Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 698

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

405
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
404
Справочник командира
— четкой организации боевой подготовки всего личного состава;
— проявления повседневной требовательности командиров (началь- ников) к подчиненным и контроля за их исполнительностью; уважения личного достоинства военнослужащих и постоянной заботы о них; уме- лого сочетания и правильного применения мер убеждения, принужде- ния и общественного воздействия коллектива;
— создания в воинской части (подразделении) необходимых матери- ально-бытовых условий.
За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделе- нии) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитатель- ной работе, которые должны постоянно требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
Основными направлениями деятельности командиров и органов вос- питательной работы по укреплению воинской дисциплины в части (со- единении) являются:
1. Повышение воспитательного воздействия боевой подготовки. Глав- ный воспитатель — ратный воинский труд. От того, насколько эффек- тивно он организован и каковы его цели и задачи, стимулы и результаты,
зависит боевое мастерство воинов, их дисциплинированность, сплочен- ность воинских коллективов. Войсковая практика показывает, что от- дельные командиры и их заместители по воспитательной работе, к со- жалению, недооценивают воспитательного воздействия боевой подго- товки на укрепление воинской дисциплины. Однако именно напряжен- ная боевая учеба, учения и практические стрельбы, специальная и обще- ственно-государственная подготовка личного состава имеют большое значение в воспитании его дисциплинированности, особенно если они хорошо организованы и проводятся на высоком методическом и науч- ном уровне.
2. Поддержание в частях и подразделениях твердого уставного поряд- ка. Определяемый законами и воинскими уставами, поддерживаемый командирами, органами воспитательной работы и всем личным составом твердый уставной порядок выступает решающим фактором боеготовно- сти Вооруженных Сил Российской Федерации. Без него немыслима высокая организованность личного состава, успехи в работе по поддер- жанию высокой боевой готовности и повышению боевого мастерства воинов.
3. Повышение требовательности командиров и начальников всех сте- пеней к подчиненному личному составу. Воспитание у воинов дисцип- линированности неразрывно связано с постоянной уставной требова- тельностью командиров и начальников. В сочетании с глубокой разъяс- нительной работой требовательность воспитывает у подчиненных акку- ратность, чувство ответственности за упущения по службе, готовность точно и беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников,
требования Военной присяги и уставов. Общевоинские уставы обязы- вают каждого командира (начальника) быть требовательным, не остав- лять без внимания любые нарушения воинской дисциплины и порядка,
принимать решительные меры к их устранению.
4. Забота об улучшении социально-бытовых условий жизни и службы военнослужащих. Сегодня вопросы социальной сферы во многих соеди- нениях и частях выдвигаются на первый план. Как показывает войско- вая практика, вопросы материально-бытового устройства, досуга и куль- зами командиров (начальников)». Необходимо подчеркнуть, что дисцип- лина не имеет цели ущемить права личности. Она обеспечивает спло- ченность военнослужащих, их готовность к выполнению стоящих перед ними задач.
Особенностями воинской дисциплины являются:
— большая социальная значимость пунктуального соблюдения ее требований;
— детальная регламентация правил поведения и наличие дисципли- нарной ответственности;
— строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил;
1   ...   60   61   62   63   64   65   66   67   ...   71

— включенность многих нравственных норм в число уставных требо- ваний, подлежащих обязательному соблюдению;
— диалектическое единство безусловного выполнения установлен- ных норм и активности, самостоятельности, творчества;
— обязательность выполнения требований для всех категорий воен- нослужащих.
Содержание воинской дисциплины можно выразить через ее структу- ру, которая включает в себя такие компоненты, как дисциплинарные
(правовые) нормы, дисциплинарные отношения, возникающие при их соблюдении, а также деятельность по ее укреплению или поддержанию на должном уровне.
К основным функциям воинской дисциплины в Вооруженных Силах
Российской Федерации относятся:
— социально-политическая;
— контрольно-управленческая;
— организаторская;
— нормативная;
— воспитательная (формирование установок на сознательное выпол- нение позитивной линии поведения, а также такого личностного каче- ства, как дисциплинированность);
— информационная (формирование представлений о нормах, парамет- рах воинской дисциплины и ее состоянии, показателях эффективности деятельности по ее укреплению);
— предупредительно-профилактическая;
— дидактическая (правовое просвещение);
— адаптационная;
— социально-защитная (обеспечение демократических процессов че- рез соблюдение баланса прав и обязанностей).
