Файл: Итархитектура и итстратегия Тема 1 Актуальность проблематики связана с.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 571
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Наиболее существенные области изменения роли ИТ для бизнеса
Изменение целей и результатов применения ИТ
Бизнес-стратегия и информационные технологии
Взаимосвязи бизнес-стратегии, архитектуры ИТ и ИТ-стратегии
От стратегии к Портфелю приложений
Портфель инвестиций в информационные системы
Обобщенные источники преимуществ различных типов приложений
Стратегии достижения успешных бизнес-результатов
Пример использования анализа ключевых факторов для идентификации портфеля приложений
Классификация информационных технологий
1. По назначению и характеру использования
Обеспечивающие информационные технологии
Они могут базироваться на совершенно разных платформах.
Примеры обеспечивающих информационных технологий
Функциональные информационные технологии
Они функционируют в заданной технической среде.
Примеры функциональных информационных технологий
Связь между обеспечивающими и функциональными ИТ
2.По пользовательскому интерфейсу
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием.
Они обеспечивают взаимодействие многих пользователей.
3. По способу организации сетевого взаимодействия
В качестве объектов могут выступать пользователи, клиенты, документы, базы данных и т.д.
Используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект».
Сравнение функционально ориентированных ИТ и объектно ориентированных ИТ
5. По степени охвата задач управления
6. По участию технических средств в диалоге с пользователем
Кроме сбора и обработки информации выполняются следующие функции:
Иерархические информационные технологии содержат три уровня:
Компании и организации могут отличаться по своим размерам и объемам бизнеса на несколько порядков.
Для оценки используется величина расходов на ИТ, приведенная к масштабу бизнеса предприятия.
Распределение между различными статьями расходов на информационные технологии
Средняя доля капитальных затрат на ИТ по отношению к суммарным капитальным затратам
Типы затрат на информационные технологии:
Соотношение обязательных затрат и бюджета развития ИТ
Законы развития информационных технологий
Влияние законов Гилдера, Меткалфа и Мура на продукты, процессы и услуги
Модель планирования развития ИТ в организации
Модель магического квадранта Gartner
Архитектура предприятия обеспечивает:
Условия вложения средств в разработку архитектуры
Архитектура предприятия: основные определения
Определение термина «Предприятие»
Границы применения архитектурных подходов
Цели организации и информационные технологии
Элементы архитектуры предприятия
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Эволюция организационных принципов
Синхронизация потребностей бизнеса и возможностей ИТ
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Пользователи архитектуры предприятия
Определение Всемирной Организации Корпоративной Архитектуры (GEAO)
(GEAO – Global Enterprise Architecture Organization).
Контекст и уровни абстракции архитектуры
Концепции, соответствующие различным элементам и уровням абстракции архитектуры
Представления (домены) и перспективы (уровни абстракции) описания архитектуры
Интегрированная концепция архитектуры предприятия
Концептуальный уровень (решение)
Моделируется физическая структура реализации системы.
Архитектура предприятия и управление ИТ-портфелем
Интеграция ключевых процессов управления информационными технологиями предприятия
Архитектура, ИТ-активы и ИТ-проекты
Неверные представления об архитектуре:
Элементы архитектуры предприятия. Бизнес-архитектура. Архитектура информации
Области, входящие в понятие Архитектуры предприятия
Модель для описания стратегии и архитектуры информационных технологий
Принципы, модели и стандарты в рамках архитектуры предприятия
Процедуры – это инструкции, описывающие, как выполняются политики и стандарты.
Политики, стандарты и процедуры
Используется следующая иерархия отношений между политиками, стандартами и процедурами.
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Эволюция организационных принципов
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Включает в себя следующие аспекты:
Основные модели и инструменты описания Бизнес-архитектуры
Модели бывают различных типов:
После создания моделей на их основе можно выполнять различные методы анализа:
Показатели эффективности являются важной составляющей Бизнес-архитектуры.
