Файл: Справочник командира практическое издание За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 700
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
передовых методов и способов организации обучения и воспитания офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат и применению новых методов,
способов обучения и воспитания путем проведения показных, инструк- торско-методических занятий, совещаний и методических конференций
(семинаров) по актуальным вопросам боевой подготовки, разработке методических пособий и рекомендаций. Проведение таких мероприя- тий способствует установлению единых взглядов на методику подготов- ки и проведения занятий и учений в данной части, соединении.
Учет результатов боевой подготовки есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки личного состава и уровня обученности войск. Учет включает в себя сбор, систе- матизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих сте- пень подготовки подразделений, частей и соединений. Он должен обес- печивать всесторонний анализ состояния уровня выучки и слаженнос- ти подразделений, хода и качества учебного процесса в целях подготов- ки необходимых решений, рекомендаций в процессе управления войска- ми для поддержания и совершенствования их боевой готовности.
Учет подразделяется на оперативный и периодический.
Оперативный учет заключается в повседневной записи и обработке результатов выполнения планов боевой подготовки и усвоения программы обучения личным составом. Он включает учет боевой подготовки сол- дат (матросов) и сержантов (старшин) взвода (ему равного подразделе- ния), прапорщиков (мичманов), офицеров подразделений.
Периодический учет представляет собой обобщение результатов опе- ративного учета с последующим анализом и выводами за установленный отрезок времени учебного года (неделю, месяц, квартал, полугодие, год).
Основным учетным документом по боевой подготовке части (баталь- она, роты, взвода и им равных подразделений) является журнал учета боевой (командирской) подготовки, который ведется в течение учебного года. Журналы хранятся в течение года и уничтожаются по его завер- шении.
Во взводе и ему равных подразделениях учет боевой подготовки и ее результатов ведется в журнале боевой подготовки с конкретизацией до каждого военнослужащего.
В роте и ей равных подразделениях учет боевой подготовки и ее результатов ведется в журнале боевой подготовки роты и ей равных
57
Глава 1. Боевая подготовка
56
Справочник командира
— совершению маршей в предвидении встречного боя при действии роты в головной, боковой или тыльной походной заставе, а батальона —
в передовом отряде, авангарде, боковом отряде или арьергарде;
— ведению встречного боя: упреждению противника в открытии огня,
развертывании и атаке его с ходу; недопущению занятия им выгодного рубежа и умелому применению всех огневых средств для уничтожения противника;
— наступлению с ходу на обороняющегося противника днем и ночью,
а также наступлению из положения непосредственного соприкоснове- ния с ним в первом или втором эшелоне (резерве):
а) организованному выходу на рубеж атаки и стремительной атаке как на бронетранспортерах, так и пешим порядком;
б) умелому применению противотанковых средств и стрелкового ору- жия для уничтожения противника;
в) быстрому использованию результатов ядерных ударов и других средств массового поражения, огня артиллерии, танков и ударов авиа- ции;
г) развитию наступления в глубину обороны и проведению атак во фланг и тыл;
д) форсированию водных преград с ходу; быстрому преодолению или обходу зон заражения, заграждений и препятствий; неотступному пре- следованию противника;
— действиям при выполнении задач по уничтожению средств ядерно- го нападения, а также в передовом отряде по захвату выгодных рубежей,
быстрому их закреплению и упорному удержанию до подхода главных сил;
— организации обороны и ведению оборонительного боя днем и но- чью в первом, втором эшелоне, в полосе обеспечения и на передовой позиции:
а) занятию и оборудованию батальонного района обороны и ротного опорного пункта в короткие сроки;
б) умелому созданию противотанковой обороны, зон сплошного много- слойного огня всех видов перед передним краем, на флангах и в глубине обороны в сочетании с инженерными заграждениями и естественными препятствиями;
в) быстрому сосредоточению огня всех видов на любом угрожаемом направлении или участке;
г) ведению боя в условиях длительного пребывания на зараженной местности;
д) решительному нанесению контратак; быстрому переходу от оборо- ны к наступлению;
— скрытному расположению в занимаемых районах: умелому исполь- зованию защитных свойств местности, инженерного оборудования и мас- кировке;
— организации кругового наблюдения и охранения; поддержанию постоянной боевой готовности к отражению внезапного нападения про- тивника;
— тыловому обеспечению подразделений: бесперебойному снабже- нию боеприпасами, горючим, продовольствием и средствами защиты;
оказанию помощи раненым и эвакуации их на медицинские пункты;
— техническому обслуживанию и ремонту техники и вооружения в полевых условиях.
