Файл: Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2997
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
В какие сроки должна выплачиваться постоянная рента, если это неотражено в договоре?
Кто должен восстанавливать землю: Торин или Азов?
Правомерен ли отказ Азова от дальнейшей выплаты ренты путем, ее выкупа?
Как будет определяться выкупная цена, если она не указана в договоре постоянной ренты?
В какие сроки должна выплачиваться пожизненная рента?
Увеличивается ли сумма пожизненной ренты в течение жизни ее получателя?
Тема 2.1. Общие положения о гражданском правоотношении
Название практической работы: Решение практических - ситуационных задач на тему: «Гражданские правоотношения».
Цель работы: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выделения субъектов гражданских правоотношений из числа иных правоотношений.
Образовательные результаты:
Осваиваемые компетенции:
Приобретаемые умения (навыки):
Ход работы (задания):
Задача 1.
ЗАО "Брандт" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Алмаз" о взыскании 5 406 623 руб. 10 коп. пени за просрочку вывоза купленной ответчиком мебели за период с 4 марта 2000 года по 27 марта 2003 года.
Из искового заявления видно, что требования истца обоснованы тем, что действия ответчика привели к возникновению у истца убытков в связи с хранением мебели, которые он намеревается покрыть путем взыскания договорной неустойки (0,5% от стоимости мебели в день), определенной в счетах от 16 декабря 1999 года № Y-51373 и от 26 января 2000 года № А-50050.
Ответчик добросовестно заблуждался относительно факта вывоза мебели, полагая, что данная обязанность была выполнена другим лицом, а истец в течение нескольких лет намеренно не предъявлял ответчику требования забрать купленный товар с целью увеличения суммы неустойки.
Дайте анализ возникшим правоотношениям.
Задача 3.2.
ООО "Э-АСС" обратилось в Арбитражный суд с иском к Государственному унитарному предприятию по техническому обеспечению дорожного хозяйства и благоустройства "Дорин" о взыскании 2000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ за период с 11.05.99 по 05.01.2000.
Разрешая спор, Арбитражный суд исследовал динамику взаимоотношений сторон по договору от 24.10.97 о выполнении работ по реконструкции транспортных узлов в г. Москве.
При этом им было установлено, что решением от 11.05.99 по делу А40-13795/99-27-196 в полном объеме удовлетворены заявленные ООО "Э-АСС" исковые требования и с ГУП "Дорин" в его пользу взыскано 850112 руб. 22 коп. задолженности и 697908 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за нарушение обязательств, предусмотренных указанным договором.
Исполнительный лист на принудительное взыскание с ответчика 1548020 руб. 20 коп. со сроком его действия до 11.12.99 выдан судом истцу 28.06.99.
Для получения причитающихся ему сумм ООО "Э-АСС" предъявило в АК "ММБ-Банк Москвы" инкассовое поручение № 50 на безакцептное списание с ГУП "Дорин" присужденной суммы 09.12.99.
Дайте анализ возникшим правоотношениям.
Инструкция по выполнению заданий
1. Изучить ст.2 ч. I Гражданского кодекса РФ; лекционный материал по теме «Общие положения о гражданском правоотношении»;
2. Определить характерные черты возникших правоотношений;
3. Исходя из характерных черт определить вид правоотношений.
Форма контроля выполнения практической работы письменная.
Контрольные вопросы:
Список рекомендуемых источников информации:
Дополнительные источники:
Критерии и шкала оценивания:
Критерии оценки представляют собой правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.
Практическая работа N 3
Тема 2.2. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.
Название практической работы: Решение практических - ситуационных задач на тему: Физические лица, как субъекты гражданского права
Цель работы: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для определения способности физических лиц, вступать в гражданско-правовые отношения.