Укрепление воинской дисциплины в частях и подразделениях — про- блема сложная и многогранная, от решения которой во многом зависит уровень боеготовности воинских коллективов. Она затрагивает все сто- роны учебно-воспитательной и служебной деятельности, быта и отдыха личного состава. В ст. 4 ДУ ВС РФ подчеркивается, что воинская дис- циплина достигается путем:
— воспитания у военнослужащих высоких морально-психологичес- ких и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (началь- никам);
— повышения личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
— поддержания в воинской части (подразделении) внутреннего по- рядка, строгого соблюдения распорядка дня всеми военнослужащими;

407
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
406
Справочник командира жение дел в подразделении (части), вскрыть причины (условия) право- нарушений и грубых дисциплинарных проступков, определить пути и меры поддержания правопорядка.
Главным содержанием анализа воинской дисциплины является все- стороннее изучение основных ее элементов в целях выработки наибо- лее эффективных организационных и воспитательных мер воздействия.
Выделяют следующие цели анализа воинской дисциплины:
— выявление реального положения дел;
— вскрытие причин и условий, способствующих нарушениям;
— определение мер воздействия на нарушителей;
— выбор путей поддержания дисциплины и правопорядка.
Основными требованиями к анализу воинской дисциплины являются объективность, всесторонность, конкретность, регулярность, системный подход.
Объективность анализа состояния воинской дисциплины предпола- гает изучение объективных и конкретных фактов. Непременными усло- виями выполнения этого требования являются обеспечение полноты исходных данных, разносторонняя информация о положении дел в под- разделении (части), хорошо налаженный учет проступков, поощрений и взысканий, применяемых к военнослужащим.
Всесторонность анализа предполагает учет всех слагаемых воинс- кой дисциплины, рассмотрение ее состояния во всех связях и отношени- ях по количественным и качественным показателям. При этом очень важно выполнять следующие требования:
— определить влияние воинской дисциплины на уровень боевой го- товности и состояние боевой подготовки, несение боевого дежурства
(боевой службы);
— проанализировать примерность всех категорий личного состава:
офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих-контрактников;
сержантов (старшин) и солдат (матросов);
— изучить моральную атмосферу в коллективах взводов, отделений,
экипажей, расчетов;
— проанализировать действенность дисциплинарной практики офи- церов, сержантов и старшин, эффективность проводимой организаторс- кой и воспитательной работы в интересах укрепления дисциплины;
— оценить отношение личного состава к проступкам сослуживцев.
Конкретность в анализе состояния воинской дисциплины означает рассмотрение всех фактов и особенностей поведения, проступков воен- нослужащих с учетом соответствующих условий и особенностей обста- новки. Конкретность предполагает также дифференцированный подход к анализу состояния воинской дисциплины среди различных категорий военнослужащих, определению вклада каждого из них в поддержание порядка и организованности, создание здоровой морально-нравственной обстановки в коллективе.
Системный подход к анализу предполагает выявление и учет всех явлений и факторов, влияющих на состояние воинской дисциплины. Он охватывает все стороны служебной деятельности, учебной и воспита- тельной работы, быта и отдыха личного состава.
Методика анализа воинской дисциплины в подразделении — это сво- его рода исследование, имеющее свою специфику и направленность.
Оно включает в себя следующие элементы:
турного обслуживания военнослужащих имеют большое значение для формирования у них навыков дисциплинированного поведения. Своевре- менное и полное удовлетворение материально-бытовых и культурных потребностей воинов позволяет им восстанавливать моральные и физи- ческие силы в процессе напряженной боевой учебы.
5. Обучение командиров-единоначальников практике организации воспитательной работы с личным составом. Командир-единоначальник является главной фигурой в воинском коллективе. Именно он отвечает за формирование уставных взаимоотношений, за поддержание здоровой нравственной атмосферы в воинском коллективе. Практика войск пока- зывает, что только тот офицер в полном объеме выполняет возложен- ные на него ответственные обязанности, который овладел нелегким ис- кусством воинского воспитания. При этом формы обучения практике воспитательной работы могут быть различными:
— занятия в системе командирской и общественно-государственной подготовки офицеров;
— индивидуально-воспитательная работа (обучение в процессе лич- ного общения со старшими начальниками в частях и подразделениях);
— участие в подготовке и проведении офицерских собраний, собра- ний личного состава подразделений;
— подготовка и проведение вечеров вопросов и ответов, дискуссий и т. д.;
— обучение формам и методам организации воспитательной работы в ходе командирских сборов;
— обобщение и распространение передового опыта организации вос- питательной работы по укреплению воинской дисциплины в подразде- лении;
— обучение командиров всех степеней правильному использованию ими дисциплинарной практики.
