ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
будет организована групповая работа. Не стоит вмешиваться в стихию определения или
самовыдвижения лидеров. Тренер остается наблюдателем, который лишь время от времени
подстегивает действие напоминанием о том, что приближается срок показа. Иногда тренер
может быть и консультантом по творческим вопросам - обратить внимание на построение
мизансцены, на детали одежды или реквизита и т.д. Но он не вмешивается в организацию
репетиционного процесса.
Обсуждая ход упражнения, тренер может использовать материалы своих наблюдений за
группой. Хотелось бы обратить его внимание на следующие моменты:
-
Кому принадлежит инициатива в группе?
-
Чьи творческие идеи находят поддержку у других членов команды, а чьи нет? Почему?
-
Как определяется лидер - самоназначением или группа вручает одному из участников
полномочия руководителя? Есть ли попытки ввести коллегиальное руководство или
определяется единоличный лидер?
-
Как группа реагирует на возникновение лидера? Возникают ли очаги напряженности,
конкуренции или же все группируются вокруг обозначившегося лидера?
-
Кто из членов команды пытается вытеснить идеи и действия других на периферию
группового действия? Кто проявляет инициативу в установлении партнерства, кто демон-
стрирует агрессивность, кто остается в позиции ведомого?
-
Кто проявлял независимость суждений и действий, а кто предпочитал идти в русле идей
лидера или большинства? Насколько продуктивна была такая тактика с учетом командной
работы над общей задачей в ограниченном промежутке времени?
-
Изменились ли инструменты влияния лидера на группу в ходе работы? Изменилось ли
отношение группы к нему? Каков стиль взаимодействия лидера и команды?
-
Носило взаимодействие участников хаотический характер или же имело определенную
структуру?
Оценка перечисленных элементов работы группы позволит обсудить вместе с командой
особенности взаимодействия участников, наличие внутригрупповых альянсов и напряжений,
стили коммуникации и роли отдельных игроков.
Печатная машинка
Цели:
-
в игровой форме подчеркнуть важность каждого игрока в решении групповой задачи;
- закрепить навыки совместного решения групповой задачи;
- развить концентрацию внимания участников тренинга.
Размеры группы: как минимум, 8-10 человек. Ресурсы: доска и мел или флип-чарт с фломастерами для записи текста упражнения. Время: 15-20 минут.
Ход упражнения
Это упражнение лучше всего проводить с группой игроков в 8-14 человек. Если же группа большая, то образуем подгруппы. На доске/флип-чарте записывается текст:
-
Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать. (Конфуций)
-
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. (Конфуций)
-
Человек - все равно что кирпич: обжигаясь, он становится твердым. (Бернард
Шоу)
-
Кто хочет прочитать записанные на доске афоризмы? Мы можем с легкостью прочесть написанное. Мы можем обсудить глубину мысли, подумать, как каждый из афоризмов соотносится с нашей личной жизненной практикой.
Задание усложнится тогда, когда чтение каждого текста станет задачей коллективной. Это значит, что сейчас каждый игрок получит лишь по одному слову из текста. Я попрошу вас после этого произнести афоризм целиком, добившись логически верного и эмоционально наполненного звучания.
Итак, первому игроку - первое слово "не", второму — "печалься", третьему — "о", четвертому — "том" и т.д. Так распределяем текст первого отрывка, разделив его на сегменты. Если игроков не хватает, то даем некоторым по несколько слов.
Приступаем к самому упражнению. Читая слово, игрок как бы впечатывает его в общий текст и в сознание участников группы.
С первых же попыток произнести текст как единое логическое и эмоционально окрашенное целое группа столкнется с проблемой: каждый игрок будет ставить после своего слова интонационную точку, как бы завершая своим словом высказывание. Разнобой силы голоса, эмоций также будет мешать целостному восприятию афоризма. Добиваемся единого звукового, логического и эмоционального звучания, пока не достигаем целостной осмысленной и ритми- ческой передачи текста. После этого переходим к следующему афоризму.
Завершение
-
Чем, на ваш взгляд, полезно это упражнение будущим лидерам?
-
После разбора хода игры давайте вновь вернемся к трем афоризмам, чтобы обсудить их смысл!
Мне необходима помощь!..
Цели:
-
потренироваться в осознании собственных поведенческих моделей;
- закрепить навыки диалогового стиля общения в практике лидера, развить его эмпатические возможности;
- потренироваться в "отзеркаливании" собеседника, пристройке.
Размер группы: камерный состав - 12-15 участников.
Ресурсы: флип-чарт/доска.
Время: зависит от числа участников и их готовности к диалогу.
Ход упражнения
Группа разбивается на подгруппы в 3-5 человек.
На доске или флип-чарте записаны роли:
-
ДРУГ
- начальник
- партнер
- подчиненный
- сосед
- дальний знакомый
- коллега по работе.
Ведущий просит каждую подгруппу задуматься над тем, как одна и та же информация трансформируется в различной ситуации, применительно к различным людям, в зависимости от формы высказывания.
Насколько мы успешны в том, что можно было бы назвать уместным поведением - реакциями, адекватными той ситуации, месту, в которых мы оказались, людям, с которыми мы общаемся?
