Файл: Дисциплина Курсовая работа. Теоретические основы дошкольного образования. Особенности сенсорного воспитания развитии детей дошкольного возраста. Обучающийся Демьянова Елена Сергеевна Преподаватель Харланова Юлия Викторовна содержание.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Курсовая работа. Теоретические основы дошкольного образования.
Особенности сенсорного воспитания развитии детей дошкольного возраста.
Выполнил:
Обучающийся Демьянова Елена Сергеевна
Преподаватель:
Харланова Юлия Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие и сущность «сенсорного развития»
1.2. Возрастные особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста
1.3. Методы и приемы развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.Методика исследования сенсорного развития детей дошкольного возраста
2.2.Количественный и качественный анализ результатов исследования сенсорного развития детей дошкольного возраста
2.3.Примеры дидактических игр и заданий, направленных на развитие сенсорной сферы детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной психологии и педагогики (Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы нашей курсовой работы «Особенности сенсорного развития детей в дошкольном образование».
Объект работы – дети дошкольного возраста.
Предметом работы являются психологические особенности сенсорного развития.
Что же касается степени теоретической разработанности, то она не стоит на месте. Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста нашла отражение в психолого-педагогически исследованиях. В частности, З.М. Богуславская, Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова выяснили, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. А.В. Запорожец доказал, что через усвоение систем сенсорных эталонов происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта.
Указанные исследования позволили выдвинуть проблему сенсорноперцептивного развития детей на приоритетное место.
Особый пласт научных работ посвящен сенсорному воспитанию, которое неразрывно связано с развитием сенсорной сферы детей. Так, Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, И. Песталоцци разработали подходы и методики для сенсорного воспитания дошкольников.
Но проблема сенсорного воспитания не является до конца решенной, её продолжают изучать и исследовать и в настоящее время.
Гипотеза исследования сенсорное развитие детей раннего возраста будет более эффективна при следующих условиях:
- создания благоприятной развивающей среды;
- использования разнообразных методов сенсорного развития личности ребенка.
Цель работы - изучить особенности сенсорного развития детей в дошкольном образовании.
Задачи:
1)проанализировать литературу по данной теме;
2)дать определение понятию сенсорное развитие;
3)выявить возрастные особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста;
4)изучить методы и приемы развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста;
5)провести эмпирическое исследование, направленное на выявление сенсорного развития у детей дошкольников.
Теоретическая значимость подтверждается детальным рассмотрением темы путем применения разных методологических средств.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что ее можно использовать как теоретический материал для студентов в изучение таких предметов, как «Обществознание», «Психология» и «Педагогика»».
Методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы, индивидуальная беседа с ребёнком, наблюдение, эксперимент.
Работа состоит из введения, 2х глав, оснащенных подпунктами, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие и сущность «сенсорного развития»
Изучение сенсорного развития ребенка – один из классических научных вопросов, занимающих внимание зарубежных и отечественных исследователей на протяжении многих лет. О.В. Морозова отмечает, что в психолого-педагогической литературе XIX – XX веков были широко распространены термины «развитие и воспитание органов чувств», «организация ощущений», «развитие и воспитание сенсорных способностей».
В работах О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой и других ученых представлены целостные системы сенсорного воспитания. Исследователи придерживались различных подходов к сущности детского восприятия. В отечественной литературе термин «сенсорное развитие» обычно рассматривается как синоним развития восприятия или перцептивного развития. Перцепция (латинского происхождения) означает принятие, освоение, постижение разумом или чувствами. Традиционно выделяют пять органов чувств. В действительности их больше, т.к. каждому виду сенсорной информации соответствуют свой определенный вид «чувствительности», своя сенсорная система.
Современная психология рассматривает основные компоненты сенсорной перцепции, чувственного познания – ощущения, восприятие, представление – как формы психического отражения объективного мира. Краткий словарь системы психологических понятий определяет ощущение как «простейшую форму познания отдельных свойств объектов, воздействующих на анализаторы»; восприятие – как «простейшую из свойственных человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа; субъективный образ объекта, непосредственно воздействующего на анализатор».
