Файл: Эмоциональный интеллект менеджера главное условие успеха в xxi веке.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
Кафедра Информационных технологий
Контрольная работа
на тему
«Эмоциональный интеллект менеджера – главное условие успеха в XXI веке.»
Выполнил: студент
группы ЗПИЭ-20-1 заочного отделения
Института непрерывного и дистанционного образования Гордеев М.П.
Проверил: Жданова Н. Е.
Содержание
Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению
Структура эмоционального интеллекта
Взаимосвязь эмоционального интеллекта со статусом личности в группе
Литература
Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению
Для того чтобы подойти к определению эмоционального интеллекта, стоит в первую очередь определиться с понятием «интеллект». Итак, интеллект - это «качество психики человека, которое выражается в способности этого человека адаптироваться к вновь возникающим ситуациям, высокая степень обучаемости, способности понимать абстрактные концепции, применять и использовать их» [8]. Кроме того, это еще и, в общем смысле, тяга к познанию и решению трудностей, которая соединяет в себе все способности человека познавательного характера: мышление, память, воображение, восприятие, ощущение [13].
Все познавательные способности человека не имеют смысла без цели. Даже у животных есть задатки интеллекта, но основ целеполагания нет. Таким образом, интеллект, как способность может реализовываться только посредством других способностей человека, в первую очередь это способность обучаться.
Итак, определяющими качествами человеческого интеллекта можно назвать пытливость и глубину ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Рассмотрим указанные качества более подробно:
любопытство - бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но и многим живым существам. Данное свойство ума лежит в основе оживленной когнитивной деятельности;
глубина ума - это качественная характеристика мышления, способствующего исчерпывающему познанию какого-либо предмета;
подвижность ума и егогибкость - это способностииндивида, избегаяшаблонности мышления, легкопускать в делоуже имеющийся опыт, быстро анализировать явления в новых связях;
логичность мышления характеризуется тем, что в процессе мышления, человек использует логические понятия и конструкции, со свойственной такому процессу доказательностью, рассудительностью, целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок;
критичность мышления проявляется в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями окружающей реальности;
широта мышления - способность охватить вопрос вцеликом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.
глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов [12].
Существует прямая зависимость между содержанием деятельности индивида и его способностями, необходимыми для осуществления этой деятельности. И во всех формах деятельности важна чувствительность личности к актуальным проблемам, к чему-то новому, к возможным тенденциям развития ситуации. В этом случае о развитие интеллекта будет свидетельствовать свобода субъекта от внешних ограничителей, отсутствие у индивида неофобии - боязни всего нового и непривычного [14].
Итак, высокая чувствительность индивида, его интуиция позволяют анализировать и предвидеть варианты развития событий после каких-либо действий, предпринимаемых в процессе деятельности. Таким образом, можно говорить о способности предотвращать и исключать ненужные конфликтные ситуации, то есть, одно из ключевыхкачествхорошо развитого интеллекта этоумениена уровне интуиции находить решение непростых задач.
Кроме широты жизненного опыта на уровень интеллекта влияет еще и генотип личности. Но всё-таки знания, приобретаемые в процессе обучения и практической деятельности, скапливаясь в весомый запас, формируют в индивиде эрудицию - одно из наиважнейших свойств интеллекта. И даже с учетом всего вышесказанного весьма и весьма сложно пытаться оценить ум человека, пусть и владеющего внушительным багажом знаний, ибо это не есть мерило его интеллекта. То есть наличие знаний, высших образований и дипломов разных степеней не показывают уровень интеллекта человека, более того есть множество обратных примеров, когда индивид, не получив должного образования и знаний, обладает интеллектуальными способностями, проявляет себя в разных сферах жизни и добивается заметных успехов. То есть, у такого необразованного человека может быть высока способность к рассуждениям,
применению собственного накопленного опыта, и применение имеющегося интеллектуального капитала в нужное время и в правильном месте.
Также стоит отдать должное таким качествам человека как внимание, воля, способность к восприятию, особенности эмоциональной сферы. Правда, все эти перечисленные свойства представляют собой предпосылки, обуславливающие развитие интеллекта человека. Отдельно стоит выделить роль мышления и точность понятий, которыми оно оперирует, а также тонкий и точный синтез мыслей, анализ и, что не маловажно, адекватность всего этого согласно той или иной ситуации, обстановке. Завершающим аккордом в формировании высокоразвитого интеллекта конечно же будет правильность или верность умозаключений, выводов индивида, которые он делает.
Итак, интеллектом можно назвать очень сложное явление психической природы, которое включает в свою основу ряд элементов. Стоит заметить очень важную деталь - интеллект нельзя рассматривать как нечто обособленное, это явление развивается в симбиозе с социальной средой, определяющей в какой-то степени глубину и широту интеллекта, хотя, справедливо будет заметить, что в истории очень много уникальных примеров (Микеланджело, Ломоносов), доказывающих, что человек интеллектуально может превосходить социальную среду своего обитания в разы, но всё же основы, предпосылки для новаторского мышления, исходят именно из социальной среды.
Личностей, которые имеют уникальные умственные способности можно назвать интеллектуально одаренными. Интеллектуальная одаренность представляет собой комплексное свойство психики индивида, которое определяет высокий потенциал результатов его деятельности, в сопоставлении с остальными [16].
Индивидов, которых можно назвать интеллектуально одаренными, характеризуют исключительные, легко отличимые результаты в той или иной сфере, либо личностные предпосылки для таких достижений.