период обучения и учебный год представляет письменный доклад ко- мандиру соединения.
Каждая служба должна знать состояние подготовки непосредственно подчиненных ей подразделений, а по профилю своей специальности —
за все подразделения. Для этого устанавливается порядок докладов по службам и разрабатываются учетные формы.
§ 3. Проведение занятий по тактической
(тактико-специальной) и огневой подготовке
Тактическая (тактико-специальная) подготовка является основным и ведущим предметом обучения войск. Она проводится в соответствии с требованиями приказов министра обороны Российской Федерации, орга- низационных указаний по боевой подготовке, уставов, наставлений, про- грамм и обеспечивает постоянную и высокую боевую готовность под- разделений к ведению всех видов боя в любой обстановке.
Задачами тактической (тактико-специальной) подготовки являются:
совершенствование практических навыков офицеров в подготовке под- разделений к бою, в оценке обстановки и принятии обоснованных реше- ний; в организации всех видов боевых действий, четкой постановке за- дач подразделениям, приданным и поддерживающим средствам и обес- печении взаимодействия; в своевременном и умелом использовании результатов применения огневых средств своих подразделений; в орга- низации и ведении непрерывной и активной разведки; в принятии мер по защите личного состава и боевой техники от оружия массового по- ражения; в твердом управлении подразделениями и их материально- техническом обеспечении; совершенствование практических навыков сержантов в управлении своими отделениями во всех видах боя, непре- рывном ведении разведки противника наблюдением, своевременном обнаружении и оценке целей, правильной и четкой подаче команд на их уничтожение, в умелом использовании местности для ведения боя.
В ходе тактической (тактико-специальной) подготовки подразделения обучаются:
— ведению разведки противника и местности наблюдением, засадами и боем;
— действиям мотострелковой роты в разведывательной группе на марше в предвидении встречного боя, в наступлении, при преследовании отходящего противника и в обороне;
— действиям при ведении разведки боем во время подготовки наступ- ления и в ходе его, а также в обороне;
— защите от оружия массового поражения:
а) ведению непрерывной радиационной, химической и биологической разведки, оповещению подразделений о радиоактивном, химическом и биологическом заражении;
б) умелому использованию индивидуальных средств, защитных свойств боевых машин, местности и инженерных сооружений;
в) способам преодоления зон заражения; организации контроля ра- диоактивного облучения личного состава;
г) ликвидации последствий применения противником оружия массо- вого поражения;
59
Глава 1. Боевая подготовка
58
Справочник командира
Слаживание части проводится в ходе занятий по тактической (такти- ко-специальной) подготовке, командно-штабных учений и тактических
(тактико-специальных) учений с воинской частью в целом.
Формами слаживания подразделений, равных роте, батальону, части являются: тактико-строевые (тактико-специальные) занятия и такти- ческие учения, а взвода, отделения и им равных — тактико-строевые,
тактические занятия, боевые стрельбы.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактичес- ким занятиям (учениям). На них происходит обучение личного состава и подразделений. Основной метод обучения на тактико-строевом заня- тии — упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий. Тактико-строевые занятия являются первой ступенью слажи- вания подразделений и могут проводиться «пешим по машинному» или на технике. На них отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий войск (сил) в различных видах боевых действий, а офицеры, прапорщики, сержанты получают практику в управлении под- чиненными подразделениями.
Тактические занятия — основная форма слаживания отделения
(взвода) и им равных подразделений. В ходе них командиры не только получают практику в управлении подчиненными подразделениями, но и совершенствуют свои навыки в организации боевых действий. На за- вершающем этапе слаживания отделения, взвода с ними проводятся боевые стрельбы.
