Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 707

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При выполнении упражнений учебных стрельб обучаемые получа- ют практику в действиях при вооружении (с оружием), в обращении с боеприпасами и в самостоятельном решении различных огневых задач штатными боеприпасами или их заменителями в условиях, приближен- ных к боевой обстановке, при этом одновременно проверяется уровень огневой выучки обучаемых.
На боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрельбой совершенствуются навыки командиров подразделений в организации боя, в управлении подразделениями и их огнем в бою, а личный состав совершенствует навыки в решении различных огневых задач при дей- ствиях в составе подразделений в обстановке, максимально приближен- ной к боевой; при этом одновременно проверяется слаженность подраз- делений.
При проведении работ в часы ухода за вооружением и боевой тех- никой и в парково-хозяйственные дни обучаемые углубляют знания по материальной части оружия, приборов прицеливания и наблюдения и совершенствуют навыки в осмотре и техническом обслуживании ору- жия, устранении неисправностей оружия и выверке прицельных при- способлений.
В часы самоподготовки обучаемые, как правило, закрепляют приоб- ретенные знания по материальной части оружия, основам и правилам стрельбы и могут совершенствовать навыки в действиях при вооруже- нии (с оружием) и в применении правил стрельбы.
При проведении стрелковых состязаний совершенствуется огневая выучка личного состава подразделений.
На занятиях по другим предметам обучения, проводимых с использо- ванием вооружения и боевой техники, особенно по тактической и разве- дывательной подготовке и вождению боевых машин, наряду с изучени- ем вопросов по данному предмету должны совершенствоваться навыки по огневой подготовке. Так, на занятиях по этим предметам обучения должны совершенствоваться навыки в действиях при вооружении
(с оружием), в разведке целей наблюдением, определении дальностей,
целеуказании, применении правил стрельбы и в управлении огнем под- разделений; на занятиях по физической подготовке — в метании руч- ных гранат; по строевой подготовке — в приемах стрельбы; по инже-
Разбор нельзя ограничивать перечислением имевшихся недостатков и положительных действий. Основное внимание необходимо уделить тщательному анализу действий подразделений в ходе учения и указать,
как следовало решать поставленные задачи в той или иной обстановке.

На разборе целесообразно освещать лишь основные вопросы и наибо- лее поучительные эпизоды.
Разбор учения проводится примерно в такой последовательности.
Руководитель учения указывает темы, их содержание и учебные цели;
основные требования уставов, относящиеся к содержанию данного уче- ния; содержание тактической обстановки; действия командиров и под- разделений по этапам учения. В конце разбора руководитель делает заключение, в какой степени достигнуты учебные цели, объявляет оцен- ку подразделениям, офицерам группы управления и посредникам, а так- же указывает, на что следует обратить внимание в ходе дальнейшей подготовки офицеров, сержантов и подразделений. При проведении од- носторонних учений на разборе, кроме того, дается оценка действиям подразделения, обозначавшего противника.
Разбор проводится вначале со всем личным составом, участвующим на учении, затем с сержантами в присутствии офицеров и отдельно с офицерами.
Огневая подготовка является составной частью полевой выучки мото- стрелковых (танковых) подразделений. Основными задачами огневой подготовки являются обучение личного состава умелому применению штатного оружия и максимальному использованию его боевых возмож- ностей для поражения противника с наименьшим расходом времени и боеприпасов в различных условиях современного боя, привитие обучае- мым уверенности в своем оружии, воспитание активности и самостоя- тельности в решении огневых задач.
Для успешного решения огневых задач в бою личный состав подраз- делений должен: знать боевые возможности и материальную часть во- оружения и боеприпасов, основы и правила стрельбы; уметь готовить вооружение и боеприпасы к стрельбе и содержать их в постоянной боевой готовности, вести разведку целей наблюдением, определять даль- ности до них, правильно давать целеуказания и упреждать противника в открытии огня, вести меткий огонь всеми способами как самостоятельно,
так и в составе подразделений и поражать различные цели, как правило,
первыми выстрелами (очередями) на всех дальностях стрельбы штатно- го оружия; иметь прочные, доведенные до автоматизма, навыки в дей- ствиях при вооружении (с оружием) и в применении правил стрельбы при ведении огня из штатного оружия всеми способами (с места, корот- ких остановок и с ходу) по неподвижным, появляющимся и движущим- ся наземным и воздушным целям днем и ночью, в любых условиях пого- ды и местности, а также в метании ручных гранат с места и в движении.


