Файл: Методика исследования нервной системы у детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Туловищная выпрямляющая реакция. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Эта реакция формируется с конца 1-го месяца.

Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и, опираясь на предплечья, удерживается в этой позе. Формируется к 4 месяцам.

Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги. Формируется к 5–6 месяцам.

д) Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы:

  • Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый. Формируется к 5–6 месяцам.

  • Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища. Формируется к 6–7 месяцам

Степень выраженности безусловных рефлексов новорожденного может варьировать, что определяется типом нервной деятельности ребенка и его физиологическим состоянием, и поэтому, если рефлекс не вызывается, то его следует повторить с некоторыми интервалами.

Этапы формирования двигательной активности грудного ребенка:

1 месяц. При поддержке кратковременно держит голову. Фиксирует взгляд на предмете и кратковременно следит за ним. Издает «горловые шумы».

2 месяца. Держит прямо голову. Следит глазами за движущимся лицом. Подражает, либо отвечает улыбкой улыбающемуся лицу, издает звуки.

3 месяца. Поднимает голову и грудь, лежа на животе. Энергичные телодвижения. Длительное певучее гуление в ответ на ласковую речь.

  1. месяца. Берет предмет. Может тянуться к чему-либо (кому-либо), захватывает игрушку. Громко смеется. Узнает мать.

  2. месяцев. Переворачивается с живота на спину. Берет игрушку из рук. Отличает близких от чужих. Различает интонацию. Комплекс оживления.

6 месяцев. Сидит с минимальной поддержкой. Берет игрушки из разных мест. Перекладывает предмет с одной руки в другую и кладет его в рот. Говорит слоги. Любит играть.

С 7–8-ми месяцев Ползает на четвереньках. Развивается «сенсорная речь» (все понимает, говорить не может, но может повторить движения или имитирует). Разворачивает предмет.


С 9-10 –ти месяцев стоит и делает шаги с поддержкой. Выговаривает «мама», «баба». Действует с предметами по – разному.

11 - 12 месяцев. Самостоятельно стоит и ходит. Словарный запас 8–10 слов. Удерживает 2 предмета. На просьбу подает игрушку. Исполняет простые действия. Повторяет слова, узнает голоса.

18 месяцев. Может бегать, поднимается и сходит со ступенек. Играет с другими детьми. Самостоятельно кушает. Говорит простые фразы.

2 года. Узнает знакомые рисунки, спрашивает о предметах, называя их. Имитирует домашнюю работу. Складывает свои игрушки. Слушает сказки. Уверенно поднимается по лестнице.

3 года. Ходит по лестнице. Кратковременно стоит на одной ноге, катается на трехколесном велосипеде. Открывает дверь. Возраст «почемучек». Прыгает, танцует, рисует. Говорит свое имя.

4 года. Прыгает на месте, рисует круг. Знает 6 основных цветов, фамилию, имя, возраст, пол. Играет с другими детьми. Грамматически правильно строит предложение. Большие способности к изучению иностранных языков.

5 лет. Пишет несколько больших печатных букв, рисует, шнурует ботинки. Может описать картинку. Словарный запас 2500 слов. (Рис. 9).


Рис. 9. Схема моторики и статики у детей раннего возраста

Методика исследования чувствительной сферы
Тактильная чувствительность. Тактильная или осязательная чувствительность проверяется прикосновением к коже ребенка кусочком ваты или кисточки. Наиболее чувствительными участками являются кончики пальцев, красная кайма губ, половые органы. При исследовании этого вида чувствительности ребенка старшего возраста просят закрыть глаза и ответить на прикосновение «да».

Температурная чувствительность определяется прикладыванием к коже пробирок с холодной и теплой водой. Ребенок старшего возраста отвечает «тепло» или «холодно».

Болевая чувствительность. Ребенка просят закрыть глаза и наносят ему уколы иглой, чередуя их с прикосновением тупым концом иглы. При сохранении болевой чувствительности ребенок отвечает «остро» или «тупо».



Мышечно-суставное чувство (относится к глубокой чувствительности) дает представление о положении частей тела в пространстве. Исследование производят при закрытых глазах ребенка. Врач производит сгибание или разгибание пальца на руке или ноге. Ребенок должен сказать или показать на другой руке (ноге), какой палец приводится в движение и в каком направлении.

К глубокой чувствительности относят также вибрационную чувствительность, чувство давления и веса.
Судорожный синдром

Судороги у детей являются нередким проявлением болезни. Считают, что до 5% детей имеют в своем раннем анамнезе судорожные эпизоды. Это определяется широким кругом вызывающих их факторов. Можно говорить о том, что любое патологическое воздействие на детский организм, приводящее к нарушению функции центральной нервной системы, может стать причиной судорожного состояния. Естественно, что при этом наблюдается тесный параллелизм между нарушениями сознания и возникновением судорог. В клинической практике эти признаки закономерно сочетаются между собой. Вместе с тем существуют и самостоятельные, прежде всего метаболические ситуации, приводящие к судорожному синдрому при отсутствии нарушений сознания. В частности, это можно наблюдать при спазмофилии или других формах гипокальциемии у детей.

