Файл: Дисциплина Курсовая работа. Теоретические основы дошкольного образования. Особенности сенсорного воспитания развитии детей дошкольного возраста. Обучающийся Демьянова Елена Сергеевна Преподаватель Харланова Юлия Викторовна содержание.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Конечно, все эти ощущения развиваются и формируются естественным путем.
Но, чем больше разнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта. А если во время занятий мы будем активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга.
Необходимо учить детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд.
Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий – нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый – через банку с цветной водой, и т.д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.
Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна и т.д.). По сенсорному содержанию эти игры и упражнения весьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов.
Использование дидактических игр должно способствовать накоплению и совершенствованию чувственных впечатлений ребенка о знакомых и новых предметах, имеющих более сложную форму и строение и разнообразные отношения по цвету, величине и положению в пространстве. Воспринимая конкретные свойства этих предметов, дети должны уметь их сравнивать, различать, называть, подбирать по общим свойствам.
В соответствии с отмеченным, учитывая возрастные особенности детей, в каждой возрастной категории расширяется перечень игр, необходимых и доступных для детей. В целях ориентировки в окружающих предметах с детьми 4–5 необходимо проводить более сложные, чем с малышами, варианты распространенных игр («Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось», «Угадай, кто позвал», «Наш огород» и др.). Важны и интересны детям разнообразные игры и упражнения с дидактическими игрушками (башенками, матрешками, разрезными картинками, наборами геометрических фигур и др.). Увеличивается возможность использования настольно-печатных игр («Малышам», «Цветная посуда», «Геометрическое лото», «Домино предметов» и др.), основанных на подборе парных карточек-картинок к аналогичным изображениям этих предметов на больших картах или на карточках домино.
В старшем дошкольном возрасте большое место начинают занимать дидактические игры с куклами и наборами игрушечных вещей и предметов (посуда – чайная, столовая, кухонная; одежда – белье, платья, пальто; фрукты и овощи). Дети любят просто рассматривать предметы домашнего обихода кукол. И при этом они упражняются в восприятии формы, цвета, величины. Для более целенаправленного развития у детей восприятий и представлений систематически организуются игры: «Чудесный мешочек», «Кому что нужно», «Узнай чего не стало». Эти игры проводятся со всей группой, но педагогу нужно находить время поиграть с отдельными детьми, пообщаться с ними в более интимной обстановке. Необходимо стараться чаще использовать и различные поручения – поупражняться в подборе и классификации предметов, в точном назывании свойств и признаков воспринимаемых предметов, а также вспомнить о тех, которых сейчас нет перед детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение нашего исследования по выявлении особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме нашего исследования «Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста» мы выделим ряд положений:
А) По многочисленным исследованиям Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной к первоначальному выделению свойств по образованию элементарных представлений о предметах ведут следующие действия: с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры.
Б) По исследованиям А.В. Запорожца, А.П. Усовой на раннем этапе развития у ребенка предполагается формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций.
В) На позиции познания свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, которые происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально - в процессе предметной деятельности) базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке: В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедева, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина и др.
Г) По исследованиям С.М. Вайнермана, Л.В. Филипповой, в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» - чувства, «моторика» - движение) развития.
Д) В своих исследованиях Л.А. Венгер определил основные задачи сенсорного воспитания детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни – это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
2) Мы проводили эмпирическое исследование сенсорного развития детей дошкольного возраста в ДОУ и исследовали 10 детей старшей группы. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- большинство детей умеют пользоваться цветовыми эталонами и правильно находят предмет по заданному эталону;
- 60% испытуемых знают названия цветов и умеют находить цвет по названию;
- наибольших положительных результатов было получено при выполнении второго задания.
В целом можно констатировать тот факт, что испытуемая группа детей находится на среднем уровне сенсорного развития.
3) Нами были подобраны дидактические игры и задания, направленные на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Использование дидактических игр должно способствовать накоплению и совершенствованию чувственных впечатлений ребенка о знакомых и новых предметах, имеющих более сложную форму и строение и разнообразные отношения по цвету, величине и положению в пространстве. Воспринимая конкретные свойства этих предметов, дети должны уметь их сравнивать, различать, называть, подбирать по общим свойствам.
Таким образом, особое внимание в процессе сенсорного развития должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, несомненно, трудно для детей дошкольного возраста, и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научная и учебная литература:
-
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., Издательство АПН РСФСР, 2018. - 486 с. -
Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017 – 240 с. -
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.; Под ред. Венгера Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2020. – 144 с. -
Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 227 с. -
Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд.,перераб. и доп./ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 320 с. -
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 416 с. -
Логинова В.И., Саморукова П.Г., Лейкина Б.С. и др. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с. -
Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. М., Просвещение, 2018. – 256с. -
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образ. учреждений. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с. -
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. -
Печора К. Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Книга для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 2018 – 144 с. -
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с. -
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 2020. -
Плеханов А. Педагогическая теория и практика М. Монтессори // Дошкольное воспитание. – 2018. - № 10. – С.66-70. -
Практическая психология: Учебник. / Под ред. М.К. Тутушкиной. – М., 2018. -
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. -
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2018 г. -
Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. – М., 2018. -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2019 -
Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания)/Под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова., - М.: «Просвещение», 2018 -
Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 2020 -
Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 2018 -
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2020. -
Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.- 251 с. -
Фролова О.А. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под. ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 2018. -192 с.