ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 940
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Знакомство с дымковскими игрушками
Программное содержание:
Познакомить детей с новым видом народной игрушки — дымковской. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал — глину, украшения игрушек, нарядность, яркость. Воспитывать интерес к народному искусству.
Материал: дымковские игрушки, слайды, кукла Петрушка.
Ход занятия
Входит Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, ребята!
Я веселая игрушка, .
А зовут меня... (Петрушка).
Верно!
Я самый веселый на свете.
За это нравлюсь я детям.
Я пришел к вам не один,
А привел своих друзей.
А где же они?
Воспитатель. Не волнуйся, Петрушка, я знаю, где они.
Петрушка. Я тоже догадался. Они на ярмарке. Ярмарка - это игрушки, подарки, игры, веселье. Раньше люди часто ходили туда продавать и покупать игрушки, веселиться, играть, отдыхать.
Пойдемте на ярмарку, я вас познакомлю со своими друзьями.
Дети входят в зал. Звучит русская народная мелодия. В зале на столах организована выставка дымковской игрушки.
Петрушка. Не стесняйтесь! Знакомьтесь с ними поближе, выбирайте себе игрушку.
Дети ходят по залу и рассматривают игрушки, называют их (птица, конь, барышня и пр.).
Воспитатель. Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они — дымковские.
-
Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.) -
Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.)
Теперь заглянем в дымковские мастерские. (Показ слайдов.)
Посмотрите, сколько здесь глины. Из нее лепят игрушки. Это печь. В нее кладут игрушки и обжигают. Они становятся твердые, крепкие, звонкие.
В этой посуде разводят мел на молоке и белят игрушки. Потом украшают игрушки яркими узорами.
-Какими узорами украшают игрушки дымковские мастера? (Кольца, круги, полоски, точки и др.)
- Какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, оранжевый, желтый - солнечные, зеленый, синий, черный.)
Петрушка. Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок! Еще игрушки украшают золотом: шляпу, кокошник. Вот теперь игрушки готовы.
Дети выбирают игрушки.
Петрушка (расхваливает товар):
Кони глиняные мчатся
На подставке что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью-ти!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива!
Петрушка. Вот дымковская карусель приглашает нас к себе!
Дети ставят игрушки. Игра «Карусель».
Петрушка. Праздник нам кончать пора,
Собирайся, детвора!
С «дымкой» расстаемся мы сейчас,
Только всем покажем русский пляс!
Советы воспитателю. Перед досугом организовать выставку дымковских игрушек. Уточнить их название, рассмотреть узоры.
Рисование. Дорожка для коня
Программное содержание:
Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.
Учить выделять один из элементов узора — круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их черными точками, выбирать цвет для кругов. Пробуждать интерес к дымковской игрушке.
Материал: дымковский конь, кукла Петрушка, бумага белая 5x25 см, гуашь красная, оранжевая, желтая, зеленая и черная.
Ход занятия
Петрушка. Здравствуйте, дети, помните, мы с вами ходили на ярмарку?
— Только забыл, какие игрушки мы там видели? (Дымковские игрушки.)
— Из чего они сделаны? (Из глины.)
Спасибо, что напомнили. Но сегодня я пришел к вам не один. (Показывает дымковского коня.)
Вот конь да конь,
Он копытом бьет,
Удила грызет!
Нет свободы, нет простора,
Негде ему скакать!
Воспитатель. Это конь не простой, а сказочный. Он украшен ярким узором.
Воспитатель выбирает элемент узора — круг. Предлагает найти его на игрушке, определить цвет. Посмотреть, какие еще цвета любят дымковские мастера. (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и черный.)
Затем предлагает нарисовать дорожку для коня и украсить ее кругами. Показывает, как нарисовать одинаковые круги (плавным движением, не отрывая руки, ворс кисти бежит за палочкой, которая смотрит вверх).
Уточняет, что цвет для круга каждый выбирает самостоятельно. Обращает внимание, как расположены черные точки вокруг круга.
В ходе занятия воспитатель вместе с Петрушкой помогает детям расположить круги, в рисовании кругов, точек.
В конце занятия разложить все работы и рассмотреть вместе с Петрушкой.
Воспитатель.
-
Какие дорожки самые красивые? -
У кого все кружочки одинаковые? -
По каким дорожкам вам хочется побегать? -
Какие дорожки выберет конь?
Подводя итог, Петрушка говорит, что дымковский конь скачет по всем дорожкам. Все они красивые, яркие, украшены кругами и точками.
Проводится игра «Лошадки». Дети играют с Петрушкой и дымковским конем.
Советы воспитателю. На выставке дымковских игрушек рассмотреть их, назвать, выделить элементы узора: круги, кольца, прямые линии, их цвет и украшения — точки.
Рисование. Ткань на юбку для дымковской барышни
Программное содержание:
Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками).
Учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий, заполнять клетки кругами. Учить выбирать два цвета для линий и кругов, черный для точек.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Материал:дымковские игрушки с клетчатым узором и их изображения на иллюстрациях, трафареты с изображением дымковской барышни; бумага белая 15x15 см, гуашь.
