Файл: Дисциплина Курсовая работа. Теоретические основы дошкольного образования. Особенности сенсорного воспитания развитии детей дошкольного возраста. Обучающийся Демьянова Елена Сергеевна Преподаватель Харланова Юлия Викторовна содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом.

На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.

После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

Из сказанного нами выше можно сделать вывод, что сенсорные процессы возникают у детей еще с младенческого возраста, поэтому практически с самого рождения детей надо начинать знакомить их с основными формами, свойствами и признаками предметов и явлений, и главное, обучать  действиям обследования данных предметов или явлений.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные занятия, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме – учебном занятии, дидактической игре или сенсорном упражнении.

1.3.Методы и приемы развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста


Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное воспитание- это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus»- «чувство», «ощущение», «восприятие».

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно:

- воспринимать предметы;

- воспринимать их разнообразные свойства;

- воспринимать отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего, умственного развития, овладения разными видами деятельности. Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущении, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий.

Этот смысл становится, особенно понятен детям если они затем используют свои представления в практической деятельности: в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать. В процессe воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже сформированные представления детей.

В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе. На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Это происходит в совместной деятельности взрослого и ребенка, где взрослый вызывает интерес у ребенка , показывает ,объясняет, выполняет действия с дидактическим материалом, народными игрушками, различными вкладышами. Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах, и отношениях по величине между несколькими предметами.



Позднее следует знакомить с оттенками цвета. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб друг друга.

Таким образом сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. В этом помогают дидактические упражнения, экспериментирование, самостоятельная деятельность детей. Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно с содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать, должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы. Эти основные формы, основные цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей.

Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что - то нарисовать, построить. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотреть, тот или иной предмет, который должен быть воплощен в рисунке или подделке, помогут творческие задачи «Разноцветные сестрички», «Радуга – дуга» использование различных трафаретов, выкладывание узоров из различных предметов (верёвочки, палочки, геометрические фигуры, штриховка, завершения контура).

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действиий. Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием.


Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков речи, музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования, какоголибо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

- Восприятие целостного облика предмета

- Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств

- Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям

- Повторное, целостное восприятие предмета. Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщённым.

Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей- Обучение их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и тд.

Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений- отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования.

Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, вовторых, от целей обследования. Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей.

Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким. Сенсорные процессы развиваются не изолированно, a в контекст комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно, и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов.


Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. Одним важных условий сенсорного развития является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей, именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметов, внимания детей, предметом освоения. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно - творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание, наклеивание ,создание различных конструкции из природных материалов.

Игра - это особый вид деятельности дошкольника. Она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, a возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать активной интересной для них деятельности, отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игры проводимы вне занятия и являющиеся составной частью занятий обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры проводятся последовательно , систематично. Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию установление последовательности, решении задач. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представлениях о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные признаки: отгадывают по описанию: находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам, свойствам находят алгоритмы в суждениях. Виды дидактических игр по игровому действию:

Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать, раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.