Файл: Методика исследования нервной системы у детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
О состоянии нервной системы новорожденного можно судить по состоянию ребенка, его настроению, сознанию, реакции на окружающих. Непосредственная оценка нервной системы складывается из данных рефлекторной деятельности, двигательной активности, сенсорной сферы, чувствительности и функции черепных нервов.

Анатомо-физиологические особенности головного мозга:

  • масса головного мозга новорожденного ребенка по отношению к массе тела больше по сравнению со взрослыми;

  • крупные борозды и извилины выражены хорошо, но имеют малую глубину;

  • мелких борозд мало, они появляются только в первые годы жизни;

  • размеры лобной доли меньше, а затылочной, наоборот, больше, чем у взрослых;

  • мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами;

  • боковые желудочки относительно велики, растянуты;

  • твердая мозговая оболочка относительно тонкая у новорожденных;

  • венозные пазухи тонкостенные, чем у взрослых;

  • мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонкие;

  • субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены;

  • цистерны основания мозга относительно велики;

  • сильвиев водопровод шире, чем у взрослых;

  • миелинизация проводящих путей в целом завершается к 3–5 годам;

  • диплоические вены образуются после закрытия большого родничка;

  • большая проницаемость гематоэнцефалического барьера;


Анатомо-физиологические особенности спинного мозга:

  • спинной мозг к рождению более развит, чем головной;

  • шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденного не определяются, контурируются только после 3-х лет жизни;

  • темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга;

  • длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это необходимо учитывать при спинномозговой пункции. Состав спинномозговой жидкости (СМЖ) представлен в (табл. 1).



Табл.1. Возрастные особенности состава спинномозговой жидкости


Показатели

Возраст детей

до 14-го дня

с 14-го дня до 3 мес.

4–6 мес.

старше

6 мес.

Цвет

Часто ксантохромный, кровянистый

Бесцветная

Бесцветная

Бесцветная

Прозрачность

Прозрачная

Прозрачная

Прозрачная

Прозрачная

Белок, г/л

0,4–0,8

0,2–0,5

0,18–0,36

0,16–0,24

Проба Панди

От+ до ++

До+

Редко +



Сахар, ммоль/л

1,7–3,9

2,2–3,9

2,2–4,4

2,2–4,4

Цитоз

3/3–30/3

Преимущественно лимфоциты

3/3–25/3

Преимущественно лимфоциты

3/3–30/3

Лимфоциты

3/3–10/3

Лимфо

циты


У здоровых детей СМЖ вытекает редкими каплями (20–40 капель в минуту).

Особенности состава ликвора у новорожденных до 10 – 12 дней:

  • цвет ксантохромный, что объясняется гипербилирубинемией, вследствие функциональной незрелости печени и ферментных систем печени – глюкуронилтрансферазы, которая участвует в превращении билирубина прямого в непрямой и физиологическим гемолизом эритроцитов;

  • большее содержание белка по сравнению со старшими детьми.


Развитие сенсорной сферы

Зрение. Увеличение размера и массы глазных яблок происходит особенно интенсивно в первые 3–5 лет. В первые часы и дни жизни детям свойственна дальнозоркость. Впервые 2 недели у ребенка – умеренная фотофобия, нистагм, слезные железы не функционируют. К 2 неделям возникает преходящая фиксация взора, появляется секрет из слезных желез. В 3 месяца –

фиксирует взорипрослеживает движущиеся предметы. К 3 годам формируется развитое цветовое зрение. В 4 года максимальная острота зрения равна 1,0.

Слух. Ухо ребенка морфологически развито. Наружный слуховой проход очень короткий, барабанная перепонка расположена горизонтально, евстахиева труба короткая и широкая. Новорожденный ребенок слышит (даже внутриутробно).

Вкус. Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого.

Обоняние. Обонятельные ощущения начинают функционировать после 2-х месяцев жизни.
Оценка нервно-психического развития детей (НПР)
Для оценки НПР новорожденных определяют физиологические рефлексы новорожденных. В грудном возрасте (1–12 мес.) критерием оценки НПР является становление статических, моторных функций, а также развитие речи. У детей в дошкольном периоде – дальнейшее развитие двигательных возможностей, а также развитие речи и интеллекта. В школьном возрасте – способность к обучению.
Оценка безусловно-рефлекторной деятельности

новорожденных и детей раннего возраста
Исследование рефлексов проводят в теплой, (t 25–300) хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт.
Безусловные рефлексы, выявляемые с рождения
I группа. Стойкие пожизненные автоматизмы: роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей.

II группа. Транзиторные рудиментарные рефлексы (впоследствии постепенно исчезающие):

а) Оральные сегментарные автоматизмы

Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происходит вытягивание губ хоботком. Исчезает в 2–3 месяца.

Поисковый рефлекс. При поглаживании кожи в области угла рта происходит поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Исчезает к концу первого года.

Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать активные сосательные движения. Исчезает к концу первого года.


  • Глотательный рефлекс.

Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. Исчезает к 6 месяцам.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. При надавливании на ладонь ребенка близ тенара реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы кпереди. Исчезает к 3 месяцам.

б) Спинальные сегментарные автоматизмы:

Защитный рефлекс – в положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону, исчезает к 2 мес.

Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Исчезает к 2–4-м месяцам.

Рефлекс Робинсона – схватывание и прочное удерживание предмета при прикосновении к внутренней поверхности ладони. Такой же рефлекс можно вызвать, если надавить на подошву у основания II–III пальца. Рефлекс физиологичен до 3–4 месяцев.

Рефлекс Моро (2 варианта):

1 - при ударе по столу, на котором лежит ребенок, отступив на 20см от него:

2 – приподняв ребенка на 20 см над столом и резко опустить.

Ответ в обеих вариантах: ребенок раскидывает верхние конечности в стороны а затем – происходит возвращение рук в прежнее положение, т.е. ребенок сам себя обхватывает. Сохраняется до 4 месяцев.

Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к мизинцу вызывает тыльное разгибание большого пальца, веерообразное расхождение и подошвенное сгибание остальных 4-х пальцев. Рефлекс остается физиологичным до 2 лет.

Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При этом невозможно разогнуть ногу в коленном суставе. Исчезает к 4 месяцам.

Рефлекс опоры. Врач берет ребенка за подмышки со стороны спины, ставит на стол, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Исчезает к 2 месяцам.

Рефлекс автоматической походки. В положении опоры на ножки ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Исчезает к 2 месяцам.


Рефлекс ползания Бауэра. В положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к подошвам ладони. Исчезает к 4 месяцам.

Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой. Исчезает к 4 месяцам.

Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. Исчезает к 4 месяцам.

в) Миелоэнцефальные позотонические рефлексы:

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус в разгибателях шеи, спины, ногах. Если же его перевернуть на живот, то отмечается увеличение тонуса сгибателей шеи, спины, конечностей.

Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгибании головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей.

Асимметричный шейный тонический рефлекс. Для проверки этого рефлекса ребенку, лежащему на спине, поворачивают голову в сторону так, чтобы его подбородок касался плеча. При этом происходит снижение тонуса конечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковременное разгибание), и повышение тонуса противоположных конечностей.

Указанные позотонические рефлексы физиологичны до 2 месяцев у доношенных детей. В случае недоношенности эти рефлексы сохраняются более длительное время. (Рис. 8).




Рис. 8. Физиологические рефлексы новорожденных
г) Мезэнцефальные установочные автоматизмы (формируются со второго месяца жизни):