Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 702
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
65
Глава 1. Боевая подготовка
64
Справочник командира ния по одному элементу учебного вопроса, руководитель занятия пе- реходит к отработке следующего элемента.
При нечетком выполнении ротой команд или несогласованных дей- ствиях руководитель занятия может поступить следующим образом:
если допущена небольшая ошибка, он исправляет ее командой по радио;
при грубых ошибках подразделение возвращается в исходное положе- ние, руководитель собирает офицеров и сержантов, а если необходимо,
то и весь личный состав роты, разъясняет порядок выполнения приема или действия, а затем повторяет его до тех пор, пока он не будет отрабо- тан в совершенстве.
При проведении тактико-строевого занятия с батальоном для поста- новки задач и разъяснения ошибок не следует собирать весь личный состав. В этих случаях руководитель занятия вызывает только коман- диров рот, а если необходимо, то и командиров взводов, ставит им задачи или разбирает допущенные ошибки. Затем предоставляет офицерам время для постановки задач подчиненным или разбора с ними допущенных ошибок и лишь после этого приступает к отработке очередного учебно- го вопроса или к повторению слабо выполненного приема или действия.
В конце занятия производится краткий разбор, на котором разбирают- ся ошибки и причины, вызывающие их, а также отмечаются положитель- ные действия. В заключение разбора объявляется оценка подготовлен- ности подразделения, ставится задача и устанавливается срок по устра- нению недостатков.
Тактические учения с ротой и батальоном направлены на завершение их боевого слаживания для умелых действий во всех видах боя, пре- дусмотренных Боевым уставом Сухопутных войск.
Тактические учения должны быть поучительными, проводиться на незнакомой для обучаемых местности, в условиях высокоманевренных боевых действий, требующих от командиров, штабов и подразделений проявления решительности, смелости и инициативы для достижения победы в трудной и напряженной борьбе с сильным, активным и техни- чески хорошо оснащенным противником.
На учениях подразделения должны практически выполнять все необ- ходимые в современном бою работы:
— оборудовать убежища и укрытия для личного состава, боевой тех- ники и вооружения;
— устраивать заграждения и производить разграждения; осуществ- лять мероприятия по маскировке;
— проводить мероприятия по оказанию медицинской помощи и эва- куации «раненых» и «пораженных», а также осуществлять техническое обслуживание боевой техники, автотранспорта и другие мероприятия в соответствии с реально сложившейся обстановкой и фактическим по- ложением подразделений.
Ротные тактические учения проводятся обычно двухсторонними и по некоторым видам боевых действий односторонними с обозначенным противником; батальонные, как правило, двухсторонними.
На одностороннем тактическом учении противник может обозначать- ся применительно к организации и тактике действий подразделений одной из армий вероятного противника.
На двухстороннем тактическом учении обе стороны действуют в со- ответствии с организацией и тактикой действий подразделений Воору- женных Сил Российской Федерации. Для личного состава и материаль- рабатывает план проведения занятия; определяет необходимые матери- альные средства, а также силы для обозначения действий противника;
готовит подразделение к предстоящему занятию.
Учебную цель руководитель занятия определяет, исходя из содержа- ния темы. При определении учебных вопросов он исходит из наимено- вания темы и поставленной учебной цели.
В соответствии с намеченными учебной целью и вопросами руководи- тель выбирает участок местности, отвечающий характеру предстоящего занятия. Подбирается участок, как правило, вблизи расположения части,
с тем, чтобы сократить время на переходы. Глубина и ширина участка местности и его характер должны обеспечивать полную и качествен- ную отработку всех намеченных учебных вопросов темы занятия. Про- водя рекогносцировку участка, руководитель занятия определяет поря- док отработки каждого учебного вопроса и действия обозначенного противника. После этого он разрабатывает план проведения тактико- строевого занятия, в котором указываются: тема; учебная цель; время,
отводимое для занятия; место проведения; руководства, пособия и мате- риальное обеспечение. Далее излагаются ход занятия, указываются учеб- ные вопросы, время на их отработку, действия руководителя занятия,
целесообразные действия обучаемых и сигналы управления. В плане графически изображается исходное положение обучаемого подразделе- ния, обозначенного противника, соседей и последовательность их дей- ствий при отработке каждого учебного вопроса.
План проведения тактико-строевого занятия с ротой утверждает ко- мандир батальона, а с батальоном — командир полка.
Для управления подразделениями руководитель занятия и обучаемые командиры обеспечиваются переносными радиостанциями, флажками, а ночью — сигнальными фонарями. Весь личный состав должен твердо знать сигналы управления, уметь их принимать и передавать.
