Файл: Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальности 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 3007
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
В какие сроки должна выплачиваться постоянная рента, если это неотражено в договоре?
Кто должен восстанавливать землю: Торин или Азов?
Правомерен ли отказ Азова от дальнейшей выплаты ренты путем, ее выкупа?
Как будет определяться выкупная цена, если она не указана в договоре постоянной ренты?
В какие сроки должна выплачиваться пожизненная рента?
Увеличивается ли сумма пожизненной ренты в течение жизни ее получателя?
Тема 3.1. Объекты гражданских прав
Название практической работы: Решение практических - ситуационных задач на тему: «Вещи, как объекты гражданского права»
Цель работы: определение специфических особенностей каждого объекта гражданского права;
Образовательные результаты:
Осваиваемые компетенции:
– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
Приобретаемые умения (навыки):
Ход работы (задания):
Задача 1.
Выберите из предлагаемого ниже списка объектов и классифицируйте их по группам:
а) недвижимые и движимые вещи;
б) делимые и неделимые;
в) простые и сложные вещи;
г) главную вещь и принадлежность;
д) не ограниченные в обороте и ограниченные в обороте;
е) индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками;
Список: государственное унитарное предприятие; земельный участок с произрастающим на нем урожаем; урожай, снятый с вышеназванного земельного участка; ружье; парта ученика Иванова; вода в природном источнике; Свердловская область; арбалет; телевизор с пультом дистанционного управления; часы; пристройка к жилому дому; квартира; автомашина; шкаф; договор залога; школа № 7; теплоход «Айвазовский»; ООО; картина художника Айвазовского; ноу-хау; программа ЭВМ; музей, книга; товарный знак; акция; коносамент; договор мены; замок и ключ.
Инструкция по выполнению задания
1. Изучить главу 6, подраздела 3, ч. I Гражданского кодекса РФ; лекционный материал по теме «Объекты гражданских прав»;
2. Заполнить таблицу по образцу:
Ход работы (задания):
Задача 1. Дугин на два года уехал в США, оставив своего спаниеля Алису своему другу Федосову. Вернувшись в России, Дугин узнал, что два месяца назад Алиса ощенилась. Одного щенка Федосов подарил приятелю, трех продал, а еще двое на тот момент оставались у него. Между Дугиным и Федосовым возник спор о принадлежности щенков и о наличии у Федосова права распоряжаться щенками.
Решите задачу.
Задача 2. Сидорчук пришел в комиссионный магазин купить скрипку. Скрипка вместе со смычком была помещена в футляр, и рядом с ними была проставлена цена. Сидорчук пошел в кассу и пробил чек на указанную сумму. Продавец подал Сидорчуку скрипку без смычка и футляра. Сидорчук стал требовать передачи ему смычка и футляра. Продавец ответил, что цена стояла только за скрипку.
Кто прав в этом споре?
Задача 3. Гражданка Хромова в связи с отъездом в длительную командировку за границу передала своей соседке на время отсутствия в пользование корову, оговорив, что она должна за ней ухаживать и содержать. Во время действия договора корова отелилась. Соседка решила оставить теленка себе. Вернувшись из командировки, Хромова потребовала возврата коровы и теленка, заявив, что полученное молоко от коровы – вполне достаточная компенсация за содержание коровы.
Как должен быть разрешен возникший спор?
Инструкция по выполнению задания
1. Изучить главу 6, подраздела 3, ч. I Гражданского кодекса РФ;
2. Приступая к решению задачи, целесообразнее внимательно, вдумчиво, прочитать условие, обращая внимание на все условия правового казуса. Следует учитывать, что условие задачи сформулировано таким образом, чтобы отразить всю специфику полученных теоретических знаний, и направлено на формирование навыков практического ассоциирования теории на практике.
3. При решении в обязательном порядке должны быть использованы нормативно-правовые акты, причем ссылка должна быть указана на конкретную правовую норму с раскрытием ее содержания и указанием на привязанность к конкретному казусу, представленном для разрешения. Следует учитывать, что правовые нормы, относимые при решении задачи к разрешению вопросов по существу, могут содержаться как отраслевом законодательстве, так и в Основном законе страны, обладать не только специальной сферой регулирования, но и общим характером. Поэтому в ответе
на поставленные вопросы студент должен ссылаться преимущественно на отраслевое законодательство, однако, не упуская из виду и российское законодательство в целом.
4. Решение задачи должно быть оформлено письменно, с обязательным раскрытием содержания ответов на поставленные в правовом казусе вопросы. Сокращения не допускаются, кроме общепринятых.
Решение может содержать также и графический вариант размышлений студентов, однако наличие рисунка не освобождает студента от оформления ответов на поставленные вопросы в письменной форме с ссылкой на нормативно-правовой акт.
Форма контроля выполнения практической работы письменная.
Контрольные вопросы:
Список рекомендуемых источников информации:
Дополнительные источники:
Критерии и шкала оценивания:
Критерии оценки представляют собой правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.
Практическая работа N 5
Тема 4.1. Сделки. Решение собрания.
Название практической работы: Решение практических - ситуационных задач на тему: «Недействительные сделки»
Цель работы: проанализировать и применить на практике нормы гражданского законодательства; логично и грамотно сформулировать и обосновывать свою точку зрения по проблематике условия, при которых сделка становится недействительной и последствия недействительности сделки.
Образовательные результаты:
Осваиваемые компетенции:
– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
Приобретаемые умения (навыки):
Ход работы (задания):
Задача 1. Востоков, увлекаясь игрой в преферанс, задолжал крупную сумму Жукову. Свой долг он оформил долговой распиской с обязательством уплатить всю сумму не позднее 10 дней с даты составления расписки. В случае задержки в погашении долга, Востоков обязывался выплатить штраф в размере половины долга.
Спустя 12 дней с даты составления расписки долг был полностью погашен. Поскольку Востоков нарушил срок выплаты, Жуков обратился в суд с требованием о взыскании штрафа.
Название практической работы: Решение практических - ситуационных задач на тему: «Вещи, как объекты гражданского права»
Цель работы: определение специфических особенностей каждого объекта гражданского права;
Образовательные результаты:
Осваиваемые компетенции:
– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. -
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. -
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. -
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Приобретаемые умения (навыки):
-
применять на практике нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; -
оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений; -
анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений; -
логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике.
Оснащение: | Справочно - правовая система (Консультант, Гарант, Система Юрист и т.д.) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ |
Ход работы (задания):
Задача 1.
Выберите из предлагаемого ниже списка объектов и классифицируйте их по группам:
а) недвижимые и движимые вещи;
б) делимые и неделимые;
в) простые и сложные вещи;
г) главную вещь и принадлежность;
д) не ограниченные в обороте и ограниченные в обороте;
е) индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками;
Список: государственное унитарное предприятие; земельный участок с произрастающим на нем урожаем; урожай, снятый с вышеназванного земельного участка; ружье; парта ученика Иванова; вода в природном источнике; Свердловская область; арбалет; телевизор с пультом дистанционного управления; часы; пристройка к жилому дому; квартира; автомашина; шкаф; договор залога; школа № 7; теплоход «Айвазовский»; ООО; картина художника Айвазовского; ноу-хау; программа ЭВМ; музей, книга; товарный знак; акция; коносамент; договор мены; замок и ключ.
Инструкция по выполнению задания
1. Изучить главу 6, подраздела 3, ч. I Гражданского кодекса РФ; лекционный материал по теме «Объекты гражданских прав»;
2. Заполнить таблицу по образцу:
| недвижимые и движимые вещи | делимые и неделимые | простые и сложные вещи | главную вещь и принадлежность | не ограниченные в обороте и ограниченные в обороте | индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками |
Яхта | недвижимая | неделимая | простая | - | не ограниченная в обороте | индивидуально-определенная |
Ход работы (задания):
Задача 1. Дугин на два года уехал в США, оставив своего спаниеля Алису своему другу Федосову. Вернувшись в России, Дугин узнал, что два месяца назад Алиса ощенилась. Одного щенка Федосов подарил приятелю, трех продал, а еще двое на тот момент оставались у него. Между Дугиным и Федосовым возник спор о принадлежности щенков и о наличии у Федосова права распоряжаться щенками.
Решите задачу.
Задача 2. Сидорчук пришел в комиссионный магазин купить скрипку. Скрипка вместе со смычком была помещена в футляр, и рядом с ними была проставлена цена. Сидорчук пошел в кассу и пробил чек на указанную сумму. Продавец подал Сидорчуку скрипку без смычка и футляра. Сидорчук стал требовать передачи ему смычка и футляра. Продавец ответил, что цена стояла только за скрипку.
Кто прав в этом споре?
Задача 3. Гражданка Хромова в связи с отъездом в длительную командировку за границу передала своей соседке на время отсутствия в пользование корову, оговорив, что она должна за ней ухаживать и содержать. Во время действия договора корова отелилась. Соседка решила оставить теленка себе. Вернувшись из командировки, Хромова потребовала возврата коровы и теленка, заявив, что полученное молоко от коровы – вполне достаточная компенсация за содержание коровы.
Как должен быть разрешен возникший спор?
Инструкция по выполнению задания
1. Изучить главу 6, подраздела 3, ч. I Гражданского кодекса РФ;
2. Приступая к решению задачи, целесообразнее внимательно, вдумчиво, прочитать условие, обращая внимание на все условия правового казуса. Следует учитывать, что условие задачи сформулировано таким образом, чтобы отразить всю специфику полученных теоретических знаний, и направлено на формирование навыков практического ассоциирования теории на практике.
3. При решении в обязательном порядке должны быть использованы нормативно-правовые акты, причем ссылка должна быть указана на конкретную правовую норму с раскрытием ее содержания и указанием на привязанность к конкретному казусу, представленном для разрешения. Следует учитывать, что правовые нормы, относимые при решении задачи к разрешению вопросов по существу, могут содержаться как отраслевом законодательстве, так и в Основном законе страны, обладать не только специальной сферой регулирования, но и общим характером. Поэтому в ответе
на поставленные вопросы студент должен ссылаться преимущественно на отраслевое законодательство, однако, не упуская из виду и российское законодательство в целом.
4. Решение задачи должно быть оформлено письменно, с обязательным раскрытием содержания ответов на поставленные в правовом казусе вопросы. Сокращения не допускаются, кроме общепринятых.
Решение может содержать также и графический вариант размышлений студентов, однако наличие рисунка не освобождает студента от оформления ответов на поставленные вопросы в письменной форме с ссылкой на нормативно-правовой акт.
Форма контроля выполнения практической работы письменная.
Контрольные вопросы:
-
Общая характеристика объектов гражданских правоотношений. Материальные и нематериальные блага. -
Понятие и юридическая классификация вещей. Имущество и имущественный комплекс. -
Работы. Услуги. -
Основные признаки и функции ценных бумаг. -
Классификация ценных бумаг. -
Деньги и ценные бумаги. -
Результаты интеллектуальной деятельности. Информация и интеллектуальная собственность.
Список рекомендуемых источников информации:
-
Зенин, И. А. Гражданское право. Общая часть : учебник для среднего профессионального образования / И. А. Зенин. — 19-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 489 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10967-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436975 -
Зенин, И. А. Гражданское право. Особенная часть : учебник для среднего профессионального образования / И. А. Зенин. — 19-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 295 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10047-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436976
Дополнительные источники:
-
Белов, В. А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики в 2 т. Том 1 / В. А. Белов ; ответственный редактор В. А. Белов. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02221-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434491
Критерии и шкала оценивания:
Критерии оценки представляют собой правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.
№ | Критерии оценки | % | Балл |
1. | Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. | 85–100 | 5 |
2. | Оценка «хорошо» ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. | 70–84 | 4 |
3. | Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют. | 50–69 | 3 |
4. | Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны | 0–49 | 2 |
Практическая работа N 5
Тема 4.1. Сделки. Решение собрания.
Название практической работы: Решение практических - ситуационных задач на тему: «Недействительные сделки»
Цель работы: проанализировать и применить на практике нормы гражданского законодательства; логично и грамотно сформулировать и обосновывать свою точку зрения по проблематике условия, при которых сделка становится недействительной и последствия недействительности сделки.
Образовательные результаты:
Осваиваемые компетенции:
– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. -
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. -
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. -
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Приобретаемые умения (навыки):
-
применять на практике нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; -
оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений; -
анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений; -
логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике.
Оснащение: | Справочно - правовая система (Консультант, Гарант, Система Юрист и т.д.) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ |
Ход работы (задания):
Задача 1. Востоков, увлекаясь игрой в преферанс, задолжал крупную сумму Жукову. Свой долг он оформил долговой распиской с обязательством уплатить всю сумму не позднее 10 дней с даты составления расписки. В случае задержки в погашении долга, Востоков обязывался выплатить штраф в размере половины долга.
Спустя 12 дней с даты составления расписки долг был полностью погашен. Поскольку Востоков нарушил срок выплаты, Жуков обратился в суд с требованием о взыскании штрафа.