Файл: Дипломная работа особенности правового статуса и меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 490
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (АНО ВО МГЭУ)
Факультет среднего профессионального образования « Колледж»
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Особенности правового статуса и меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны
Обучающийся _____________________ ______Ефремов С.А. ______ подпись фамилия, имя отчества
Руководитель дипломной работы _____________ _______Вольвач Я.В._
подпись фамилия, имя отчества
Рекомендовать к защите
Председатель ПЦК
______________ __________
(подпись) (ФИО)
«____» _______________2023 г.
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общая характеристика мер социальной защиты инвалидов Великой Отечественной войны
1.1 Правовой статус инвалида Великой Отечественной войны
1.2 Государственная политика поддержки инвалидов ВОВ в РФ
Глава 2. Социальная поддержка инвалидов ВОВ в Российской Федерации
2.1 Понятие и виды социальной поддержки инвалидов ВОВ
2.2 Меры социальной поддержки инвалидов ВОВ в современной России
Глава 3. Проблемы реализации мер социальной поддержки инвалидов ВОВ и пути их решения
3.1 Проблемы реализации мер социальной поддержки инвалидов ВОВ
3.2 Совершенствование мер социальной поддержки инвалидов ВОВ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Социальная поддержка предоставляется, как правило, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в силу ряда причин. К таким гражданам законодательством, в том числе, отнесены инвалиды войны.
Социальная поддержка инвалидов Великой Отечественной войны представляет собой направление в деятельности института социальной защиты населения на уровне субъектов Российской Федерации, реализующее комплекс мер (экономических, социально-психологических, медицинских, материальных) и правовых гарантий, обеспечивающих данной категории населения всю полноту законодательных прав, личное достоинство ветеранов.
Одним из приоритетных направлений социальной политики России является социальная поддержка и инвалидов ВОВ. Которая представляет собой комплекс мер (экономических, социально-психологических, медицинских, материальных) и правовых гарантий, обеспечивающих данной категории лиц достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Государственная политика по социальной защите инвалидов боевых действий является важной формой государственного управления социальной сферой. В современных условиях она представляет собой сложную государственно-правовую систему, включающую нормативные правовые акты, институты и механизмы их реализации. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ.
Эффективность социальной политики государства предопределяется ростом экономики. Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможность государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией Российской Федерации.
Реформирование политической, экономической и социальной жизни в нашей стране порождает ряд проблем, которые негативно отражаются на уровне благополучия самых незащищенных слоев населения, к которым относятся и инвалиды Великой Отечественной войны. Поэтому решение социальных проблем является одной из самых важных задач в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Состояние российской государственности начала XXI в. и уровень благосостояния каждого отдельно взятого человека в России диктуют необходимость проведения системного анализа правоотношений, складывающихся между государством и индивидуумом в социальной сфере. Эта проблема всегда занимала умы ученых в различных отраслях правовых знаний. В связи с этим представляется важным исследовать основанную на нормах международного права характеристику Российской Федерации как социального государства, определить понятие и направленность государственной политики по социальной защите инвалидов Великой Отечественной войны.
В связи с этим требуют отдельного изучения механизмы, методы, технологии осуществления данной политики, а также сущность и содержание социальной поддержки, социальное обеспечение как особые социальные и правовые институты государства, выступающие в денежной и натуральной формах предоставления социальной помощи.
Объект исследования – правовой статус инвалидов Великой Отечественной войны.
Предмет исследования – особенности правового статуса и меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны.
Цель исследования – изучение особенностей правового статуса и меры социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны.
Задачи исследования:
1. рассмотреть правовой статус инвалида Великой Отечественной войны;
2. раскрыть государственную политику поддержки инвалидов ВОВ в РФ;
3. раскрыть понятие и виды социальной поддержки инвалидов ВОВ;
4. изучить меры социальной поддержки инвалидов ВОВ в современной России;
5. выявить проблемы реализации мер социальной поддержки инвалидов ВОВ;
6. проанализировать совершенствование мер социальной поддержки инвалидов ВОВ.
При выполнении данной работы нашли применение следующие методы исследования: также метод анализа и синтеза, метод наблюдения.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика мер социальной защиты инвалидов Великой Отечественной войны
1.1 Правовой статус инвалида Великой Отечественной войны
Социальная поддержка инвалидов Великой Отечественной войны (ВОВ) – одно из приоритетных направлений социальной политики российского государства в последнее десятилетие. Руководство страны ежегодно рассматривает основные аспекты жизни инвалидов и ветеранов, расширяет льготы, индексирует выплаты и пособия ветеранам, которых с годами становится все меньше и меньше1.