После разработки плана руководитель занятия намечает вопросы, ка- сающиеся подготовки личного состава, материальных средств и солдат,
выделенных для обозначения действий противника, и проводит инструк- таж, на котором указывает офицерам порядок подготовки и проведения занятия.
Накануне занятия руководитель проводит инструктаж старшего по обозначенному противнику, указывая при этом, когда, где, чем, по каким сигналам и какие действия противника обозначить. При необходимости личный состав, выделенный для обозначения действий противника, по указанию руководителя занятия проводит дооборудование участка мес- тности: устанавливает мишени, подготавливает и обозначает проходы в заграждениях, устраивает заграждения и т. д.
Порядок проведения тактико-строевого занятия может быть следую- щим. С выходом подразделения в назначенный район руководитель за- нятия объявляет тему, цель, учебные вопросы и порядок их отработки.
После этого он создает краткую тактическую обстановку, на фоне кото- рой планирует отработать первый учебный вопрос, объясняет порядок действий подразделения, а затем подает сигнал для обозначения дей- ствий противника и приступает к отработке учебного вопроса.
Слаженность действий подразделения в ходе занятия достигается путем отработки каждого учебного вопроса по элементам до полного и совер- шенного их выполнения. Добившись правильных действий подразделе-
67
Глава 1. Боевая подготовка
66
Справочник командира
Для более целеустремленной отработки учебные вопросы группиру- ются по этапам действий и составляют содержание каждого этапа уче- ния.
Привлекаемые на учения подразделения, в том числе и средства уси- ления, выводятся в полном составе. Нормы усиления рот и батальонов будут различными и зависят от выполняемых задач и наличия сил и средств.
При определении состава сторон необходимо руководствоваться прин- ципом — учить подразделения ведению боевых действий с сильным,
активным, хорошо вооруженным и технически оснащенным противни- ком. Отсюда следует, что при отработке, например, действий в походном охранении обучаемые стороны должны быть примерно равными, а в наступлении и обороне наступающая сторона должна получать боль- шее количество средств подавления, обороняющаяся — иметь больше средств противотанковой обороны.
В ряде случаев будет целесообразным, когда при проведении баталь- онных учений на одной стороне действует, например, наступающий ба- тальон, а на другой — обороняются 2—3 роты, расположенные на всю глубину наступления батальона. С ними проводятся ротные учения,
предусмотренные планом боевой подготовки. Такая расстановка сил в обороне обеспечивает наличие реально действующих подразделений на всю глубину наступающего батальона,
Район учения может указываться старшим командиром или определя- ется руководителем. Он должен обеспечивать поучительную отработку учебных вопросов и включать исходный район, в котором размещаются подразделения перед началом учения, полосу местности, на которой бу- дут проходить боевые действия сторон, и район сбора подразделений по окончании учения.
Проводя рекогносцировку района учения, руководитель обязан опре- делить, на каком участке должен быть отработан тот или иной учебный вопрос, исходя из реальных условий местности.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 71
Тактическая обстановка разрабатывается на 1—2 ступени выше обу- чаемого подразделения и утверждается старшим командиром. Она из- лагается графически на карте лично руководителем учения и является составной частью плана проведения учения. Тактическая обстановка обычно включает: исходную обстановку; решения старших командиров;
этапы учения и ориентировочный расчет времени по этапам.
Исходная обстановка должна вызывать необходимость принятия обучаемыми командирами соответствующих решений и действий. В ней отражается положение сторон и соседей к началу учения.
Решения за старших командиров принимает руководитель учения по исходной обстановке. В них могут быть определены: построение боево- го порядка и задачи батальона (полка); объекты и время нанесения ударов авиации, ракетами и огнем артиллерии; боевые задачи обучае- мым подразделениям; порядок взаимодействия и управления.
Количество этапов и их продолжительность определяются характе- ром предполагаемых действий исходя из содержания тем учения. Опре- деляя продолжительность этапов, руководитель должен исходить из того,
чтобы на отработку вопросов по организации и ведению боя отводилось достаточное количество времени.
Таким образом, разрабатывая тактическую обстановку, руководитель предусматривает условия, в которых будут действовать подразделения в ной части одной из сторон устанавливаются отличительные знаки. Сто- роны на учении именуются «восточная» и «западная» или «северная» и
«южная». Розыгрыш боевых действий сторон осуществляется в соот- ветствии с решениями командиров и фактическим положением и дей- ствиями обучаемых подразделений.
