Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе
1.1. Адаптация ребенка к школе: понятия, сущность, виды, уровни
1.2. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет
2. Психолого-педагогическое исследование адаптации ребенка к школе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Проведение и анализ результатов исследования
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
3.1. Методические рекомендации педагогу/воспитателю и родителям по адаптации ребенка к школе
ВВЕДЕНИЕ
Поступление в школу – это новая ступень в жизни ребенка, которая характеризуется новыми знаниями, нормами, правами, обязанностями, сложными и различными отношениями со сверстниками и взрослыми.
В соответствии ФГОС ДО не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку. И переход на следующую образовательную ступень должен сопровождаться всесторонним (эмоциональным, коммуникативным, физическим и психическим) развитием, которое поможет интегрироваться в школьную среду и успешно усвоить учебно-образовательную программу начальной школы.
То есть у детей должны быть сформированы устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии; способности, желание учиться. Поэтому школе необходимо быть готовой к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен огромный потенциал каждого ребенка. Ребенок должен быть приспособлен к новым условиям, т.е. адаптироваться.
Но адаптация ребенка к школе – достаточно длительный процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма. И задача участников педагогического процесса сделать данный период в жизни ребенка максимально комфортным. Поэтому проблема адаптации детей к школе актуальна тем, что очень важно поддержать ребенка и помочь ему сохранить на этом этапе накопленный позитив, уберечь от неудач, негативного отношения к изменившемуся статусу бывшего дошкольника.
Такие психологи как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. внесли большой вклад в изучении социально-психологических аспектов в адаптации ребенка к школе.
Педагогическими аспектами адаптации занимались Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и др. Я.Л. Коломинский и Е. А. Панько в своих работах выделили факторы, влияющие на адаптацию ребенка к школе. Само понятие адаптация ребенка к обучению в школе изложено в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых таких как: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я. Йирасек, Г.И. Капчеля, А. Керн, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, С. Штребел, Д.Б. Эльконин и др.
Стоит отметить, что на современном этапе модернизации образования назрела необходимость обратить внимание на развитие личности ребенка, его интересов и способностей, на создание ситуации успеха в обучении.
Объект исследования: адаптация ребенка к школе.
Предмет исследования: процесс адаптация ребенка к школе.
Цель: изучить процесс адаптации ребенка к школе.
Для достижения данной цели необходимо поставить и решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Изучить понятие, сущность, виды, уровни адаптации ребенка к школе.
2. Выявить основные проблемы адаптации ребенка к школе.
3. Изучить возрастные особенности детей 6-7 лет.
4. Провести психолого-педагогическое исследование адаптации ребенка к школе.
5. Разработать методические рекомендации педагогу/воспитателю и родителям по адаптации ребенка к школе.
Методы исследования: в работе были применены:
а) теоретические методы исследования такие как: анализ, синтез, обобщение, классификация – путем изучения учебно-научной и методической литературы.
б) эмпирические методы: наблюдение, исследование, опытно-экспериментальная работа (эксперимент).
Практическая значимость работы: полученные результаты психолого-педагогического исследования необходимы педагогу/воспитателю для выявления уровня адаптации ребенка к школе и разработки рекомендаций для его повышения.
При написании данной работы была использована педагогическая и учебно-научная литература. Основными источниками, раскрывающими теоретические аспекты адаптации ребенка к школе: ее сущность, понятие, виды, уровни были выбраны:
– научная электронная библиотека КиберЛенинка (https:// cyberleninka.ru), построенная на парадигме открытой науки (Open Science), главная задача которой заключается в популяризации науки и научной деятельности, общественном контроле качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии, и построение инфраструктуры знаний;
– периодический научно-методический электронный журнал «Концепт» (https://e-koncept.ru/). В нем публикуются статьи научно-практического характера по педагогическим наукам, отдельным вопросам сферы образования, психологии и др., содержащие уникальные результаты исследований;
– печатные издания и статьи таких авторов как: Г.Я. Потапова «Что такое готовность ребенка к школе?», Т.В. Склярова «Возрастная психология» СПБ.: ПСТГУ, И.В. Шаповаленко «Психология развития и возрастная психология» М.: ЮРАЙТ и др. раскрывающие сущность, понятие, и основные проблемы адаптации ребенка к школе, а также возрастные особенности детей 6-7 лет, которые необходимо учитывать для формирования успешной адаптации ребенка к школе.
База исследования: МБДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательного учреждение) Детский сад комбинированного типа №149 «Сказочный» г. Брянска.
1. Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе
1.1. Адаптация ребенка к школе: понятия, сущность, виды, уровни
При поступлении ребенка в школу, происходит смена его социального статуса, что приводит к изменению старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, к усвоению новых норм, правил и требований, предъявляемых к нему родителями и учителями. Поэтому все дети должны пройти период адаптации к школе.
Как отмечает М.И. Ильина, на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Поэтому адаптацию ребенка к школе облегчает предварительное посещение детского сада. [1, с. 161]. Что же представляет собой термин «адаптация»?
Адаптация в переводе с латинского – это приспособление функций организма и его органов к условиям среды.
По мнению А.В. Петровского адаптация представляет собой фазу в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер
его дальнейшего личностного развития.