Офицеры, прапорщики и сержанты, кроме того, должны уметь управ- лять огнем своих подразделений во всех видах боя.
Знания, умения и навыки по огневой подготовке обучаемые приобре- тают и совершенствуют:
— на классных занятиях;
— на стрелковых тренировках;
— на учебных стрельбах;
— на боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрельбой;
— при проведении работ в часы ухода за вооружением и боевой тех- никой и в парково-хозяйственные дни;

81
Глава 1. Боевая подготовка
80
Справочник командира боевое положение или решение огневых задач в составе подразделе- ния). Тренировки (упражнения) по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений. При этом условия выполнения норма- тивов и подготовительных упражнений по мере приобретения обучае- мыми умений и навыков должны усложняться.
Беседа — это такой метод обучения, при котором командир спраши- вает обучаемых, требуя ответов на поставленные вопросы. Допускается также, чтобы обучаемые задавали вопросы руководителю, если характер вопросов не нарушает содержания и плана беседы. Беседа применяется в целях закрепления, повторения изучаемого материала, проверки зна- ний обучаемых и сообщения им новых знаний. Характер построения беседы главным образом будет зависеть от того, какую она имеет цель.
Беседа применяется на занятиях по всем разделам огневой подготовки,
особенно по основам и правилам стрельбы. Беседа должна вызывать активность всех обучаемых. При постановке вопроса следует обращаться ко всем обучаемым: сначала поставить вопрос, дать необходимое время на обдумывание и только после этого приступить к опросу. При этом нельзя допускать проведения беседы только с более успевающими, сле- дует привлекать к беседе и тех, кто сам активности не проявляет. В тех случаях, когда обучаемый затрудняется дать ответ, когда ответ непра- вильный или неполный, командир требует ответа на тот же вопрос от другого обучаемого. В необходимых случаях он обобщает ответы обуча- емых и дает правильную формулировку.
Самостоятельная работа — это метод, при котором обучаемые без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретен- ные знания, умения и навыки или овладевают новыми, используя руко- водства, инструкции, плакаты, схемы, макеты, учебное оружие и другие учебные пособия.
Стрельба — это метод, при котором обучаемые практически приме- няют полученные знания, умения и навыки в боевом использовании штатного оружия и боеприпасов для поражения различных целей. Стрель- бы позволяют не только закрепить приобретенные знания, умения и навыки, но и выявить недостатки в огневой подготовке. Поэтому резуль- таты стрельб должны тщательно анализироваться и на основе их при- ниматься меры по повышению огневой выучки личного состава.
Занятия по огневой подготовке, как правило, организуются и прово- дятся в масштабе роты, а в учебных подразделениях и военно-учебных заведениях — в масштабе взвода. Занятия в роте обычно организуются повзводно, а во взводе — по отделениям. Такая организация занятий позволяет каждому командиру учить своих подчиненных и повышает его ответственность за их огневую подготовку. При необходимости сол- даты некоторых специальностей (например, гранатометчики, снайперы)
могут выделяться на занятиях в отдельные ротные (взводные) группы.
Стрелковые тренировки и стрельбы из группового оружия проводят- ся в составе штатных расчетов (экипажей), а в учебных подразделениях и военно-учебных заведениях — в составе сводных экипажей, создавае- мых, как правило, на весь период обучения. При этом механики-водите- ли БМП (водители БТР) привлекаются только на тренировки, проводи- мые перед стрельбами для слаживания подразделений, а также для со- вершенствования их навыков в стрельбе. Занятия по огневой подготов- ке необходимо организовывать так, чтобы максимальную часть времени,
отводимого на занятия, обучаемые использовали на практические дей- нерной подготовке — в выборе и оборудовании огневых позиций и в стрельбе из окопов, траншей и т. д.
В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения:
— рассказ;
— лекция;
— объяснение;
— показ;
— тренировка (упражнение);
— беседа;
— самостоятельная работа;
— стрельба.
Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых. На каждом занятии могут при- меняться несколько методов. Так, например, при обучении приемам стрель- бы (действиям при вооружении) могут быть применены показ, объясне- ние и тренировка.
Рассказ — это краткое повествовательное изложение изучаемого материала. Он применяется при изучении боевых свойств оружия и некоторых вопросов по материальной части оружия и основ стрельбы.
Лекция — это развернутое научно-теоретическое изложение основ- ных, наиболее сложных вопросов изучаемой темы. Главное назначение лекции— помочь обучаемым в их последующей работе.
Объяснение — это изложение сущности изучаемых явлений, процес- сов, действий. Объяснение применяется при изучении всех разделов огневой подготовки и, как правило, в сочетании с показом изучаемого оружия (боеприпаса, прибора) или действия с оружием. При объясне- нии следует излагать материал ясно и четко, строго формулируя выводы и определения.
Показ является наиболее доступным методом обучения. При этом методе обучаемые наглядно видят, что должны изучить или чему долж- ны научиться. Показ образцовых действий с оружием может прово- диться самим командиром или хорошо подготовленным обучаемым.
Прием (действие) вначале показывается в целом в необходимом темпе,
затем — в замедленном темпе по элементам с кратким объяснением действий и характерных ошибок, допускаемых обучаемыми при изуче- нии данного приема (действия). Важно, чтобы показываемый предмет
(прием, действие) был хорошо виден обучаемым.
Тренировка (упражнение) — метод обучения, при котором путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения изучае- мых действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необ- ходимые умения и навыки. Тренировки (упражнения) по огневой подго- товке могут быть индивидуальные и групповые (в составе расчета, под- разделения). Индивидуальные тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых отдельно- му воину. Они характеризуются тем, что отдельные обучаемые под ру- ководством командира или самостоятельно по его заданию выполняют одни и те же действия (например, тренируются в однообразии прицели- вания и производстве выстрела). Групповые тренировки (упражнения)
применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллек- тивных действиях и для слаживания расчета и подразделения. Они характеризуются тем, что каждый обучаемый выполняет действия в со- ответствии со своей специальностью или временно занимаемой им на данном занятии должностью (например, приведение вооружения БМП в


83
Глава 1. Боевая подготовка
82
Справочник командира
Показные занятия могут преследовать две цели: показ образцовых действий подразделений, которых необходимо достичь при обучении, и показ образцовой подготовки, организации и методики проведения заня- тия, как правило, по новым темам (вопросам) огневой подготовки. К за- нятиям, имеющим первую цель, проводится специальная подготовка на- значенных подразделений. К занятиям, на которых показывается мето- дика обучения, подразделения специально не готовятся. Эти занятия должны проводиться в таких же условиях, в каких должны проводить подобные занятия обучаемые командиры. Они должны увидеть, как под- готовлено занятие, каковы его материальное обеспечение, последователь- ность отработки учебных вопросов и методические приемы, с помощью которых можно достичь высоких результатов обучения.
Открытые занятия проводятся в целях оказания помощи командирам подразделений (преподавателям) в организации и методике проведения занятия по огневой подготовке путем коллективного изучения, обсужде- ния и выработки наиболее целесообразных методов и методических приемов проведения занятий.
Открытые занятия совмещаются с плановыми занятиями с подраз- делениями. На них, как правило, присутствуют все командиры (препода- ватели), проводящие занятия по огневой подготовке. Каждое открытое занятие после его проведения обсуждается с командирами (преподава- телями), присутствовавшими на занятиях. В конце разбора старший начальник отмечает положительные стороны и недостатки, выявленные на занятии, и делает заключение о наиболее целесообразных методах и методических приемах его проведения.
Инструктажи по огневой подготовке проводятся, как правило, коман- дирами рот и взводов накануне занятия. На инструктаже офицеры, пра- порщики и сержанты получают указания о порядке проведения пред- стоящего занятия, о его содержании и материальном обеспечении и т. д.
Если предстоящее занятие расписанием предусмотрено провести в масштабе взвода, командир роты, при необходимости, инструктирует ко- мандиров взводов, а они — своих командиров отделений. Если предсто- ит провести занятие в масштабе роты, командир роты обычно инструк- тирует командиров взводов, старшину и командиров отделений, не вхо- дящих в мотострелковые взводы, а командиры взводов — подчиненных им командиров отделений.