Пример потоков данных на предприятии
Архитектура информации должна включает в себя следующие процессы управления информацией:
Общая Архитектура информации (данных)
Основные модели и инструменты описания Архитектуры информации
Результатами процесса разработки Архитектуры информации являются:
Управление федеративными данными
Видение принципов управления федеративными данными
Принципы интеграции через управление федеративными данными
Основные элементы архитектуры приложений
Две области Архитектуры приложений предприятия
Портфель прикладных систем предприятия
Контекст управления портфелем прикладных систем
Оценка портфеля прикладных систем по критериям «бизнес-ценность» и «техническое состояние»
Техническое состояние оценивается по ряду характеристик, включая
Категории оценки прикладных систем
Можно выделить три класса приложений в соответствии со следующими категориями:
Анализ ценности портфеля приложений на основе категоризации
Портфель ИТ и цели инвестиций в различные активы
Классификации приложений по роли в организации
Концепция «Архитектурного стиля»
Классификации приложений по архитектурному стилю
Анализ приложений с учетом архитектурного стиля
Для технологической архитектуры иногда используются термины:
Назначение технологической архитектуры
Обеспечение надежных ИТ-сервисов, предоставляемых в рамках всего предприятия в целом.
Различные уровни размещения инфраструктуры
Пример предприятия с несколькими бизнес-подразделениями и разнообразным портфелем технологий:
Категоризация META Group выделяет два различных типа областей (доменов) технологической архитектуры:
Примеры базовых доменов технологической архитектуры
Примерами базовых доменов технологической архитектуры являются:
Примеры прикладных доменов технологической архитектуры
Примерами прикладных доменов технологической архитектуры являются:
Категоризация технологий и сервисов Gartner
Gartner называет в технологической архитектуре шесть архитектурных компонент (сервисов):
Пример областей, категорий, стандартов и спецификаций технической справочной модели TRM FEAF
Взаимосвязи между функциональными и операционными требованиями к системам
Оценка состояния технологической инфраструктуры
Охват и функциональные возможности инфраструктуры
Рассмотрим вариант матрицы, которая использует эти два критерия.
Основными характеристиками адаптивной системы являются:
Основные идеи адаптивной инфраструктуры
Инфраструктура реального времени
Пример адаптивной инфраструктуры
Несколько комментариев к предыдущему слайду:
Можно выделять два класса стандартов – «технологические» и «рамочные».
Структура активностей стандарта ISO 15288
Помимо обязательных элементов, профиль может определять некоторые требования как факультативные.
Профили можно условно разделить на два класса:
Шаблон – решение проблемы в контексте
Использование архитектурных шаблонов
Методика описания архитектуры Gartner выделяет шаблоны в качестве отдельного «слоя» архитектуры.
Шаблон показывает взаимодействие компонент системы между собой
Важность шаблонов для архитектуры предприятия
Пример инфраструктурного шаблона
От традиционной архитектуры – к архитектуре, использующей инфраструктурные шаблоны
Сервис-ориентированная архитектура
Ссылочная модель сервис-ориентированной Архитектуры предприятия
Разработка Архитектуры предприятия
Общий контекст разработки Архитектуры предприятия
Можно указать следующие методики:
Методики являются инструментом для создания широкого спектра различных архитектур.
Собственно модель представляется в виде таблицы, имеющей пять строк и шесть столбцов
На каждом из этих уровней рассматривают одни и те же категории вопросов:
Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом
Фактически, данная строка определяет контекст всех последующих строк.
Основные характеристики модели Захмана
Модель Extended Enterprise Architecture Framework (E2AF)
Модель описания ИТ-архитектуры Gartner
Модель Gartner сформулирована в виде четырех связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровней:
Уровни модели архитектуры Gartner
Архитектура ИТ в бизнес-контексте
Аналитическая работа и компоненты Архитектуры предприятия
Структура описания доменов технологической архитектуры
Технологическая модель предприятия
Процесс разработки архитектуры включает следующие фазы:
Набор шаблонов IT Architecture Toolkit разработан американской ассоциацией CIO.
Структурная схема этой методики включает в себя пять уровней:
Области (домены) являются логическими блоками технологической архитектуры. Список доменов:
Например, в домен Управление системами входят, в том числе, следующие дисциплины:
Например, дисциплина «Управление Данными» может включать в себя такие Технологические Области, как:
Для описания конкретного решения используются три типа шаблонов:
Модель «4+1» представления Архитектуры
Модель «The 4+1 View Model of Architecture» была предложена Филиппом Кручтеном в 1995 году.
Четырьмя основными представлениями в этой методике являются следующие:
Она была разработана английской консалтинговой компанией Systems Advisers Ltd.
SAM можно рассматривать как некоторую надстройку над моделью архитектуры предприятия Захмана.
Можно выделить три категории сфер:
Они отвечают на четыре основных вопроса:
Взаимодействие MSF и MOF для удовлетворения запросов бизнеса
Различные перспективы архитектуры системы и используемые модели
Архитектурные перспективы, шаблоны и методики Microsoft
Концепции и шаблоны по построению архитектуры приложений
Три основных представления, используемые в DoDAF
Ни одна из известных методик не имеет доминирующего положения в плане своего использования.
Документы находятся в публичном доступе, что также является положительным аспектом
Создание Архитектуры предприятия
Первоочередными задачами такого проекта являются:
Проект работы включает решение следующих задач:
Список высокоуровневых документов может включать:
Основные элементы архитектурного процесса
Семь шагов архитектурного процесса
Методика EAP планирования Архитектуры предприятия
Методика EAP является инструментом планирования, а не детального проектирования архитектуры.
Отличительными характеристиками этого подхода к планированию архитектуры являются следующие:
Схема процесса разработки архитектуры и стратегии ИТ
Общая схема процесса разработки архитектуры
Архитектура задает цели для отдельных проектов и инициатив, но важна и обратная связь.
Подходы в разработке Архитектуры предприятия
Основные задачи при разработке Архитектуры предприятия
Можно выделить следующие моменты:
Обоснование необходимости проекта
Другим полезным показателем может быть «Возврат на возможность» (Return on opportunity).
Оптимальный состав команды, по мнению META, должен включать специалистов со следующими ролями:
Определение границ архитектуры
Формирование структур и процессов управления и контроля
Важными документами, которые будут использоваться в качестве основы, являются:
Управление и контроль архитектурного процесса
Функция управления и контроля включает два аспекта:
Элементы управления и контроля Архитектуры на различных этапах ИТ-проектов
Организационные структуры, связанные с управлением и контролем Архитектуры
Организация работы над Архитектурой
Постоянная работа над Архитектурой с организационной точки зрения ведется как бы на трех уровнях:
Она описывает описаны два основных процесса:
Цели проверки на соответствие Архитектуре
Текущие затраты на сопровождение Архитектуры
Gap-анализ (анализ несоответствий)
Процесс анализа на несоответствия включает следующие шаги:
Категории несоответствий в gap-анализе
Методика включает в себя пять стадий или уровней развития процессов, связанных с качеством:
Модель Кросби в отношении Архитектуры
Предлагаемая модель относит зрелость Архитектуры предприятия к одному из пяти уровней:
Характеристики уровней организационной зрелости
Принцип «достаточно хорошей» Архитектуры
Для реализации этого подхода рекомендуется следовать следующим трем рекомендациям:
Стратегическое окно возможностей для «достаточно хорошей» Архитектуры
Источники информации для систем разработки Архитектуры предприятия
Принципы работы систем поддержки процесса разработки Архитектуры
Архитектура прикладных систем описывает те системы, которые обеспечивают необходимый функционал для реализации логики бизнес-процессов организации.
