Файл: Дисциплина Курсовая работа. Теоретические основы дошкольного образования. Особенности сенсорного воспитания развитии детей дошкольного возраста. Обучающийся Демьянова Елена Сергеевна Преподаватель Харланова Юлия Викторовна содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Игры с прятанием и поиском. Основанные, на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, поиску и нахождению.

- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай» , «Что здесь», «Что изменилось?»

Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона - или животных: волка, гусей и т. д.

Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, стихами- это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся, из-за неудачного результата.

В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, происходит совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной деятельности.

Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача современного и полноценного развития ребенка.


ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Методика исследования сенсорного развития детей дошкольного возраста

Для определения уровня сенсорного развития нами была проведена диагностическая работа. Мы проводили исследования в ДОУ. Нами были отобраны 10 детей старшей группы.

Диагностическая работа проводилась в индивидуальной форме.

Для определения уровня сенсорного развития были проведены следующие эксперименты:

1. Ребенку по очереди показывали кружки (красный, зеленый, синий, голубой, коричневый, черный, белый, желтый) и предлагалось среди предметов, заранее расставленных в комнате, найти предметы того же цвета.

2. Ребенку поочередно показывали кружки красного, оранжевого, розового, малинового, синего, голубого, фиолетового, зеленого, коричневого, черного, белого, желтого цветов и предлагалось назвать цвет каждого. Ответы фиксировать.

3. Перед детьми были разложены кружки (цвет из задания 2), ребенку предлагалось отыскать кружок, называя его цвет.

2.2.Количественный и качественный анализ результатов исследования сенсорного развития детей дошкольного возраста

Результаты эмпирического исследования следующие.

При выполнении первого эксперимента из 10 детей 4 детей (40%) без затруднений нашли предметы соответствующего цвета; 2 (20%) детей в задании допустили небольшие ошибки в сопоставлении заданного цвета и предметов в окружающей обстановке.

Так, Максим Н. перепутал синий и голубой цвета, а Аня П. – коричневый и желтый; 3 (30%) детей справились с заданием частично, т.е. назвали не все предметы соответствующие заданному цвету; 1 ребенок (10%) с заданием не справился.

При выполнении второго задания были получены следующие результаты.

Таблица 1.Результаты в старшей дошкольной группе

№ п/п

Имя ребенка

Цвета

Кол-во правильных ответов

кр

о

р

м

с

г

Ф

з

кор

Ч

б

ж

1

Аня П.

+

-

-

-

+

+

-

+

+

+

+

+

8

2

Артем С.

+

-

-

-

+

+

-

+

-

+

+

+

7

3.

Дима В.

-

-

-

-

+

-

-

+

+

+

+

-

5

4.

Даша К.

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

+

+

9

5.

Вика П.

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

9

6.

Данила С.

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

+

+

10

7.

Саша П.

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

-

7

8.

Максим Н.

+

-

-

-

+

-

+

+

-

+

+

-

6

9.

Оля Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

10.

Миша С.

+

-

-

-

+

+

-

+

+

+

+

-

7


Как видно из таблицы, все испытуемые знают название основных цветов.

Анализируя результаты, можно сделать вывод о том, что у девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики.

При выполнении 3–го задания были получены примерно те же результаты, что и во втором задании. Правильно назвали 4 и более цветов и показали на кружки соответствующего цвета 80% (8 детей) 2 детей (20%) затруднялись в названии цветов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1)Большинство (д.б.%) детей умеют пользоваться цветовыми эталонами и правильно находят предмет по заданному эталону.

2)60% испытуемых знают названия цветов и умеют находить цвет по названию.

3)Наибольших положительных результатов было получено при выполнении второго задания.

В целом можно констатировать тот факт, что испытуемая группа детей находится на среднем уровне сенсорного развития.

2.3.Примеры дидактических игр и заданий, направленных на развитие сенсорной сферы детей дошкольного возраста

Дидактические игры

1. «Спрячь мышку»

Цель: Закреплять у детей представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).

2. «Подбери по цвету»

Цель: Закреплять представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).

3. «У кого какое платье»

Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.

Форма: 1 «Подбери фигуру»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических фигур приемом обведения и накладывания.

2. «Кому какая форма»

Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

3. «Геометрическое лото»

Цель: Учить детей сравнивать форму изображаемого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети действуют с изображениями предметов, подбирая рисунки к соответствующим. Величина. 1. «Башня»

Цель: Закрепить представление об относительности величины предметов. Дать представление об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными.


2. «Что там?»

Цель: Учить детей устанавливать отношения трех предметов по величине при составлении матрешек.

3. «Сбор фруктов»

Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Конструирование: 1. «Узкая и широкая дорожка»

Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.

2. «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»

Цель: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы: стол, диван, кровать.

3. «Постройка горки со скатом»

Цель: Учить детей строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороны пластины. Развивать глазомер и координацию движений.

Задания на выполнение предметных действий:

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.

Цель обучения – выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.

Элементарные продуктивные действия:

- Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения – фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.


- Рисование красками.

Цель обучения – закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин, форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение.

Работа с детьми над воспитанием зрительного внимания и ощущения может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника».

На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».

Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:

- подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);

- подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины);

- распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету;

- соотношение геометрических фигур с формой предметов.

Кроме того, нужно учить ребенка находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».

При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал – «теперь ты», «можно», «начинай».