Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 704
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
73
Глава 1. Боевая подготовка
72
Справочник командира ная обстановка, руководитель учения должен выезжать лично и наблю- дать за ходом боевых действий.
Закончив учение, руководитель подает сигнал «отбой», дает указания о месте сбора подразделений, об изъятии у личного состава средств имитации, о месте и времени проведения разбора.
В районах сбора сторон проверяется наличие людей, вооружения и техники, изымаются боеприпасы; личный состав приводится в порядок,
после чего проводится разбор учения.
Односторонние тактические учения с обозначенным противником проводятся по комплексным темам. Порядок их подготовки и проведе- ния имеет некоторые особенности.
На одностороннем тактическом учении реально действуют подразде- ления только одной стороны, а действия другой обозначаются специально выделенными для этой цели подразделениями со средствами обозначе- ния и имитации на всю глубину предстоящих действий подразделения.
Обучаемая сторона действует по организации и тактике Российской армии, а действия другой стороны обозначаются по указанию руководи- теля применительно к организации и тактике одной из армий иностран- ного государства.
Для проведения одностороннего учения в помощь руководителю уче- ния назначается помощник по обозначенному противнику, на которого возлагается также руководство имитацией. С ним устанавливается ра- дио- и телефонная связь и связь сигнальными средствами.
При разработке плана проведения одностороннего учения предусмат- риваются возможные варианты действий обучаемого подразделения и в соответствии с этим намечаются действия обозначенного противника,
которые в ходе учения по указанию руководителя могут быть изменены,
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 71
исходя из решений, принимаемых командиром обучаемого подразделе- ния.
Подготавливая учение, руководитель определяет на местности, где и как обозначить противника, чтобы его действия были оправданны, а так- же давали возможность отработать намеченные учебные вопросы. С
выделенным для обозначения противника подразделением помощник на основе указаний руководителя организует занятие, на котором лич- ный состав должен уяснить, где, как, по каким сигналам и какие дей- ствия противника обозначить, а также изучает инструкцию по мерам безопасности.
При проведении одностороннего тактического учения, в зависимости от решения, принятого командиром обучаемого подразделения, руково- дитель учения определяет, на каких участках местности дать успех, а где его не давать, чтобы обучаемый командир понял свою ошибку и внес необходимые поправки, отвечающие сложившейся обстановке.
После каждого решения, принятого командиром обучаемого подразде- ления, руководитель учения дает указание офицерам группы управле- ния (на ротном учении — помощнику по обозначенному противнику),
как лучше разыграть действия и чего следует добиваться от подразде- лений в ходе отработки тех или иных вопросов.
Помощник руководителя учения по обозначенному противнику, полу- чив указание, обозначает действия противника по рубежам и осуществ- ляет имитацию.
Тактические учения с боевой стрельбой являются завершающим эта- пом тактического слаживания и огневой выучки роты и батальона. Они насколько ею полно вскрыто построение обороны и системы огня про- тивника; в какой степени используются результаты огня обычных средств поражения; как выбраны рубежи развертывания и атаки; насколько правильно поставлены боевые задачи подразделениям; как увязано вза- имодействие и др.
При оценке действий сторон учитываются не только правильность и целесообразность принятого решения, но и практические действия ко- мандиров, штабов и подразделений по выполнению этого решения.
В результате анализа принятых решений и проведенных мероприятий командирами по обеспечению предстоящего боя руководитель учения определяет, на каких участках дать успех наступающим, а где задержать их продвижение и по каким причинам. Для противоположной стороны соответственно определяются слабые и сильные стороны обороны и их влияние на действия наступающих. После этого руководитель учения дает указания офицерам группы управления и посредникам, а на ротном учении помощникам о порядке розыгрыша действий сторон и проведе- нии имитации.
С переходом в атаку наступающей стороны руководитель учения на- блюдает за действиями подразделений и непрерывно поддерживает связь со своим заместителем, офицерами группы управления и посредниками
(на ротном учении — с помощниками), направляя их деятельность на более успешный розыгрыш действий сторон. Они должны проверить при этом, как действуют обучаемые в период атаки переднего края обо- роны противника и при развитии успеха в глубину, как осуществляется взаимодействие внутри подразделений, с приданными и поддерживаю- щими средствами, насколько умело производится маневр и др.
На обороняющейся стороне проверяются действия по уничтожению противника на дальних подступах, перед передним краем, на флангах и при вклинении противника в оборону.
В этот период от командиров и подразделений следует добиваться выполнения практических действий по таким вопросам, как ведение разведки противника, быстрое использование результатов ядерных уда- ров и огня обычных средств, защита от оружия массового поражения и др.