-
Мне необходима помощь! - обращаетесь вы к различным людям и получаете в ответ...
Давайте проверим, как каждый из перечисленных на доске/флип-чарте людей может отреагировать на вашу просьбу. Построим работу следующим образом:
- в каждой подгруппе определите для себя, о каком виде деятельности будет идти речь, в какой помощи вы нуждаетесь;
- каждый попытается представить себе (можно сделать необходимые пометки), как будет развиваться сцена-диалог с каждым из героев, указанных в нашем списке;
- следующий этап заключается в том, что в группе проигрываются все варианты диалога со всеми героями. Каждый из участников подгруппы может поучаствовать в импровизированной сцене-диалоге, предъявив товарищам свое видение ситуации и разыграв с партнером свой вариант развития сцены;
- последний этап - обсуждение. Чтобы сделать его эффективным и конкретным, раздаем каждой подгруппе листок с наводящими вопросами:
*
Насколько варианты, которые были заранее подготовлены вами, вписываются в общее представление группы о том, как может развиваться ситуация?
*
Считаете ли вы свои предложения оптимальными после того, как познакомились с мнениями других участников команды?
*
Считаете ли вы свой вариант развития сюжета более примиренческим, более агрессивным, более нейтральным, более интеллигентным, чем варианты, предложенные товарищами? Говорит ли выбранный вами способ реакции о стиле вашего поведения в реальной обстановке?
*
Что в реакциях и предложениях товарищей по группе показалось вам неприемлемым? Что стало неожиданностью? С чем вы готовы безоговорочно согласиться?
Завершение
Приглашаем все группы соединиться в форум. Предлагаем участникам упражнения самостоятельно определить, что являлось для них главным в про- веденном упражнении, в чем его польза и учебный потенциал. Поощряем высказывания перед общим форумом. Подводим итог выступлениям.
Дорогой длинною...
Цели:
- способствовать мобилизации внимания участников и включенности их в решение групповой задачи;
- интеграция группы за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную командную деятельность;
- потренироваться в определении четких целей деятельности, в выработке совместной стратегии и тактики успеха;
- развить лидерские качества в членах команды, проверить их готовность взять на себя ответственность за решение задачи, способность эффективно работать и общаться с партнерами по команде.
Размер группы: до 20-25 человек.
Ресурсы: два стола, два набора "Лего", флип-чарт, маркеры для записей, секундомер (идеальный вариант - большие настенные часы с секундной стрел- кой).
Время: 1-1,5 часа.
Ход игры
Группа разделяется тренером на две равные подгруппы, каждая выбирает лидера. Тренер задает лидерам определенный стиль поведения. Один из лидеров будет работать по деловому типу, т. е. он нацелен на выполнение задачи, работа
- главное. Настроения, сомнения, тревоги, рефлексия участников возможны лишь в том случае, если не отвлекают от генеральной линии. Второй лидер определен как социоэмоциональный тип руководителя. В своей работе с группой он руководствуется идеями, предложениями участников, готов быть внимателен к их проблемам, вовлекает их эмоционально в общий процесс. Обратим внимание на то, что группа не выдвигала лидеров, а получила решение сверху: лидеры
- выдвиженцы руководителя тренинга. Это важно, и к этому замечанию мы еще вернемся.
Каждая группа получает инструкцию. Она одинакова для обеих команд.
Инструкция
Друзья! Перед вами стоит грандиозная задача национального масштаба. Вы - те, кто своим упорным трудом, творческой энергией, эффективным сотрудничеством построит долгожданную магистраль, соединяющую центр страны с периферией.
Одна проблема: техника должна быть переправлена на другой берег широкой реки.
Перед вами на столе - набор конструктора "Лего". Вам необходимо из кирпичиков выстроить мост, соединяющий оба берега.
Правила строительства таковы:
1.
Вы должны использовать минимум кирпичиков.
2.
Выстроить максимально длинный мост (не менее 70 см).
3.
Мост должен быть максимально высоким.
4.
Использовать по возможности более мелкие "кирпичики" конструктора.
5.
Выполнить задачу в максимально короткий срок.
В ходе работы вы не сможете пользоваться советами тренера или любого другого участника тренинга, не состоящего в вашей команде. Только команда работает над строительством моста. Временные рамки:
-
Обсуждение инструкции и правил строительства с тренером - три минуты. После этого группа начнет работать в абсолютно автономном режиме!
-
Групповая дискуссия о методах строительства, тренировка, апробация методов строительства - 25 минут.
-
Обсуждение результатов тренировки и принятие стратегических и тактических решений - 15 минут.
Таким образом, через 48 минут после прочтения дается старт строительству. На этом этапе всем участникам команды, кроме лидера, ЗАПРЕЩЕНО РАЗ-
ГОВАРИВАТЬ. Использовать можно лишь невербаль ные средства общения!
Каждая попытка разговора со стороны участников команды стоит группе дополни- тельных 15 секунд (штрафное время, которое будет прибавлено ко времени строительства).
Сразу же после прочтения инструкции начинается отсчет времени и игра.
Завершение
После того как команды завершили работу, объявляется затраченное на строительство моста время, подсчитывается количество "кирпичиков", измеряется длина и высота моста. Когда промеры закончены, под аплодисменты и музыку открывается движение по сданному в строй участку автомагистрали!
Строители пока не идут на банкет, потому что после пуска моста предполагается анализ деятельности - подробный "разбор полетов".
-
Что вы чувствовали, прочитав инструкцию и познакомившись с условиями игры?
-
Какой этап обсуждения задачи показался вам наиболее важным?
-
Как происходили обсуждение и принятие решений?
-
Кто осуществлял руководство группой? Работал ли в полную силу назначенный формальный лидер, был ли выдвиженец группы лидером альтернативным, а может быть, работа происходила под коллективным руководством?
-
Насколько тип лидерства, определенный для вашего формального руководителя, был эффективен для конкретной задачи и конкретной группы?
-
Что повлияло на результат игры?
-
Что мешало группе работать эффективнее?
-
Что каждый из вас может вынести для себя после игры?
Это упражнение-игра, как и часть других игр на групповое взаимодействие, важны и с точки
зрения
создания
партнерских
отношений,
чувства
ответственности,
улучшения
коммуникации, но также для подготовки обратной связи участников группы. Важно дать
игрокам возможность проанализировать поведение каждого партнера. Сделать это можно,
засняв весь ход встречи на видеокамеру и обсудив затем фильм с группой. Но техника не
всегда под рукой, да и бывает ненадежной. Что же делать в таком случае?
Я предлагаю воспользоваться методикой "Машина" - так называется методика оценки
группового взаимодействия. Нам потребуется два наблюдателя-эксперта, которые с первых
минут игры будут внимательно наблюдать за происходящим в каждой команде. (Можно даже на
каждую команду дать по два эксперта. Роль эта не менее увлекательная, да и результат
обучения серьезный. Эксперт, хорошо и внимательно отработавший, получает не меньше
эмоционального и практического материала, чем строители!)
Эксперты-наблюдатели следят за работой команд по листу-схеме. На нем мы видим
изображение машины. Детали машины - метафорическое определение роли игрока в группе.
Таким образом, делая по ходу упражнения заметки на листе, эксперты определяют НА
КАЖДОМ ЭТАПЕ (выработка идеи и тренировка, обсуждение результатов тренировки,
собственно строительство моста), кто в группе выполнял роль:
1)
переднего освещения — смотрит вперед, думает о перспективе;
2)
заднего света - анализирует прошлый опыт, связан с прошлым;
3)
гвоздя (протыкает камеру) — создает проблемы, задерживает эффективное движение
машины;
4)
рессор - скрадывает ухабы (споры, ссоры, раздражение) дороги;
5)
горючего - дает энергию для движения;
6)
двигателя - получает бензин и превращает идеи в практическое действие;
7)
колес - реализуют стремление двигателя привести машину в движение;
8)
тормоза - тормозит движение, снижает скорость;
9)
руля - управляет движением, выбирает стратегию, направление;
10)
аксессуаров - внешние украшения, абсолютно бесполезные в практическом смысле;
11)
бампера - принимает на себя удар при столкновении (интересов, амбиций, идей...);
12)
закрылок - не позволяет грязи забрызгать другие детали;
13)
радиатора — охлаждает двигатель, не дает ему закипеть;
14)
связки - детали, которая объединяет переднюю и заднюю часть корпуса машины;
15)
багажника - на нем важный груз, но чтобы воспользоваться им, нужно остановиться, выйти
из машины;
16)
внешнего сидения - во время всей поездки остается снаружи и никак не влияет на то, что
происходит.
По окончании игры эксперты представляют участникам свои метафорические оценки. До их
вердикта полезно выслушать самих игроков, как они считают, какие роли в машине они сами
выполняли на разных этапах игры. Потом будет интересно сравнить их мнение с мнением
наблюдателей-экспертов.
Кстати, подобная методика будет полезна и после следующего упражнения - "Путешествие
Незнайки". Даже тематически она прекрасно сочетается с ним!
Путешествие незнайки
Цели:
- способствовать мобилизации внимания участников и их участию в решение групповой задачи;
- интегрировать группу за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную командную деятельность;
- потренироваться в выработке совместной стратегии и тактики успеха;
- развить лидерские качества в членах команды, проверить их готовность взять на себя ответственность за решение задачи, возможность эффективно работать и общаться с партнерами по команде.
Размер группы: максимум, до 26 человек.
Ресурсы: набор карточек с материалами игры, флип-чарт, маркеры для записи, секундомер (идеальный вариант - большие настенные часы с секундной стрелкой).
Время: 1 час.
Ход игры
К игре необходимо подготовить карточки из плотной бумаги. На каждой карточке помещаем данные ниже фрагменты информации (каждый абзац текста соответствует отдельной карточке!):
-
Что такое боб?
-
С какой скоростью ехал Незнайка от Огурцовой реки в Солнечный город?
-
Незнайка ехал от Огурцовой реки в Солнечный город со скоростью один грих.
-
Что такое нюш?
-
Сколько бобов в одном часе?