Тактические учения являются высшей формой слаживания воинс- ких частей и подразделений, направленной на повышение уровня обу- ченности органов управления (штабов), боевой готовности войск, и по- зволяют наиболее эффективно готовить их к ведению современного боя.
Основным методом обучения на тактических учениях является прак- тическая работа обучаемых по выполнению должностных и специаль- ных обязанностей по управлению подразделениями и частями при отра- ботке учебно-боевых задач во взаимодействии с подразделениями ви- дов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, формирований других министерств и ведомств.
При подготовке личного состава обязательно отрабатываются поло- женные нормативы, качество выполнения которых определяет уровень подготовки личного состава и подразделения. Количество и номера от- рабатываемых нормативов определяют командир роты и ему равные при составлении расписания занятий на неделю. В течение учебного года должны быть отработаны все нормативы, установленные сборника- ми нормативов по боевой подготовке.
Содержание слаживания подразделений и частей включает:
— этап обучения подразделений действиям в обороне;
— этап обучения подразделений действиям в наступлении;
— этап обучения подразделений выполнению специальных задач;
— завершающий этап — комплексное обучение ведению боевых дей- ствий.
Продолжительность слаживания, содержание этапов подготовки под- разделений и частей определяются программами (курсами) боевой под- готовки.
Основой боевой подготовки подразделений постоянной готовности и сокращенного состава является выход на полигон для отработки вопросов полевой выучки. Количество выходов и их продолжительность определя- ет командир части с учетом уровня подготовленности подразделений, их боевого предназначения и возможностей полигонов.
В ходе выхода на полигон (полевого выхода) занятия проводятся при вооружении и на технике, не менее 30 % всех полевых занятий должны проводиться в ночных условиях и условиях ограниченной видимости.
Ночные занятия планируются и проводятся продолжительностью не более 2 полных ночей в неделю с организацией отдыха личного состава днем.
Занятия организуются в масштабе роты (батальона) и им равных под- разделений. К проведению занятий должны привлекаться офицеры управ- ления батальона, штаба части, начальники родов войск и служб.
Для формирования психологической устойчивости военнослужащих в содержание занятий обязательно вводятся элементы напряженности,
внезапности, опасности и риска с учетом выполнения требований безо- пасности.
Основными целями слаживания являются:
— достижение более высокого уровня готовности частей (подразде- лений) к выполнению боевых задач путем планомерной и целенаправ- ленной отработки мероприятий планов боевой подготовки;
— обеспечение неснижаемой боеспособности частей (подразделений)
к выполнению поставленных задач в периоды, связанные с призывом и увольнением военнослужащих, проходящих военную службу по призы- ву, заменой офицеров, прапорщиков (мичманов), освоением нового во- оружения и военной техники, способов их боевого применения (дей- ствий).
Задачи слаживания включают в себя:
— в подразделениях и частях постоянной готовности: готовить лич- ный состав и подразделения ведению боевых действий с учетом особен- ностей ТВД и выполнения задач по предназначению в полном объеме программы;
— в подразделениях и частях сокращенного состава: готовить лич- ный состав и подразделения к действиям по приему мобилизационных ресурсов, обеспечению подготовки вооружения и военной техники к боевому применению; ведению боевых действий с учетом особенностей
ТВД, организовать одиночную подготовку военнослужащих всех катего- рий и направить ее на восстановление, привитие и поддержание навы- ков и действий, обеспечивающих выполнение ими задач в составе под- разделений.
Слаживание подразделений и частей для ведения боевых действий осуществляется последовательно и включает в себя: слаживание под- разделений; слаживание части в целом.
Слаживание подразделений осуществляется в ходе занятий по всем предметам обучения в методической последовательности «от просто- го — к сложному»: слаживание отделений (экипажей, расчетов, дежур- ных смен); слаживание взводов и им равных подразделений; слажива- ние рот и им равных подразделений; слаживание батальонов и им рав- ных подразделений.
61
Глава 1. Боевая подготовка
60
Справочник командира
Перед ротными и батальонными тактическими учениями проводятся тактико-строевые занятия, количество и содержание которых определя- ет командир части.