6. Организация взаимодействия органов военного управления с обще- ственными организациями и местными органами власти по вопросам обеспечения воинской дисциплины. Основными координаторами уси- лий должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в части
(соединении) выступают командир и его заместитель по воспитатель- ной работе. Именно они согласовывают усилия командиров подразделе- ний, штабов, начальников родов войск и служб, служб тыла, военно-тех- нических и медицинских работников в интересах укрепления воинской дисциплины. Важную роль в укреплении воинской дисциплины в части
(подразделении) призваны сыграть комиссии, которые назначаются при- казом командира на новый учебный год (аттестационная комиссия, ко- миссия по рассмотрению писем и жалоб, жилищная комиссия, внутри- проверочная комиссия и др.).
Укреплению воинской дисциплины могут способствовать обществен- ные организации частей (подразделений). К ним относятся офицерские собрания, женсоветы, профсоюзные организации (группы), товарищес- кие суды чести офицеров и прапорщиков, нештатные военные дознава- тели, комитеты солдатских матерей, ветеранские организации и др.
В укреплении воинской дисциплины необходимо использовать воз- можности местных органов власти, военной прокуратуры, военной ко- мендатуры гарнизона, учреждений культуры.
Анализ и оценка состояния воинской дисциплины представляют со- бой многогранный процесс, который позволяет уяснить реальное поло-


409
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
408
Справочник командира
(мичманов) и младших командиров о состоянии воинской дисциплины в подразделении и о взаимоотношениях между военнослужащими.
При проведении анализа состояния воинской дисциплины в подразде- лении необходимо осуществить систематизацию информации, сгруппи- ровать ее по видам происшествий, преступлений, а также грубых дис- циплинарных проступков, определить, как она оказывает влияние на состояние боевой готовности, службу войск и общее состояние воинс- кой дисциплины.
В процессе анализа состояния воинской дисциплины следует дать оценку дисциплинарной практике и действенности воспитательной ра- боты. При этом важно организовать информационное взаимодействие с личным составом и руководством других подразделений (частей). Все это делается для того, чтобы не только правильно оценить, но и спрогно- зировать тенденции состояния воинской дисциплины и на этой основе выработать управленческие решения профилактической направленно- сти.
Особое внимание при анализе причин нарушения воинской дисцип- лины необходимо уделять мотивации правонарушений. Один из незыб- лемых постулатов римского права гласит: «Совершил тот, кому выгодно».
Поэтому в анализе мотивационной сферы недисциплинированных воен- нослужащих и лежит ключ к пониманию истинных причин совершае- мых ими проступков, происшествий и преступлений. Как показывает войсковой опыт, основными мотивами, побуждающими военнослужащих к нарушению законов и воинских уставов, являются:
— корыстные цели;
— отрицательные черты характера (грубость, эгоизм, невыдержанность,
малодушие);
— отрицательные традиции и привычки, приобретенные еще до при- зыва на военную службу;
— семейные неурядицы;
— физические недостатки, болезненное состояние, переутомление и нарушения психики;
— протест против неуставных взаимоотношений в подразделениях
(частях) и др.
В результате анализа и оценки состояния воинской дисциплины в подразделении командир получает данные, всесторонне характеризую- щие реальное положение дел и необходимые как для подведения итогов,
так и для обоснования принятия решений, профилактических мер и дис- циплинарной практики.
Подведение итогов состояния воинской дисциплины осуществляется в подразделении еженедельно, а в части ежемесячно, за полугодие и год на собраниях личного состава, совещаниях офицеров, прапорщиков (мич- манов) или сержантов (старшин).
С докладом «О состоянии воинской дисциплины в подразделении (ча- сти) и мерах по ее укреплению» выступает командир или один из его заместителей. Содержание доклада, как правило, включает:
— общую оценку состояния воинской дисциплины и результативнос- ти проводимой работы по ее укреплению; основные данные, характери- зующие ее состояние;
— индивидуальные и коллективные примеры добросовестного отно- шения к исполнению воинского долга и служебных обязанностей;
— факты успешного выполнения задач;
— сбор, систематизацию и классификацию данных о состоянии воин- ской дисциплины;
— выяснение количества и характера происшествий, преступлений,
грубых нарушений воинской дисциплины;
— выявление взаимозависимости причин дисциплинарных проступ- ков.
Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:
1. Подготовительный этап: определение содержания, целей, методики анализа, распределение задач и обязанностей по его проведению между исполнителями.
2. Основной этап (проведение анализа): сбор фактического материа- ла, его обработка, систематизация, оценка дисциплинарной практики и действенности воспитательной работы.
3. Завершающий этап (оценка результатов анализа): выводы, разра- ботка предложений и рекомендаций по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины
Основными источниками информации о состоянии воинской дисцип- лины в подразделении (части) являются:
— результаты проверок состояния боевой готовности, несения боево- го дежурства, караульной и внутренней служб;
— отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб и пусков ракет;
— личные наблюдения за поведением воинов в ходе служебной дея- тельности и общения с ними в неформальной обстановке;
— доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии во- инской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотноше- ниях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;
— доклады лиц суточного наряда;
— индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;
— участие командиров (начальников) в проведении офицерских со- браний, служебных, воспитательных, культурно-досуговых и спортивных мероприятий;
— изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбула- торного приема и историй болезни подчиненных, рапортов должност- ных лиц суточного наряда;
— анализ приказов, материалов расследований и подведения итогов в подразделении (части) по вопросам воинской дисциплины;
— документы, поступающие из прокуратуры, от военных комендантов и местных органов власти о правонарушениях военнослужащих;
— результаты контроля и проверки выполнения требований законов,
общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояния внутреннего порядка и материально-бытового обеспече- ния военнослужащих;
— письма, жалобы, заявления личного состава, родителей военнослу- жащих, обращения общественных организаций (комитетов солдатских матерей) и др.
Для сбора информации о состоянии воинской дисциплины применя- ются следующие методы: наблюдение, анализ документов, индивидуаль- ные и групповые беседы, переписка с родителями военнослужащих, шко- лами и другими учреждениями, анализ докладов офицеров, прапорщиков


411
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
410
Справочник командира жения части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения является уголовно наказуемым деянием. Воен- нослужащий, совершивший данное преступление, несет уголовную от- ветственность по ст. 337 УК РФ. Военнослужащий, проходящий воен- ную службу по призыву, совершивший данное деяние продолжительно- стью свыше 2 суток, но не более 10 суток, наказывается арестом на срок до 6 месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 1 года. Если это деяние совершено военнослужащим, отбываю- щим наказание в дисциплинарной воинской части, он наказывается ли- шением свободы на срок до 2 лет. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше 10 суток, но не более 1 месяца, совершен- ное военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, наказы- вается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если данное деяние длится свыше 1 месяца, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.
Военнослужащий, самовольно оставивший воинскую часть, а также не явившийся в срок без уважительных причин на службу, подлежит розыску и задержанию для привлечения к ответственности в установ- ленном порядке.
В случае неприбытия военнослужащего в срок при его переводе к новому месту военной службы розыск и задержание организует и осу- ществляет командир воинской части по прежнему месту военной служ- бы, а при расформировании воинской части — то должностное лицо,
чьим приказом он был переведен к другому месту службы. Порядок проведения розыска и задержания военнослужащих, самовольно оста- вивших воинскую часть, определяется приказами и директивами мини- стра обороны Российской Федерации. В соответствии с установленным порядком командир воинской части в течение 10 суток осуществляет розыск военнослужащего, самовольно оставившего часть. По истечении указанного срока, если не имеется сведений о месте нахождения воен- нослужащего, командир воинской части прекращает розыск. Дальней- шие действия и розыск военнослужащего в этом случае производятся по поручению следователя или военного прокурора.
Командир воинской части организует дознание по факту самовольно- го оставления части военнослужащим, охрану и осмотр его личных ве- щей в целях выявления мотива и цели самовольного оставления воинс- кой части до прибытия в воинскую часть военного прокурора (следова- теля). Для получения дополнительных сведений опрашиваются сослу- живцы, знакомые и командиры этого военнослужащего.
