Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 729
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
283
Глава 3. Организация внутренней, караульной, гарнизонной и боевой служб
282
Справочник командира
— при отсутствии отметки в военном билете водителя о прохожде- нии доподготовки или несоответствии категории транспортного сред- ства отметки в водительском удостоверении;
— при перерасходе моторесурсов легковыми автомобилями.
Инспектор ВАИ при выявлении нарушений водителем транспортного средства правил дорожного движения осуществляет:
— в порядке, установленном законодательством Российской Федера- ции, меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, доставку в определенное начальником гарнизона по- мещение военной комендатуры или воинской части и административ- ное задержание его на срок до 3 часов;
— личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при водителе транс- портного средства, и самого транспортного средства;
— изъятие при совершении административного правонарушения, вле- кущего лишение права управления транспортным средством, водительс- кого удостоверения;
— арест транспортного средства воинской части.
О задержании транспортного средства и времени изъятия документов инспектор ВАИ оформляет в 2 экземплярах акт; первый экземпляр выдается старшему машины (водителю), второй — начальнику ВАИ гар- низона для принятия решения.
Место стоянки задержанных машин, их охрана определяются прика- зом начальника гарнизона в парке одной из воинских частей гарнизона.
В соответствии с планом начальника гарнизона на основании предпи- сания инспекторы ВАИ привлекаются для проверки внутренней служ- бы в парках воинских частей гарнизона. При этом ими проверяются:
— оборудование контрольно-технического пункта;
— качество проверки технического состояния машин;
— организация инструктажа водителей и старших машин;
— наличие и состояние документации дежурного по парку;
— своевременность возвращения машин в парк.
ВАИ гарнизона организует свою работу во взаимодействии с органами
ГИБДД, военной прокуратурой и командирами воинских частей гарнизона
40
Взаимодействие ВАИ гарнизона и ГИБДД включает:
— участие в проводимых ГИБДД мероприятиях по безопасности до- рожного движения;
— взаимную информацию о нормативных правовых актах и проводи- мых мероприятиях по предупреждению происшествий с автомобильной техникой;
— проведение конференций, лекций, докладов, бесед, тематических ве- черов с водителями по разъяснению законодательства, правил дорожно- го движения и вопросов, относящихся к обеспечению безопасности до- рожного движения;
_________________________________________________
40
См. приказ министра обороны СССР «О взаимодействии комендантских частей и подразделений военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил
СССР и Государственной автомобильной инспекции МВД СССР» от 12 января
1989 г. № 23/13.
— организацию совместного несения службы;
— организацию движения колонн транспортных средств воинских частей гарнизона через населенные пункты;
— осуществление сопровождения и эскортирования;
— рассмотрение материалов о нарушениях правил дорожного движе- ния водителями транспортных средств воинских частей гарнизона.
285
Глава 4. Управленческая деятельность командиров
284
Справочник командира
Таким образом, управление военной организацией рассматривается как деятельность по обеспечению достижения целей этой организации посредством разрешения стоящих перед ней внешних и внутренних проблем; как процесс разработки и реализации управленческих реше- ний по регулированию и координации взаимодействия ее организацион- ных систем между собой и элементами этих систем внутри их для обеспечения целостности организации; как механизм оптимизации та- кого взаимодействия.
Определение управления военной организацией как механизма, как деятельности и как процесса не является случайным. Оно имеет свой смысл, который будет раскрыт при дальнейшем исследовании пробле- мы. Управление военной организацией имеет циклическую форму, со- держит в себе строго определенную содержательную логику и последо- вательность, включает следующие основные процедурные этапы:
1. Определение или уточнение целей военной организации.
2. Выявление проблем, связанных с достижением целей.
3. Анализ выявленных проблем, возможностей и ресурсов для их ре- шения.
4. Разработка моделей решения проблем и анализ последствий их реализации.
5. Выбор наиболее оптимальной модели.
6. Согласование и утверждение управленческого решения.
7. Подготовка к вводу решения в действие.
8. Управление реализацией решения.
9. Анализ эффективности решения.
Каждый из указанных этапов нуждается в более детальной конкрети- зации. Так, цель военной организации вытекает из ее общественного предназначения и определяется теми функциями, реализация которых возложена на нее государством. Следует различать: генеральные (стра- тегические) цели военной организации, определяющие назначение орга- низации; главные цели, которых необходимо достичь для реализации генеральной цели (оперативные цели), цели тактического характера, из которых вытекают функции военно-организационных систем и их эле- ментов.