По характеру проявления судороги подразделяют на тонические и клонические, но чаше всего они носят смешанный, тонико-клонический характер. Начало типичного судорожного приступа — внезапное. Возникает интенсивное движение глазных яблок, затем они фиксируются, после этого западают, голова резко откидывается назад, туловище цепенеет, руки плотно фиксируются согнутыми в лучезапястных и локтевых суставах, ноги напряженно выпрямлены. Челюсти плотно смыкаются, иногда с прикусыванием языка. Дыхание может прекращаться, пульс нередко замедляется. Такое состояние представляет собой тоническую фазу судорожного приступа. Длительность ее — от нескольких секунд до 1 мин. После этого следует шумный вдох и начинается клоническая фаза приступа. Мышечные подергивания начинаются с мускулатуры лица, затем переходят на конечности и туловище. Дыхание в это время становится храпящим, на губах появляется пена. Длительность этой фазы может быть различной. По окончании судорог ребенок иногда остается в состоянии забытья, затем засыпает. Если подобная картина наблюдается среди полного здоровья и после приступа ребенок остается здоровым и бодрым, 
то наиболее вероятна эпилептическая природа болезни. Однако постановка окончательного диагноза и назначение лечения возможны только после тщательного и разностороннего клинического обследования с использованием электроэнцефалографии. При острых инфекционных заболеваниях у детей возникают судороги различной природы и патогенеза.

Наиболее частой их разновидностью являются так называемые фебрильные судороги. Они свойственны детям в возрасте от 6 мес до 5 лет, иногда носят семейный характер. Подобные судороги возникают при респираторных или кишечных заболеваниях в фазе быстрого нарастания температуры тела. Они носят генерализованный характер, но длятся не более нескольких минут, максимально — до 15 мин. ЭЭГ-контроль у таких детей обязателен, но, как правило, никаких изменений при этом не находят. Иногда эпизоды повторяются при нескольких заболеваниях, но впоследствии они проходят.

Судорожные состояния свойственны детям при тяжелых заболеваниях, протекающих с нарушением функций дыхания, кровообращения и водно-солевого обмена. Такие судороги отражают тяжесть болезни параллельно с нарушениями сознания. В лечении они требуют не только противосудорожных мероприятий, но, прежде всего, восстановления нарушенных жизненно важных функций, что и делают специалисты скорой помощи и отделений интенсивного лечения.

Наконец, судороги могут возникать, казалось бы, и при нетяжелых заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой, когда жизненно важные функции вполне сохранены. Это обстоятельство должно нацеливать педиатра на возможность возникновения у ребенка инфекционного заболевания с воспалительным поражением нервной системы, прежде всего менингитов и энцефалитов, крайне опасных для детей и по непосредственному прогнозу. В таких случаях клиническое обследование должно быть направлено на выявление специфических симптомов менингита и менингоэнцефалита. Обязательным компонентом обследования становится люмбальная пункция.

Судороги метаболической природы чаще наблюдают у детей периода новорожденное™ и первого года жизни. Для переходных состояний новорожденного довольно характерно возникновение транзиторных состояний гипогликемии, гипокальциемии, гипомагниемии.

Гипогликемические судороги у новорожденных редко бывают генерализованными, чаще это миоклонии и подергивания отдельных мышечных групп, но могут возникать и развернутые клонико-тонические судороги.


Картина гипокальциемических судорог довольно разнообразна, но доминируют распространенные тонические судороги с периодическим расслаблением мускулатуры тела. Всегда возникают нарушения дыхания и нередко спазматическая рвота непосредственно в момент судорог. У детей всегда отмечается положительный симптом Хвостека, иногда — Труссо. Существенную помощь в диагностике оказывает определение содержания кальция, фосфора и магния в крови.

Гипомагниемические судороги очень сходны с гипокальциемическими, но при них обычно наблюдается и карпопедальный спазм. У детей первого года жизни гипокальциемические судороги возникают при рахите. Это состояние называется спазмофилией. Клиническая картина в этом случае может включать в себя и генерализованные судорожные тонические и клонико-тонические приступы, карпопедальный спазм и в качестве своеобразной, но нередкой формы ларингоспазм с нарушением дыхания и характерным петушиным криком.

МЕНИНГЕАЛЬНЫЙ СИНДРОМ


При всех формах острого менингита наблюдаются симптомы, объединяемые в так называемый менингеальный синдром. Он складывается из общемозговых и локальных симптомов.

Общемозговые симптомы являются выражением общей реакции мозга на инфекцию вследствие отека мозга, раздражения мягких мозговых оболочек и нарушения ликвородинамики. Наблюдаются гиперсекреция спинномозговой жидкости, нарушение ее всасывания, что обычно ведет к повышению внутричерепного давления и развитию в ряде случаев острой гидроцефалии.

Очаговые симптомы раздражения и выпадения иногда наблюдаются со стороны черепных нервов, спинальных корешков, реже — головного и спинного мозга. В менингеальный синдром включаются также изменения спинномозговой жидкости.

Температура тела при менингите обычно повышена — при гнойных менингитах до 40° С и выше, при серозных и туберкулезных менингитах температурная реакция менее выражена, а при сифилитических менингитах температура тела нормальная.

Головная боль — основной и постоянный симптом менингита. Появляется она в начале болезни и держится почти все время. Головная боль бывает диффузной или локализованной, преимущественно в области лба или затылка. Степень выраженности боли различна, она особенно резкая при туберкулезном менингите. Резкие движения, шум, свет усиливают ее. Для грудных детей характерен так называемый гидроцефальный крик. Возникновение головной боли связано с раздражением нервных окончаний тройничного нерва, блуждающего нерва, иннервирующих оболочки мозга, а также с раздражением окончаний нервов в сосудах мозга.