Розыск и задержание военнослужащего, самовольно оставившего во- инскую часть, по месту жительства организует начальник гарнизона
(военный комендант) совместно с органами внутренних дел и военны- ми комендантами железнодорожных (водных) участков и станций (пор- тов), аэропортов. При отсутствии в данной местности гарнизона розыск и задержание военнослужащего организует районный (городской) во- енный комиссар.
При оставлении воинской части военнослужащим, проходящим воен- ную службу по призыву, командир назначает разбирательство по данно- му факту. В ходе разбирательства должны быть выяснены место, время и обстоятельства самовольного оставления воинской части военнослу-
— примеры действий военнослужащих, позволивших предотвратить возможные проступки и оказавших положительное влияние на состоя- ние дисциплины в подразделении;
— предложения, внесенные личным составом в целях улучшения во- инского порядка и повышения эффективности мер по их реализации;
— информацию о мероприятиях, проведенных по плану поддержания правопорядка и укрепления воинской дисциплины, их результатах, об участии в них военнослужащих подразделения;
— характеристику положительных тенденций в поведении отдельных военнослужащих и анализ динамики состояния воинской дисциплины в подразделении;
— факты о нарушениях воинской дисциплины, их причины, негатив- ные последствия, нанесенный моральный и материальный ущерб;
— перечисление мер, необходимых для ликвидации негативных по- следствий дисциплинарных проступков.
В докладе также дается оценка каждому отделению, взводу, роте; про- гноз командира о возможном развитии состояния воинской дисципли- ны (предпосылки к улучшению или ухудшению); ставятся задачи по укреплению состояния воинской дисциплины должностным лицам под- разделения (по категориям); анализируются недостатки в работе сер- жантов, прапорщиков (мичманов) и офицеров (на совещаниях с данной категорией военнослужащих).
1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   71

После постановки конкретных задач командир подразделения (части)
оставляет только офицеров, прапорщиков (мичманов), младших коман- диров и продолжает подведение итогов по категориям должностных лиц. Вначале дается оценка сержантскому составу в присутствии офи- церов, затем итоги подводятся с прапорщиками (мичманами) и офицера- ми. При этом анализируется и оценивается:
— уровень исполнительской дисциплины, своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений старших начальников; личная примерность в выполнении требований уставов и функциональных обя- занностей;
— случаи необъективных докладов или сокрытия фактов нарушения воинской дисциплины среди подчиненных;
— роль командиров в поддержании уставного порядка в подразделе- нии, соблюдении формы одежды и распорядка дня;
— организация командирами занятий по боевой, специальной, обще- ственно-государственной подготовке, участие командиров в дисципли- нарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;
— работа командиров по привитию подчиненным уважения к службе,
удовлетворению их нужд и запросов, обучению и воспитанию.
В заключение подведения итогов командир подразделения (части)
оценивает персональный вклад каждого сержанта, прапорщика (мичма- на), офицера в поддержание уставного порядка и укрепление воинской дисциплины в подразделении, ставит конкретные задачи на перспективу.
§ 5. Действия командования по организации розыска самовольно оставивших часть
Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из располо-

413
Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
412
Справочник командира ления разыскиваемого военнослужащего. Организуется оцепление и осмотр отдельных участков местности, заброшенных строений, чердаков,
подвалов и других мест. При необходимости такой осмотр осуществля- ется совместно с представителями органов внутренних дел.
Военнослужащий, самовольно оставивший воинскую часть, задержан- ный за пределами гарнизона, на территории которого дислоцируется воинская часть, передается в военную комендатуру, а при ее отсутствии —
в местные органы внутренних дел. О задержании сообщается команди- ру воинской части — инициатору розыска, а также уведомляется воен- ный прокурор, который дает санкцию на заключение под стражу или принимает решение об освобождении задержанного.
Розыск военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, ведется до его задержания, явки с повинной или получения достоверных данных о его гибели. Похищен- ное им оружие должно быть найдено и возвращено в воинскую часть.
Сообщая соответствующим органам о самовольном оставлении части военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, командова- ние должно выражать просьбу о задержании данного лица. В этих сооб- щениях должны быть указаны:
— биографические данные разыскиваемого;
— места постоянного жительства всех членов семьи данного военно- служащего, а также других родственников и знакомых;
— словесный портрет и особые приметы, форма одежды, в которой военнослужащий оставил воинскую часть;
— данные о наличии гражданской одежды, документов; сведения о месте, времени и обстоятельствах самовольного оставления воинской части.