Руководителем ротного тактического учения является командир бата- льона, батальонного учения — командир полка. Однако эти учения мо- гут проводить и старшие командиры. Для проведения батальонного уче- ния руководитель в помощь себе создает группу управления. При про- ведении ротного учения группа управления не создается.
Качество и поучительность проведения тактических учений в значи- тельной степени зависят от тщательной их организации и подготовки.
Всесторонне продуманный план и последовательность отработки наме- ченных учебных вопросов, а также хорошая методическая подготовка руководителя дают возможность провести учение на высоком уровне,
успешно выполнить поставленные цели и добиться высокой боевой сла- женности подразделений.
Материальное обеспечение может быть различным, так как оно зави- сит от характера и масштаба проводимых учений. Эти вопросы в каж- дом отдельном случае решает лично руководитель учения, исходя из установленных норм расхода моторесурсов, имитационных и других материальных средств.
Подготовка двухстороннего тактического учения включает:
— личную подготовку руководителя учения;
— определение или уточнение исходных данных по организации уче- ния; разработку необходимых документов;
— рекогносцировку и подготовку района учения; подготовку офице- ров группы управления (помощников), посредников и средств имита- ции; подготовку офицеров и подразделений, привлекаемых на учение.
Исходными данными по организации учения являются:
— темы учения для обеих сторон;
— продолжительность учения и район его проведения;
— состав привлекаемых подразделений, вооружения и боевой техники;
— нормы расхода моторесурсов и других материальных средств.
При личной подготовке руководитель учения обязан уяснить содер- жание тем для обучаемых сторон и в соответствии с этим определить цели и учебные вопросы, затем изучить необходимые положения бое- вых уставов, наставлений, руководящих приказов по боевой подготовке и методических пособий, а также детально продумать вопросы организа- ции и проведения учения.
Учебные цели определяются для всех категорий обучаемых каждой стороны: для офицеров, сержантов и подразделений. Они должны быть конкретными и направлены на достижение высокой полевой выучки и боевого слаживания подразделений, совершенствование практических навыков командиров в управлении и командовании подразделениями в различных видах боя и на выполнение содержания учебных вопросов,
запланированных на данное учение.
При определении учебных вопросов необходимо учитывать, чтобы каж- дая сторона получила практику действий в основных видах боя, в усло- виях применения ядерного оружия и обычных средств поражения, по ведению разведки противника, защите от оружия массового поражения и другим вопросам.
69
Глава 1. Боевая подготовка
68
Справочник командира
План проведения учения разрабатывается после проведения реког- носцировки на основе указаний руководителя учения и является его основным документом. В нем излагается предполагаемая последователь- ность отработки намеченных учебных вопросов. Однако в плане не дол- жны иметь место такие противоречащие методике обучения факты, как заблаговременное принятие решений руководителем за командиров обучаемых подразделений и определение порядка розыгрыша действий сторон. Розыгрыш осуществляется только после принятия решения со- ответствующими командирами.
План проведения ротных и батальонных учений разрабатывается тек- стуально, с приложением крупномасштабной карты тактической обста- новки. Он включает:
— темы учения и учебные цели для каждой стороны;
— наименование сторон и их состав;
— тактическую обстановку;
— этапы учения и учебные вопросы;
— действия руководителя по этапам учения.
План проведения ротного учения утверждается командиром полка за
5 суток, батальонного — командиром дивизии за 10 суток до начала учения.
Тактическое задание составляется в письменном виде для каждой стороны отдельно. При проведении ротного учения задачи сторонам могут ставиться руководителем в роли старшего командира устно, непо- средственно на местности.
Тактическое задание может включать:
— краткие сведения о противнике;
— положение и характер действий батальона (полка), в состав кото- рого входит обучаемое подразделение;
— боевую задачу роты (батальона) и соседей;
— цели и объекты противника, подавляемые и уничтожаемые сред- ствами старшего командира;
— время готовности подразделения к выполнению задачи;
— место командно-наблюдательного (командного) пункта старшего командира. При необходимости в задании могут быть указаны и другие вопросы.
Сведения о противнике должны даваться в такой степени, чтобы ко- мандиры для получения более полных данных вели разведку своими средствами.
Подготовка офицеров группы управления (помощников) и посредни- ков должна обеспечить правильное понимание ими целей учения и спо- собов их достижения, изучение тактической обстановки и плана прове- дения учения, четкое знание теоретических основ по отрабатываемой теме, руководящих указаний по методике проведения учения, а также своих функциональных обязанностей. Подготовка проводится лично руководителем учения и включает проведение с ними занятий в классе,
на местности и самостоятельную работу.