Стоит отметить высшую степень развития интеллекта- гениальность, то есть необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности.
Интеллект, и его высшая степень проявления - гениальность, не могут быть каким-то образом оценены (подразумевается оценочно-содержательная характеристика), то есть об интеллекте нельзя сказать, что он честный, добропорядочный, мстительный, яростный. Все эти определения связаны с личностной направленностью субъекта, характеризуя содержательную сторону его мировоззрения, ценностных ориентаций, этического поведения. К примеру, о темпераменте можно сказать, что это характеристика сфера эмоцийчеловекакоторая обусловливает уровень проявление активности и использование энергии, при этом интеллект это то что помогает распоряжаться ей. И всё-таки, всё чаще в последнее время эмоции и интеллект сводят воедино, объединяя разум и чувства.
Отсюда появляется новое понятие - понятие «эмоциональный интеллект». Впервые оно было введено в обиход в 1990 г. Дж. Мейером и П. Сэловеем, которые определяли эмоциональный интеллект как «группу ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих» [18, c.232].
В 1995 г., после опубликования ДэниелемГоулманом книги «EmotionalIntelligence» («Эмоциональный интеллект»), началось активное исследование этого вопроса, делались попытки не только понять природу и закономерности формирования и развития этого явления, но и применить его на практике. В своей книге ДэниельГоулман определяет эмоциональный интеллект как «способ, метод, форму обращения человека с самими собой и с окружающими» [5, c.26].
Другой ученый Р. Бар-Он определил эмоциональный интеллект как «некогнитивную способность, знания и компетентность, которые дают возможность человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями» [15]. Р. Бар-Онв своих работах вывел пять сфер эмоционального интеллекта: внутриличностную, межличностных отношений, адаптивную, регуляции стрессов и сферу настроения [17].
Данную модель Д.В. Люсин считает «метафорической», так как само понятие «эмоциональный интеллект» должно включать когнитивный компонент, а если таковой нет, то не имеет смысла использовать термин «интеллект» [8].
Р. Бар-Он для измерения вышеуказанных сфер создал так называемую анкету EQ-i, чтобы определить эмоциональный коэффициент (аналог коэффициента интеллекта). Принципиально новым явилось то, что в отличие от тех методик, которые в основном изучали эмоциональный интеллект у взрослых, у данной анкеты появилась реальная возможность изучать детскую популяцию (от 6-18 лет).
В отечественной науке теория о единстве интеллекта и аффекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомирова.
Л.С. Выготский пришел к выводу, что эмоции опосредованы интеллектом и между ними есть тесная связь, уровень развития одного обуславливает развитие другого. Он считал, что тот, «кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» и «сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни» [6, с.14].
Подобного мнения придерживался А.Н. Леонтьев, который считал, что мышление имеет эмоциональную регуляцию. Об этом говорила и Б.В. Зейгарник, которая указывала, что если у человека есть определенное знание о предметах и явлениях окружающей действительности, то отношение к последним будут иметь изменчивый характер. Данную точку зрения продолжил О.К. Тихомиров, считая, что степень активности эмоциональной регуляции влияет на продуктивность интеллектуальной деятельности [3, c.131].
С.Л. Рубинштейн изменил взгляд на взаимосвязь эмоций и интеллекта, сделав вывод, что эмоции «представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как и познавательные процессы». Определяя эмоциональность как одну сторону когнитивных процессов, он пришел к выводу, что эмоциональные и познавательные процессы не сопоставимы [8, c.132] .
Существует три подхода к объяснению природы эмоционального интеллекта. Первый базируется на теории способностей. Его сторонники оценивают эмоциональный интеллект (EQ) как совокупность навыков и умений, выделяя три основные составляющие EQ (рис. 1.)
Рис.1 Концептуализация эмоционального интеллекта
Навыки распознания эмоций и экспрессия представляют собой умение идентифицировать и дать правильную оценку проявлением собственных эмоциональных реакций и эмоциональных реакций других индивидов, для этого анализируя мимику, позу человека и его движения, а также ряду других другим поведенческих характеристик.
Навыки управления эмоциями - это способность контролировать собственные эмоции и воздействовать на эмоции других людей.
Умение использовать эмоции - это, прежде всего, возможность интуитивно чувствовать правильное направление при решении задач или поиске управленческих решений. Известно, что некоторым людям свойственно чаще других испытывать так называемый «инсайт», или озарение. Именно с этим качеством специалисты связывают креативное мышление и возможность гибкого и сценарного планирования, необходимые руководителям высшего звена.
Второй подход основан на теории личности. Его сторонники в большей степени ориентируются на личностные особенности, мотивационные доминанты и ценностные ориентации, такие как потребность в достижениях и удовольствии, а также уровень самооценки, импульсивности и эмпатии (у людей с высоким эмоциональным интеллектом все эти характеристики выражены сильнее, чем у людей с низким). Эта теория наименее популярна и почти не имеет последователей-практиков, поскольку согласно ей эмоциональный интеллект - врожденное качество, и его невозможно развить в процессе обучения.
Третий подход базируется на смешанных теориях, объединяющих обе модели и рассматривающих врожденные личностные особенности как предпосылки эмоционального интеллекта, а навыки, приобретаемые с опытом, - как компенсаторные механизмы, позволяющие развивать EQ путем тренировки.