Файл: Эмоциональный интеллект менеджера главное условие успеха в xxi веке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обращая внимания на различные работы российских и зарубежных авторов на тему эмоционального интеллекта, И. Н. Андреева делает вывод о том, что в сфере ЭИ присутствуют некоторые различия. При этом, согласно мнению автора, например, половым различиям свойственна качественная форма. Это объясняется тем, что социальные роли и нормы зависят от половой принадлежности [4].

Определяя эмоциональный интеллект как ментальное умение, которое помогает реализовать обработку эмоциональных данных, автор соглашается с большинством исследователей в сфере эмоционального интеллекта: эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что значит быть умным [4].

Развитый эмоциональный интеллект подразумевает эффективное социальное поведение, позволяя людям с невысоким IQ, но достаточно развитым EQ преуспевать в жизни. Это правило носит и обратный характер: люди с высоким IQ, но не высоким EQ имеют гораздо меньше шансов достичь успеха в социальной сфере, из-за того, что думают, коммуницируют и взаимодействуют неэффективно.

И.Н. Андреева склонна считать, что повышение уровня эмоционального интеллекта вполне возможно, например, посредствам различных тренингов и программ. Однако, в тоже время автор указывается на отсутствие сегодня неоспоримой теоретической и методологической базы [4, с.28].

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект понимается авторами по-разному, и на данный момент единая согласованная теория эмоционального интеллекта еще не разработана.
Структура эмоционального интеллекта
И. Н. Андреева, анализируя иерархическую структуру эмоционального интеллекта вычленяет три основных составляющих:

интеллект индивида;

интеллект субъекта деятельности;

интеллект личности [4].

С одной стороны, такая иерархическая структура эмоционального интеллекта, включает в себя интеллект индивида (эмоциональный интеллект как способность), интеллект субъекта деятельности (эмоциональную компетентность) и интеллект личности (эмоциональную креативность).

Но, одновременно с этим, в системе эмоционального интеллекта стоит выделить такие компоненты как: внутриличностный и межличностный. Внутриличностный эмоциональный интеллект направлен внутрь личности, то есть на собственные эмоции, аналогично этому, межличностный эмоциональный интеллект - сконцентрирован на эмоциях окружающих людей.

Таким образом, автор делает вывод, что интегральный эмоциональный интеллект можно определить как «совокупность умственных способностей к обработке эмоциональной информации, а также знаний и умений, связанных с эмоциональной сферой» [3, c.134].


В.Д. Шадтриков расширил структуру эмоционально интеллекта таким феноменом как «духовные способности». Разграничив понимание эмоционального интеллекта на интеллект и духовные способности, где под последними понимаются «…способности к самопознанию, самосознанию, самопереживанию, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми», ученый особо отмечает, что эмоциональный интеллект развивается и имеет индивидуально своеобразное выражение [13].

Манойлова М.А. в структуру эмоционального интеллекта включает волю. Данное понятие она считает интегративным, которое включает три составляющих: интеллект, эмоции, волю. Она считает, что именно последняя подчиняет эмоции интеллекту [7, c.60].

Согласно модели Э.Л. Носенко и Н.В. Ковриги, эмоциональный интеллект включает такие качества личности, как открытость, эмоциональная устойчивость, экстраверсия, дружелюбность, добросовестность [6]. Перечисленные качества составляют так называемую «Большую пятерку» (диспозициональная модель личности). Первые три качества составляют внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, третья относится к межличностному, а последняя - к внутриличностному.

Д. Гоулман в структуре эмоционального интеллекта выделяет следующие группы способностей:

Самопонимание, как способность осознавать собственные эмоции и чувства, быть «в контакте» со своим эмоциональным состоянием, понимать свои потребности.

Саморегуляция - управление эмоциями. Предполагает дружеское и экологичное отношение к своему состоянию, а не попытку не замечать собственные чувства.

Эмпатия - способность понимать эмоциональное состояние и потребности партнера по общению.

Социальные навыки, к которым относятся способность строить доверительные отношения и влияние на основе стратегии сотрудничества, убеждение и побуждение (мотивирование) [5].

