Файл: Программа тренинговых занятий для подростков по развитию позитивного самоотношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель: формирование уверенности в себе.
- формирование способности к безусловному принятию себя;
- осознание личностных ресурсов, возможностей;
- овладение навыками саморегуляции;
- формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.
Цель: разминка, подготовка к активной работе в группе.
Основная часть.
-
Упражнение «Я – уникальный».
Цель: формирование представления о собственной уникальности.
Время выполнения: 10 минут.
Инструкция: Сейчас я передам вам два мяча разного цвета – синий и красный, один передам налево, другой – направо. Участник, получивший синий мяч, продолжает высказывание «Я, как все…».
Участник, получивший красный мяч, продолжает высказывание «Я, не как все…».
Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.
Обсуждение: как видите, у каждого из вас между собой много общего, но тем не менее, есть качества, которые отличают вас от других, и это здорово! Что вам показалось наиболее интересным: искать общее с другими или свои отличия от окружающих, свою уникальность? Как изменились ваши представления о себе и других в процессе выполнения этого упражнения?
-
Упражнение «Самоотношение».
Цель: формирование представления о самоотношениии подростка.
Время выполнения: 15 минут.
Инструкция: Сейчас я раздам вам таблицы, в которых перечислены утверждения, отражающие разные личности. Прочитайте список утверждений, подчеркните те характеристики, которые можете отнести к себе и раскрасьте место рядом с ним тем цветом, который наиболее полно выражает ваше отношение к данному утверждению. Помните, что нет правильных или неправильных ответов, подходящих или неподходящих цветов. Старайтесь делать выбор, долго не раздумывая.
Обсуждение:теперь внимательно посмотрите на эту таблицу. Какие цвета преобладают в ваших таблицах? Как вы думаете, почему? Что этот цвет для вас означает? Как это связано с вашим отношением к самим себе?
-
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Цель: актуализация представления об отношении к самому себе.
Время выполнения: 5 минут.
Инструкция: Я предлагаю вам нарисовать солнышко с лучами. В центре напишите своё имя, на каждом луче – те качества, которыми вы обладаете и которые цените в себе. Приступайте.
Обсуждение: Что нового вы узнали о себе? Какие качества вы в себе не замечали раньше? Какие качества вам помогают в достижении успехов, за что вы их особенно любите?
-
Упражнение «Моё самовосприятие».
Цель: развитие способности к осознанию своего «Я».
Время выполнения: 10 минут.
Ведущий: сейчас посмотрите на схему, подчеркните те характеристики, которые можете отнести к себе. Отметьте, какие из них, на ваш взгляд, наиболее устойчивы. Распределите характеристики по трем столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам.
Обсуждение: теперь давайте попытаемся сравнить два упражнения, где вы работали с одними и теми же таблицами, но в первом случае, вы выражали свое отношение к тем или иным своим качествам с помощью цвета, а во втором случае уже на словесном, осознанном уровне пытались оценить их. Совпали ли ваши описания качеств в первом и втором случаях? Если нет, то почему? Всегда ли наше отношение к самим себе является осознанным? Почему?
Завершение.
-
Упражнение «Сказать за 30 секунд».
Цель: динамичное подведение итогов тренинга.
Время выполнения: 10 минут.
Ведущий:
1. Каждому участнику я предлагаю написать на карточке свое имя и несколькими словами самое главное, что вы вынесли из тренинга, либо какие действия по воплощению в жизнь полученных на тренинге знаний и навыков вы предпримете в ближайшие дни, эти карточки я прошу вас сдать мне.
2. Предлагаю каждому из вас сделать 30-секундную презентацию той идеи, которую вы написали на своей карточке. Например, можно рассказать, как вы поняли какую-либо мысль, прозвучавшую в тренинге, почему она вам понравилась или не понравилась, как вы собираетесь использовать полученные знания, умения, навыки в жизни, учёбе, достижении успехов.
3. Выбираем добровольца, роль которого — следить за временем и свистеть в свисток, когда оно истечет.
4. Я в произвольном порядке беру карточки; человек, имя которого я называю, в течение 30 секунд поясняет то, что он написал.
Занятие №3.
Цель занятия: расширение системы представлений о себе.
Задачи:
- формирование более широкого представления о себе, своих особенностях.
- раскрытие многоаспектности своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.
- формирование представления о своём идеальном «Я».
Вступление.
-
Упражнение «Эхо».
Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу в группе.
Время выполнения: 5 минут.
Ведущий: предлагаю поприветствовать друг друга. Участники группы по очереди называют свои имена, сопровождая их определённым жестом. Затем группа хором называет имя участника и повторяет жест.
Основная часть.
-
Упражнение «Кто Я?»
Цель: формирование более полного представления о себе и своих особенностях.
Время выполнения: 10 минут.
Ведущий: возьмите, пожалуйста, лист бумаги и напишите 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Старайтесь отвечать, не задумываясь и писать первое, что придёт в голову.
Обсуждение: Какие характеристики вы поставили бы на первое место? Какие качества вам нравятся в себе, а какие нет? Какие вы хотели бы развивать дальше? Чем они могут быть вам полезны?
-
Упражнение «Герб своего Я».
Цель: раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.
Время выполнения: 10 мин.
