Файл: 1. Расскажите об истории возникновения и становления психологии как самостоятельной науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По форме оно бывает следующим:

- свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная);

- стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика);

- частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Правильное применение метода беседы предполагает:

1. Наличие у исследователя личного контакта с испытуемыми лицами, установленного задолго до беседы. Например, любимый учащимися и пользующийся их уважением учитель проведет такую исследовательскую беседу с гораздо большим успехом, чем малознакомый или даже впервые беседующий с ними исследователь.

2. Наличие тщательно продуманного плана беседы. Этот план должен представлять из себя не формальный перечень конкретных вопросов, с которыми предполагается обратиться к участникам беседы, а скорее план задач, проблем, которые составят материал беседы. Метод беседы предполагает постановку вопросов не только.со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Иногда постановка вопросов учащимися вскрывает значительно больше фактов в интересующей исследователя проблеме, чем их прямой ответ на поставленные учителем вопросы.
14. Охарактеризуйте трудовую мотивацию личности сотрудника УИС.
Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как харак­теристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведен­ческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом можно определить как совокупность причин психологического харак­тера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Изучение мотивационной сферы сотрудников основывается на выделении мотивов, отражающих наличие профессионально-значимых качеств личности. Умение правильно обозначить характерные мотивы в служебной деятельности для тех или иных групп является залогом успешной деятельности. И наоборот, наличие у сотрудника негативного мотива, например, выраженная потребность в комфорте, является деструктивным прогностическим признаком.


Чтобы повысить точность прогноза служебной деятельности, на взгляд А.А. Колесникова, Е.В. Беспаловой, целесообразно для кандидатов, получивших средние и низкие диагностические оценки, использовать дополнительный критерий, разработанный на основе изучения мотивационной сферы с помощью методики Мильмана, базирующейся на теории потребностей А. Маслоу. Сопряжение ее с экспертными оценками профессионализма позволило получить мотивационную модель уровня профессионализма, которую можно применять на втором этапе отбора кандидатов. Параметр мотивационного профиля личности связан обратной зависимостью с уровнем профессионализма. Этот параметр отражает базовую потребность личности – реальную потребность поддержания жизнеобеспечения. Общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании поддерживающих, потребительских мотивов. Чем больше сотрудник занят дополнительной работой в свободное от дежурства время, тем ниже он оценивается руководством, поскольку его мотивационная сфера ориентирована на внерабочую деятельность, и его ресурсов (физических и психических) не хватает на качественное выполнение профессиональной деятельности. Поэтому, если кандидат при поступлении ориентируется на использование свободного от дежурства времени для дополнительного заработка, то это является негативным признаком.

Еще одним параметром, высокое значение которого неблагоприятно сказывается на уровне профессионализма, является выраженная потребность в общении в свободное время, что может свидетельствовать о достаточно сильной ориентации мотивов на жизнь, не связанную с профессией, при этом профессиональная деятельность является лишь неприятной необходимостью. Опыт работы по обеспечению психологического сопровождения личного состава определяет модели «эффективных» и «неэффективных» сотрудников.

15. Охарактеризуйте психические познавательные процессы личности.
Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов.

  1. 1   2   3   4   5


Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма.


Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений: Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.


  1. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис. 9).




К основным свойствам восприятия относятся: 

целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;

предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;


константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение
Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным), например зрительные или слуховые иллюзии.
3. Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.



Основные свойства представлений:

фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;

неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;

изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.
4. Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека.



При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию (например, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями).
Мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого,
Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ – не по знакомому образу, а совершенно отличный от него

Творчество – это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В психологии выделяют следующие 
критерии творческой деятельности:

творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;
5. Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.



Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.

Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.

Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.

К основным мыслительным операциям относятся:

анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;

умозаключение – ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;

индукция– вывод частного суждения из общего;

дедукция – вывод общего суждения из частных.
16. Раскройте социально-психологическую характеристику базовых теорий трудовой мотивации.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы американских психологов Абрахама Маслоу, Девида МакКлелланда и Фредерика Герцберга.

Теория мотивации по А. Маслоу основывается на изучении потребностей человека. Ее сторонники считают, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп и расположить в форме пирамиды (см. п. 3.1).

По теории А. Маслоу, по­требности первых, то есть нижних уровней, требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека и первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней.