ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
О состоянии нервной системы новорожденного можно судить по состоянию ребенка, его настроению, сознанию, реакции на окружающих. Непосредственная оценка нервной системы складывается из данных рефлекторной деятельности, двигательной активности, сенсорной сферы, чувствительности и функции черепных нервов.
Анатомо-физиологические особенности головного мозга:
-
масса головного мозга новорожденного ребенка по отношению к массе тела больше по сравнению со взрослыми; -
крупные борозды и извилины выражены хорошо, но имеют малую глубину; -
мелких борозд мало, они появляются только в первые годы жизни; -
размеры лобной доли меньше, а затылочной, наоборот, больше, чем у взрослых; -
мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами; -
боковые желудочки относительно велики, растянуты; -
твердая мозговая оболочка относительно тонкая у новорожденных; -
венозные пазухи тонкостенные, чем у взрослых; -
мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонкие; -
субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены; -
цистерны основания мозга относительно велики; -
сильвиев водопровод шире, чем у взрослых; -
миелинизация проводящих путей в целом завершается к 3–5 годам; -
диплоические вены образуются после закрытия большого родничка; -
большая проницаемость гематоэнцефалического барьера;
Анатомо-физиологические особенности спинного мозга:
-
спинной мозг к рождению более развит, чем головной;
-
шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденного не определяются, контурируются только после 3-х лет жизни; -
темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга; -
длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это необходимо учитывать при спинномозговой пункции. Состав спинномозговой жидкости (СМЖ) представлен в (табл. 1).
Табл.1. Возрастные особенности состава спинномозговой жидкости
Показатели | Возраст детей | |||
до 14-го дня | с 14-го дня до 3 мес. | 4–6 мес. | старше 6 мес. | |
Цвет | Часто ксантохромный, кровянистый | Бесцветная | Бесцветная | Бесцветная |
Прозрачность | Прозрачная | Прозрачная | Прозрачная | Прозрачная |
Белок, г/л | 0,4–0,8 | 0,2–0,5 | 0,18–0,36 | 0,16–0,24 |
Проба Панди | От+ до ++ | До+ | Редко + | – |
Сахар, ммоль/л | 1,7–3,9 | 2,2–3,9 | 2,2–4,4 | 2,2–4,4 |
Цитоз | 3/3–30/3 Преимущественно лимфоциты | 3/3–25/3 Преимущественно лимфоциты | 3/3–30/3 Лимфоциты | 3/3–10/3 Лимфо циты |
У здоровых детей СМЖ вытекает редкими каплями (20–40 капель в минуту).
Особенности состава ликвора у новорожденных до 10 – 12 дней:
-
цвет ксантохромный, что объясняется гипербилирубинемией, вследствие функциональной незрелости печени и ферментных систем печени – глюкуронилтрансферазы, которая участвует в превращении билирубина прямого в непрямой и физиологическим гемолизом эритроцитов; -
большее содержание белка по сравнению со старшими детьми.
Развитие сенсорной сферы
Зрение. Увеличение размера и массы глазных яблок происходит особенно интенсивно в первые 3–5 лет. В первые часы и дни жизни детям свойственна дальнозоркость. Впервые 2 недели у ребенка – умеренная фотофобия, нистагм, слезные железы не функционируют. К 2 неделям возникает преходящая фиксация взора, появляется секрет из слезных желез. В 3 месяца –
фиксирует взорипрослеживает движущиеся предметы. К 3 годам формируется развитое цветовое зрение. В 4 года максимальная острота зрения равна 1,0.
Слух. Ухо ребенка морфологически развито. Наружный слуховой проход очень короткий, барабанная перепонка расположена горизонтально, евстахиева труба короткая и широкая. Новорожденный ребенок слышит (даже внутриутробно).
Вкус. Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого.
Обоняние. Обонятельные ощущения начинают функционировать после 2-х месяцев жизни.
Оценка нервно-психического развития детей (НПР)
Для оценки НПР новорожденных определяют физиологические рефлексы новорожденных. В грудном возрасте (1–12 мес.) критерием оценки НПР является становление статических, моторных функций, а также развитие речи. У детей в дошкольном периоде – дальнейшее развитие двигательных возможностей, а также развитие речи и интеллекта. В школьном возрасте – способность к обучению.
Оценка безусловно-рефлекторной деятельности
новорожденных и детей раннего возраста
Исследование рефлексов проводят в теплой, (t 25–300) хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт.
Безусловные рефлексы, выявляемые с рождения
I группа. Стойкие пожизненные автоматизмы: роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей.
II группа. Транзиторные рудиментарные рефлексы (впоследствии постепенно исчезающие):
а) Оральные сегментарные автоматизмы
• Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происходит вытягивание губ хоботком. Исчезает в 2–3 месяца.
• Поисковый рефлекс. При поглаживании кожи в области угла рта происходит поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Исчезает к концу первого года.
• Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать активные сосательные движения. Исчезает к концу первого года.
-
Глотательный рефлекс.
• Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. Исчезает к 6 месяцам.
• Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. При надавливании на ладонь ребенка близ тенара реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы кпереди. Исчезает к 3 месяцам.
б) Спинальные сегментарные автоматизмы:
• Защитный рефлекс – в положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону, исчезает к 2 мес.
• Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Исчезает к 2–4-м месяцам.
• Рефлекс Робинсона – схватывание и прочное удерживание предмета при прикосновении к внутренней поверхности ладони. Такой же рефлекс можно вызвать, если надавить на подошву у основания II–III пальца. Рефлекс физиологичен до 3–4 месяцев.
• Рефлекс Моро (2 варианта):
1 - при ударе по столу, на котором лежит ребенок, отступив на 20см от него:
2 – приподняв ребенка на 20 см над столом и резко опустить.
Ответ в обеих вариантах: ребенок раскидывает верхние конечности в стороны а затем – происходит возвращение рук в прежнее положение, т.е. ребенок сам себя обхватывает. Сохраняется до 4 месяцев.
• Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к мизинцу вызывает тыльное разгибание большого пальца, веерообразное расхождение и подошвенное сгибание остальных 4-х пальцев. Рефлекс остается физиологичным до 2 лет.
• Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При этом невозможно разогнуть ногу в коленном суставе. Исчезает к 4 месяцам.
• Рефлекс опоры. Врач берет ребенка за подмышки со стороны спины, ставит на стол, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Исчезает к 2 месяцам.
• Рефлекс автоматической походки. В положении опоры на ножки ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Исчезает к 2 месяцам.
• Рефлекс ползания Бауэра. В положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к подошвам ладони. Исчезает к 4 месяцам.
• Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой. Исчезает к 4 месяцам.
• Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. Исчезает к 4 месяцам.
в) Миелоэнцефальные позотонические рефлексы:
• Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус в разгибателях шеи, спины, ногах. Если же его перевернуть на живот, то отмечается увеличение тонуса сгибателей шеи, спины, конечностей.
• Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгибании головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей.
• Асимметричный шейный тонический рефлекс. Для проверки этого рефлекса ребенку, лежащему на спине, поворачивают голову в сторону так, чтобы его подбородок касался плеча. При этом происходит снижение тонуса конечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковременное разгибание), и повышение тонуса противоположных конечностей.
Указанные позотонические рефлексы физиологичны до 2 месяцев у доношенных детей. В случае недоношенности эти рефлексы сохраняются более длительное время. (Рис. 8).
Рис. 8. Физиологические рефлексы новорожденных
г) Мезэнцефальные установочные автоматизмы (формируются со второго месяца жизни):