В самом общем виде управленческие проблемы классифицируются по различным основаниям. Так, по отношению к самой военной организа- ции можно выделить препятствующие достижению целей внешние про- блемы, т. е. критические для достижения целей факторы внешней среды,
позицию военной организации как элемента организации более высокого уровня, а также проблемы внутренние, связанные с целостностью органи- зации, готовностью подсистем к достижению поставленной цели и т. д.
1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 ... 71
По степени значимости могут быть выделены проблемы генерального целедостижения, оперативные проблемы и проблемы тактического (си- туационного) характера. По готовности военной организации к их ре- шению различают разрешаемые и неразрешаемые проблемы. По месту в процессе достижения целей можно выделить проблемы первичного и вторичного уровней рассмотрения, т. е. первоочередные, первостепен- ные проблемы и проблемы второстепенные.
При этом следует отметить, что правильная классификация и ранжи- рование проблем имеют важное значение для достижения целей воен- ной организации. Поэтому анализ выявленных проблем, возможностей и ресурсов для их разрешения представляется достаточно важной и
Глава 4. Управленческая деятельность командиров
§ 1. Общая подготовка к руководству
До недавнего времени развитие теории и практики управления воен- ной организацией шло в основном в русле развития общей теории управ- ления. В Советском Союзе военная организация общества традиционно рассматривалась как закрытая социальная система, цели и задачи кото- рой считались заданными и неизменными, достаточно стабильными в течение длительного периода времени. Она базировалась на принципах всеобщей воинской обязанности, казарменности, экстерриториальности военной службы. Такое положение объяснялось существовавшей воен- ной опасностью, перманентной готовностью к ведению большой войны,
что требовало от государства содержания массовой регулярной армии и вело к милитаризации общества уже в мирное время. Объявив на законодательном уровне службу в Вооруженных Силах, других силовых ведомствах почетной обязанностью, государство тем самым предопреде- лило качественный состав военной организации, интересы элементов которой априори считались адекватными интересам всей военной орга- низации.
В данной ситуации управление военной организацией объективно было направлено на обеспечение достижения ее целостности как гаранта стабильности в обществе, при этом формально-административные прин- ципы управления признавались и одобрялись практически большей ча- стью общества. Строгая воинская дисциплина, служебная иерархия нередко переносились из военной организации ее бывшими членами в другие (чаще всего производственные) социальные организации, а уме- ние без раздумий, четко выполнить приказ рассматривалось как высший уровень освоения социального опыта.
С переходом российского общества на новые политические, экономи- ческие и социальные принципы развития, с пересмотром системы обще- ственно значимых ценностей неизбежно начинают пересматриваться роль и место военной организации в системе общественных отноше- ний. Материальные факторы, т. е. ценности материального характера, в системе детерминант социального поведения молодежи постепенно ста- новились определяющими, главными, отодвигали на второй план идейно- политические ценности.
Главной задачей управления военной организацией является дости- жение ее конечной цели, которая определяется, исходя из реальной внеш- ней и внутренней политической и социально-экономической ситуации.
Управление — свойство, присущее организации на любой ступени ее развития и вытекающее из общественного характера труда людей, их необходимости обмениваться продуктами своей материальной и куль- турной деятельности.
Управление в организации никогда не может быть чем-то закончен- ным и неизменным. Его содержание, методы, принципы видоизменяются,
совершенствуются по мере изменения задач организации. В этом смыс- ле организация представляет собой саморазвивающуюся, самоуправляе- мую систему. Управление в ней рассматривается как ее непременный атрибут, как обязательное условие существования организации.
287
Глава 4. Управленческая деятельность командиров
286
Справочник командира можных причин сопротивления, их анализе, проведении соответствую- щих мероприятий по их нивелированию.
Условно можно выделить 4 группы причин, вызывающих сопротивление.
— психологические (субъективные) причины, связанные с устойчивы- ми явлениями человеческой психики, сформированные жизненным опы- том и личностными особенностями;
— социально-психологические (групповые, корпоративные) причины,
возникающие в социальных или профессиональных группах, чьи интере- сы противоречат смыслу новой задачи;
— социально-организационные причины, связанные с состоянием орга- низации или условиями внешней среды, когда организация объективно не способна выполнить поставленную задачу;
— социально-экономические причины, т. е. причины, связанные с от- сутствием в организации соответствующих материальных, финансовых или других ресурсов.
Понятно, что каждая группа причин требует специфической деятель- ности по их устранению или нивелированию, а это предполагает выде- ление управления сопротивлением в самостоятельную задачу в процессе управления военной организацией, особенно в современных социально- политических условиях.
Реализация каждого из выделенных и описанных этапов предполага- ет выполнение определенных видов деятельности, которые, в свою оче- редь, реализуют 3 управленческие функции:
— функцию подготовки управленческого решения;
— функцию принятия управленческого решения;
— функцию управления применением решения.