Технологическая архитектура
Архитектура предприятия определяет общую структуру и функции систем (бизнес и ИТ) в рамках всей организации в целом.
Архитектура уровня отдельных проектов определяет структуру и функции систем (бизнес и ИТ) на уровне проектов и программ.
Архитектура прикладных систем определяет структуру и функции приложений, которые разрабатываются с целью обеспечения требуемой функциональности.
Архитектура предприятия
В поисках интегрированной концепции «Архитектуры предприятия»
Архитектуру предприятия
Эволюция организационных принципов
Связь требований бизнеса и различных областей архитектуры ИТ
Бизнес-архитектура
Включает в себя следующие аспекты:
- Бизнес-стратегию, функции и организационные структуры – собрание целевых установок, планов и структур организации.
- Архитектуру бизнес-процессов, которая определяет основные функциональные области организации. Она также описывает специфические процессы внутри каждой функциональной области и их операционные параметры.
- Показатели эффективности. Этот аспект состоит в определении ключевых показателей эффективности (КПЭ) работы организации, их текущих уровней и желаемых, будущих уровней и включает в себя также разработку на верхнем уровне модели КПЭ для мониторинга.
Контекст Бизнес-архитектуры
Основные модели и инструменты описания Бизнес-архитектуры
Модели бывают различных типов:
- модели процессов/потоков работ;
- функциональные модели;
- организационные модели;
- модели данных/ресурсов;
- временные модели типа диаграмм Ганта;
- модели причинно-следственных связей.
Основное внимание при разработке Бизнес-архитектуры должно уделяться «картине в целом».
Методы анализа
После создания моделей на их основе можно выполнять различные методы анализа:
- Анализ цепочек создания добавочной стоимости (А нужно ли вообще выполнять этот шаг?)
- Динамическое моделирование (Как эта модель выполнения бизнес-функций будет себя вести при различных значениях на входе и доступных ресурсах, и как со временем будет меняться поведение процесса?)
- Анализ пересечений и непокрытых областей (Gap-overlap analysis) (Будет ли наша бизнес-архитектура иметь избыточные элементы, и есть ли в ней "пробелы"?)
Методы анализа
- Соотнесение затрат с активностями (Activity-based costing) (На каких процессах, каналах продаж и заказчиках мы реально зарабатываем или теряем деньги?)
- Обучение (Как эти бизнес-процессы соотносятся с другими?)
- Общая стоимость владения (Сколько стоит этот процесс?)
- Возврат инвестиций (ROI) (Будет ли достигнут возврат инвестиций в данный бизнес-процесс и когда?)
Показатели эффективности
Показатели эффективности являются важной составляющей Бизнес-архитектуры.
Практически все модели, связанные с показателями эффективности бизнеса и процессов, используют несколько уровней метрик:
- метрики оценки "качества" самого процесса;
- метрики для оценки прямых результатов (output);
- метрики для оценки конечных результатов.
Показатели эффективности
- Метрики уровня процессов оценивают эффективность самого процесса. Типичными метриками являются время цикла выполнения операций, стоимость на транзакцию или единицу выхода процесса.
- Метрики оценки прямых результатов оценивают возможности процессов производить на выходе продукт или услугу в соответствии со спецификациями. Типичными метриками оценки прямых результатов являются процент ошибок и количество обслуженных заявок в единицу времени.
- Метрики оценки конечных результатов оценивают процесс с точки зрения конечного потребителя (клиента) и выполнения функций организации. Примерами таких метрик являются уровень удовлетворенности клиента и эффективность продукта.
Архитектура информации
Архитектура информации включает в себя видение, принципы, модели и стандарты, которые обеспечивают процессы создания, использования и поддержания информации, относящиеся к деятельности предприятия.