Ход занятия
Входит воспитатель с двумя трафаретами дымковских барышень (одна веселая, другая грустная).
Воспитатель. Кто догадался, в чем дело? (У дымковской барышни не украшена юбка.)
В слободе на Вятке,
Прямо у колодца,
Дымковская барышня
Плачет и смеется:
«Все мои подружки,
Сестренки и братья
К празднику одели
Дымковские платья.
Только мне, бедняжке,
Очень уж обидно —
Не хватило ткани
Для меня, как видно».
Воспитатель предлагает нарисовать узор для юбки. Дети рассматривают дымковские игрушки, выделяют клетчатый узор, рассказывают, как нарисовать линии узора, показывают движение рукой на листе: сначала вертикальные, потом горизонтальные. (Сначала по краям и посередине.) Каждую клетку украсить кругами одного цвета, а вокруг круга нарисовать черные точки. Цвет каждый мастер выбирает самостоятельно.
Педагог сухой кистью показывает последовательность рисования линий на листе. Уточняет, что затем в каждой клеточке нужно нарисовать круг и в конце — точки вокруг круга.
Дети рисуют узор. Воспитатель уточняет последовательность расположения элементов узора.
В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать самые прямые линии, у кого получились ровные клетки.
Воспитатель.
-
Кто нарисовал самые красивые круги и украсил их? -
Кто нарисовал самый сказочный дымковский узор?
Выбранные работы вставить в трафарет — «одеть» барышню. Барышня выбирает самую яркую, нарядную юбку.
Советы воспитателю. Рассмотреть на выставке дым ковские и гру ш ки с клетчатым узором и их изображения на иллюстрациях, фотографиях, найти знакомые элементы, красивые сочетания цветов, яркие, солнечные.
Рисование. Хвост для дымковского индюка
Программное содержание:
Продолжать учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы, выделять новые элементы узора — кольцо и в середине круг, сочетания цветов, украшения черным цветом (точки, черточки).
Учить составлять узор на розете, украшать лепестки и середину, выбирать цвета и украшения.
Материал: дымковские игрушки, украшенные кольцом и кругом; розета белого цвета диаметром 20 см, гуашь.
Ход занятия
Воспитатель. Почтальон принес письмо, в котором нас просят прислать наши узоры на выставку.
— Как вы думаете, где будет выставка?
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
Вечера зимой длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке, все кругом,
Голубые дали,
И село большое...
(Дымково назвали.)
Правильно, нам предложили послать рисунки в село Дымково.
- Что же нам с вами послать? (Узоры.)
Воспитатель показывает дымковского индюка.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный...
...Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная — индюк.
-
Нравится вам эта игрушка? -
Какой формы у него хвост? (Похож на круг и на розету.) -
Чем украшен хвост? (Кольцами и кругами, точками.)
- Какие краски любят дымковские мастера? (Желтый, красный, оранжевый и черный цвета.)
Воспитатель предлагает рассмотреть бумагу в форме розеты, найти сере дину, лепестки. Она напоминает цветок.
Затем предлагает детям сухой кистью на каждом лепестке «нарисовать» кольцо одного цвета, а потом в каждом - круг другого цвета и середину. А затем кольцо украсить точками. Показывает кольцо на игрушке.
Педагог уточняет расположение колец на форме, их цвет, напоминает, что для круга нужно выбрать другой цвет, и т.д.
В конце занятия вместе с индюком рассмотреть все узоры, выбрать самые красивые - одинаковые кольца, хорошо подобран цвет, получились веселые узоры, тонкие украшения точками.
Выбрать самый красивый хвост для индюка.
Советы воспитателю. Выставка дымковских индюков и изображений на иллюстрациях. Чтение стихотворений о дымковских игрушках.
Рисование. Составление узора на круге
Программное содержание:
Продолжать знакомить с дымковской игрушкой.
Учить составлять узор на круге, выделяя середину и кайму, украшая ее кольцами одного цвета и в кольце круг другого цвета: делить кайму на 4 части, затем располагать кольца между ними.
Украшать круг, кольцо черными точками или черточками. Выбирать сочетания цветов, украшения.
Воспитывать интерес к глиняной игрушке.
Материал: дымковский индюк и другие игрушки, украшенные кольцом и кругом; белый круг диаметром 20 см, гуашь, фланелеграф.
Ход занятия
Воспитатель показывает экспонаты выставки дымковских игрушек, выделяет элемент узора — «кольцо и в середине круг», предлагает найти его на разных игрушках, уточняет сочетания двух цветов и украшения черным цветом круга или кольца. Рассматривание игрушек сопровождается чтением стихотворения.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
До чего же хороша,
Просто чудо — водоноска,
Высока ее прическа.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный...
Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
Педагог предлагает рассмотреть хвост индюка (похож на розету и круг) и нарисовать узор для хвоста, украсить его кольцами, в каждом — круг другого цвета.
Уточняет, где на листе бумаги — круге — нарисовать кольца: по краям и посередине. Показывает рукой на круге, в какой последовательности рисовать кольца: наверху, внизу, слева, справа, а потом между ними и в середине листа.