Названные функции управления с неизбежностью требуют выделе- ния для их реализации соответствующих субъектов управления, облада- ющих необходимой компетенцией и полномочиями.
Реализация управленческих функций субъектом управления предпо- лагает выполнение конкретных видов деятельности, требующих соот- ветствующей компетенции и специализации. Эти виды деятельности,
обеспечивающие целенаправленное поведение военной организации,
детерминированные функциональным расчленением управления как процесса, представляют собой специфическую разновидность обществен- ного труда и носят название «военно-управленческая деятельность».
Ее основной задачей является обеспечение целенаправленного, скоор- динированного функционирования как отдельных элементов военной организации, так и всей организации в целом.
В зависимости от функционального предназначения военно-управлен- ческая деятельность подразделяется на 3 вида:
— аналитическая и конструктивная деятельность;
— организационно-административная деятельность;
— информационно-техническая деятельность.
Каждому из видов управленческой деятельности присущи свои спе- цифические особенности, содержание, приемы и способы.
Аналитическая и конструктивная деятельность направлена прежде всего на восприятие информации и подготовку соответствующего реше- ния по ней.
Организационно-административная деятельность имеет своей целью оформление управленческих решений, обеспечение их ввода в действие, контроль исполнения.
самостоятельной управленческой задачей. Грамотное выполнение ее создает предпосылки для разработки вариантов (моделей, подходов, аль- тернатив) разрешения проблем. Поиск альтернатив решения является самым неформализованным, трудно поддающимся алгоритмизации эта- пом управления военной организацией, требует творческого подхода,
глубоких и всесторонних знаний, определенного опыта в этой сфере деятельности.
Результатом выбора наиболее оптимального варианта разрешения проблемы является управленческое решение, представляющее собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных указаний и распо- ряжений, выполнение которых приведет к ожидаемому варианту реше- ния проблемы.
Отражая многогранность и сложность решаемых задач, управленческие решения в военной организации выполняют 3 главные функции. Первая из них — направляющая, отражающая целесообразность управленчес- кой деятельности в интересах организации. Ее особая значимость со- стоит в том, что все последующие стадии управления осуществляются для реализации целей и задач, сформулированных в управленческом решении.
Второй функцией является функция согласования. Управленческое решение определяет место каждого элемента военной организации в ре- шении поставленных задач, согласовывает и взаимоувязывает их действия и необходимые ресурсы во времени и организационном пространстве.
Военно-управленческое решение призвано выполнять третью — мо- билизующую функцию. Имея директивный характер, военно-управлен- ческое решение выступает как своеобразный импульс, вызывающий со- ответствующее действие организации или ее элементов.
В зависимости от уровня военной организации, условий ее функцио- нирования и вида проблемы управленческое решение проходит проце- дуру согласования и утверждения, которая опирается на принцип еди- ноначалия, во многом определяется принятыми в военной организации нормами, полномочиями, компетенцией ее элементов.
Следующим важным этапом управления как процесса является этап подготовки к вводу решения в действие. Его можно определить как систему организационных, информационных, материально-технических и других мероприятий по полному и точному доведению и разъяснению сути управленческого решения до элементов организации, по обеспече- нию их всем необходимым для выполнения этого решения, корректиров- ке структуры организационных связей и расстановки элементов орга- низации в организационном пространстве.
При введении решения в действие важными этапами являются конт- роль за его исполнением, анализ эффективности принятого реше- ния и при необходимости управление сопротивлением организации на управленческое воздействие. Любое управленческое воздействие на объект управления призвано инициировать определенные измене- ния в его структуре и деятельности. Это с неизбежностью вызывает необходимость приспосабливаться к новым реальностям, зачастую ме- нять привычные, отработанные до совершенства механизмы взаимодей- ствия. В ходе реализации управленческого решения представляется важным не только реализовать функцию контроля за исполнением ука- зания, распоряжения, но и организовать целенаправленный процесс управ- ления сопротивлением. Суть этого процесса состоит в выявлении воз-
289
Глава 4. Управленческая деятельность командиров
288
Справочник командира
Функциональная структура управления существует наряду с линей- ной, и это создает двойное подчинение для исполнителей. В таком слу- чае командир уже не сосредоточивает в своих руках все функции управ- ления, он передает часть из них, а значит, и часть полномочий другим органам управления, тем самым повышая компетентность общего управ- ленческого решения. Примером функциональной структуры управле- ния организацией является управление штабом воинской части, соеди- нения, управление военно-производственными организациями.
Совмещение линейной и функциональной структур управления при- вело к созданию на более высоких уровнях военно-организационных систем штабной структуры управления. При такой структуре управ- ления вся полнота власти принадлежит командиру-единоначальнику.
Но при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствую- щих вариантов решений он использует компетенцию и знания соответ- ствующих специалистов, организационно объединенных в функциональ- ные подразделения. В данном случае функциональные структуры нахо- дятся в прямом подчинении командира, и свои решения они проводят либо через него непосредственно либо, получив от него полномочия,
через соответствующих руководителей служб-исполнителей. Примером штабной структуры управления в военной организации является струк- тура управления войсковыми соединениями и объединениями.
Более сложной по характеру связей и решаемым задачам является матричная структура управления военной организацией, при кото- рой вся совокупность действий организации рассматривается не с пози- ций существующей иерархии подчинения, а с позиций достижения це- лей. Основное внимание командира концентрируется не столько на со- вершенствовании отдельных элементов системы, сколько на интеграции всех видов деятельности в интересах эффективного достижения целей.
Матричная структура эффективна при решении сложных, многопро- фильных задач, скоординированных по времени и требующих от воен- ной организации комплексного использования своих сил и средств, на- личия нескольких относительно самостоятельных управленческих цен- тров с достаточной компетенцией. Для этого в существующую структу- ру управления вводятся временные элементы под конкретные задачи,
новые управленческие связи, создаются центры принятия локальных управленческих решений. Ярким примером построения матричных струк- тур являются структура управления боем или войсковой операцией в военное время, структура управления разработкой и проведением воен- ной реформы в мирное время.
Достоинства и недостатки различных типов организационных структур
Линейная — достоинства: единство и четкость распорядительства,
простота управления, четко выраженная ответственность, оперативность принятия решений, высокая личная ответственность; недостатки: мно- гофункциональность руководителя, информационная перегрузка, высо- кие требования к руководителю.
Функциональная — достоинства: высокая компетентность специа- листов, исключение дублирования функций, управленческая специали- зация; недостатки: длительность процедур принятия решений, статич- ность формы, неприспособленность к изменениям.
Штабная — достоинства: глубина проработки решений, сочетание профессиональной компетенции с высокой управляемостью, расшире-
Главная задача информационно-технической деятельности — ин- формационное обслуживание, т. е. обеспечение получения и передачи полной и всесторонней информации через существующую структуру организационных связей, ее техническая обработка.
Согласно технологическим стадиям процесса военного управления выделяются следующие 3 типа управленческих должностей в военной организации:
— должности, связанные с определением целей, принятием решений,
организацией их реализации и оценкой конечных результатов. Это про- филь должностной деятельности командиров и начальников;
— должности, в большей степени включающие операции, связанные с квалифицированной разработкой отдельных вопросов при подготовке и реализации управленческих решений либо с разработкой их вариантов
(альтернатив). Это профиль должностной деятельности военных специ- алистов;
— должности, в которых преобладают работы, связанные со сбором,
хранением и передачей информации, необходимой при подготовке, при- нятии и реализации управленческих решений. Это профиль должнос- тей деятельности технического персонала.
Специфика задач военной организации, эффективное управление ею требуют использования самых разнообразных методов, способов и при- емов, взятых во взаимосвязи, определенной совокупности, сочетании.
Состав и структура методов военно-управленческой деятельности мо- гут быть инвариантными, однако непреложным должно быть требова- ние оптимальности, причем понятие «оптимальность» включает такие составляющие, как надежность методов, их совместимость, экономичность,
достоверность, соответствие целям.
Таким образом, внутри военной организации конструируется соответ- ствующая ее целям и задачам организационная структура управле- ния, под которой понимается совокупность управленческих звеньев, рас- положенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между субъектами и объектами управления.
В зависимости от характера связей между элементами организацион- ной структуры управления в военной организации различают ее типы —
линейную связь, функциональную, штабную и матричную.
Линейная организационная структура управления вытекает из самой логики военной организации и является базовой структурой управ- ления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями. Он осуществляет единоличное руководство и со- средоточивает в своих руках все функции управления. При линейном управлении каждое управленческое звено имеет одного руководителя,
через которого по одному единовременному каналу осуществляется управление. Примером линейной структуры в военной организации яв- ляется структура управления взводом, ротой (батареей).
С усложнением структуры организации и, следовательно, с возраста- нием сложности решаемых задач, в связи с их спецификой управление военной организацией может быть организовано и по функционально- му принципу. Его смысл заключается в делегировании полномочий и ответственности за подготовку и принятие управленческого решения соответствующему органу управления, который специализируется на конкретной деятельности.