Одновременно по указанным адресам рассылаются фотографии воен- нослужащего, самовольно оставившего воинскую часть. Для непосред- ственного проведения розыска и задержания военнослужащего в соот- ветствии с планом создается необходимое количество групп розыска и задержания, патрулей во главе с офицерами и прапорщиками (мичмана- ми). В их состав включаются военнослужащие, знающие разыскиваемо- го в лицо. В каждом конкретном случае количество сил и средств при- влекается исходя из обстоятельств самовольного оставления воинской части военнослужащим, наличия у него огнестрельного оружия, а также масштабов района розыска и задержания. В первую очередь в места предполагаемого нахождения разыскиваемого военнослужащего в пре- делах гарнизона и в ближайшие населенные пункты, расположенные за пределами гарнизона, направляется основная часть сил и средств розыс- ка и задержания военнослужащего. Одновременно организуется конт- роль на вокзалах, пристанях, в портах, аэропортах, на автомагистралях и в других районах возможного нахождения или появления разыскивае- мого военнослужащего, производится оцепление и осмотр отдельных участков местности, заброшенных строений, чердаков, подвалов и других мест. При необходимости такой осмотр осуществляется совместно с представителями местных органов внутренних дел.
Для розыска и задержания военнослужащего, самовольно оставивше- го воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, решением старшего начальника выделяются броневая техника, вертолеты, а также могут применяться розыскные собаки. Личный состав групп розыска и задержания военнослужащего должен быть вооружен огнестрельным жащим, о чем командир воинской части докладывает по команде. Далее командир воинской части организует розыск, сообщает о случившемся в органы внутренних дел, в военную комендатуру по месту постоянной дислокации воинской части, месту призыва (жительства) и по месту возможного нахождения военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, а также уведомляет военного прокурора.
По истечении 2 суток с момента совершения самовольного оставле- ния части военнослужащим, проходящим военную службу по призыву,
командир воинской части возбуждает по данному факту уголовное дело,
о чем выносит постановление. В постановлении должны быть указаны время, место, кем составлено постановление, повод и основания к воз- буждению уголовного дела, статья УК РФ, по признакам которой оно возбуждается, и кому поручено производить расследование по данному уголовному делу.
О возбуждении уголовного дела и начатом дознании командир воинс- кой части обязан немедленно уведомить военного прокурора.
В целях предотвращения случаев уклонения военнослужащих от во- енной службы в штабах соединений, воинских частей и в гарнизонах заблаговременно разрабатываются и утверждаются соответствующими командирами (начальниками) планы розыска и задержания военнослу- жащих, самовольно оставивших воинскую часть, которые согласовыва- ются с отделами ФСБ России, военными прокурорами и местными орга- нами внутренних дел. В воинских частях и гарнизонах разрабатывают- ся инструкции группам розыска и задержания военнослужащих, патру- лям, в которых определяются их обязанности, задачи и порядок их вы- полнения. Указанные инструкции хранятся в опечатанных пакетах у дежурных по воинским частям, дежурного помощника военного комен- данта и у оперативных дежурных соединений.
О месте, времени и обстоятельствах самовольного оставления воинс- кой части военнослужащим командир воинской части докладывает по команде, организует розыск, сообщает в местные органы внутренних дел,
военную комендатуру по месту постоянной дислокации (базирования)
воинской части, месту призыва (жительства) военнослужащего, само- вольно оставившего воинскую часть, и по месту его возможного нахож- дения, а также одновременно уведомляет соответствующего военного прокурора.
При совместных действиях групп розыска и задержания военнослу- жащих воинских частей Министерства обороны Российской Федера- ции, органов внутренних дел и органов ФСБ по непосредственному за- держанию и обезвреживанию военнослужащего, самовольно оставивше- го воинскую часть, вооруженного огнестрельным оружием, а также в случае совершения им преступления или оказания вооруженного со- противления общее руководство осуществляет соответствующее долж- ностное лицо местных органов внутренних дел или органов ФСБ. Руко- водитель розыска и задержания военнослужащего от воинской части или гарнизона в этих случаях является его заместителем.
В первую очередь в места предполагаемого нахождения разыскивае- мого военнослужащего в пределах гарнизона и в ближайшие населен- ные пункты, расположенные за пределами гарнизона, направляется ос- новная часть сил и средств розыска и задержания. Одновременно уста- навливается контроль на вокзалах, пристанях, в портах, аэропортах, на автомагистралях и других районах возможного нахождения или появ-