Ведущий: на листах бумаги с помощью фломастеров я предлагаю вам изобразить свой личный герб. В идеале, человек, увидевший ваш герб, сможет понять, с кем имеет дело. Нарисуйте контур герба, в любой форме, но при этом соблюдайте правило: контур должен быть разделён на несколько областей.
Обсуждение: давайте посмотрим, что у вас получилось. Насколько полно, по вашему мнению, вам удалось отразить свои особенности? Как вы думаете, смогли бы ваши близкие и друзья понять, что это именно ваш герб? Что вы пытались отразить в первую очередь? Представлены ли в гербе недостатки, почему?
-
Упражнение «Мой дракон».
Цель: формирование представлений о своих недостатках и ресурсах, которые помогут их преодолеть. Формирование стремления к самосовершенствованию.
Время выполнения: 10 минут.
Ведущий: Я предлагаю вам работа над пиктограммой «Мой дракон». Участники получают листы с контурами «Дракона». Ведущий предлагает представить, что слабости (недостатки), мешающие нам жить - это головы дракона. Предлагаю написать или нарисовать свои недостатки внутри контура голов дракона.
Далее листы переворачиваются, складываются пополам, на них необходимо написать, какие человеческие достоинства (качества характера) могут помочь вам преодолеть имеющиеся у вас слабости (например, лень преодолевается трудолюбием, невнимательность — усидчивостью и т. п.).
Обсуждение: какие качества вы в себе увидели? Нашли ли вы ресурсы, чтобы их преодолеть, какие? Как вы думаете, можно ли свои недостатки превратить в достоинства, и как это сделать?
-
Упражнение «Встреча на берегу моря. Я – реальный и Я – идеальный».
Цель: формирование представления о себе, развитие самопринятия.
Время выполнения: 15 минут.
Ведущий: Когда будете выполнять упражнения, записывайте все образы, которые приходят в голову. Потом расшифруйте каждое (например: увидели сердце – для вас это любовь к себе, цветок – нужна помощь, символы могут обозначать нехватающие ресурсы, способы поведения, необходимость принять какие-то решения)
1) «Идеальный образ»
Определение своего реального и идеального образа.
Представьте, что вы находитесь на берегу моря. И вдали вы видите человека… он медленно приближается к вам… чем ближе, тем больше вы понимаете, что это вы сами, только «вы – идеальный». Вот он подошел близко. Вы можете его рассмотреть. Опишите его:
Какой он внешне?
Какими качествами обладает?
Что в нем есть такое, чего нет в вас?
Спросите его как этого достигнуть?
Запишите ответы.
Нарисуйте этот образ.
Какое у вас отношение к этому образу?
Какие были ощущения, когда вы его рисовали?
Запишите ответы.
2) «На вершине»
Поможет осознать насколько Я-реальное приближено к Я-идеальному.
Необходимо нарисовать гору. На её вершине отметить свой идеальный образ, а затем обозначить где находится Я-реальное.
Насколько реальный образ приближен к идеальному?
Чего вам не хватает для идеального образа?
Что есть общего у этих образов?
Запишите ответы.
3) «Путь»
Выяснить, что может нам помочь в приближении к идеалу.
На рисунке изобразите путь достижения вашего идеала, приближения к нему.
Расскажите о своём рисунке.
Что вы делаете для того, чтобы приблизиться к идеалу, что вам для этого необходимо?
Насколько труден или лёгок ваш путь?
Запишите ответы.
4) Принятие образа.
Представьте этот образ перед собой. Войдите в этот образ. Посмотрите на себя неидеального. Какое у вас отношение к нему? Попробуйте принять этот образ. Если не удается – подумайте, что мешает? Встаньте туда, где находится этот образ. Попробуйте как бы «примерить» его на себя. Какие у вас теперь ощущения? (ощущения – это то , что происходит с вашим телом)
Посмотрите на «себя неидеального». Какие теперь ощущения? Какие чувства?
Важно найти возможность принимать и этот образ, вот такой «неидеальный».
Обсуждение: какие ощущения возникли во время выполнения упражнения? Какие выводы вы сделали для себя? Что нового узнали? Как соотносятся «Я-реальное» и «Я-идеальное»? Какие между ними различия, велики ли они? Приняли ли вы образ себя-неидеального? Как вы думаете, что поможет вам стремиться к «Я-идеальному»?
Завершение:
-
Упражнение «На занятии было…»
Цель: получение обратной связи, рефлексия.
Время выполнения: 10 минут.
Ведущий: давайте каждый по кругу закончит предложение «Сегодня на занятии мне было (вырази чувство)».
Обсуждение:какое упражнение больше всего понравилось и почему? Какое упражнение было наиболее эффективным для самопознания и почему?
Занятие № 4.
Цель: формирование уверенности в себе.
Задачи:
- формирование способности к безусловному принятию себя;
- осознание личностных ресурсов, возможностей;
- овладение навыками саморегуляции;
- формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.
Вступление.
-
Упражнение «Зеркало».
Цель: разминка, подготовка к активной работе в группе.
Время выполнения: 5 минут.
Ведущий: встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас делает замедленные движения. Другой - в точности копирует все движения партнёра, является его «зеркальным отражением». Через 2 минуты можно поменяться ролями.-
Упражнение «Художники».
Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу