Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Борисова Н.Ф. Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию [Электронный ресурс] / Н.Ф. Борисова, Г.С. Айрумян, А.Н. Колесникова // Молодой ученый. 2014. №17. URL: https://moluch.ru/ (дата обращения: 15.06.2018).

8. Иванова Л.В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л.В. Иванова, Н.В. Пермякова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 12 (декабрь). URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. (дата обращения: 15.06.2018).

21. Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С.Ткачева. М.: ЮРАЙТ, 2014. 200 с.

материала необходима помощь педагога (воспитателя), общественные поручения выполняются под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть сверстников [3, с. 13–17; 8, с. 141–143].

Следует отметить, что влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе имеют следующую нисходящую последовательность:

– неадекватные методы воспитания в семье,

– мотивационная неготовность к обучению в школе,

– неудовлетворенность в общении с взрослыми,

– не правильное осознание своего положения в группе сверстников,

– низкий уровень образования родителей,

– конфликтная ситуация в семье, неполная семья,

– отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения к детям педагога (воспитателя) [1, с. 178–180].

Таким образом, адаптация ребенка к школе – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптацию ребенка к школе облегчает посещение его детского школьного учреждения. Следует отметить, что готовность ребенка к школе рассматривается как многоуровневое и многофакторное явления. Выделяют следующие виды адаптации: физиологическая, психологическая, социальная, академическая и личностная. Она сопряжена с определенными трудностями.

1. Батюда М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюда, Т.Н. Князева. М.: Логос, 2016. 306 с.

3. Борисова Н.Ф. Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию [Электронный ресурс] / Н.Ф. Борисова, Г.С. Айрумян, А.Н. Колесникова // Молодой ученый. 2014. №17. URL: https://moluch.ru/ (дата обращения: 15.06.2018).

8. Иванова Л.В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л.В. Иванова, Н.В. Пермякова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 12 (декабрь). URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. (дата обращения: 15.06.2018).


1.2. Основные проблемы адаптации ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе это один из самых важных и трудных периодов в жизни детей, так как они должны адаптироваться к новым микросоциальным условиям. В этот период ребенок может оказаться в эмоционально-стрессовой ситуации, что связано с изменением привычного стереотипа поведения, условиями жизни и деятельности ребенка. Кроме этого увеличивается психоэмоциональная нагрузка [2, с. 70–74].

Поэтому к основным проблемам адаптации ребенка к школе относят: дисциплину, развитие ответственности, речевое и эмоциональное общение, агрессивность [7, с. 221–223; 9, с. 682–686].

– Дисциплина. Главная трудность, которая ждет ребенка в школе – это требования определенной дисциплины. Они в какой-то степени лишаются свободы действий, которая у них была в детском саду. Так как необходимо сидеть на одном месте, не разговаривать с соседом по парте, с учителем можно заговорить только с его разрешения, когда молчат другие. Кроме этого увеличивается продолжительность урока.

Поэтому целесообразно в учебный процесс включать занятия, которые способствуют одновременно поработать и поиграть с ребенком, но в тоже время это уже не подвижная игра, а интеллектуальная, которая приучает ребенка к определенной дисциплине, выдержке, вырабатывает умение спокойно сидеть на месте.

– Развитие ответственности. Ответственность и дисциплина взаимосвязаны и являются наиболее важными факторами, от которых

2. Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. 2014. № 3. С. 70-74. 

7. Жилина Л.Я. Некоторые аспекты подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л.Я. Жилина, В.Ю. Самсонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 8. URL: http://e-koncept.ru/2015/65055.htm (дата обращения: 15.06.2018).

9. Коваль А.Н. О подготовке и готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс] / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина, Т.В. Наумова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. URL: http://applied-research.ru (дата обращения: 13.06.2018).

зависит успешная адаптация ребенка к школе.

Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, потому что она определяет не только адаптацию ребенка к школе, но и последующую адаптацию индивида в жизни [7, с. 223–225]. Безусловно, начиная заниматься с ребенком, развивая у него личную ответственность, можно заложить основу зрелой личности. Выделяют два вида ответственности:


1. Принятие ответственности на себя. Индивид считает, что только от него зависят его победы и неудачи, и их причины ищет в себе.

2. Перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. Индивид считает, что его успехи и поражения зависят от других людей или от случая, обстоятельств, их причины ищет не в себе самом [15, с. 156–158].

Чтобы развить ответственность необходимо постепенно внушать ребенку, что в его жизни практически все зависит только от него, таким образом, он обретет уверенность в себе. Кроме этого ребенку необходимо предоставлять свободу в принятии решений, обращая внимание на ответственность за свои поступки.

– Речевое и эмоциональное общение. Чтобы установить адекватное отношение с педагогом (воспитателем) и со сверстниками ребенок должен уметь данное общение правильно организовывать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать вопрос» и др.). Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости [20, с. 86–88].

Для успешного решения этих проблем необходимо постоянно создавать ребенку ситуации успеха на уроке, в общении со сверстниками, а руководство деятельностью детей следует осуществлять, широко

7. Жилина Л.Я. Некоторые аспекты подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению [Электронный ресурс] / Л.Я. Жилина, В.Ю. Самсонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т.8. URL: http://e-koncept.ru/2015/65055.htm (дата обращения: 15.06.2018).

15. Склярова Т.В. Возрастная психология / Т.В. Склярова. СПБ.: ПСТГУ, 2017. 224 с.

20. Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С.Ткачева. М.: ЮРАЙТ, 2014. 200 с.

используя методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.

– Агрессивность является одним из мощных фактов, отрицательно влияющих на адаптацию ребенка к школе, может создать и внутри личностные трения, и проблемы с успеваемостью [6, с. 40–48].

Агрессивный ребенок может попасть в группу «изолированных» детей. С ними никто не хочет вступать в контакт, общаться, что негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

К основным причинам появления агрессии относят:

– копирование поведения родителей;

– научение агрессии в процессе непосредственного приобретения негативного опыта (участие, а не пассивное наблюдение). Это наблюдается, если ребенок самостоятельно включается в агрессивное взаимодействие – с родителями (законными представителями), братьями, сестрами, родственниками, соседями, компанией во дворе;


– чрезмерное увлечение компьютером, телевидением, компьютерными играми, которые несут в себе разного вида агрессию [21, с. 91–93].

Таки образом, в основе вышеперечисленных проблем лежит сложное взаимодействие социальных и индивидуальных факторов, неблагоприятных для всестороннего развития ребенка. Л.М. Божович выделила следующие основные факторы риска, которые способны при конкретных условиях стать причиной нарушения адаптации ребенка к школе: школьные и семейные.

К школьным факторам относят:

– несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированные на возрастные нормы, [2, с. 70–74],

2. Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. 2014. № 3. С. 70-74. 

6. Долгова В.И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника [Электронный ресурс] / В.И. Долгова, Р.В. Овчарова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. URL: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 13.06.2018).

21. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. М.: ЮРАЙТ, 2017. 575 с.

психофизиологические особенности физически и психически ослабленных детей,

– несоответствие вышеперечисленным особенностям темпа учебной работы в разнородной группе (классе),

– экстенсивный характер учебных нагрузок,

– доминирование отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве, «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами [2, с. 70–74].

К семейным факторам относят:

– повышенный уровень респектации родителей (законных представителей) в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим, возникающая психотравмирующая ситуация в семье.

По мнению Л.С. Выготского, переход из дошкольного детства в школьную действительность, когда изменяется социальная ситуация развития, является кризисным, переломным моментом в жизни ребенка [1, с. 184–186].

По мнению Л.И. Божович момент обретения ребенком статуса ученика и несформированность «внутренней позиции школьника» могут выступать одним из механизмов дезадаптации, которая является самой распространенной проблемой.

Школьная дезадаптация включает «совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствии социального, психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, а в некоторых случаях невозможным [11, с. 56–57].


С данным понятием связывают образование неадекватных механизмов

1. Батюда М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюда, Т.Н. Князева. М.: Логос, 2016. 306 с.

2. Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. 2014. № 3. С. 70-74. 

11. Пакевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Совместная деятельность, развивающие занятия. ФГОС. / Т.Д. Пашкевич. Волгоград: Учитель, 2015. 123 с.

адаптации ребенка к школе (затруднения в учебе, нарушение поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания, повышение уровня тревожности, искажения в личностном развитии).

Ребенок в школе проведет значительную часть своей жизни. И если в течение этого продолжительного периода он постоянно будет испытывать дискомфорт, фрустрацию, неприятие со стороны окружающих и т.д., а со стороны специалистов не будут оказываться меры по психологической диагностике, профилактике и коррекции, можно говорить о возможном нарушении социализации и деформации ценностных и референтных ориентаций ребенка в более поздние периоды онтогенеза и, как следствие, возникновении различных видов девиантного, делинквентного, аддитивного поведения [2, с. 70–74; 11, с. 56–57].

Стоит отметить, характеристики, свидетельствующие о дезадаптации в поведении:

1. Нарушения общения со сверстниками и взрослыми: агрессивность, замкнутость и избегание контактов, недоверчивость и подозрительность, чрезмерная исполнительность и конформность, негативистическая демонстративность, конфликтность и обидчивость.

2. Занижены социальные нормы поведения ребенка в школе, расторможенность влечений.

3. Гиперактивность, неугомонность.

4. Депрессивность, астенизация, уход от деятельности [13, с. 503–505].

5. Эмоциональная незрелость, психофизический инфантилизм.

6. Невротические проявления (плаксивость, нарушения речи, навязчивые движения или звуки, психосоматические проявления и др.)

На сегодняшний день существенно изменилась социальная ситуация

2. Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. 2014. № 3. С. 70-74. 

11. Пакевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Совместная деятельность, развивающие занятия. ФГОС. / Т.Д. Пашкевич. Волгоград: Учитель, 2015. 123 с.

13. Потапова Г.Я. Что такое готовность ребенка к школе? [Электронный ресурс] / Г.Я. Потапова, А.Г. Сорока // Молодой ученый. 2016. №24. URL: https://moluch.ru/archive/128/35481/ (дата обращения: 13.06.2018).

развития ребенка. Прежде всего, это связано с процессами, которые произошли в социуме. Его устои расшатаны, изменились ценностные ориентиры, усугубились негативные процессы в семьях, ухудшилась экологическая обстановка окружающей среды. Все это породило социальную дезадаптацию детей, что выразилось в росте беспризорности, социальной педагогической запущенности, увеличения числа агрессивных детей с девиантным поведением. К уже вышеперечисленным причинам школьной дезадаптации стоит добавить психические (широкий спектр нервно-психических расстройств) и соматические (уровень общей заболеваемости) факторы [6, с. 40–43].