Представление понимается как наглядный образ, который возникает на базе предшествующего опыта восприятие посредством его воспроизведения в памяти или воображении. Прежде всего, восприятие – это чувственное осознание определенного предмета или явления. Как замечают А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, «в каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимаемого, его чувства, эмоции». Процессы восприятия, согласно деятельностному подходу к изучению психики, рассматриваются как специфические действия, которые называются перцептивными, или сенсорными. Исследованиями отечественных психологов (Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко и др.) доказано, что перцептивное действие является действием в полном и точном смысле этого слова. Это целостная активность, которая направлена на решение конкретных задач и осуществляется с помощью специальных операций, основанных на использовании известных средств. Задача перцептивных действий состоит в обследовании определенных объектов, их взаимоотношений, создании их внутреннего образа, с помощью которого субъект управляет своим поведением. Ведущие средства реализации перцептивного действия на определенном этапе развития ребенка – это сенсорные эталоны.
Перцептивные операции – это способы применения сенсорных эталонов в решении перцептивных задач, стоящих перед человеком. Продукт перцептивного действия, как утверждает В.П. Зинченко, это ‒ субъективный образ предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующего на анализатор. Его нельзя назвать суммой ощущений, человеку нет необходимости каждый раз учитывать все свойства объекта. «Являясь предметом восприятия, объект оборачивается к субъекту определенной стороной в зависимости от поставленной задачи и сформированных способов перцептивных действий», указывает В.П. Зинченко.
В соответствии с этим подходом, Ю.М. Хохрякова определяет сенсорное развитие детей раннего возраста как развитие восприятия, рассматриваемое сквозь призму формирования перцептивных действий. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина дают такое определение: «Сенсорное развитие ребенка ‒ это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.». Л.А. Венгер называет сенсорное развитие «фундаментом» общего умственного развития. Однако оно имеет и самостоятельное значение, так как «полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда».
Высокий уровень сенсорного развития важен для человеческой деятельности в целом, а в особенности для творческой деятельности. Истоки же сенсорных способностей, по словам ученого, лежат в общем уровне сенсорного развития, который достигается в ранние периоды детства. А.П. Усова, Н.П. Сакулина считают, что сенсорное развитие является формированием новых, не существовавших у ребенка сенсорных процессов и свойств под влиянием активного педагогического воздействия. Сенсорное развитие, по утверждению Ю.М. Хохряковой, в отечественной науке трактуется как процесс необратимых качественных и количественных позитивных изменений, которые происходят под влиянием приобщения детей к сенсорной культуре, созданной обществом. Продуктом сенсорного развития, по представлению А.В. Запорожца, являются сенсорные эталоны – образцы чувственно воспринимаемых свойств и отношений предметов (цвета, геометрические формы, высота музыкальных звуков и др.), которые выделены исторически, фиксированы словесно и упорядочены на основе принципов классификации. «Отдельный индивид на протяжении детства усваивает системы подобного рода и научается пользоваться ими как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего и для систематизации своего сенсорного опыта», ‒ пишет А.В. Запорожец.
Сенсорные эталоны могут рассматриваться как средства осуществления перцептивных действий. В дошкольных образовательных организациях организуется процесс формирования у детей систем сенсорных эталонов и способов осуществления перцептивных действий, приобщения к сенсорной культуре общества, который можно определить как сенсорное воспитание, или «педагогическое руководство» сенсорным развитием.
В психологии выдвинуто учение о роли предметной деятельности в формировании восприятия как целостного образа предмета вследствие практического вычленения человеком предмета в деятельности. Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др. доказали, что сенсорика развивается не только в ходе пассивного созерцания действительности, но и в процессе активной практической деятельности. Исследуя природу восприятия и ощущения, И.М. Сеченов показал, что все деятельности происходят от рефлекса и сохраняют его структуру. Ощущение как явление возникает только в составе рефлекторного акта с его «двигательными последствиями».