Файл: Дисциплина Курсовая работа. Теоретические основы дошкольного образования. Особенности сенсорного воспитания развитии детей дошкольного возраста. Обучающийся Демьянова Елена Сергеевна Преподаватель Харланова Юлия Викторовна содержание.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предметная деятельность, по мысли ученого, выступает как условие практического осуществления, прежде чем быть данной в ощущениях. Наши ощущения и восприятия не имели бы качества предметности, отнесенности к объектам внешнего мира без участия движения. Сказанное выше определяет важность практической деятельности и специального обучения сенсорным действиям, т.е. педагогическое руководство сенсорным развитием детей.
Л.А. Венгер полагает, что процесс сенсорного развития состоит в ознакомлении дошкольников с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению этих эталонов в целях обследования предметов и явлений, выделения их свойств, их характеристики. Усвоение ребенком системы сенсорных эталонов представляется главным средством осуществления перцептивных действий. Ребенок познает разнообразные свойства определенных предметов, сопоставляя их воспринимаемые качества с элементами этих систем, при этом его восприятие становится целенаправленным и организованным. Ребенок не в состоянии усвоить сразу все системы сенсорных эталонов, т.к. они представляют собой довольно сложные образования, выработанные человечеством в процессе общественно-исторической практики. Л.А. Венгер говорит о поэтапности усвоения общечеловеческого сенсорного опыта, которая заключается в том, что формирование индивидуальных средств осуществления перцептивных действий – «предэталонов» предшествует овладению общепринятыми видами эталонов.
Кроме того, системы эталонов усваиваются ребенком не сразу, а по отдельным элементам . Формирование сенсомоторных предэталонов, представляющих собой отображение пространственных свойств объектов, начинается на первом году жизни ребенка. На втором-третьем году складываются «предметные предэталоны» образы свойств ‒ конкретных предметов, которые применяются как «мера» обследования свойств других объектов. Они создают базу для усвоения детьми системы сенсорных эталонов, когда эталонными значениями в отрыве от конкретных объектов становятся сами свойства предметов.
В процессе сенсорного развития на протяжении дошкольного возраста ребенок постигает множество признаков и свойств предметов. Как отмечает С.А. Козлова, в сенсорном развитии сложилось традиционное содержание, которое идет от народной педагогики и получило свое развитие в работах известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева). К сенсорному развитию детей дошкольного возраста относится знакомство с цветом, формой, величиной, запахом, вкусом, тяжестью, фактурой, звучанием объектов окружающего мира, ориентированием в пространстве. В сенсорном развитии детей ставится задача повышения чувствительности анализаторов (развитие зрительной, тактильной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), проявляющейся в способности различать признаки и свойства. Одновременно детей обучают правильно называть свойства предметов.
Отечественная система сенсорного воспитания детей расширяет традиционное содержание сенсорного развития, включая в него ориентировку во времени, развитие музыкального и речевого слуха. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «сенсорное развитие» как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Ученые подчеркивают роль перцептивных действий в развитии восприятия целостного образа предметов. Только в деятельности формируются нужные системы связей, развиваются новые свойства нервных процессов. Все это подтверждает необходимость специального обучения сенсорным действиям, педагогического руководства сенсорным развитием.
1.2.Возрастные особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста
В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности.
В то же время в практике прочно утвердилась императивная система воспитания и образования, мало опирающаяся на индивидуально-личностный подход, когда все дети дошкольного возраста должны усвоить определенные знания, приобрести навыки и умения. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, М. Монтессори и др. С нашей точки зрения теоретический анализ исследований и практики сенсорного воспитания младших дошкольников посредством Монтессори-материала позволит внести коррективы в построение педагогического процесса в целях его совершенствования в детских дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях.
Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались Абдуллаева Ш.А., Новоселова С.Л., ПилюгинаЭ.Г., Радина А.Е., Фонарев А.М. и др.
Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Например, предметы круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является
выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.
Наиболее характерны для ребёнка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Особо ярко это проявляется при действиях ребёнка со сборно-разборными игрушками – пирамидками, матрёшками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнку достигать практических результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.).
Первоначально сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и переходит переход к зрительному восприятию.
Воспитание - это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.
На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.
Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.
Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. Формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.
Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.
Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни).
Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.
Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5см, что соответствует размерам ладони малыша, Разница между большими и маленькими предметами в 1,5см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1см. При большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при определённом ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат т и.п.
Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.
В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для «крыши» и т.д.
Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами-названиями форм дети легко усваивают слова, способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой».
Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.
К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае ребёнок механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться.
Случайное употребление слова, названия цвета или формы, ещё не значит, что ребёнок понимает суть этих слов.
Распределение внимания у ребёнка второго года жизни между зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс.
Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.
При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.
Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших.
В течении второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.
В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребёнка оказываются сформированными приёмы прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины. К 2 годам эти процессы осуществляются без предварительных примериваний, переходя из внешнего лана во внутренний.
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.
Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.
У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого.