Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инструкция: Посмотри внимательно на картинки. А теперь скажи, что ты рассмотрел на картинке.

Интерпретация. Высокий уровень – ребенок правильно и обобщено оценил ситуацию на предъявленной картинке, самостоятельно доказал сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализировал последовательно в определенном порядке, при высказывании ответ был содержателен.

Средний уровень – ребенок правильно оценил ситуацию, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен, при выполнении задания требовалась стимулирующая помощь, при рассмотрении картинки описывал то, на что упал взгляд.

Низкий уровень – оценить ситуацию обобщено ребенок не смог, ему

требовалось помощь взрослого, образец анализа не усваивается, не может

перенести образец в новую ситуацию.

2.3. Модифицированная методика «Исключение четвертого лишнего», автора Н.Л. Белопольской

Материал: карточки с предметами:

Инструкция: Перед тобой карточки с предметами, ты должен найти лишний предмет, а схожие предметы назови одним словом.

Интерпретация. Высокий уровень – ребенок точно, назвал лишний предмет, без посторонней помощи и наводящих вопросов, правильно обобщает предметы и понятия на основе конкретных предметов, выделяет основные качества предметов, объединенных общим признаком.

Средний уровень – при обобщении предметов ребенок допустил единичные ошибки, не всегда выделяет существенные признаки предметов.

Низкий уровень – процессы обобщения развиты слабо, ребенок при исключении «лишнего» предмета допустил множественные ошибки, не смог выделить основные качества предметов, объединенных общим признаком.

3. Диагностика развития памяти.

3.1. Методика «Зачеркни названные картинки» (слуховая память)

Материал: карандаш, картинки, слова: мяч, куб, гриб, зонт, рыба, лист, чашка, носки, корабль, флаг:

Инструкция: Посмотрите перед вами рисунки, закройте глаза, я буду называть картинки. А теперь откройте глаза и зачеркните картинки, которые запомнили.

Интерпретация. Высокий уровень – ребенок правильно зачеркнул предъявленные слова.


Средний уровень – ребенок зачеркнул 4-7 предъявленных слова.

Низкий уровень – ребенок зачеркнул меньше 4 слов.

3.2. Методика «Исследование зрительной памяти», автора Д. Векслера

Материал: четыре рисунка, лист формат А4, карандаш:

Инструкция: Перед вами картинки, вы должны внимательно посмотреть на каждую картинку в течение 10 сек. Ваша задача воспроизвести предъявленные фигуры на листе.

Интерпретация.

Высокий уровень – ребенок правильно и самостоятельно воспроизвел на листе предъявленные фигуры.

Средний уровень – ребенок при воспроизведении на листе предъявленные фигуры допустили единичные ошибки.

Низкий уровень – ребенок не смог самостоятельно воспроизвести на листе предъявленные фигуры.

Приложение 2

II. Методики исследование графомоторных навыков

1. Графический диктант, автора Д.Б. Эльконин

Материал: лист бумаги в широкую клеточку, карандаш.

Инструкция: Я буду Вам говорить направление клеточек, а Вы должны их изобразить на листе. →2 (вправо), ↓4 (вниз), →1 (вправо), ↑2(вверх), →1 (вправо), ↑1(вверх), →4(вправо), ↓1 (вниз), →1 (вправо), ↓3 (вниз), ← 1 (влево), ↓1 (вниз), ← 1 (влево), ↑1(вверх), ← 4 (влево), ↓1 (вниз), ← 1 (влево), ↑1(вверх), ← 1 (влево), ↑3(вверх), ← 1 (влево), ↑2(вверх).

Ответ: черепаха:

Интерпретация. Высокий уровень – ребенок правильно и безошибочно воспроизвел рисунок, умеет ориентироваться на листе бумаги, точно определяет вправо→влево, вверх →вниз.

Средний уровень – ребенок воспроизвел рисунок но допуская 1-2ошибки, в основном умеет ориентироваться на листе бумаги, при определении вправо→влево, вверх →вниз имеются неточности, которые при повторном предъявлении самостоятельно исправляет.

Низкий уровень – ребенок воспроизвел рисунок, но допуская 4 и более ошибок, не может ориентироваться на листе бумаги, при определении вправо→влево, вверх →вниз не знает точное направление, при повторном предъявлении не исправляет.