Образовательные результаты:
Осваиваемые компетенции:
– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
Приобретаемые умения (навыки):
Ход работы (задания):
Задача 1. Д. Петров, которому исполнилось 15 лет, проиграл значительную сумму денежных средств в казино. Последнее обратилось с иском к родителям Петрова с требованием об оплате долга. Однако они заявили, что их сын уже взрослый и самостоятельно ведет собственный бизнес, поэтому отвечать по его долгам они не обязаны.
Оцените доводы родителей
Задача 2. Двенадцатилетний Александр Васильев принимал участие в съемках художественного фильма, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 5 тыс. руб. На эти деньги он приобрел канцелярские принадлежности: авторучку, пенал и дорогую записную книжку. Родители Александра посчитали, что он неразумно потратил деньги, отнесли покупки обратно в магазин и потребовали от директора принять их обратно. Директор отказался удовлетворить требование родителей, поскольку из беседы с мальчиком он узнал, что Александр совершал покупки на заработанные им деньги, а своим заработком несовершеннолетние могут распоряжаться самостоятельно.
Кто прав в возникшем споре?
Задача 3. Десятилетний Олег Соловьев с письменного согласия своих родителей заключил договор банковского вклада. Олег неоднократно пополнял вклад небольшими суммами, сэкономленными из денег, которые он получал от родителей для различных мелких покупок. Когда на счете оказалось 20 тыс. руб., он решил снять эту сумму и приобрести для себя игровую компьютерную приставку.
Операционист банка отказалась выдать ему указанную сумму, сообщив, что Олег сможет получить деньги со своего вклада только по достижении совершеннолетия.
Прав ли операционист? Какие права имеют несовершеннолетние в отношении вкладов в кредитных учреждениях?
Задача 4. Несовершеннолетний Васильев, который после окончания училища работал токарем в производственном объединении, заключил договор займа на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США. Узнав об этом, родители Васильева потребовали расторгнуть договор, заключенный без их согласия. Заимодавец Краснов отказывался расторгнуть договор, ссылаясь на то, что Васильев имеет самостоятельный заработок, работает по трудовому договору и должен считаться полностью дееспособным. В спор вмешался орган опеки и попечительства, по мнению которого, родителям Васильева следует согласиться на эмансипацию. Если же они не согласятся, то Краснову рекомендовали обратиться с иском в суд об объявлении Васильева полностью дееспособным. Не придя к соглашению, стороны обратились за разъяснением к юристу.
Какое разъяснение им надлежит дать?
Задача 5. 14-летний Алексей Синицын поступил на работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору Общества пришел отец Синицына и рассказал, что Алесей неразумно расходует свой заработок: приобретает очень дорогие вещи, посещает рестораны и т.п. В то же время семья испытывает материальные затруднения, поскольку в семье помимо Алексея есть еще двое малолетних детей. К тому же мать Алексея является нетрудоспособной по состоянию здоровья. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею на руки только часть зарплаты, а остальную часть выдавать его родителям.
Правильно ли поступил директор?
Задача 6. Василий Щукин обучался в колледже. При выплате стипендии кассир предложил ему приобрести билет денежно-вещевой лотереи. На этот билет пал выигрыш – холодильник стоимостью 25 тыс. руб. Не посоветовавшись с родителями, Щукин предъявил билет к оплате, получил всю сумму выигрыша и приобрел акции инвестиционной компании. Через некоторое время родители Щукина узнали, что курс приобретенных им акций резко упал. Они обратились за советом к адвокату. Адвокат, выяснив, что Василию исполнилось 14 лет после приобретения им акций, посоветовал обратиться в суд с иском о признании заключенных Василием сделок недействительными.
Название практической работы: Решение практических - ситуационных задач на тему: «Гражданские правоотношения».
Цель работы: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выделения субъектов гражданских правоотношений из числа иных правоотношений.
Образовательные результаты:
Осваиваемые компетенции:
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. -
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. -
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. -
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. -
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. -
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Приобретаемые умения (навыки):
-
применять на практике нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; -
анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений; -
логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике.
