Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 697

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Руководство боевой подготовкой — это целенаправленная деятель- ность органов управления и должностных лиц по планированию, орга- низации боевой подготовки, оказанию помощи и контролю за организа- цией боевой подготовки в подчиненных войсках и их органах управле- ния; контролю за ходом выполнения мероприятий боевой подготовки;
обобщению опыта боевой подготовки и доведению его до органов воен- ного управления и войск, учету мероприятий боевой подготовки и от- четности по ним; регулированию обучения и воинского воспитания во- приятий; мероприятия индивидуальной подготовки (в том числе и само- стоятельной подготовки) с указанием конкретных мероприятий и сро- ков выполнения.
Личные планы должны соответствовать плану повседневной деятель- ности воинской части и планам повседневной деятельности подчинен- ных подразделений. Они подписываются должностными лицами и утвер- ждаются непосредственными командирами (начальниками).
После завершения разработки планирующих документов все запла- нированные мероприятия тщательно проверяют и согласовывают меж- ду собой, после чего разработанные документы представляются на со- гласование и утверждение соответствующим командирам (начальникам).
При согласовании проверяется: соответствие разработанных плани- рующих документов установленным образцам форм; полнота согласова- ния планов с соответствующими должностными лицами; полнота и ка- чество планирования, соответствие целей и задач в планирующих доку- ментах замыслу на подготовку части, объявленному командиром части;
взаимная согласованность планируемых мероприятий по срокам, месту проведения, ответственным исполнителям, привлекаемым силам и сред- ствам; реальность планов с проверкой расчетов-обоснований по запла- нированным мероприятиям, а также другие вопросы по усмотрению ко- мандира части.
В ходе согласования окончательно (при необходимости) решаются все вопросы планирования, уточняются роль и место каждого начальни- ка при выполнении наиболее ответственных задач. Согласование пла- нирующих документов проводится под непосредственным руководством командира. Одновременно в ходе проведения согласования и утвержде- ния планирующих документов командир проверяет готовность своих заместителей,
начальников отделений и служб, командиров подчинен- ных подразделений к решению задач, поставленных на новый учебный год.
После завершения согласования планирующих документов командир подводит итоги планирования, дает оценку проведенной соответствую- щими должностными лицами работы и, при необходимости, ставит зада- чи на доработку разработанных документов. Утверждение планирую- щих документов проводится непосредственно после подведения итогов планирования или же в другое назначенное время.
Задачи по боевой подготовке ставятся в части приказом «Об органи- зации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на __ учеб- ный год (период обучения); другими приказами (распоряжениями) ко- мандира части.
Начальники родов войск и служб ставят задачи подчиненным подраз- делениям и службам применительно к указанным выше срокам.
Штабом части не позднее 20-го числа каждого месяца направляются подразделениям выписки из графика выделения учебных объектов на полигонах и графика нарядов.
Задачи ставятся (уточняются), как правило, одновременно с подведе- нием итогов. Они не должны повторять положения, изложенные в руко- водящих документах, а развивать их применительно к части, подразделе- нию и конкретной обстановке. Задачи должны быть конкретными, обо- снованными и реально выполнимыми, предусматривать закрепление до- стигнутых положительных результатов, устранение недостатков, имев- ших место в данном подразделении, и определять очередной рубеж в

51
Глава 1. Боевая подготовка
50
Справочник командира шего проверку; обучение командиров подразделений организации и методике решения поставленных задач путем подготовки и проведения целевых инструкторско-методических и показных занятий, совместной практической работе по подготовке и проведению основных мероприя- тий подготовки войск; контроль устранения вскрытых недостатков.
Командиры (начальники) обязаны осуществлять постоянный контроль за выполнением подчиненными подразделениями поставленных задач и качеством учебного процесса. Контроль осуществляется посредством плановой работы старших начальников в частях, подразделениях, а так- же по докладам, полученным от подчиненных командиров и начальни- ков.
Мероприятия контроля отражаются: в планах подготовки частей —
на учебный год; в плане-календаре основных мероприятий — на месяц;
в планах работы комплексных групп — на срок их работы.
В батальоне мероприятия контроля отражаются: в плане боевой под- готовки батальона (ему равного) — на период обучения; в плане-кален- даре основных мероприятий боевой подготовки — на месяц. Команди- ры подразделений составляют личные планы работы на месяц (неделю),
которые утверждаются непосредственными командирами (начальниками).
Командир батальона должен проверять качество проведения занятий ежемесячно не менее чем в 2 подразделениях, командир роты (ему рав- ный) — еженедельно не менее чем в 1 отделении, взводе и им равных подразделениях. При проверках организации и хода занятий обязатель- но проверяется состояние учета боевой подготовки. Результаты прове- рок записываются в журналы боевой подготовки.
