Файл: Адаптация детей в условиях первого класса в школе (Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты адаптации ребенка к школе
1.1. Адаптация ребенка к школе: понятия, сущность, виды, уровни
1.2. Основные проблемы адаптации ребенка к школе
1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет
2. Психолого-педагогическое исследование адаптации ребенка к школе
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Проведение и анализ результатов исследования
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
3.1. Методические рекомендации педагогу/воспитателю и родителям по адаптации ребенка к школе
7. По результатам проведенной диагностики «Графический диктант» (приложение 5, таблица 1) можно сказать следующее: 50% (пятеро) детей контрольной группы и 40% (четверо) детей экспериментальной группы имеют высокий уровень сформированности графомоторных навыков они правильно и безошибочно воспроизвели графически рисунок, могут ориентироваться на листе бумаги: вправо→влево, вверх →вниз. 30% (трое) детей контрольной группы и 20% (двое) детей экспериментальной группы имеют средний уровень: они воспроизвели рисунок, допуская 1-2 ошибки, в основном правильно ориентируются на листе бумаги, при определении вправо→влево, допускали неточности, которые при повторном предъявлении самостоятельно исправили. 20% (двое) детей контрольной группы и 40% (четверо) детей экспериментальной группы не смогли графически изображать рисунок, не ориентируются на листе бумаги, при повторной инструкции не смогли исправить допущенные ошибки.
8. Результаты исследования речи (приложение 5, таблица 1) показали, что у детей старшего дошкольного возраста, речевая деятельность сформирована, хорошо оформлены лексико-грамматические, фонетико-фонематические категории речи. Но у 20% (двое) детей контрольной группы и 40% (четверо) детей экспериментальной группы наблюдается низкий уровень развития речевой деятельности. У них прослеживается отсутствия большей части предложенных слов в активном и пассивном глагольном словаре. Лексемы подбирают к предложенным словам с трудом с помощью наводящих вопросов. При обобщении используют контекстную подсказку. Темп выполнения заданий замедлен, требуется неоднократное повторение инструкций.
Грамматические конструкции сформированы не до конца, присутствуют ошибки в употреблении существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. При воспроизведении слов наблюдается искажение слоговой структуры. Отраженное воспроизведение фраз произносят с искажением структуры предложения. При пересказе текста действующих лиц выделяет с помощью подсказки, фактическое содержание понимают, словарный запас бедный аграматичен.
9. По результатам проведенной методики «мотивационная и эмоциональная готовность к школе» (приложение 5, таблица 1) можно сказать следующее: 50% (пятеро) детей контрольной группы и 40% (четверо) детей экспериментальной группы в целом положительно относятся к школе, у них наблюдается желание и стремление стать первоклассником. 30% (трое) детей контрольной группы и 20% (двое) детей экспериментальной группы нейтрально относятся к школе, особого желание стать превокласником не проявляют, стремление в школу объясняют: «Хочу пойти в школу, чтобы учиться». 20% (двое детей) контрольной группы и 40% (четверо детей) экспериментальной группы в школу не стремятся, познавательный мотив отсутствует.
Таким образом, при диагностике познавательной сферы у детей можно сказать следующее: исследуемые параметры познавательных процессов в целом соответствует возрастным особенностям детей данного возрастного этапа. При исследовании графо-моторных навыков (приложение 5, таблица 1) у 20% (двое) детей контрольной группы и 40% (четверо) детей экспериментальной группы не сформированы, дети не правильно ориентируются на листе бумаги, не знают расположение: → (вправо), ← (влево), ↑(вверх), ↓ (вниз).
При исследовании сформированности речевой деятельности 20% (двое) детей контрольной группы и 40% (четверо) детей экспериментальной группы имеют низкий уровень, мотивационная и эмоциональная готовность к школе также слабо развита.
Таким образом проведенная психолого-педагогическое иследование показало, что 50% (пятеро) детей контрольной группы и 40% (четверо) детей экспериментальной группы имеют высокий уровень адаптации к школе, 30% (трое) детей контрольной группы и 20% (двое) детей экспериментальной группы – средний уровень, 20% (двое) детей контрольной группы и 40% (четверо) детей экспериментальной группы – низкий уровень (рисунок 1).
Рис.1. Гистограмма показателей уровня адаптации детей к школе
Это говорит о том, что 45% детей в целом готовы к обучению в школе, а с отальными детьми участникам педагогического процесса необходимо провести работу и дать соответствующие рекомендации родителям.
Формирующий этап. В экспериментальной группе для повышения
уровня адаптации детей к школе были проведены игры-занятия. В контрольной группе дети занимались по обычной программе.
Цель: повысить уровень адаптации детей к школе.
Таким образом, должны решаться следующие задачи:
1. Подобрать игры-занятия для повышения уровня адаптации детей к школе.
2. Создать необходимые педагогические условия, направленные на повышения уровня адаптации детей к школе.
Перспективный план формирующего этапа
Содержание
Этапы |
Цели |
|
1.Формирования познавательной сферы |
1. Формирование у детей произвольного внимания, развитие концентрации и устойчивости внимания. 2. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий. 3. Развитие наглядно-образного мышления. 4. Развитие логического мышления. 5. Развитие слуховой памяти. 6. Развитие зрительной памяти. |
Игры: 1. «Найди различие» 2. «Что за чем и почему?» 3. «Спрятанные картинки» 4. «Найди пару» 5. «Наведи порядок» 6. «Рисуем по памяти узоры» |
2.Формирование графомоторных навыков |
1. Развитие графомоторных навыков. 2. Формирование пространственной ориентации. |
Игры: 1. «Домик» 2. «Водители» |
3. Формирование речи |
1. Активизация глагольного словаря, развитие воображения, памяти, ловкости. 2. Расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. 3. Расширение словаря антонимов. 4. Формирование умения выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. 5.Формирование языковой компетентности. 6.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. 7. Формирование слоговой структуры слова. 8. Формирование и совершенствование связной речи. |
Игры: 1. «Кто может совершать эти действия?» 2. «Похожие слова» 3. «Горячий – холодный» 4. «Четвертый лишний» 5. «Скажи правильно» 6. «Один - много» 7. «Составь слово», «Составь фразу» 8. «Собрать диалог» |
4. Формирование мотивационной и эмоциональной готовность к школе |
1. Формирование самоконтроля 2. формирование произвольности и школьных навыков. |
Игры: 1. «Птичка» 2. «Кто где живет» |
Стоит отметить, что для повышения уровня адаптации детей к школе необходимо акцентировать внимание на следующие процессы: формирования познавательных процессов, графомоторных навыков, речевой деятельности, мотивационной и эмоциональной подготовленности детей к
школе.
Игра «Найди различие»
Цель: произвольного внимания, развитие концентрации и устойчивости внимания.
Материал, ход проведения (приложение 6).
Игра «Что за чем и почему?
Цель: формирования умения устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий.
Игра «Спрятанные картинки».
Цель: развитие наглядно-образного мышления
Игра «Найди пару»
Цель: развитие логического мышления
Игра «Наведи порядок»
Цель: развитие слуховой памяти
Игра «Рисуем по памяти узоры»
Цель: развитие зрительной памяти.
Игра «Домик»
Цель: развитие графомоторных навыков.
Игра «Водители»
Цель: формирование пространственной ориентации.
Игра «Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Игра «Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Игра «Горячий – холодный»
Цель: расширение словаря антонимов
Игра: «Четвертый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах,
развивать способность к обобщению.
Игра «Скажи правильно»
Цель: формирование языковой компетентности.
Игра «Один - много»
Цель: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Игра «Составь слово»
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Игра «Составь фразу»
Цель: формирование слоговой структуры.
Игра «Собрать диалог»
Цель: формирование и совершенствование связной речи.
Игра «Птичка»
Цель: формирование самоконтроля
Игра «Кто где живет»
Цель: формирование произвольности и школьных навыков.
Материал, ход проведения к каждой игре можно найти в приложение 6.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Контрольный этап.
Цель: определить результативность использования занятий-игр как метода обучения и воспитания при повышении уровня адаптации ребенка к школе.
После проведения занятий была проведена повторная диагностика уровня адаптации детей к школе. По результатам (приложение 7, таблица 2), которых было выявлено следующее: у детей контрольной группы уровень адаптации детей к школе повысился на 10%, у детей экспериментальной группы на 30% (рисунок 2).
Рис. 2. Гистограмма результатов опытно-экспериментальной работы по повышению уровня адаптации детей подготовительной группы к школе
Это говорит о том, что у детей наблюдается положительная динамика развития и совершенствования в познавательной сфере, у них улучшились графомоторные навыки, которые выступают показателями подготовки мелкой моторики к дальнейшему освоению овладения письмом, речевая деятельность носит сформированный характер, как фонетико-фонематической стороны речи, так и лексико-граматической. Речь в целом без аграмматизмов и соответствует возрастным показателям. У детей прослеживается эмоциональная и мотивационная подготовка к школьному обучению. В целом при повторном исследовании повысился уровень адаптации детей к школе и составил 65%.
3. Методические рекомендации
3.1. Методические рекомендации педагогу/воспитателю и родителям по адаптации ребенка к школе
Очень важный фактор в период адаптации ребенка к школе – это атмосфера в семье и эмоции, которые в ней царят. Обратите внимание, на следующие методы воспитания, которые вызывают у ребенка положительные эмоции: поощрения; похвала; одобрение; поцелуи; ласка; улыбка; сопереживание; восхищение; приятные сюрпризы; подарки.
И на методы воспитания, которые вызывают у ребенка отрицательные эмоции: упреки; унижение; обвинение; осуждение позор; одергивание; подавление; отвержение; физическое телесное наказание.
Поэтому учитывая важность подготовки ребенка к школе, можно предложить следующие рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.
1. Необходимо помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
2. Учитывать, что причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
3. Целесообразно, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям,
постарайтесь его понять.
4. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, поэтому не стоит заставлять, а нужно убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
5. Если отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
6. Стоит как можно больше проявлять оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Для выполнения данных рекомендаций необходимо придерживаться стратегий позитивного оценивания ребенка:
1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик» и т.д.).
2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения.
3. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
4. Выражение уверенности в том, что у него все получится.
Так же очень важную роль в адаптации ребенка к школе играет методы обучения и воспитания, применяемые педагогом/воспитателем, поэтому рекомендации по адаптации ребенка к школе для них будут следующие.
1. Для успешного обучения и личностного развития ребенка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учетом его общего физического и психического развития, моторики, состояния нервной системы.
2. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.