Оснащение: | Справочно - правовая система (Консультант, Гарант, Система Юрист и т.д.) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ |
Ход работы (задания):
Задача 1.
ЗАО "Брандт" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Алмаз" о взыскании 5 406 623 руб. 10 коп. пени за просрочку вывоза купленной ответчиком мебели за период с 4 марта 2000 года по 27 марта 2003 года.
Из искового заявления видно, что требования истца обоснованы тем, что действия ответчика привели к возникновению у истца убытков в связи с хранением мебели, которые он намеревается покрыть путем взыскания договорной неустойки (0,5% от стоимости мебели в день), определенной в счетах от 16 декабря 1999 года № Y-51373 и от 26 января 2000 года № А-50050.
Ответчик добросовестно заблуждался относительно факта вывоза мебели, полагая, что данная обязанность была выполнена другим лицом, а истец в течение нескольких лет намеренно не предъявлял ответчику требования забрать купленный товар с целью увеличения суммы неустойки.
Дайте анализ возникшим правоотношениям.
Задача 3.2.
ООО "Э-АСС" обратилось в Арбитражный суд с иском к Государственному унитарному предприятию по техническому обеспечению дорожного хозяйства и благоустройства "Дорин" о взыскании 2000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ за период с 11.05.99 по 05.01.2000.
Разрешая спор, Арбитражный суд исследовал динамику взаимоотношений сторон по договору от 24.10.97 о выполнении работ по реконструкции транспортных узлов в г. Москве.
При этом им было установлено, что решением от 11.05.99 по делу А40-13795/99-27-196 в полном объеме удовлетворены заявленные ООО "Э-АСС" исковые требования и с ГУП "Дорин" в его пользу взыскано 850112 руб. 22 коп. задолженности и 697908 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за нарушение обязательств, предусмотренных указанным договором.
Исполнительный лист на принудительное взыскание с ответчика 1548020 руб. 20 коп. со сроком его действия до 11.12.99 выдан судом истцу 28.06.99.
Для получения причитающихся ему сумм ООО "Э-АСС" предъявило в АК "ММБ-Банк Москвы" инкассовое поручение № 50 на безакцептное списание с ГУП "Дорин" присужденной суммы 09.12.99.
Дайте анализ возникшим правоотношениям.
Инструкция по выполнению заданий
1. Изучить ст.2 ч. I Гражданского кодекса РФ; лекционный материал по теме «Общие положения о гражданском правоотношении»;
2. Определить характерные черты возникших правоотношений;
3. Исходя из характерных черт определить вид правоотношений.
Форма контроля выполнения практической работы письменная.
Контрольные вопросы:
-
Понятие, элементы, и особенности гражданского правоотношения. -
Содержание гражданского правоотношения. Субъективное право и обязанность. -
Субъекты и объекты гражданских правоотношений.
Список рекомендуемых источников информации:
-
Зенин, И. А. Гражданское право. Общая часть : учебник для среднего профессионального образования / И. А. Зенин. — 19-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 489 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10967-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436975 -
Зенин, И. А. Гражданское право. Особенная часть : учебник для среднего профессионального образования / И. А. Зенин. — 19-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 295 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10047-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436976
Дополнительные источники:
-
Белов, В. А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики в 2 т. Том 1 / В. А. Белов ; ответственный редактор В. А. Белов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02221-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434491
Критерии и шкала оценивания:
Критерии оценки представляют собой правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.
№ | Критерии оценки | % | Балл |
1. | Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. | 85–100 | 5 |
2. | Оценка «хорошо» ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. | 70–84 | 4 |
3. | Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют. | 50–69 | 3 |
4. | Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны | 0–49 | 2 |
Практическая работа N 3
Тема 2.2. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права.
Название практической работы: Решение практических - ситуационных задач на тему: Физические лица, как субъекты гражданского права
Цель работы: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для определения способности физических лиц, вступать в гражданско-правовые отношения.
Образовательные результаты:
Осваиваемые компетенции:
– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. -
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. -
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. -
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Приобретаемые умения (навыки):
-
применять на практике нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; -
оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений; -
анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений; -
логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике.
Оснащение: | Справочно - правовая система (Консультант, Гарант, Система Юрист и т.д.) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ |
Ход работы (задания):
Задача 1. Д. Петров, которому исполнилось 15 лет, проиграл значительную сумму денежных средств в казино. Последнее обратилось с иском к родителям Петрова с требованием об оплате долга. Однако они заявили, что их сын уже взрослый и самостоятельно ведет собственный бизнес, поэтому отвечать по его долгам они не обязаны.
Оцените доводы родителей
Задача 2. Двенадцатилетний Александр Васильев принимал участие в съемках художественного фильма, за что ему было выплачено вознаграждение в сумме 5 тыс. руб. На эти деньги он приобрел канцелярские принадлежности: авторучку, пенал и дорогую записную книжку. Родители Александра посчитали, что он неразумно потратил деньги, отнесли покупки обратно в магазин и потребовали от директора принять их обратно. Директор отказался удовлетворить требование родителей, поскольку из беседы с мальчиком он узнал, что Александр совершал покупки на заработанные им деньги, а своим заработком несовершеннолетние могут распоряжаться самостоятельно.
Кто прав в возникшем споре?
Задача 3. Десятилетний Олег Соловьев с письменного согласия своих родителей заключил договор банковского вклада. Олег неоднократно пополнял вклад небольшими суммами, сэкономленными из денег, которые он получал от родителей для различных мелких покупок. Когда на счете оказалось 20 тыс. руб., он решил снять эту сумму и приобрести для себя игровую компьютерную приставку.
Операционист банка отказалась выдать ему указанную сумму, сообщив, что Олег сможет получить деньги со своего вклада только по достижении совершеннолетия.
Прав ли операционист? Какие права имеют несовершеннолетние в отношении вкладов в кредитных учреждениях?
Задача 4. Несовершеннолетний Васильев, который после окончания училища работал токарем в производственном объединении, заключил договор займа на сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США. Узнав об этом, родители Васильева потребовали расторгнуть договор, заключенный без их согласия. Заимодавец Краснов отказывался расторгнуть договор, ссылаясь на то, что Васильев имеет самостоятельный заработок, работает по трудовому договору и должен считаться полностью дееспособным. В спор вмешался орган опеки и попечительства, по мнению которого, родителям Васильева следует согласиться на эмансипацию. Если же они не согласятся, то Краснову рекомендовали обратиться с иском в суд об объявлении Васильева полностью дееспособным. Не придя к соглашению, стороны обратились за разъяснением к юристу.
Какое разъяснение им надлежит дать?
Задача 5. 14-летний Алексей Синицын поступил на работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору Общества пришел отец Синицына и рассказал, что Алесей неразумно расходует свой заработок: приобретает очень дорогие вещи, посещает рестораны и т.п. В то же время семья испытывает материальные затруднения, поскольку в семье помимо Алексея есть еще двое малолетних детей. К тому же мать Алексея является нетрудоспособной по состоянию здоровья. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею на руки только часть зарплаты, а остальную часть выдавать его родителям.
Правильно ли поступил директор?
Задача 6. Василий Щукин обучался в колледже. При выплате стипендии кассир предложил ему приобрести билет денежно-вещевой лотереи. На этот билет пал выигрыш – холодильник стоимостью 25 тыс. руб. Не посоветовавшись с родителями, Щукин предъявил билет к оплате, получил всю сумму выигрыша и приобрел акции инвестиционной компании. Через некоторое время родители Щукина узнали, что курс приобретенных им акций резко упал. Они обратились за советом к адвокату. Адвокат, выяснив, что Василию исполнилось 14 лет после приобретения им акций, посоветовал обратиться в суд с иском о признании заключенных Василием сделок недействительными.