Социальная поддержка инвалидов является одним из важных направлений социальной политики российского государства. На протяжении только последних лет были приняты реальные меры по улучшению условий и качества жизни ветеранов и инвалидов ВОВ, включая пенсионное обеспечение, оказание медицинской помощи, улучшения жилищных условий, предоставление мер социальной поддержки и социальных услуг. В целях повышения внимания к ветеранам, воспитания уважительного отношения к ним в современном обществе проведены мероприятия и встречи на самом высоком государственном уровне.
Важными в жизни инвалидов Великой Отечественной войны остаются вопросы совершенствования социального обслуживания, социально-средовой реабилитации одиноких пожилых ветеранов, расширения сети специальных домов для ветеранов, служб мобильной социальной помощи.
Государство устанавливает и финансирует меры социальной поддержки участников, инвалидов Великой Отечественной войны, а также вдов погибших (умерших) фронтовиков. В свою очередь на субъекты РФ возложены обязанности по установлению этих мер для тружеников тыла, ветеранов труда и организации социального обслуживания населения, в том числе — ветеранов всех категорий. Несмотря на то, что основная часть ветеранов — «федеральные» льготополучатели, регионы последовательно вводят и за счет собственных средств реализуют для них дополнительные социальные гарантии. Сегодня социальное обслуживание участников ВОВ и приравненных к ним лиц осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальное обслуживание данной категории населения включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и их семьям на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Социальное обслуживание включает в себя медицинский, социальный уход, помощь в бытовом обслуживании, организацию питания, досуга, содействие в получении правовой, психологической и других видов информации, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам2.
В настоящее время в системе социального обеспечения населения было занято около 400 тыс. работников, более 16 тыс. учреждений, санитарно-оздоровительных, протезно-ортопедических предприятий, учебных заведений. В большинстве регионов приняты нормативные правовые акты, устанавливающие инвалидам Великой Отечественной войны дополнительные социальные услуги либо меры социальной поддержки в натуральной или денежной форме.
В частности, установлены меры социальной поддержки по проезду в городском общественном транспорте (в форме единого социального проездного билета, в натуральной форме или в виде ежемесячной выплаты). В ряде регионов ветеранам войны за счет средств региональных бюджетов установлены дополнительные денежные выплаты. Например, в Московской области, благодаря установленным в регионе компенсациям, инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, имеющие I группу инвалидности, и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеющие инвалидность, практически освобождены от оплаты жилищно-коммунальных услуг.
В Красноярском крае супругам умерших участников и инвалидов Великой Отечественной войны предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Помимо этого, активно оказывается помощь по социально-бытовому обслуживанию, ремонту жилья, санаторно-курортному лечению и реабилитации. При этом все большую популярность приобретает адресный подход в оказании социальной помощи с учетом потребностей и возможностей ветеранов.
На сегодняшний день нет необходимости расширять круг льгот на федеральном уровне. Государству нужно определить потребности каждого конкретного участника Великой Отечественной войны, коих осталось не так много. В период 2014-2016 годов планируется дальнейшее совершенствование системы социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, включающее в себя развитие имеющихся технологических форм социальной помощи для данной категории, а также поиск и внедрение новых дифференцированных подходов к реализации мер социальной поддержки фронтовиков с учетом их индивидуальных потребностей3.
1.2 Государственная политика поддержки инвалидов ВОВ в РФ
Социальная защита населения – это совокупность социально-экономических мер и действий, осуществляемых государством и обществом по обеспечению предоставления необходимых условий жизнедеятельности, поддержание материального снабжения различных категорий граждан, а также совокупность мер, помогающих людям в различных критических ситуациях (болезнь, инвалидность, безработица и др.)4.
В настоящее время гарантия социальной защиты и поддержки населения является существенным и приоритетным направлением социальной политики России. Конституция РФ в 7 ст. провозглашает страну социальным государством, что означает объявление её правовым демократическим государством, главной задачей которого является создание достойных условий жизни граждан, максимальной защиты прав и свобод, социального благополучия населения. В ст. 39 Конституции РФ говорится о гарантии «социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности…» каждому гражданину. Для воплощения этого в жизнь государством создана система социальной защиты населения, включающая выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинских и других услуг и т. п. В стране проводится организационная работа по обеспечению социальной защиты населения новыми нормативно-правовыми актами на законодательном уровне, обсуждаются вопросы выделения денежных средств, организации медицинской помощи населению и др.