Контроль за ходом боевой подготовки подразделяется на текущий
(повседневный) и периодический.
Текущий (повседневный) контроль служит для обеспечения каче- ства учебного процесса, корректировки процесса обучения, предупреж- дения негативных явлений в боевой учебе. Содержание текущего конт- роля: проверка готовности основных мероприятий боевой подготовки,
подготовки руководителей к очередным занятиям; проверка организа- ции, методики и хода занятий; проверка качества усвоения (отработки)
военнослужащими тем, учебных задач и нормативов в ходе занятий;
проверка исправности и эффективности использования учебной мате- риально-технической базы; заслушивание подчиненных командиров (на- чальников) о выполнении мероприятий боевой подготовки и готовности к занятиям на следующий день.
Повседневный (текущий) контроль за ходом боевой подготовки целе- сообразно проводить в соответствии со сводным расписанием занятий, а также личными планами работы командира и других офицеров управле- ния части.
Периодический контроль организуется в целях проверки уровня обу- ченности личного состава по отдельным предметам обучения, должнос- тным и специальным обязанностям, выучки подразделений в целом, по- сле отработки отдельных разделов программ (завершения этапов сла- живания), подготовки подразделений, внедрения передового опыта и тре- бований руководящих документов в процесс обучения. Содержание периодического контроля: проверка уровня подготовки личного состава к несению боевого дежурства; зачетные (контрольные) занятия (уче- ния); итоговые (контрольные) проверки; проверка организации подго- товки и ввода в строй вновь прибывшего пополнения, выпускников учеб- еннослужащих, слаживанию подразделений, частей и их органов управ- ления.
Руководство боевой подготовкой командиры (начальники) всех степе- ней осуществляют лично и через подчиненные органы управления (шта- бы). Оно должно быть конкретным и обеспечивать полное и качествен- ное выполнение программ и планов боевой подготовки.
Требования, предъявляемые к руководству боевой подготовкой:
— соответствие содержания боевой подготовки положениям Военной доктрины Российского государства;
— строгое и полное соблюдение принципов воинского обучения и воспитания;
— учет достижений военной науки, опыта войн и вооруженных конф- ликтов, передового опыта организации и проведения мероприятий бое- вой подготовки войск;
— эффективное использование и развитие учебной материально-тех- нической базы боевой подготовки.
Основными мероприятиями руководства боевой подготовкой являют- ся:
— контроль за ходом боевой подготовки и оказание помощи подчи- ненным командирам и подразделениям;
— целенаправленная подготовка командиров и штабов к руководству боевой подготовкой;
— организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации;
— организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военно- служащих и подразделений по задачам и нормативам;
— постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения;
— постоянное совершенствование учебной материально-технической базы и своевременное внедрение в практику боевой подготовки новей- ших средств обучения;
— учет и отчетность, своевременное и объективное подведение ито- гов боевой подготовки.
Важным элементом в руководстве боевой подготовкой является кон- троль за ее ходом и оказание помощи подчиненным. Цель контроля и оказания помощи заключается в обеспечении командира (начальника)
объективными данными, отражающими готовность подчиненных войск и их органов управления к выполнению задач по боевому предназначе- нию, уровень подготовки личного состава, реальное положение дел по боевой подготовке, состоянию дисциплины и службы войск во всех под- разделениях и обучению командиров (начальников), организации, плани- рованию, проведению и всестороннему обеспечению мероприятий бое- вой подготовки и другим вопросам.
Основным содержанием работы по контролю и оказанию помощи явля- ется: проверка выполнения плана и программ боевой подготовки, охвата учебой всех категорий военнослужащих; проверка и оценка организа- ции и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки лично- го состава и слаженности подразделений, изучение результатов контро- ля за ходом боевой подготовки, определение причин вскрытых недостат- ков и оказание помощи подчиненным в организации и проведении ра- бот по их устранению; выработка мер и планирование работы служб по устранению недостатков, требующих решения начальника, организовав-


53
Глава 1. Боевая подготовка
52
Справочник командира
Перед работой в подчиненных подразделениях старших начальников и комплексных группах вырабатывается замысел их работы. В нем опре- деляются: цель и задачи; состав комплексной группы; сроки и продол- жительность работы; состав привлекаемых к проверке подразделений;
вопросы организации боевой подготовки, подвергаемые изучению и про- верке; основные вопросы оказания помощи; порядок подготовки и рабо- ты руководителя и группы в войсках (план работы); порядок учета ре- зультатов и подведения итогов работы комплексной группы.