Приложение 3

III. Исследование речи

1. Методика «Лексическое развитие речи»

А. Глагольный словарь

Материал: картинки: зайчик, рыба, ребенок, мама, самолет, снежинка


Инструкция: «Солнышко светит, греет, печет, восходит, заходит. А что делает …»

Б. Подбор синонимов

Материал: картинки: бабушка, дети, дом, большой, врач, грустный, веселится, бегает, плачет, шагает:

Инструкция: «Посмотри на картинку. Это бабушка. Другим, словом о ней можно сказать: «Старушка». Назови другим словом …».

В. Подбор антонимов

Материал (10 слов): жара, а наоборот –; тишина, а наоборот –; чистый, а наоборот –; мокрый, а наоборот –; больной, а наоборот –; смеяться, а наоборот –; одеваться, а наоборот –; пасмурный, а наоборот –; говорить, а наоборот –; медленно, а наоборот –.

Инструкция: «Послушай слова: большой – маленький. Это противоположные слова. Большой, а наоборот – маленький. Маленький, а наоборот …?»

Г. Уровень обобщений.

Материал: картинки:


Инструкция: посмотри на картинки и назови их одним словом (последовательно предъявляются серии картинок, в каждой по пять картинок).

Интерпретация. Высокий уровень – дети, предъявленные слова правильно понимают и употребляют в активном словаре. По всем заданиям дан правильный ответ; самостоятельно придумано по каждому из предложенных 6-ти слов более трех лексем.

Средний уровень – некоторые слова отсутствуют в активном, но есть в пассивном словаре, все остальные предложенные слова и употребляются ребенком в активном словаре. Встречаются ошибочные единичные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса; самостоятельно придумано по каждому из первых четырех слов более трех лексем, а по каждому из двух последних – две лексемы.

Низкий уровень – большая часть предложенных слов отсутствуют в активном и пассивном словаре, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения задания замедлен, требуется повторения инструкции, иногда контекстная подсказка. По каждому из первых четырех слов придумана одна лексема самостоятельно, 2 лексемы с помощью; по каждому из двух последних слов – одна лексема самостоятельно, одна лексема с помощью в виде побуждающих вопросов.

2. Методика «Изучение сформированности грамматического строя языка»

А. Проверка общего уровня языковой компетенции

Материал (6 предложений): Я люблю мама. Девочка рисовает карандашами. Петя ест спелый яблок. В море плавают рыбка. Малыши построили много домов из песков. У кошки родились котенки.

Инструкция: «Я буду читать предложения, если ты заметишь, что я сказала плохо, неправильно, то поправь меня».

Б. Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Материал (9 слов): Одна рука, а если их много, то это –. Один глаз, а если их много, то это –. Одно ухо, а если их много, то это –. Одно копыто, а если их много, то это –. Один стул, а если их много, то это –. Один карандаш, а если их много, то это –. Один гусенок, а если их много, то это –. Один медведь, а если их много, то это –. Одно окно, а если их много, то это – .


Инструкция: «Один – мяч, а если много, то скажем, что это - мячи»,

Интерпретация. Высокий уровень – ребенок заметил и самостоятельно исправил все ошибки, и по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ.

Средний уровень – ребенок заметил все ошибки, большинство исправил самостоятельно, часть – с незначительной помощью. Самостоятельно и верно выполнена основная часть заданий. Единичные задания – с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией.

Низкий уровень – задание выполняется в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются, даже после повторного воспроизведения материала. Иногда посторонняя помощь не эффективна.

3. Методика «Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов» по методике Коненковой И.Д.

А. Отраженное воспроизведение слов

Материал (9 слов): Бегемот, сосна, танкист, сквозняк, лекарство, сковорода, термометр, пингвиненок, фотографирую.

Инструкция: « Послушай и повтори за мной».

Б. Отраженное воспроизведение фраз

Материал (5 фраз): Хоккеисты выиграли турнир. Лариса связала братишке джемпер. Утром на деревьях защебетали ласточки. Саша возвращается с работы на транспорте. Мама покупает в универсаме фрукты.

Инструкция: « Послушай предложение и повтори в точности как я».

Интерпретация. Высокий уровень – все слова и фразы точно воспроизводятся.

Средний уровень – большинство слов и фраз воспроизводится точно, однако темп воспроизведения несколько замедлен, могут быть запинки.

Низкий уровень – многочисленные искажения слоговой структуры

слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением, требуется повторное предъявление материала.

4. Методика «Исследование связной речи»

1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера. (Используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой).

1.1. Краткая вступительная беседа по вопросам: У кого какая мама? (У цыплят…, у утят…). Из чего вылупляются цыплята? А утята? Кто высиживает куриные яйца? А утиные? Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца»? Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?

1.2. Чтение рассказа. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стала можно пить.