Исправление ошибок достигается путем предоставления успеха од- ной из сторон, объявлением «потерь» в личном составе, боевой технике и вооружении, сообщением данных о положении соседей, а в некоторых случаях и отдаваемыми распоряжениями в роли старшего командира.
В тех случаях, когда нарушаются меры безопасности или когда про- изошло перемешивание подразделений, руководитель учения может сде- лать частный отбой, развести стороны, разобраться в обстановке, а затем принять решение на розыгрыш дальнейших действий.
При объявлении частного отбоя действия подразделений немедленно прекращаются и они остаются на своих местах. Всякое передвижение производится только с разрешения руководителя учения, офицеров группы управления и посредников.
При развитии боевых действий, когда они принимают динамичный характер, усложняются условия и в руководстве. Руководитель учения должен знать обстановку, решения командиров, фактическое положение сторон и ориентировать офицеров группы управления (помощников) и посредников, на каком рубеже и каким образом разыграть ход учения,
чтобы избежать длительных пауз. Туда, где создается наиболее слож-
75
Глава 1. Боевая подготовка
74
Справочник командира командиров обучаемых подразделений, а также посредников руководи- телю учения.
Подготовка тактического учения с боевой стрельбой, кроме вопросов,
входящих в подготовку обычного учения, включает: рекогносцировку и подготовку района боевых стрельб; подготовку огневых посредников,
операторов пультов управления и имитационной группы; изучение ин- струкции по мерам безопасности.
В ходе рекогносцировки руководитель учения уточняет тактическую обстановку, определяет состав, расположение и характер действий обо- значенного мишенями и макетами противника, порядок показа мишеней для поражения стрелковым оружием, танками и артиллерией, а также рубежи открытия и прекращения огня.
Подготовка района боевых стрельб включает оборудование мишенно- го поля и производство необходимых инженерных работ. Эта работа организуется по указанию руководителя учения его помощником по обозначенному противнику, мишенной обстановке и имитации.
Создаваемая мишенная обстановка должна обеспечить решение ко- мандирами тактических и огневых задач и вызывать необходимость правильного использования всех видов оружия в ходе боевой стрельбы.
Дальности ведения огня по целям определяются с учетом требований
Курсов стрельб и огневых возможностей стрелкового оружия и придан- ных средств усиления. Мишенная обстановка должна способствовать выработке у обучаемых практических навыков в оценке сложившейся обстановки и управлении огнем — в наблюдении за полем боя и произ- водстве целеуказания; оценке целей и выборе наиболее важных из них;
выборе вида оружия для поражения той или иной цели; постановке огневых задач и подаче команд для открытия огня; наблюдении за ре- зультатами стрельбы, корректировании огня и маневрировании им.
Для решения вопросов по разведке целей и целеуказанию мишени должны быть замаскированы и не выделяться на фоне местности. Их следует показывать внезапно и не только перед фронтом обучаемой роты (батальона), но и на флангах, а также на участках, смежных с соседними подразделениями.
Создавая мишенную обстановку, необходимо тщательно продумать:
при появлении каких целей можно отработать вопросы сосредоточения огня подразделений; какие цели показывать одновременно для разделе- ния и переноса огня; при показе каких целей отрабатывать вопросы сочетания огня и движения.
При проведении боевых стрельб ночью следует определить, какие цели обозначить имитаторами вспышек выстрелов, какие цели показывать с применением средств искусственного освещения и какие цели будут поражаться с использованием приборов ночного видения.
Показ мишеней на рубежах следует предусматривать не одновременно,
а последовательно, по группам, постоянно наращивая их количество, что заставит обучаемых увеличивать мощь огня по мере сближения с «про- тивником». Продолжительность, количество показов каждой цели и про- межутков между показами определяются возможными действиями про- тивника в создавшейся обстановке с учетом действий обучаемого под- разделения.
Подготовка огневых посредников проводится руководителем учения на оборудованном мишенном поле с практическим показом целей. Она должна быть направлена на изучение посредниками своих обязаннос- проводятся в обстановке, максимально приближенной к боевой действи- тельности, в целях дальнейшего совершенствования навыков команди- ров в организации боя и управлении огнем подразделений. На учениях с боевой стрельбой огневые задачи в ходе боя решаются практически.
Ротное тактическое учение с боевой стрельбой проводится под руко- водством командира полка, батальонное — командира дивизии. Для проведения батальонного учения в состав группы управления дополни- тельно включается помощник руководителя учения по обозначенному противнику, мишенной обстановке и имитации. При проведении ротно- го учения в помощь руководителю также назначается помощник по обозначенному противнику, мишенной обстановке и имитации. Кроме того, для проведения учений с боевой стрельбой назначается необходи- мое количество огневых посредников из числа наиболее подготовлен- ных младших офицеров и сержантов.
Тактическое учение с боевой стрельбой проводится по комплексной теме с отработкой нескольких видов боевых действий.
При проведении тактического учения с боевой стрельбой рота (бата- льон) усиливается танками, артиллерией, минометами и другими сред- ствами.
Боевая стрельба организуется и проводится на одном из этапов уче- ния и, как правило, в динамике боевых действий. Она может проводить- ся при атаке обороняющегося противника с ходу, при развитии боя в глубине, в период преследования, во встречном бою или при форсирова- нии водных преград.
Боевая стрельба может проводиться днем и ночью как на односторон- нем, так и на двухстороннем тактическом учении. В тех случаях, когда учение проводится двухсторонним, на этапе боевой стрельбы вторая сторона должна быть представлена мишенями. Личный состав и боевая техника второй стороны на этот период отводятся в безопасное место и включаются для продолжения учения после завершения боевой стрель- бы первой стороной.
Боевая стрельба проводится на заранее оборудованном участке поли- гона, обеспечивающем безопасность ведения огня всеми видами оружия роты (батальона) и средств усиления.
Расположение целей должно соответствовать обстановке и выполня- емой задаче, тактике действий подразделений одной из армий вероятно- го противника и обеспечивать отработку вопросов по управлению ог- нем. Общая глубина мишенного поля должна соответствовать требова- ниям Курсов стрельб. Для оборудования мишенного поля используются комплекты переносного управляемого стрельбищного оборудования.
На тактическом учении с боевой стрельбой весь личный состав дол- жен строго соблюдать установленный порядок и меры безопасности.
В этих целях назначаются рубежи открытия и прекращения огня. Вы- дача боеприпасов производится заранее, с разрешения руководителя уче- ния, а заряжание оружия осуществляется только после прохождения рубежа открытия огня.
Открытие огня осуществляется после подачи сигнала «Огонь» при появлении целей. Все остановки в ходе боевой стрельбы необходимо тактически обосновывать.
По окончании боевой стрельбы дальнейшие действия подразделений возобновляются только после проверки оружия, изъятия оставшихся боеприпасов, выдачи холостых патронов (выстрелов) и доклада об этом
77
Глава 1. Боевая подготовка
76
Справочник командира обозначенному противнику, мишенной обстановке и имитации следует,
как правило, вместе с руководителем.
Начальник оцепления с сигнальными патронами и сигналистом, а так- же дежурный врач обычно следуют за руководителем учения в 50—
100 м. На машине начальника оцепления должны быть флаги: во время стрельбы — красный; для прекращения стрельбы — белый, а ночью —
фонари с красным и белым светом.
В ходе боевой стрельбы руководитель учения оказывает влияние на действия обучаемых умелым показом целей и отдельных мишеней, ими- тацией огня «противника», объявлением данных о действиях соседей и огневых средств старшего командира. При нарушении мер безопаснос- ти он немедленно подает сигнал на прекращение стрельбы.
Во время боевой стрельбы руководитель учения, офицеры группы управ- ления и посредники должны учить командиров умелому управлению подразделениями и их огнем и поддержанию непрерывного взаимодей- ствия со средствами усиления. Они должны при этом проверять, на- сколько своевременно обнаруживаются цели, правильно ли они оцени- ваются, а также как осуществляется выбор вида оружия и огня для их уничтожения.
Огневые посредники должны наблюдать за действиями солдат, за пра- вильностью ведения ими огня и соблюдением мер безопасности, не до- пускать стрельбы ближе установленных дистанций, проверять подготов- ку исходных данных и порядок подачи команд на открытие, сосредоточе- ние, разделение, перенос и прекращение огня.
При грубом нарушении установленных правил руководитель учения и посредники останавливают подразделение, устраняют обнаруженные недостатки и лишь после этого разрешают продолжение боевой стрельбы.
В ходе учения по распоряжению руководителя могут изменяться по- рядок и время показа целей в соответствии с принимаемыми решения- ми командиров и реальными действиями подразделений.
Боевая стрельба заканчивается после выполнения огневой задачи.
По сигналу «Отбой» стрельба из всех видов оружия прекращается. Ору- жие разряжается и проверяется командирами подразделений и огневы- ми посредниками. Неизрасходованные боеприпасы и средства имита- ции отбираются и сдаются на пункт боепитания.
Помощник руководителя по обозначенному противнику, мишенной обстановке и имитации дает указание на ограждение неразорвавшихся мин и снарядов и лишь после разрешения руководителя учения и под- рыва неразорвавшихся боеприпасов снимает оцепление.
Оценка результатов боевой стрельбы производится в соответствии с требованиями Курсов стрельб.