По мнению Б.Т. Гурусбекова, Г.Р. Дичева адаптация к школе представляет собой сложную систему приспособительных мероприятий, которые направлены на усвоение и овладение новыми социальными формами деятельности, и связаны с изменением статуса ребенка [15, с. 89–91].
Согласно М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе подразумевает приспособление его к функционированию (выполнение учебно-социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника) [9, с. 682].
1. Батюда М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюда, Т.Н. Князева. М.: Логос, 2016. 306 с.
9. Коваль А.Н. О подготовке и готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс] / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина, Т.В. Наумова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. URL: http://applied-research.ru (дата обращения: 13.06.2018).
15. Склярова Т.В. Возрастная психология / Т.В. Склярова. СПБ.: ПСТГУ, 2017. 224 с.
По ее мнению адаптированный ребенок – это ребенок, который приспособлен к полноценному развитию своего интеллектуально-личностного, физического, и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.
В.Р. Цылев под адаптацией ребенка к школе понимает процесс его привыкания к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни. По его мнению, ребенок к школе должен адаптироваться к организационной стороне жизни, к своей социальной роли, к особенностям усвоения знаний, умений на уроке [17, с. 96].
Таким образом, адаптация ребенка к школе связана с его готовностью к школьному обучению, и рассматривается как многоуровневое, многофакторное явление, т.е. связанное с воздействием на индивида большого числа внутренних и внешних факторов.
В связи с этим выделяют взаимосвязанные и взаимообусловленные виды адаптации ребенка к школе такие, как [12, с. 43–45; 16, с. 141–144]:
1. Физиологическая адаптация, связана с напряжением всех функциональных систем (зрительная, интеллектуальная, мышечная) организма ребенка. При этом чем большее напряжение испытывает каждая система, тем больше ресурсов расходует организм ребенка. Длительное напряжение приводит к переутомлению, и может стать причиной неврозов, стрессов ребенка и т.д.
2. Психологическая адаптация, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и специфики учебного материала. Ребенок должен иметь желание учиться и выполнять задания педагога /воспитателя, понимать
12. Пасечник Л.В. Материалы для диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе / Л.В. Пасечник. М.: АРКТИ, 2017. 68 с.
16. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / А.А. Сорокина // Территория науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.06.2018).
17. Суздальцева О.О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению [Электронный ресурс] / О.О. Суздальцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. URL: http://e-koncept.ru/2015/75020.htm. (дата обращения: 15.06.2018).
и стремиться успешно выполнить их. Кроме этого ребенок должен владеть базовыми умениями и знаниями, воспринимать, перерабатывать и воспринимать учебную программу, уметь планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность [16, с. 141–144].
Таким образом, психологическая адаптация это перестройка мотивационной, когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка при переходе к организованному, систематическому обучению в коллективе сверстников.
3. Социальная адаптация, связана с желанием ребенка принять новую социальную роль – школьника (умение слушать, реагировать на задания педагога/воспитателя, организовывать свою деятельность анализировать свой результат, строить отношение с окружающими, правильно оценивать свои действия и действия сверстников) [19, с. 1–3].
4. Академическая адаптация, характеризует степень соответствия поведения ребенка нормам будущей школьной жизни (правила поведения, познавательная активность на уроках и т.д.).
5. Личностная адаптация (самооценка и уровень притязаний, стремление к самоизменению) характеризует уровень принятия ребенком самого себя, новой социальной роли («Я – школьник»).
По мнению В.С. Мухиной, адаптация ребенка к школе сопряжена с такими трудностями как:
– освоение нового школьного пространства,
– выработка нового режима дня,
– вхождение в новый, коллектив сверстников [21, с. 211–213],
– принятие множества ограничений и установок, которые
16. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Электронный ресурс] / А.А. Сорокина // Территория науки. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.06.2018).
19. Хапачева С.М. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению [Электронный ресурс] / С.М. Хапачева, В.С. Дзеверук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. URL: http://e-koncept.ru/2014/14351.htm (дата обращения: 15.06.2018).
21. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология / И.В. Шаповаленко. М.: ЮРАЙТ, 2017. 575 с.
регламентируют поведение,
– установление взаимоотношений с педагогом,
– построение новой гармонии отношений в семье [21, с. 211–213].
Рассматривая адаптацию ребенка к школе, необходимо выделить три ее уровня: высокий, средний и низкий [3, с. 13–17; 8, с. 141–143].
Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе, к требованиям, которые ему предъявляются, правильно воспринимает учебный материал, усваивает образовательную программу, проявляет интерес к самостоятельной деятельности, активно включается и выполняет общественные поручения.
Средний уровень – ребенок положительно относится к школе, ее посещение не оказывает отрицательных переживаний, усваивает и понимает образовательную программу, сосредоточен при выполнении заданий, поручений, указаний педагога (воспитателя), но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда когда занят чем-то для него интересным, общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими сверстниками.
Низкий уровень – ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе, преобладает подавленное настроение, не дисциплинирован, учебный материал усваивает фрагментарно, самостоятельная деятельность затруднена, при выполнении не проявляет интереса, со стороны педагога (воспитателя) нужен постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны педагога и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового