойчивых интересов;

• формирование интереса к другому человеку как к личности;

• развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способно­стях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

• развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекват­ных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

• развитие чувства собственного достоинства, внутренних критери­ев самооценки;

• развитие форм и навыков личностного общения в группе' сверст­ников, способов взаимопонимания;

• развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

• формирование представлений о происходящих изменениях, свя­занных с ростом и половым созреванием.

Формирование интереса к себе. Развитие самооценки

Развитие самосознания, формирования интереса к себе, самооценки

в VI-VII классах существенно различается.

Одиннадцать лет — период, когда у школьника возникает желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке.

Вместе с тем он чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, каким образом и при помощи каких критериев это можно сде­лать. Поэтому для школьника становится важной объективная оцен­ка его деятельности. Это отражается на собственной оценке его спо­собностей: помимо интереса к тому или иному учебному предмету на нее начинает действовать новый фактор — ориентация на реальные достижения.

Выше уже упоминалось о том, что подросткам в этом возрасте сложно думать, а тем более говорить о себе и что это сочетается с воз­никшим острым «чувством Я» и повышением значимости проблем, связанных с самооценкой. У них слабо развит рефлексивный анализ, нередко растут негативное самовосприятие, негативная самооценка. В 12 лет интерес к собственному внутреннему миру становится еще сильнее. Формируется умение думать и говорить о себе, у подростков начинает складываться необходимый для этого словарный запас, раз­вивается личностная рефлексия. Представления о собственных воз­можностях, интересах составляют основу самооценки школьников этого возраста, являются главным предметом их гордости,.служат основой для чувства собственного достоинства.

В дальнейшем, в 13-14-летнем возрасте, нестабильность этой сфе­ры усиливается.


С максимальной неустойчивостью представлений о себе, или Я-концепции, связаны многие особенности развития этой сферы в данный период. Подростки часто делают двойной выбор, т. с. хотят одновременно быть и маленькими, и большими, по только не такими, как сейчас.


Объяснение этому феномену лежит в особенностях Я-концепция подростка. Я-концепция -- это совокупность всех представлений

индивидуума о себе, сопряженная с их оценкой и выступающая как установка по отношению к самому себе. Существенной стороной таких установок является представление о себе во времени (Я-прошлое — Я-настоящее — Я-будущее).

Кроме того, Я-концепция включает такие основные установки ин­дивидуума по отношению к себе, как Я-реальное (каким я являюсь в настоящее время) и Я-идеальное (каким я хотел бы или должен стать). В подростковом возрасте наиболее актуальными и «аффективно за­ряженными», эмоционально значимыми оказываются Я-прошлое и Я-будущее, по отношению к которым школьник испытывает амбива­лентные чувства: и то и другое одновременно и притягивает, и оттал­кивает. Я-настоящее как бы постоянно примеряется то к первому, то ко второму.

Эти тенденции оказываются примерно равными по силе, что по­рождает острый конфликт, при котором усиление одной тенденции ведет к равноценному усилению противоположной. Подобная ситуа­ция и приводит к колебаниям между «Я — большой» и «Я — малень­кий», наиболее ярко проявляющимся в 12-14-летнем возрасте..

С особенностями Я-идеального и Я-реального, их соотношения и реализации также связаны феномены этого периода, например харак­тер самооценки. У подростков наблюдается своеобразное сочетание конкретной, частной и общей самооценки: каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер. Причем очень часто самооценка бывает крайне полярной: либо все, либо ничего — середины нет. Если и успешность в каком-либо аспекте функционирования отклоняется от некоего, вы­бранного самим подростком, часто максимального стандарта, то она мгновенно перестает быть таковой. Другими словами, пли реализа­ция Я-идеального, или ничего.

Важно учитывать, что речь идет не о низкой самооценке, не о ком­плексе неполноценности (хотя у некоторых подростков в этот период они проявляются и закрепляются), а о своеобразном «комплексе Зо­лушки» или «комплексе гадкого утенка»: переживая сильную неудов­летворенность собой, подросток в душе надеется на перерождение, на благополучный исход. Причем этот исход должен компенсировать все прошлые неудачи и воплотить представления, зафиксированные в Я-идеальном.