Обобщая вышеизложенные мнения, в структуре эмоционального интеллекта (EQ) можно выделить пять основных компонентов: самосознание, самоконтроль, мотивацию, умение ставить себя на место другого и навыки взаимодействия с людьми.

Самосознание- основа эмоционального интеллекта. Люди с высокоразвитым самосознанием хорошо знают о своих слабостях и имеют достаточно смелости, чтобы не стесняться говорить о них. Именно поэтому, например, в ходе оценочного интервью у человека могут поинтересоваться, какими слабостями, негативными качествами он обладает, и главное, что он делает для того, чтобы свести к минимуму их влияние на эффективность труда.



Хорошим примером может послужить ситуация с биоритмами. Тот, кто осознает, что он более эффективен во второй половине дня, будет прилагать максимум усилий, чтобы спланировать свой рабочий день с учетом этой особенности (будет стараться назначать важные встречи на послеобеденное время, а утро посвящать менее активным действиям - работе с почтой, подготовке документов и т. д.). Таким образом, осознание своих слабых сторон приводит к более высокой личной эффективности [10, c.142].

Самоконтроль является следствием высокоразвитого самосознания. Тот, кто хорошо знает и понимает себя, может управлять своими эмоциями и импульсами. В идеале человек с высоким уровнем самоконтроля может не только контролировать свои эмоции, но и направить их энергию в позитивное русло. Эмоции сопровождают человека повсюду, и абсолютно избавиться от их проявлений невозможно, да и не нужно. Гораздо лучше научиться использовать силу эмоций в своих целях.

Так, развитый EQ позволяет человеку лучше справляться с негативными эмоциями - разобраться в причинах их возникновения и устранить эти причины, вместо того, чтобы переживать и страдать от них длительное время. К тому же умение справляться с негативными эмоциями позволяет в любой ситуации сохранить способность действовать на основе рациональных побуждений, а не разрушительных импульсов.

Мотивация или, скорее, самомотивация - это способности сохранять стремление достичь поставленной цели даже без влияния внешних стимулов. Высокая мотивация к деятельности, как реакция на поощрение ( например, со стороны работодателя) характеризует большинство людей. А вот способность упорно идти к поставленной цели, преодолевая препятствия и находя новые пути и способы действовать ради достижения этой цели, а не ради обещанной награды, встречается гораздо реже.

По статистическим данным, около 20% людей способны к самомотивации и требуют лишь небольшой поддержки извне для сохранения продуктивности деятельности. Однако, самомотивацию, как и другие компоненты эмоционального интеллекта, а значит и сам EQ, можно развивать [1, c.245].

Умение ставить себя на место другого - это умение необходимо, чтобы хорошо понимать, какие чувства и эмоции действия индивида могут вызвать у другого человека. И это умение кроме определенных способностей, несомненно, требует искреннего желания понять другого человека, поставить себя на его место.

Навыки взаимодействия с людьми проявляются в умении налаживать отношения и взаимопонимание с другими, в способности сделать так, чтобы команда слаженно двигалась в нужном направлении. При этом важно не просто быть общительным, но и обладать всеми вышеперечисленными компонентами EQ. Тогда люди, которыми человек руководит, не будут чувствовать принуждения, наоборот, они будут воспринимать цели, которые перед ними ставятся, как свои собственные. И, таким образом, будет формироваться их самомотивация.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта со статусом личности в группе
Невозможно представить жизнь человека вне социума, индивид живет, действует в составе групп и сообщностей, таким образом, на протяжении всей своей жизни подвергается влиянию разнообразных как формальных так и неформальных лидеров. Они представлены такими людьми как, например, родители, дворовый забияка, учитель в школе, тренер в спортивной секции, командир в армии, бригадир в организации, менеджер филиала, преподаватель в вузе и т.п.

Справедливо отметить, что личность лидера его поведенческие особенности задают принципы существования группы в целом, и каждого участника в отдельности. Таким образом, можно сделать предположение, что лидеры влияют на социализацию индивидов. Кроме лидера группы каждый участник в какой-то степени влияет на развитие и существование группы, возможно даже помимо своей воли, таким образом, можно допустить что все члены группы в той или иной мере являются лидерами. Следовательно, наличие лидера в группе как такового будет переменной количественной нежели качественной. То есть наиболее разумным будет говорить не о присутствии в группе лидера как такового, а о степени его харизмы, как лидера, то есть о способности его руководить, более того эти способности необходимо учитывать у каждого члена группы, не разграничивая их на лидеров и приверженце.

Факт лидерства, его проявление - есть акт какого-либо взаимодействия между индивидами: можно говорить и том что влияние проявляется не только со стороны лидеры, но также со стороны остальных членов группы на лидера. Поэтому действия лидера определяться во много эмоциональным настроем, ценностными ориентациями последователей. Согласно наблюдениям и исследованиям, группы с преобладанием тенденций к равноправию имеют лидера демократичных взглядов; и, наоборот, в коллективе, в котором центральное значение присваивается власти, лидер скорее всего станет авторитарным диктатором [16].

Большинство публикаций и исследований, касающихся эмоционального интеллекта, тесно связаны с вопросом лидерства. Их основная идея в том, что лидеру не обязательно иметь выдающиеся способности или высокий уровень IQ - для успешного лидерства вполне достаточно высокого эмоционального интеллекта. В исследование Сое Аонга, в котором приняли участие 203 студента, говорится о позитивной корреляции эмоционального интеллекта и лидерства [24].


Современный лидер - это, прежде всего, эффективный коммуникатор. Вести за собой людей, мотивируя их на достижение целей, поддерживая нужный эмоциональный настрой, создавая драйв в работе, может только человек, умеющий чутко настроить своё поведение на нужную «волну» в каждой конкретной ситуации. Поведенческая гибкость, социальная «ловкость» в общении помогают совместить достижение каждым членом коллектива своих личных целей и достижение целей, являющихся общекомандными. Поэтому, чтобы быть успешным в какой бы то ни было среде, необходимо обладать лидерскими качествами.

Для того, чтобы стать успешным организатором, иметь возможность повести за собой людей, важны организаторские способности, среди которых: лидерство, воля, контроль и проверка исполнения, инициатива, творческий подход к делу, личная дисциплинированность, предприимчивость, - все эти качества в большей или меньшей степени определяют уровень эмоционального интеллекта.

Таким образом, развитый EQ характеризует эмоционально устойчивую личность, обладающую высоким уровнем мотивации для достижения успеха и умеющую мотивировать других, что делает этого человека максимально эффективным. В связи с этим, можно предположить, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую связан с личной эффективностью, и чем выше EQ, тем более эффективен и успешен человек.

Появление такого явления в группе как лидерство, со свойственными ему функциями определяется особенностями структуры, положением и задачами группы. Лидеры благодаря централизации общего внимания на себе и объединения группы, способен в большой степени влиять на определении целей группы и основных норм взаимодействия между членами группы. Стоит также отметить другую сторону взаимодействия «лидер - группа», - порой цели и задачи, структура и нормы группы определяют условия появления лидера. эмоциональный интеллект ум лидер

Естественно, что в различных группах, лидерство сосредотачивается по-разному, но, всё же в большинстве случаев, такое сосредоточение власти происходит в руках одного или нескольких лиц, встретить группу, где власть рассредоточена равномерно среди участников невозможно. Но, всё-таки, стоит наметить некоторые реперные точки и общие для всех, основные события роста и функционирования группы; выделим значимые и способствующие концентрации лидерства, обуславливающие отличительные черты протекания этого процесса, характеристики.

Любой группе свойственен количественный рост, в процессе которого происходит и увеличение числа функций и конкретизации целей группы; таким образом, развивается строгая иерархия различия членов группы по уровню влияния. Верхнюю ступень такой иерархии занимает первостепенный лидер, средняя ячейка приходится на лидеров второго и третьего уровней, нижние ступени занимают последователи лидеров. Чем меньше и сплочённые группа, тем больше промежуточные лидеры и последователи внутри своих уровней представляют черты лидера верхней ступеньки. Чего нельзя сказать о больших и сложных группах, ибо там существуют жесткие рамки и объективные условия для выдвижения многих лидеров[15].