Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе
1.1. Адаптация ребенка к школе: понятия, сущность, виды, уровни
1.2. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет
2. Психолого-педагогическое исследование адаптации ребенка к школе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Проведение и анализ результатов исследования
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
3.1. Методические рекомендации педагогу/воспитателю и родителям по адаптации ребенка к школе
Ход проведения: Перед игрой дети должны подобрать для себя фант – игрушку. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам даются названия деревьев (дуб, клен, береза). Каждый должен запомнить свое название.
Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает другое дерево и т.д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются. Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.
Игра «Кто где живет»
Ход проведения: Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого-либо зверя, для наглядности может надеть маску или значок и выясняет, где этот зверек обитает в природе (в лесу, в поле, на дереве, в дупле, норе и т. д.). Ведущий обращается к детям и называет место своего пребывания и пункт назначения. Например: «Ой, я, кажется, заблудился! Кто бы мне помог в этом дубовом лесу найти дорогу к полю? Но нет, никто здесь, видно, не живёт». Выскакивает лесной кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» – и ведет к кому-либо живущему в поле, например, мышке. Затем сюжет повторяется. Главное для путешественника – не забывать благодарить провожатого.
Приложение 7
Результаты психолого-педагогического исследования уровня адаптации ребенка к школе после эксперимента
№ п/п |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
1 |
Познавательная сфера 1. Развитие внимания: модифицированная методика Пьерона-Рузера (концентрация и устойчивость внимания) |
|||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
2. Развитие мышления: 2.1. Методика «Последовательные картинки» (умение устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий) |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
2.2. Методика «Нелепицы» (развитие наглядно-образного мышления) |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
2.3. Модифицированная методика «Исключение четвертого лишнего», Н.Л. Белопольской (развитие логического мышления) |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
3. Развитие памяти: 3.1. Методика «Зачеркни названные картинки» (развитие слуховой памяти) |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
3.2. Методика «Исследование зрительной памяти», автор Д. Векслер (сформированность зрительной памяти) |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
2 |
Графомоторные навыки Графический диктант (сформированность мелкой моторики, координацию движений рук) |
|||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
3 |
Речевая деятельность 1. Методика «Лексическое развитие речи» А. Глагольный словарь |
|||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
Б. Подбор синонимов |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
В. Подбор антонимов |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
Г. Уровень обобщений |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
2. Методика «Изучение сформированности грамматического строя языка» А. Проверка общего уровня языковой компетенции |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
Б. Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
3. Методика «Изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов» по методике Коненковой И.Д. А. Отраженное воспроизведение слов |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
Б. Отраженное воспроизведение фраз |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
4. Методика «Исследование связной речи» |
||||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |
|
4 |
Мотивационная и эмоциональная готовность к школе |
|||||||||||||||||||
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
Н |
С |