Тактическая подготовка мотострелковых рот должна проводиться в следующем порядке. Вначале командиры рот самостоятельно изучают
Боевой устав Сухопутных войск. После этого на ряде командирских занятий с ними тщательно отрабатываются вопросы организации и ве- дения ротой всех видов боевых действий. Примерно в такой же после- довательности готовятся и командиры взводов. С командирами отделе- ний положения боевых уставов и оружие массового поражения изуча- ются в части, их касающейся, на командирских занятиях под руковод- ством командиров рот.
Затем с каждой ротой проводится целый ряд тактико-строевых заня- тий, на которых они готовятся к выполнению задач во всех видах бое- вых действий: отрабатываются приемы и способы ведения разведки при действии мотострелковой роты в разведывательной группе, действия в головной (боковой, тыльной) походной заставе, во встречном бою, в на- ступлении, при форсировании водных преград, в обороне. Несколько так- тико-строевых занятий проводится ночью.
После проведения всех тактико-строевых занятий роты со средства- ми усиления должны выводиться на 2—3-суточные тактические учения,
проводимые по комплексным темам. На них завершается боевое слажи- вание рот и дается оценка их подготовки.
По окончании боевого слаживания рот проводится слаживание бата- льонов. Оно осуществляется примерно в такой же последовательности,
что и мотострелковых рот. Сначала командиры батальонов самостоя- тельно изучают требования уставных документов. После этого на ряде командирских занятий с ними всесторонне отрабатываются вопросы организации и ведения батальоном всех видов боевых действий. В та- ком же порядке готовятся и офицеры батальона. Подготовка сержантов батальона производится на плановых командирских занятиях.
Затем с каждым батальоном проводится несколько тактико-строевых занятий, на которых они готовятся к действиям во всех видах боя: в передовом отряде, авангарде (арьергарде), в наступлении, при форсирова- нии водных преград, в обороне. Часть тактико-строевых занятий прово- дится ночью.
После проведения всех тактико-строевых занятий мотострелковые батальоны со средствами усиления выводятся на 3—4-суточные такти- ческие учения, проводимые по комплексным темам, на которых заверша- ется их боевое слаживание и дается оценка их подготовки.
Занятия с офицерами должны проводиться в системе командирской подготовки путем проведения групповых упражнений на макете мест- ности, на местности или на картах. На них офицеры тренируются в уяснении задачи, оценке обстановки, принятии решения, постановке бо- евых задач, организации взаимодействия, отрабатывают вопросы тыло- вого обеспечения боя и производят необходимые тактические расчеты.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 71
Групповые упражнения с офицерами проводят: с командирами взво- дов — командир батальона, с командирами рот и отдельно с командира- ми батальонов — командир полка, привлекая для этой цели своих заме- стителей и начальников служб.
Руководитель занятия выступает обычно в роли старшего командира.
По ходу занятия он может также выступать в роли других должност-
Слаживание отделения осуществляется в ходе огневых тренировок,
занятий по вождению, тактико-строевых и тактических занятий. На за- вершающем этапе проводится боевая стрельба отделения.
Слаживание взвода осуществляется в ходе огневых тренировок, вы- полнения упражнений по вождению боевых машин в составе подразде- ления, тактико-строевых и тактических занятий. На завершающем эта- пе проводится боевая стрельба взвода.
Слаживание роты осуществляется в ходе огневых тренировок, тре- нировок по управлению огнем, выполнения упражнений по вождению боевых машин в составе подразделения, тактико-строевых занятий.
На завершающем этапе проводится ротное тактическое учение с бое- вой стрельбой (без боевой стрельбы, если в этом периоде обучения предусмотрено проведение батальонного тактического учения с боевой стрельбой) по одному из видов боевых действий.
Слаживание батальона осуществляется в ходе тренировок по управ- лению огнем и подразделениями батальона, тактико-строевых занятий, вы- полнения упражнений по вождению боевых машин в составе подразделе- ния, в ходе выхода батальона на полигон и батальонного полевого выхода.
При проведении этапа слаживания батальона по обучению подразде- лений выполнению специальных задач проводятся тактико-строевые занятия по отработке действий батальона в особых условиях в соответ- ствии с характером возлагаемых на него задач.
На завершающем этапе слаживания батальона проводится батальон- ное тактическое учение с боевой стрельбой (без боевой стрельбы, если в этом периоде обучения предусмотрено проведение полкового (бригад- ного) тактического учения с боевой стрельбой) по комплексной теме,
предусматривающей переход от одного вида боевых действий к другому и действия в особых условиях.
Слаживание подразделений и частей артиллерии проводится, как пра- вило, в более короткие сроки, чем других частей и подразделений в связи с необходимостью участия в общевойсковых тактических учени- ях. Так, на ротное тактическое учение, являющееся завершающим эта- пом слаживания привлекается артиллерийская батарея, на батальонное тактическое учение — артиллерийский дивизион, с которыми слажива- ние должно быть уже завершено.
Слаживание подразделений, частей и соединений разведки, РЭБ, ПВО,
инженерных войск и войск РХБЗ, технического и тылового обеспечения проводится в те же сроки и по тем же этапам, что и подразделений мотострелковых (танковых) войск.
Слаживание подразделений и частей войсковой ПВО проводится, как правило, в ходе занятий и учений совместно с общевойсковыми подраз- делениями, частями и соединениями.
Слаживание подразделений войск связи начинается со слаживания экипажей. В последующем осуществляется слаживание узла связи и пункта управления. Слаживание экипажей и подразделений должно заканчиваться через 1,5—2,5 месяца после начала периода обучения.
При этом подразделения связи должны постоянно находиться в боевой готовности к безусловному выполнению возложенных задач по связи.
Боевое слаживание мотострелковых рот и батальонов осуществляет- ся по окончании слаживания взводов. В целях поддержания постоян- ной боевой готовности тактические учения с ротами и батальонами могут проводиться и до окончания слаживания взводов.
63
Глава 1. Боевая подготовка
62
Справочник командира личного состава; перестроение из боевого порядка в предбоевой с по- садкой на бронетранспортеры; действия подразделений при атаке пере- днего края обороны противника как на бронетранспортерах, так и в пешем порядке; способы преодоления заграждений, разрушений и учас- тков местности, зараженных радиоактивными и отравляющими веще- ствами; способы уничтожения контратакующего противника; действия при форсировании водных преград; совершение маневра для атаки про- тивника во фланг и тыл и др.
Тактико-строевые занятия с ротой и батальоном могут проводиться как самостоятельно, так и совместно со средствами усиления, привлека- емыми на тактические учения.
Занятия с мотострелковой ротой и батальоном проводятся как без вывода боевой техники («пеший по-машинному»), так и на бронетранс- портерах. Бронетранспортеры выводятся в тех случаях, когда, например,
требуется отработать действия подразделений на марше, при атаке про- тивника с ходу на машинах и др.
На совместные занятия привлекаются только те подразделения, с ко- торыми непосредственно связана динамика действий в ходе отработки тех или иных учебных вопросов.
Продолжительность тактико-строевых занятий может быть: ротных —
3—4 часа, батальонных — 4—6 часов. Самостоятельные занятия с ро- той проводит командир роты, с батальоном — командир батальона. Со- вместные занятия организуют и проводят командиры на ступень выше.
Тактико-строевые занятия проводятся односторонними, обычно на фоне несложной тактической обстановки. Противник обозначается мишеня- ми и макетами. В тех случаях, когда необходимо показать и огонь про- тивника, могут выделяться солдаты и средства для обозначения огня.
Создание тактической обстановки и обозначение огня производятся в той мере, в какой это необходимо для осмысленного изучения отрабаты- ваемых приемов и способов действий.
