Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31. Охарактеризуйте мотивационную сферу личности.
Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов, потребностей и других компонентов личности. Структура мотивационной сферы сложная. Мотивационная сфера личности — это система всех побуждений.
В мотивационную сферу личности входят компоненты:
Потребности. Мотивы. Мотивация, Влечения. Желания. Установки. Мечты. Интересы. Убеждения. Мировоззрение. Направленность.
Потребности — это требование организма (в широком понимании) чего-либо, нужда, нехватка, которая ощущается в виде психологического и физического дискомфорта. Возникший дискомфорт заставляет человека искать источник, с помощью которого можно избавить себя от нужды, что автоматически доставляет удовольствие.
Мотивы — любые внутренние побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
Побудительная мотивация
Влечение определяется как «неопредмеченное» побуждение. Влечение — это недифференцированное, неосознанное или недостаточно осознанное ощущение потребности
Желание— переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществлять. Желания имеют цель и способны осуществляться в соответствии с построенным планом.
Установка— неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой
активности в определённой ситуации.
Мечта — это отсроченное желание, образ желаемого, созданный в представлении. Мечта выражает потребность человека в предметах или условиях существования.
Убеждения — осознаваемый и прочувствованный взгляд, выработанный в течение жизни человека, является главным мотивом в поведении.
Интерес — форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его.
Потребность — это желание иметь. Потребности и интересы могут не совпадать.
Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.
Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
32. Охарактеризуйте эмоциональную, волевую и мотивационную сферы личности.
Общая характеристика эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера личности — сложное многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее эмоции, чувства, переживания и проявляющееся в состояниях и отношениях человека.
Общая характеристика мотивационной сферы личности. Мотивационная сфера личности является одним из самых значимых разделов психологии, поскольку мотивации определяют конкретное поведение человека, его поведенческую активность, направленную на достижение целей, которые связаны с удовлетворением человеческих потребностей.
Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:
· разнообразие мотивов;
· множественный характер;
· гибкий характер;
· существование определённой иерархии;
· наличие структуры;
· устойчивый характер мотивов;
· динамичность мотивов;
· мотивационная сила
Волевая сфера личности. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Она возникла вместе с появлением общества и труда
Характеристики волевых действий:
1. Волевые действия являются обдуманными, целенаправленными, намеренными, принятыми к осуществлению по собственному сознательному решению. 2. Волевые действия всегда осуществляются по внутренним (личным) или внешним (социальным) причинам. 3. Волевые действия в итоге обеспечиваются дополнительным побуждением (торможением) за счёт функционирования определенных механизмов и заканчиваются достижением намеченной цели.
Функции воли:
1. Выбор главных мотивов и целей.
2. Регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации.
3. Организация психических процессов в адекватную систему действий, осуществляемых человеком.
4. Мобилизация физиологических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.
33. Расскажите об особенностях познавательных процессов личности.
Психические познавательные процессы – это в психологии каналы общения с миром. Они имеют своеобразные характеристики, их совокупная деятельность составляет объективную картину мира. Таким образом, человек познает мир через ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание
-
Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма.
Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений: Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.
Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.
Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.
По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.
-
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис. 9).
К основным свойствам восприятия относятся:
целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;
предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;
обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;
константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение
Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным), например зрительные или слуховые иллюзии.
3. Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.
Основные свойства представлений:
фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;
неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;
изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.
4. Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека.
При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию (например, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями).
Мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого,
Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ – не по знакомому образу, а совершенно отличный от него
Творчество – это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В психологии выделяют следующие
критерии творческой деятельности:
творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;
5. Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.
Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.
Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.
К основным мыслительным операциям относятся:
анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;
сравнение – установление отношений сходства и различия;
обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;
умозаключение – ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;
индукция– вывод частного суждения из общего;
дедукция – вывод общего суждения из частных.
34. Охарактеризуйте мотивационную сферу личности.
Мотивационная сфера личности является одним из самых значимых разделов психологии, поскольку мотивации определяют конкретное поведение человека, его поведенческую активность, направленную на достижение целей, которые связаны с удовлетворением человеческих потребностей.
Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:
· разнообразие мотивов;
· множественный характер;
· гибкий характер;
· существование определённой иерархии;
· наличие структуры;
· устойчивый характер мотивов;
· динамичность мотивов;
· мотивационная сила
Однако, следует понимать, что характеристика мотивационной сферы личности включает в себя также определение видов мотиваций:
· ситуационные мотивации, включающие в себя факторы. Побуждающие индивида к действиям в зависимости от определённых ситуации. Такие ситуации могут возникать внезапно в зависимости от поступков и действий других людей (коллег, подчиненных, родных, врагов), от социального положения и даже от настроения конкретного человека;