По окончании боевой стрельбы руководитель учения в роли старшего командира уточняет задачи подразделениям, заслушивает принятые ре- шения командирами сторон на дальнейшие действия и дает указания своим помощникам о порядке их розыгрыша.
Разбор является заключительной частью каждого учения. Цель раз- бора состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа проведенно- го учения подвести итоги и определить, в какой степени выполнены поставленные цели и задачи.
К разбору учения руководитель готовится заблаговременно, еще до начала учения. При этом он намечает вопросы, которые следует поста- вить на разборе, а их содержание определяет в ходе учения.
тей, изложенных в Курсах стрельб, организации и тактики действий под- разделений той иностранной армии, по которой создается мишенная обстановка, порядка проведения тактического учения и боевой стрель- бы, а также на изучение мер безопасности.
На занятии с посредниками руководитель вначале объявляет тему и учебные цели учения, знакомит их с характером и расположением обо- значенного противника, указывает порядок имитации целей, а также основное направление и границы зоны безопасности ведения огня. За- тем он объявляет тактическую обстановку, создаваемую в ходе боевой стрельбы, и последовательно отрабатывает с посредниками весь ход учения на этапе боевой стрельбы.
Посредники в результате проведенного с ними практического заня- тия должны твердо знать: место, порядок показа и имитации целей;
дальности ведения огня по ним и границы безопасности стрельбы; рубе- жи открытия и прекращения огня.
Имитационная группа и операторы пультов управления подготавлива- ются помощником руководителя учения по обозначенному противнику,
мишенной обстановке и имитации до занятия с огневыми посредниками.
Подготовка их завершается на совместном занятии с посредниками.
В план проведения учения дополнительно включается схема мишен- ной обстановки и расчет боеприпасов для стрелкового оружия, танков и артиллерии (минометов).
На схему мишенной обстановки наносятся: рубежи открытия и пре- кращения огня; основное и боковое направление стрельбы; расположе- ние и нумерация целей; порядок, время показа и имитации целей; при- мерные дальности открытия и прекращения огня по ним; ориентировоч- ное положение обучаемого подразделения для ведения огня по тем или другим целям. Расчет боеприпасов определяется в соответствии с тре- бованиями Курсов стрельб.
Безопасность проведения тактического учения с боевой стрельбой обеспечивается правильной организацией службы оцепления и точным выполнением личным составом установленных мер безопасности. По окончании учения руководитель организует розыск неразорвавшихся боеприпасов и их уничтожение.
Тактическое учение на этапе боевой стрельбы проводится примерно в такой последовательности. Независимо от того, на каком этапе прово- дится боевая стрельба, командир роты (батальона) должен вначале орга- низовать бой, т. е. решить все вопросы, предусмотренные Боевым уста- вом Сухопутных войск. На это ему следует отводить необходимое вре- мя. Затем до выхода подразделений на рубеж открытия огня помощник руководителя по обозначенному противнику, мишенной обстановке и имитации, а также начальник оцепления докладывают руководителю учения о готовности мишенного поля к проведению боевой стрельбы.
Руководитель учения с помощью офицеров группы управления и посред- ников проверяет готовность оружия к стрельбе и разрешает выдать боеп- рипасы. Затем он подает сигнал на открытие огня и начало показа целей.
В ходе боевой стрельбы руководитель учения следует в отдельной машине рядом с командиром роты (батальона), а при расположении на месте находится вместе с ним. В движении он должен иметь связь с командиром обучаемого подразделения. В необходимых случаях руко- водитель учения останавливает его, заслушивает решение, после чего дает распоряжения своим помощникам. Помощник руководителя по
79
Глава 1. Боевая подготовка
78
Справочник командира
— на самоподготовке;
— на стрелковых состязаниях и на занятиях по другим предметам обучения.
На классных занятиях, как правило, изучаются назначение, боевые свойства и устройство оружия, боеприпасов, приборов прицеливания и наблюдения; правила обслуживания и сбережения оружия; основы и правила стрельбы. В последующем знания, умения и навыки по этим вопросам обучаемые совершенствуют на стрелковых тренировках, стрель- бах и др.
На стрелковых тренировках вырабатываются, совершенствуются и доводятся до автоматизма навыки обучаемых в действиях при оружии
(в приемах стрельбы), в разведке целей наблюдением, определении даль- ностей до них и целеуказании, в практическом применении правил стрель- бы, в метании ручных гранат и управлении огнем подразделений, необхо- димые для успешного решения различных огневых задач в бою. Система- тическое и качественное проведение стрелковых тренировок обеспечива- ет достижение высоких результатов в огневой подготовке подразделений.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 71