Подготовка района учения производится заблаговременно. Она вклю- чает: очистку местности от неразорвавшихся боеприпасов и взрывча- тых веществ; установление границ посевов, лесных посадок и других насаждений для обеспечения их сохранности; устройство различных заграждений и разрушений, предусмотренных планом учения; подготов- ку обходов на маршрутах выдвижения в целях сохранения шоссейных ходе учения. Решения за командиров сторон при этом не определяются.
Положение соседей дается в целях создания наиболее сложных и кри- зисных условий для обучаемых.
В группу управления при проведении батальонного учения назнача- ется минимально необходимое количество офицеров. В нее обычно вклю- чаются 4—5 офицеров из числа заместителей командира, начальников служб и офицеров штаба полка.
Для проведения ротного учения руководитель при необходимости назначает себе помощников из числа офицеров батальона.
Заместитель командира полка или начальник штаба является замес- тителем руководителя учения. Руководитель учения обычно находится при одной обучаемой стороне, а его заместитель — при другой. В ходе учения руководитель обязан лично учить командиров обучаемых под- разделений. Начальники служб полка, входящие в группу управления,
обучают подразделения обеих сторон по своему роду войск и службе.
Один из офицеров группы управления назначается помощником руко- водителя по имитации.
На батальонном тактическом учении при каждой роте (батарее) на- значаются войсковые посредники из числа наиболее подготовленных офицеров штаба полка. По своему служебному положению и воинско- му званию посредники должны быть не ниже командиров обучаемых подразделений. При проведении ротного учения посредники не назна- чаются.
Войсковые посредники подчиняются руководителю учения. Они обя- заны: постоянно знать положение подразделения, при котором они на- ходятся, сложившуюся обстановку и решения командиров; определять умение командиров организовать разведку, защиту от оружия массового поражения, ставить боевые задачи, управлять подразделениями и под- держивать взаимодействие в ходе боя; не допускать нарушения обуча- емыми установленных мер безопасности.
В динамике боя посредники помогают руководителю учения осуще- ствлять розыгрыш действий сторон и обеспечивают полную и каче- ственную отработку учебных вопросов и достижение намеченных це- лей учения.
Рекогносцировка района учения проводится руководителем после раз- работки тактической обстановки в целях уточнения ее на местности и определения плана проведения учения. В рекогносцировочную группу вместе с руководителем обычно входят офицеры группы управления.
До выхода на рекогносцировку руководитель учения определяет: пунк- ты, с которых должна проводиться рекогносцировка; объем и характер вопросов, решаемых на каждом пункте; время работы, необходимое на их решение. Пункты, на которых проводится рекогносцировка, обычно намечаются там, где будут отрабатываться основные учебные вопросы или где предполагается разыгрывать тактические эпизоды.
С началом рекогносцировки руководитель учения уточняет на мест- ности разработанную им обстановку и создает условия для наиболее поучительного розыгрыша действий сторон и отработки намеченных учебных вопросов. Затем он указывает пункты и порядок имитации,
устанавливает меры безопасности на учении, а также меры по сохране- нию государственной, колхозной и личной собственности населения, при необходимости вносит изменения в созданную им тактическую обста- новку.
71
Глава 1. Боевая подготовка
70
Справочник командира техники и вооружении, а также информацией о принятом решении стар- шим командиром.
Началу тактического учения с ротой и батальоном может предше- ствовать тревога, которая проводится внезапно и по особому плану ру- ководителя учения.
В зависимости от решения руководителя учения тревога может быть объявлена обеим сторонам одновременно или в различное время. На- пример, если на учении отрабатываются наступление и оборона, то обо- роняющаяся сторона должна быть поднята по тревоге и выведена на учение раньше с таким расчетом, чтобы к началу наступления противо- положной стороны она успела организовать оборону и оборудовать свои позиции в инженерном отношении. Если же подразделения отрабаты- вают темы по совершению марша и ведению встречного боя, то в этом случае обе стороны при наличии одинаковых расстояний могут быть подняты по тревоге одновременно. Объявив тревогу, руководитель, а на батальонном учении, кроме того, офицеры группы управления и посред- ники проверяют:
— действия суточного наряда;
— порядок оповещения офицеров и прапорщиков;
— порядок выдачи оружия;
— своевременность вывода боевой техники;
— организованность при выходе и движении в назначенные районы;
— готовность подразделений к выполнению предстоящих задач и дру- гие вопросы.
