Файл: Роль внеклассной воспитательной работы в формировании навыка общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Используя специальные способы подготовки школь­ников к общению (этюды, дискуссии, ролевые игры и пр.), педагоги должны так определять их содержание, чтобы оно было адекватно реальной жизнедеятельности школьников и значимо для них, т.е. необходимо учитывать специфику возрастных типов общения. ^

3. Важнейшим условием эффективности подготовки школьников к общению является умение педагогов строить свое общение с ними. Педагоги должны создавать такую обстановку, которая бы исключала у ребят возникновение чувства страха перед неудачным словом или действием, способствовала бы их стремлению к самостоятельным по­искам, стимулировала бы их отказ от тривиальных спосо­бов решения проблем и ситуаций. Для этого педагогам важно постоянно демонстрировать свою уверенность в си­лах каждого ученика, в его возможности искать и находить решения.

Реализация этих условий способствует эффективной подготовке школьников к общению.

Анкета «Из класса в класс», проведенная исследовате­лем У. В. Кала, выявила, что у учащихся СШ № 825 Мос­квы по сравнению с учащимися других школ значительно сильнее выражена готовность к решению нестандартных задач, к видению различных альтернатив; у них в большей мере наличествуют установки на терпимость в общении, на интерес к партнерам; они проявляют большую готовность к инициативе в общении и увереннее себя чувствуют в обще­нии с незнакомыми людьми, они в принципе более общи­тельны.

Заключение

Анализ педагогического опыта и опытно-эксперименталь­ной работы позволил выдвинуть и подтвердить идею об оп­ределенной мере управляемости общения школьников со стороны педагогов. Предложенные способы управления общением школьников конкретизируют идеи комплексно­го подхода и оптимизации воспитания, позволяют более многообразно организовывать жизнедеятельность уча­щихся и распространять педагогическое влияние на сферу межличностного общения школьников.

Выявленные возрастные типы общения школьников расширяют знания педагогов о специфике жизнедеятель­ности школьников разных возрастов и позволяют учиты­вать особенности социальных явлений и процессов, свой­ственных тому или иному возрасту, при определении содер­жания, форм и методов воспитательной работы.

Сравнительный анализ педагогического опыта и ре­зультатов опытно-экспериментальной работы показал, что целенаправленная организация общения школьников в си­стеме учсбно-воспитатслыюи работы способствует более быстрому сплочению ученических коллективов, приводит к тому, что содержание жизнедеятельности коллектива ста­новится основой содержания общения учащихся, способ­ствует формированию гуманистических отношений в кол­лективе и повышению воспитательного воздействия кол­лектива на личность школьника.


Предложенные способы педагогического воздействия на общение школьников способствуют благоприятной по­зиции учащегося в процессе общения, его активной пози­ции, обеспечивают участие школьников в содержательном общении со сверстниками и взрослыми и благодаря всему этому повышают эффективность процесса становления личности — ее идейно-нравственного, интеллектуального и психического развития.

Разработанная в процессе опытно-экспериментальной работы система подготовки школьников к общению форми­рует у них общественно ценные социальные установки, вооружает их умениями, позволяющими эффективно реа­лизовывать эти установки, т. с. конкретизирует решение проблемы подготовки учащихся к жизни, формирования у них активной жизненной позиции.

Список использованной литературы


Глава I. Теоретические основы исследования общения школьников

1. Маркс К.., Энгельс Ф. Немецкая идеология.—Соч., т. 3.

2. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм.— Полн. собр. соч.,

т. 18.

3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 — 15 июня 1983 г. — М., 1983.

4. Андропов Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социали­стического строительства в СССР. — Коммунист, 1983, №3.

5. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.

6. Л'он И. С. Открытие «Я». — М., 1978.

7. Лсонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974.

8. Соковнин В. М. О природе человеческого общения: (Опыт философ­ского анализа).—Фрунзе. 1974. .

9. Парыгчн Б. Д. Осноны социально-психологической теории. — М.. 1971.

10. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1979.

11. Пригожин А. И. В. И. Ленин о социально-психологических аспектах управления. — Вопросы философии, 1970, № 2, с. 21 — 31.

12. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анали­за). — М., 1974.

13. Лгонтьсв А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

14. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации детского развития. — Во­просы психологии, 1971, Кч 4.

15. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. — В кн.: Проблема об­щения в психологии. М., 1981, с. 3—24.

16. Андреева Г. М. Социальная психология. — 1Л., 1980. '.,

17. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Докт. дис. — М., 1980.

18. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. —Собр. соч.:

В 1 1-ти т. Т. 2. - М.; П., 1948 — 1951.

19. Пирогов Н. И. Избр..пед. соч. — М., 1952.

20. Ушинский К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антрополо­гии». — Собр. соч.: В 11-тн т. Т. 10. — М.; Л.. 1948— 1951.

21. Крупская Н. К. Псд. соч.: В 10-ти т. — М.. 1957.

22. ЦПАИМЛ, ф. 12, ед. хр. 17, л. 143— 147.

23. Шацкий С. Т. Бодрая жизнь. — Пед. соч.: В 4-х т. Т.1. — М., .1962.

24. Шацкий С. Т. Дети — работники будущего. — Пед. соч.: В 4-х т. Т. I. — М., 1962.

25. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. — Соч.: В 7-ми т. Т. 1. —,М;, 1950.

26. Макаренко А. С. Марш 30 года. — Соч.: В 7-мн т. Т. 2. — М„. 1950. ^

27. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. — Соч.: В 7-ми т: Т. 5.— М.. 1951. ,

28. Сухомл инский В. А. Мудрая власть коллектива.—М., 1975.

29. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии. — Во-. просы философии, 1979, № 8, с. 34 — 47. . '

30. Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского и др. — М., 1978.


Глава II, Общение в жизнедеятельности и воспитании школьников

1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.—М., 1956.

2. Маркс К,., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Соч., т. 3.

3. Проблемы общения и воспитания; Сб. питей.— Тарту, 1974, ч. 1—11. 4 Ломов Б. Ф. Общение и социальн-ая регуляция поведения индивида?—.

В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения.

М.. 1976.

5. Формирование коммунистического мировоззрения школьников/Под ред. Э. И. Моносзона. — М., 1977

6. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. — • Л1, 1978.

7 Каган М. С. Проблема субъективно-объективных отношений в марк-. .систско-лснпнской философии.—Философские науки, 1981, № 4.

8. Лсонтьев А. И. Проблемы развития психики. М., 1972.

9. Обуховский К. Психология влечении чсловск.1. ЛД., 1972.

10. Соковнин В. М. Интракоммуникатиииыс .н-пскты социализации лично­сти. — В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

1). Андреева Г М. Соц»;|.']Ы1ня психологии. -- М., 1980.

12. Аржанова А. И. ПроЛлгмл детской оГнцптслыюсти и коллективной иг­ры в системе |и-и\().'н)Г|[и. 1} кн.: Психология и педагогика игры до-"•школышка. М., 1Ч(>0.

13. Ильина .1 И. Общительность и темперамент у школьников. — Пермь, 1961 •

И Го:!.иан'Л. Я. Мсжличностная аттракция как фактор групповой дея­тельности. -- В кн.. Общение и деятельность. — Прага, 1980.

15. Шибитани Т. Социальная психология. — М., 1969.

16. Кон '//. С. Открытие «Я». — М., 1978.

17 Общпя нснхология/! 1ол ред. А. В. Петровского.—М., 1976.

18. Уайльде? Т День восьмой.—М., 1976.

19. Кала У. В., Лийметс X. И Творческость в процессе общения. — В кн..

ЛЛатериалы Вильнюсской конференции психологов Прибалтики. Вильнюс, 1972.

20. [Ценаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969.

21. Я кубинский Л. П. О диалогической речи.— В кн.: Русская речь. Пг., 1923.

22. Психологические механизмы целеобразования/0. К. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Т. Т. Волкова и др. — М., 1977

23. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психоло­гию. — М., Ш72.

24. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средне­вековья и Ренессанса. — М., 1965.

25. Соковнин В. М. О природе человеческого Общения: (Опыт философ­ского анализа).— Фрунзе, 1974.

26. Миккин X. Движение человека в процессе межличностного обще­ния. — Учен. зап. Тарт. ун-та, 1977, вып. 424. — Труды по психологии
, 27 Человек, среда, пространство: Сб. статей. — Тарту, 1979.

Глава III. Характеристика общения школьников разного возраста

1. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровско­го. — М., 1979.

2. Отношения между сверстниками в группе детского сада/Под ред. .Т. А. Репиной. — М., 1978.

3. Ребенок в системе коллективных отношений: Тезисы докладов/Под ред. Л. П. Буевои, Л. И. Новиковой. — М., 1972.

4. Коломинский Я. Л- Психология личных взаимоотношений в детском коллективе: (Очерк социальной психологии школьного класса) — Минск, 1969.

5. Аникеева Н. П. Общение в игре как средство самоутверждения млад­ших школьников. — В кн.: Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974, ч. II.

6. Человек, среда, общение; Сб статей. — Таллин, 1980.

7. Макаренко А. С. Соч.. В 7-ми т. Т 2. — М., 1950.

8. Советская педагогика и школа: Сб. статей. — Тарту, 1968.

9. Проблемы общения и воспитание: Сб. статей.— Тарту, 1974, ч. I—II.

10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Сред­невековья и Ренессанса.— М., 1965.

Глава IV. Основные направления педагогического воздействия на общение школьников

1. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14— 15 июня 1983 г — М., 1983.

2. Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 ноября 1982 г — М., 1983.

3. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. — М., 1970.

4. Якубински^ Л. П. О диалогической речи. — В кн.: Русская речь. Пг., 1923.

5. Лийметс X. И Групповая работа па уроке. — М., 1975.

6. Ермолаева- Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей

детей.— Вопросы психологии, 1975, № 5. 7 Пономарев Я- А. Психология творчества и педагогика.— М., 1976.

8. Тафель Р Е. Анализ исследования творческих способностей в амери­канской психологии.— Вопросы психологии, 1972, № 4.

9. Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974.

10. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личнос­ти. — Л., 1970.

11. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки. — Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психо­логия, 1977, № 1.

12. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная дея­тельность-и воспитание школьников.—М., 1977