На основании замысла составляется план работы комплексной груп- пы, конкретизированный по месту, времени и решаемым задачам, прово- дится целевая подготовка с проверкой готовности офицеров выполнить поставленную перед ними задачу, утверждаются личные планы работы,
увязанные с распорядком дня части.
Разработанный план должен максимально учитывать мероприятия,
проводимые подразделениями, и не только исключить их срывы и пере- носы, но и оказать помощь в их подготовке и проведении. При необходи- мости в планы работы могут дополнительно включаться мероприятия и занятия, которые необходимо провести в данном подразделении старше- му начальнику в целях обучения подчиненных или устранения имею- щихся недостатков. В обязательном порядке оказание помощи должно проводиться по наиболее важным мероприятиям типового месяца или недели.
В ходе подготовки с офицерами проводятся инструктивные занятия,
на которых доводятся: цели, задачи и план работы группы; анализ состо- яния дел в конкретном подразделении и нерешенные вопросы; порядок проверки, оценки и оказания помощи по вопросам организации, проведе- ния и всестороннего обеспечения боевой подготовки. В конце занятий руководителем группы подводятся итоги и ставятся задачи на дальней- шую подготовку офицеров.
При подготовке к работе офицеры обязаны изучить методику прове- дения тех занятий и мероприятий, которые они будут проводить в ходе контроля и оказания помощи. Каждый член группы, готовясь к работе,
должен подготовить планы предстоящих занятий в подразделениях.
Офицеры, которые будут проводить занятия в ходе контроля и оказа- ния помощи, обязаны: уяснить цель занятия, с каким подразделением оно проводится и по какой теме, состояние подразделений, их состав и решаемые задачи; изучить программу, сборник нормативов по предмету обучения и составить перечень вопросов и практических задач с уче- том того, что военнослужащие должны знать и уметь выполнять; опре- делить методику проведения занятия, продумать его организацию и по- рядок проведения; определить учебные места, их количество и своих помощников; определить необходимые требования безопасности; при постановке задачи командирам частей (подразделений) указать: место,
время, порядок проведения занятия, материальное обеспечение, время готовности. При необходимости могут быть выданы индивидуальные задания проверяемым (обучаемым).
Завершается подготовка к работе по контролю и оказанию помощи проверкой готовности к ней. Главная задача проверки готовности —
определить степень готовности офицеров комплексной группы к работе в подразделениях и дать разрешение на допуск к работе в составе ко- миссии. В ходе этого этапа со всеми членами комплексной группы дол- жны быть проведены собеседования и, если необходимо, приняты зачеты,
ных центров, военнослужащих, проходящих службу по контракту, офице- ров — выпускников военно-учебных заведений, офицеров, призванных из запаса, и военнослужащих, переведенных из других видов Вооружен- ных Сил Российской Федерации; проверка выполнения офицерами ин- дивидуальных заданий; контроль внедрения передового опыта; прием зачетов по знанию руководящих документов по боевой подготовке.
Уровень готовности частей и подразделений к выполнению задач по боевому предназначению проверяется на занятиях по боевой подготов- ке, а уровень профессиональной подготовки личного состава — на кон- трольных занятиях.
Уровень готовности частей и подразделений постоянной готовности к выполнению задач по боевому предназначению проверяется: на учени- ях подразделений, частей и соединений; на тренировках; на боевых стрель- бах.
Учения в ходе итоговых (контрольных) проверок проводятся с бата- льоном и ему равными подразделениями по комплексным темам, с ротой и ей равными подразделениями — по одной из тем. Часть, подразделе- ние выводятся на эти учения в полном составе со штатным вооружени- ем, военной техникой и установленными запасами материальных средств.
По решению лица, возглавляющего проверку, могут вводиться некото- рые ограничения.
Контрольные занятия являются действенным средством проверки ка- чества усвоения личным составом основных тем программ обучения и повышения личной ответственности командиров за уровень подготовки подчиненных подразделений.
На контрольных занятиях личный состав проверяется по вопросам выполнения учебно-боевых задач, упражнений и нормативов в соответ- ствии с требованиями приказов и директив министра обороны Россий- ской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Рос- сийской Федерации, организационно-методических указаний главноко- мандующих (командующих) видов Вооруженных Сил (родов войск, спе- циальных войск) по подготовке войск на текущий год, программ, курсов,
наставлений, уставов, инструкций и сборников нормативов.
Контрольные занятия проводятся командирами, начальниками родов войск и служб по завершении одиночной подготовки солдат и боевого слаживания подразделений. Контрольные занятия по проверке слажен- ности батальона и ему равных подразделений проводятся командиром соединения, роты и ей равных подразделений — командиром части.