В тех случаях, когда подразделения по тревоге не поднимаются, их готовность проверяется до выхода на учение.
После постановки боевых задач командирам обучаемых сторон предо- ставляется время на организацию боя. Работа по организации боя дол- жна проходить в соответствии с требованиями уставов и заключать:
выработку решения, постановку боевых задач, организацию взаимодей- ствия, а также мероприятий по разведке, защите от оружия массового поражения и другим вопросам. На эту работу следует отводить столько времени, сколько необходимо для отработки всех вопросов в полном объеме.
В период организации боя руководитель, его заместитель и помощни- ки должны присутствовать при выработке решения, постановке задач подразделениям, а также следить за выполнением всех мероприятий.
Контроль за работой и помощь обучаемым должны осуществляться так, чтобы обеспечить полную самостоятельность командирам. Вмеши- ваться в решения и действия командиров можно лишь в тех случаях,
когда, например, принятые ими решения и порядок работы не отвечают требованиям уставов или условиям сложившейся обстановки. Чтобы исправить ошибку, руководитель, офицеры группы управления и посред- ники должны путем постановки наводящих вопросов подвести обучае- мых к более правильному решению.
Заслушав решения командиров сторон, руководитель учения намечает порядок розыгрыша. При отработке, например, тем по наступлению и обороне работа руководителя учения может проходить в такой последо- вательности. Вначале анализируется решение обороняющейся сторо- ны: уточняется построение обороны, организация системы огня, харак- тер инженерного оборудования и план ведения оборонительного боя.
После этого изучается решение наступающей стороны и определяется:
дорог, мостов и железнодорожных переездов; подготовку имитации по исходной обстановке.
Указанные работы по подготовке района учения выполняются силами и средствами руководителя. Инженерные работы, предусмотренные к осуществлению по ходу учения, выполняются самими подразделениями на основе решений, принимаемых командирами.
Имитация на учении должна осуществляться в такой степени, чтобы приблизить розыгрыш действий сторон к боевой действительности.
Однако при осуществлении имитации не следует допускать излише- ства.
Для имитации обычно используются: имитаторы ядерных взрывов,
холостые выстрелы и патроны, взрывпакеты, сигнальные и осветитель- ные патроны, дымовые шашки (гранаты) нейтрального дыма, учебные ядовито-дымные гранаты, имитационные фугасы и другие средства. Для обозначения участков заражения, заграждений и разрушений применя- ются также различные указки и мишени. При проведении учений в учебных центрах и на полигонах для создания зараженных участков местности могут использоваться учебно-боевые отравляющие вещества,
а для заражения вооружения и боевой техники — радиоактивная пыль из комплекта заражения материальной части. Расход имитационных средств осуществляется в строгом соответствии с лимитами, установ- ленными приказом министра обороны Российской Федерации.
Заблаговременная подготовка имитации огня осуществляется лишь по тем участкам и целям, подавление которых предусматривается реше- нием старшего командира. В ходе учения имитация производится толь- ко по решению командиров обучаемых сторон. Для этой цели может быть создана имитационная группа с запасом табельных имитационных средств.
Помощник руководителя по имитации обязан знать, что и когда необ- ходимо имитировать в ходе учения, а также решения командиров сторон и действительное положение подразделений.
При проведении имитации обращается особое внимание на соблюде- ние мер безопасности. Для этого подготовленные к имитации по исход- ной обстановке участки местности огораживаются, обозначаются хоро- шо видимыми днем и ночью знаками и постоянно охраняются.
Розыгрыш боевых действий сторон является наиболее сложной час- тью в руководстве учением. Он требует большого умения, быстроты и высокой организованности со стороны руководителя, его помощников и посредников. Сложность розыгрыша заключается в том, что он осуще- ствляется в условиях, когда действия сторон не прекращаются и прохо- дят в маневренной и быстро меняющейся обстановке. Розыгрыш прово- дится на основе решений, принятых командирами обучаемых подразде- лений, фактического положения и действий сторон. Отдавая преимуще- ство в действиях одной стороне, нельзя вторую сторону ставить в поло- жение подыгрывающей.
Для развития инициативы и самостоятельности у обучаемых и во избежание шаблона в их действиях руководитель, офицеры группы управ- ления и посредники не должны навязывать командирам своих решений.
Наоборот, они должны так воздействовать на обучаемых командиров,
чтобы те сами разбирались в создавшейся обстановке, замечали свои ошибки и исправляли их самостоятельно. Этого можно достигнуть, на- пример, объявлением «потерь» в личном составе подразделений, боевой