Архитектура информации описывает, как информационные технологии обеспечивают в организации возможности для быстрого принятия решений, распространения информации внутри организации, а также за ее пределы.Архитектура информации
Разработка Архитектуры информации как части дисциплины Архитектуры предприятия не состоит в создании структур баз данных или моделей всех данных, использующихся предприятием.
Суть заключается в организации более общего описания информации, требующейся для бизнеса, а также политик и правил работы с информацией.
Модели Архитектуры информации являются более абстрактными, они используют язык бизнеса и обеспечивают контекст, который требуется для моделирования данных.
Пример потоков данных на предприятии
Архитектура информации
Архитектура информации должна включает в себя следующие процессы управления информацией:
- получение данных из внутренних и внешних источников;
- классификация данных по типам;
- хранение и извлечение данных;
- редактирование (или обновление) данных;
- контроль качества (удаление или исправление некорректных данных);
- презентация (трансформирование данных для определенной аудитории потребителей);
- распространение информации для различных групп потребителей;
- оценка (полезности, а также соотношения цены/качества данных);
- обеспечение безопасности информации.
Общая Архитектура информации (данных)
Основные модели и инструменты описания Архитектуры информации
Результатами процесса разработки Архитектуры информации являются:
- документированное описание существующих источников данных;
- модели данных;
- описание существующих и планируемых информационных потоков, соответствующих интерфейсов, алгоритмов преобразования или консолидации данных, а также необходимые соглашения по уровню сервиса, связанного с передачей данных;
- описание решений по организации хранения данных – от общих каталогов до витрин и хранилищ данных;
- используемые технологии и средства для преобразования и управления данными.
Управление федеративными данными
Под управлением федеративными данными понимается архитектура, которая обеспечивает управление и доступ к данным и метаданным независимо от их внутренней логической структуры и физических границ их расположения, в целях организации взаимодействия систем и различных подразделений внутри организации и с внешними организациями.Видение принципов управления федеративными данными
Принципы интеграции через управление федеративными данными
Спасибо за внимание!
Архитектура приложений
Тема 6
Основные элементы архитектуры приложений
Архитектура приложений начинается с идентификации того, какие прикладные системы нужны предприятию для выполнения бизнес-процессов, и включает такие аспекты, как проектирование, разработка (или приобретение) и интеграция прикладных систем.Две области Архитектуры приложений предприятия
Портфель прикладных систем предприятия
Определяет область ответственности и приоритетность каждого приложения и то, как будет достигаться необходимая функциональность:
- за счет разработки системы;
- через покупку готовых приложений;
- аренду приложения;
- интеграцию и использование возможностей уже имеющихся приложений.
Контекст управления портфелем прикладных систем
Оценка портфеля прикладных систем по критериям «бизнес-ценность» и «техническое состояние»
Оценка технического состояния
Техническое состояние оценивается по ряду характеристик, включая
- точность и корректность данных;
- архитектуру, структуру программного кода;
- быстроту отклика;
- время простоя;
- уровень технического сопровождения;
- возможность получения отчетов и т.д.
Ценность системы с точки зрения бизнеса означает способность системы обеспечивать выполнение основных функций предприятия, подразделения или процесса.
Категории оценки прикладных систем
- системам грозит вывод из эксплуатации (замена) или консолидация;
- системы, требующие переоценки или перепозиционирования;
- системы, требующие обновления;
- системы, требующие сопровождения и развития.
Это способ оценки назван Матрицей оценки состояния прикладных информационных систем.
Дополнительная оценка
- оценить те потребности со стороны бизнеса, которые вообще никак не обслуживаются существующим портфелем прикладных систем.
- провести сравнение технологических и операционных требований (надежность, масштабируемость и т.д.) портфеля прикладных систем с имеющейся технологической архитектурой с целью идентификации тех возможностей инфраструктуры, которые в настоящее время отсутствуют, но могут потребоваться;
- согласовать проекты в области внедрения прикладных систем и развития инфраструктуры с учетом анализа на предыдущих двух шагах.