В целях повышения качества подготовки войск к учениям часть так- тико-строевых занятий, непосредственно предшествующих ротным, ба- тальонным и им равным тактическим (тактико-специальным) учениям,
проводятся на технике совместно с подразделениями усиления как кон- трольные занятия старшими начальниками.
Работа старших начальников в подчиненных подразделениях в целях контроля и оказания помощи планируется, как правило, комплексно.
Для этих целей создаются комплексные группы из офицеров органов управления (штаба), начальников родов войск, специальных войск и служб.
В ходе своей работы они должны: учить командиров эффективным ме- тодам управления, освоения новой техники и вооружения, улучшения методики обучения и воспитания подчиненных. Продолжительность работы группы в подразделении — до недели.


55
Глава 1. Боевая подготовка
54
Справочник командира подразделений за отделения (экипажи, расчеты) и взвод. Кроме того,
делаются отметки о проведении (выполнении) занятий (мероприятий) в расписании занятий.
В батальоне и ему равных подразделениях учет боевой подготовки и ее результатов ведется за взвод, роту и им равные подразделения. Кро- ме того, командирская подготовка офицеров и прапорщиков учитывает- ся в журналах учета командирской подготовки.
В части учет боевой подготовки и ее результатов ведется за роты,
батальоны и им равные подразделения. Кроме того, командирская подго- товка офицеров и прапорщиков учитывается в журналах учета коман- дирской подготовки. В плане боевой подготовки части и плане-календа- ре основных мероприятий делаются отметки о выполнении.
Ответственность за ведение документов учета в части, батальоне и ему равных подразделениях возлагается на штаб, в роте и ей равных подразделениях — на командира; по командирской подготовке — на руководителя группы командирской подготовки.
Персональный учет подготовки офицеров ведется в штабах, в доку- ментах персонального учета отражаются результаты командирской учебы,
итоговых проверок, учений, выполнения индивидуальных заданий и дру- гие показатели несения службы офицерами.
Отчетность по результатам боевой подготовки — это система отчетно- информационных документов и мероприятий, обеспечивающая команди- ров и органы управления своевременными и объективными данными о ходе и качестве подготовки войск. Она предусматривает конкретность,
оперативность, непрерывность управления подготовкой войск и включа- ет: доклады об итогах боевой подготовки за зимний период обучения и учебный год; доклады (акты) о результатах проверок в соответствии с инструкцией о порядке проверок; доклады о выполнении планов подго- товки; доклады о готовности и проведении основных мероприятий бое- вой подготовки, проводимых лично командирами; текущие (в том числе формализованные) доклады с использованием вычислительных центров,
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   71

телефонов и другой техники связи.
Результаты контроля в подразделении записываются в журнале учета боевой подготовки, обобщаются штабом и докладываются командиру для принятия решения.
Командиры подразделений еженедельно докладывают по подчиненно- сти о качестве выполнения запланированных мероприятий, охвате лич- ного состава боевой учебой.
По результатам контроля командиры (начальники) проводят как об- щие разборы, так и разборы с отдельными категориями личного состава,
на которых рассматриваются положительный опыт, недостатки, их при- чины и пути устранения.
Командир батальона (и ему равные) ежемесячно докладывает о вы- полнении поставленных задач, результатах подготовки личного состава,
посещаемости занятий, оценках подразделений по предметам обучения за месяц командиру части.
Командир части (и ему равные) ежемесячно анализирует степень вы- полнения поставленных задач, уровень подготовки подразделений, каче- ство учебного процесса и охват личного состава боевой учебой, недо- статки в боевой подготовке. Ежемесячно в объеме, установленном ко- мандиром соединения, докладывает об этом с указанием оценок, выстав- ленных в ходе контрольных занятий. На основании итоговых данных за на которых проверяется знание ими уставов, руководящих документов,
готовность к работе. По результатам собеседования или сдачи зачетов дается заключение о допуске к работе.
Итоги работы комплексной группы отражаются в докладах (отчетах)
или актах, в которых указываются: степень выполнения программ и планов боевой подготовки, уровень обученности военнослужащих и сла- женности подразделений, имевшие место недостатки и их причины, вы- воды по организации боевой подготовки в данном подразделении, а так- же результаты работы по другим вопросам, мероприятия по устранению выявленных недостатков с определением сроков их выполнения.
Мероприятия по устранению недостатков, которые невозможно устра- нить в период работы, и сроки их проведения вносятся в соответствую- щие планы подготовки частей.
Изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения заклю- чается в целенаправленной повседневной работе командующих (коман- диров, начальников), органов управления (штабов) по выявлению новых,