Файл: Программа тренинговых занятий для подростков по развитию позитивного самоотношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель: формирование уверенности в себе.
- формирование способности к безусловному принятию себя;
- осознание личностных ресурсов, возможностей;
- овладение навыками саморегуляции;
- формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.
Цель: разминка, подготовка к активной работе в группе.
Программа тренинговых занятий для подростков по развитию позитивного самоотношения
Актуальность программы.
Подростковый возраст – один из сложных, критических периодов развития личности. Этот период сложный и противоречивый.
Актуальность развития самоотношения в подростковом возрасте можно объяснить тем, что именно в этот период происходит становление самосознания, которое сопровождается следующими противоречиями: с одной стороны, подросток воспринимает себя как исключительную личность, ставит себя выше окружающих, однако, с другой стороны, он также сомневается в себе.
Подростковому возрасту свойственно формирование самооценки, эмоциональная нестабильность в оценивании различных качеств.
Самоотношение – это широкий спектр внутренней жизни личности, оно включает самосознание, самопознание, самооценку и эмоциональное отношение к себе, самоконтроль, саморегуляцию.
Самоотношение включает в сеюя как когнитивный компонент (знание о самом себе), так и эмоционально-ценностный (отношение к самому себе).
Во время формирования самоотношения подросток становится более тревожным, уверенность в себе снижается. Эмоциональная сфера всё больше влияет на становление личности подростка, происходит обострение восприятия всех внешних оценок подростка и самовосприятия. К положительным образованиям присоединяются отрицательные отношения, зависящие от оценок окружающих.
Самоотношение подростка претерпевает изменения в зависимости от получения обратной связи. Присутствие других людей непосредственно влияет на то, каким будет являться поведение подростка и на оценку им своего поведения.
Таким образом, подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования и оптимизации самоотношения.
Данные изменения можно скорректировать путём осознанного восприятия своего «Я», принятия своих недостатков и достоинств, формирования интереса к саморазвитию, развития адекватного выражения эмоций и понимания эмоционального состояния окружающих людей.
Данную программу можно использовать в развивающих и профилактических целях, а также для консультирования и просвещения подростков по вопросам развития самосознания, положительной самооценки и осознания ценности собственной личности.
Цель программы:
развитие позитивного самоотношения в подростковом возрасте.
Возраст участников: 14-15 лет.
Задачи:
-
Расширение знаний подростков о самих себе. -
Формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей и взглядов. -
Формирование уверенности в себе, ощущения ценности и значимости. -
Развитие стремления к самопознанию и саморазвитию.
Форма работы: групповая.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Частота встреч: 1 раз в неделю.
Длительность встречи: 60-90 минут.
Ожидаемые результаты:
-
Расширены знания подростков о самих себе. -
Сформирована способность адекватной самооценки. -
Развита уверенность в себе и ощущение собственной значимости и ценности личности. -
Сформировано стремление к самопознанию и саморазвитию.
Содержание программы.
Занятие №1.
Цель: актуализация знаний и представлений подростков о себе.
Задачи:
- создание доверительной обстановки, положительного эмоционального фона
- создание мотивации к совместной деятельности
- формирование представлений о системе знаний человека о себе
- стимулирование осознания «своего Я»
Вступление:
Ведущий: здравствуйте, дорогие участники! Я рада вас приветствовать на нашем первом занятии по развитию позитивного самоотношения! Что же такое позитивное самоотношение? Как вы думаете? (отвечают) Позитивное самоотношение, если говорить просто, это принятие себя в целом, переживание уверенности в себе, ощущение своей ценности и значимости, отсутствие самобичевания, здоровая самооценка. Такое отношение к себе позволяет достигать успехов, не застревать на неудачах и активно развиваться в жизни. Итак, давайте приступать! Но для начала нам нужно познакомиться.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: представление, знакомство, тренировка внимания и памяти.
Время проведения: 10 мин.
Ведущий: Это упражнение выполняется по кругу. Первый участник, начиная упражнение, называет свое имя и добавляет к нему еще и определение. Это определение должно соответствовать человеку (оно не должно быть выдумкой), а также должно начинаться на ту же букву, что и имя говорящего. Фраза может звучать, например, так: «Я – своеобразная Светлана». Следующий в кругу участник говорит: «Представляю вам своеобразную Светлану, а я – …», при этом называя себя (например, «внимательная Вера»). Следующий представляет двух предыдущих членов группы и называет себя и т.д.
Когда круг замкнется и последний участник назовет себя, первый завершает упражнение такой фразой: «Итак, здесь присутствуют – …», называя всех присутствующих. При этом все высказывания должны звучать громко, четко, эмоционально. Если вы вдруг не найдёте для себя определения, то вся группа приходит вам на помощь, предлагая свои варианты.
Обсуждение: как это качество, определение помогает вам в жизни? Считаете ли вы это своим главным качеством? Какие качества вы могли бы назвать еще? Какие определения участников для вас раскрыли их с другой стороны?
2. Упражнение «Правила группы»
Цель: помочь участникам осознать правила группы и мотивировать им следовать.
Продолжительность выполнения: 10 мин.
Ведущий: итак, мы с вами познакомились и теперь можем приступать к тренингу. Но для начала необходимо ознакомиться с его правилами. Сейчас я вам их объясню. Если будут вопросы, задавайте, а также можно предложить дополнения к существующим правилам.
Правила:
1.Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
2.Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
3.Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом
4. Персонификация высказываний. Лучше избегать употребления безличных слов и выражений. Говорим только от своего имени и только лично кому-то.
5. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь.
6. Уважение к говорящему. Говорим только по одному. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
7. “Не опаздывать!” Во время занятий создается психологическое пространство, которое надо беречь.
8. “Стоп!"- тот член группы , который не хочет отвечать на какой -либо вопрос, участвовать в какой-либо игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности быть откровенным, имеет право сказать "Стоп!", и тем самым исключить себя из участия в процедуре.
9. “Активность!"- ответственность каждого за результаты работы группы.Это правило подразумевает зависимость эффективности групповой работы от вклада каждого ее члена и необходимость работы не только для себя, на решение собственных проблем , но и на других, ибо работа на другого есть способ познания себя.
10.“Не оценивать!" - это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя вправе осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки("ты ненормальный", "это идиотская мысль", "ты такой грубый").У нас в группе мы должны учиться не оценивать других людей, а принимать их такими, какие они есть. Так как каждый человек уникален, и наша задача помочь ему раскрыть свой потенциал.
3. Упражнение «Броуновское движение».
Цель: настроиться на работу в группе.
Время выполнения: 5 минут.
Ведущий: расположитесь, пожалуйста, в комнате, стулья отодвиньте в сторону. Представьте себя атомами и начинайте хаотичное движение по комнате, просто ходите. По моей команде «Молекула состоит из … числа атомов» объединитесь в молекулы по 3, 4 или 5 атомов и т.д.
Основная часть.
4. Упражнение «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне».
Цель: самопознание, актуализация своих положительных и отрицательных черт.
Время выполнения: 10 минут.
Ведущий: Я предлагаю вам на листочках написать 10 своих положительных и 10 негативно оцениваемых качеств. Пишите их в той последовательности, в которо й они возникают в голове.
Обсуждение: Что нового вы в себе увидели, выполняя это задание? Все ли качества, которые первоначально воспринимаются как отрицательные, таковыми являются и есть ли какая-то польза от них для человека?
-
Упражнение «Интересные вопросы».
Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».
Время выполнения: 10 мин.
Ведущий: В центре кабинета лежат таблички с вопросами. Я предлагаю вам по очереди взять одну табличку и ответить на вопрос, который там написан.
Вопросы в карточках:
-
С каким цветком вы можете себя сравнить? -
Каким предметом вы можете себя представить? -
Каким сказочным героем? -
Каким животным? -
Каким временем года? -
Каким музыкальным инструментом? -
Каким литературным жанром вы могли бы быть? -
Каким природным явлением? -
С каким литературным персонажем вы могли бы себя сравнить? -
Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево? -
Какое качество вам больше всего в себе нравится? -
Какое качество в себе вы хотели бы развить? -
Какое качество в людях вам больше всего нравится? -
Какие у вас увлечения? -
Чем бы вы хотели еще заниматься и почему?
Обсуждение: Какая ассоциация была самой яркой, была ближе к вам, точнее всех остальных? С чем или кем ещё вы хотели бы себя проассоциировать?
-
Упражнение «Внутренняя сущность».
Цель: визуализация индивидуального представления о своём внутреннем мире.
Время выполнения: 15 мин.
Ведущий: выполните рисунок, который отражает ваш внутренний мир – ваши эмоции, состояния, качества. Это может быть цветовая гамма, пейзаж, что угодно описывающее ваш богатый внутренний мир. Пожалуйста, приступайте.
В конце упражнения вы можете (по желанию) представить свой рисунок и рассказать о нём.
Обсуждение: что нового, интересного вы узнали о себе в процессе этого упражнения? Быть может, вы встретились с чем-то неожиданным, чего никогда в себе не замечали? Что вы почувствовали? Какие образы у вас возникали, что они для вас значат?
Завершение:
-
Упражнение «Походите так, как…»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Время выполнения: 5 минут.
Ведущий: предлагаю вам отдохнуть. Встаньте со своих мест и походите по комнате так, как ходили бы: король, грозный начальник милиции, жираф, маленькая мышка, слон, актёр комедийного жанра.
-
Упражнение «Передышка».
Цель: релаксация.
Время выполнения: 5 минут.
Инструкция: закройте глаза и в течение 3-5 минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Наслаждайтесь этим неторопливым дыханием, отдохните.
Подведение итогов занятия: какой опыт вы сегодня приобрели? Какие выводы сделали? Хотели бы вы узнать о себе и других больше? Каково общее впечатление от занятия?
Занятие №2.
Цель: расширение системы представлений подростков о себе.
Задачи:
-
формирование представления о собственной уникальности; -
развитие способности к осознанию своего «Я»; -
актуализация представления об отношении к самому себе; -
формирование представления о ценности собственной личности.
Вступление.
-
Упражнение «Приветствия».
Цель: снятие эмоционального напряжения, подготовка к занятию.
Время выполнения: 5 минут.
Ведущий: я предлагаю вам поприветствовать друг друга, но необычно, а каким-нибудь оригинальным способом. Придумайте собственный ритуал приветствия и поприветствуйте друг друга (можно использовать разные ритуалы).