На одном тактико-строевом занятии рекомендуется отрабатывать 3—4
учебных вопроса. Каждый вопрос вначале отрабатывается по элемен- там, а затем, при наличии времени, слитно. На занятиях не следует отра- батывать такие вопросы, которые не содержат элементов действий под- разделений на поле боя: уяснение задачи, расчет времени, оценка обста- новки, принятие решения и др. Эти вопросы изучаются во время коман- дирской подготовки. На тактико-строевых занятиях следует добиваться отдачи коротких, четких распоряжений, команд и умелых действий по ним подразделений. В целях экономии времени при проведении заня- тий рекомендуется часть вопросов отрабатывать движением в одном направлении, а часть — при движении в обратном направлении. В за- висимости от местности занятия могут проводиться по замкнутому мар- шруту. Заканчиваются тактико-строевые занятия проведением коротко- го разбора.
Для подготовки тактико-строевого занятия в соответствии с заданной темой руководитель обязан продумать ход предстоящего занятия и опре- делить, чего он должен добиться от обучаемого подразделения в резуль- тате проведения занятия.
Подготовка проводится обычно в такой последовательности. Руково- дитель уясняет тему, определяет учебную цель и продумывает содержа- ние учебных вопросов; выбирает соответствующий участок местности для занятия и при необходимости производит его рекогносцировку; раз- ных лиц: офицера вышестоящего штаба, командира соседнего подразде- ления, а также решает все вопросы за противника.
Для качественной подготовки офицеров к групповому упражнению им накануне проведения занятия вручается тактическое задание. Его содержание должно включать: общую обстановку с изложением дан- ных о противнике, радиационной и химической обстановке; о положе- нии своих войск на одну-две ступени выше; частную обстановку, излага- емую в виде приказа, в котором приводятся данные о положении про- тивника, боевая задача роты (батальона) и задачи соседей; справочные данные, где указываются обеспеченность роты (батальона) боеприпаса- ми, горючим, состояние вооружения и боевой техники, дозы радиоактив- ного облучения личного состава и метеорологические данные. В конце задания указывается, что обучаемые должны исполнить до начала заня- тия и к чему быть готовыми.
Для проведения группового упражнения разрабатывается план, в ко- тором указываются: тема занятая; учебные цели и отрабатываемые учеб- ные вопросы; время и место проведения занятия. К плану прилагается карта с нанесенной на ней тактической обстановкой.
Занятие обычно начинается с проверки подготовленности офицеров, а при проведении группового упражнения на местности, кроме того, с то- пографического и тактического ориентирования. При отработке каждо- го учебного вопроса заслушиваются выводы из оценки обстановки, при- нимаемые решения и необходимые распоряжения. Затем руководитель занятия производит краткий разбор и создает новую тактическую об- становку для отработки следующего учебного вопроса.
Для проверки знаний и навыков, полученных офицерами на занятиях,
с ними проводятся тактические летучки на макете местности, на мест- ности или на картах. На этих занятиях определяется умение офицеров разбираться в сложной обстановке, быстро принимать решения, четко ста- вить боевые задачи подчиненным и производить необходимые расчеты.
Тема и учебные вопросы тактической летучки заранее обучаемым не объявляются, а задание на ее решение вручается непосредственно на занятии. Задание на летучку может быть дано обучаемым устно с карты руководителя занятия, показом положения сторон на местности или в форме боевого распоряжения. На решение тактической летучки отводится обычно 2—3 часа учебного времени.
Групповые упражнения и тактические летучки заканчиваются прове- дением разбора.
Тактико-строевые занятия с мотострелковой ротой и батальоном пред- шествуют тактическим учениям и имеют целью подготовить их к сла- женным действиям во всех видах боя.
С учетом того, что ротные и батальонные тактические учения прово- дятся только по комплексным темам с отработкой на них нескольких видов боевых действий, проведение тактико-строевых занятий должно быть построено так, чтобы до начала учений подразделения были обуче- ны действиям во всех видах боя как днем, так и ночью.
На тактико-строевых занятиях отрабатываются приемы и способы действий подразделений, которые они будут применять, выполняя бое- вые задачи в ходе тактических учений. Например: приемы и способы ведения разведки ротой; порядок развертывания подразделений из по- ходных колонн в предбоевые и боевые порядки при действии их на бронетранспортерах, развертывание и боевой порядок со спешиванием