Командирам взводов инструктаж сержантов желательно проводить практически на месте предстоящего занятия, придерживаясь примерно такой последовательности: проверить, умеют ли сержанты показать обу- чаемым выполнение того или иного приема (действия) с оружием, если не умеют — научить их; ознакомить сержантов с темой, целью и учеб- ными вопросами предстоящего с солдатами занятия, со схемой его по- строения (указать учебные места по каждому учебному вопросу, как и где установить оружие, станки, мишени, в каком порядке будет произво- диться смена отделений или групп); дать указание о том, кто и какие предметы материального обеспечения выносит на занятие; показать, при необходимости, как методически правильно обучать по каждому учеб- ному вопросу, и убедиться, что сержанты смогут провести занятие; ука- зать, какие изучить статьи уставов и руководств (наставлений).
Содержание инструктажа сержанты кратко записывают в рабочие тетради.
Самостоятельная работа офицеров, прапорщиков и сержантов по подготовке к очередным занятиям проводится (по указанию старшего командира) в учебное время и в часы самоподготовки.
ствия при вооружении (с оружием) и решали огневые задачи с полным напряжением физических и моральных сил.
Подготовка к проведению занятий по огневой подготовке обычно вклю- чает: подготовку руководителя и его помощников (руководителей заня- тий на учебных местах), подготовку обучаемых, подготовку учебных мест и материального обеспечения занятий.
Качественное проведение занятий по огневой подготовке зависит, преж- де всего, от уровня огневой выучки и методического мастерства руково- дителей занятий.
Подготовка руководителей занятий (офицеров, прапорщиков и сер- жантов) проводится:
— на учебно-методических сборах;
— на инструкторско-методических занятиях;
— на показных и открытых занятиях;
— на инструктажах;
— путем самостоятельной работы.
Кроме того, для повышения методического мастерства руководителей занятий проводятся методические совещания и конференции.
На учебно-методических сборах офицеры, прапорщики и сержанты получают единые методические установки в проведении занятий по наиболее сложным темам огневой подготовки и рекомендации по эф- фективному использованию учебно-тренировочных средств, учебных приборов и пособий и интенсификации обучения, изучают передовые методы обучения.
Инструкторско-методические занятия проводятся по тем темам,
по которым офицеры, прапорщики и сержанты будут проводить занятия с подчиненными. Они должны предшествовать занятиям с личным со- ставом подразделения и имеют целью: проверить знание командирами подразделений вопросов предстоящих занятий, а также их умение об- разцово показать прием (действие) с оружием, доходчиво объяснить изучаемую тему и добиться ее глубокого усвоения личным составом;
показать правильную организацию, материальное обеспечение и мето- дику проведения предстоящих занятий; дать методическую практику в проведении занятий.
Офицеры, прапорщики и сержанты должны заранее готовиться к пред- стоящему инструкторско-методическому занятию, быть готовы доложить свои предложения по организации и методике отработки учебных вопро- сов и действовать в роли руководителя занятия.
Инструкторско-методические занятия обычно проводятся в такой последовательности. Вначале руководитель проверяет знания, умения и навыки обучаемых по вопросам предстоящих занятий с солдатами. За- тем составляет из обучаемых соответствующее подразделение, показы- вает в роли командира обучаемого подразделения, как следует организо- вать и материально обеспечить занятие, как методически правильно обучать солдат по данной теме. При этом показ организации и методи- ки проведения занятий осуществляется с тем материальным обеспече- нием, которым будет располагать командир обучаемого подразделения.
После показа руководитель назначает поочередно обучаемых для про- ведения занятия по отдельным учебным вопросам. В ходе проведения занятия назначенными обучаемыми руководитель указывает на недо- статки и требует их исправления. В конце занятия производит разбор, в котором дает методические рекомендации по проведению занятий с личным составом.


85
Глава 1. Боевая подготовка
84
Справочник командира учебных местах, разработку плана проведения занятия, подготовку учеб- ных мест, средств материально-технического обеспечения занятия и обучаемых к занятиям.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   71