Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Техническое обслуживание ТО-2. Этот вид технического обслуживания магистральных электровозов выполняют слесари в пунктах оборота, в депо и в специальных пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), где работают высококвалифицированные слесари под руководством мастеров. ТО-2 маневровых и вывозных локомотивов, обслуживаемых прикрепленными локомотивными бригадами, выполняется силами этих бригад, а при управлении локомотивом одним машинистом без помощника - специальными бригадами слесарей с участием прикрепленных машинистов. Руководят работами по ТО-2 старший и сменные мастера. Продолжительность ТО-2, устанавливаемая с учетом обязательного выполнения объема профилактических работ, составляет для грузовых локомотивов не более 1 ч, для трехсекционных локомотивов - не более 1,5 ч.
На время выполнения ТО-2 (не превышающее нормы) локомотив не исключается из эксплуатируемого парка. В случае превышения нормы времени проведения ТО-2 локомотив перечисляется в неэксплуатируемый парк в число неисправных локомотивов (неплановый ремонт).
При ТО-2 локомотивов выполняются следующие основные профилактические работы.
По механическому оборудованию: осмотр ходовых частей с проверкой крепления болтов шапок моторно-осевых подшипников, кожухов зубчатой передачи и др., осмотр песочных труб, колесных пар с проверкой посадки бандажей, смазывание трущихся частей экипажа, осмотр рессорного подвешивания, рычажной системы тормоза, тормозных колодок.
По электрической части: осмотр коллекторов тяговых электродвигателей и тяговых генераторов тепловозов щеток и щеточных аппаратов, устранение следов переброса кругового огня, продувка электрических машин, проверка исправности реле, контакторов, контроллеров, резисторов, четкости срабатывания электроаппаратов, проверка уровня электролита в аккумуляторных батареях и при недостатке - пополнение. На электровозах дополнительно предусматривается проверка работы токоприемников на подъем и опускание, состояния полозов и контактных накладок, шарнирных соединений, шунтов, д крепления, целостности изоляторов, осмотр грозозащитной и другой аппаратуры.
Кроме указанных работ, слесари ПТОЛ устраняют дефекты, отмеченные локомотивными бригадами в процессе эксплуатации в Журнале технического состояния локомотива, проверяют работу всех узлов и агрегатов локомотива (у электровоза - при поднятом токоприемнике). Особое внимание уделяется осмотру оборудования, от состояния которого непосредственно зависит безопасность движения поездов, противопожарная безопасность, а также тех деталей, у которых обнаружен повышенный износ, или неудовлетворительно работавших в процессе эксплуатации.
О выполнении ТО-2 и устранении неисправностей, отмеченных машинистами, а также о техническом состоянии и качестве ухода за локомотивом со стороны локомотивных бригад мастер ПТОЛ делает запись в Журнале технического состояния локомотива. Для анализа надежности узлов локомотивов и контроля работы слесарей ПТОЛ мастера ведут книгу регистрации дополнительных работ при производстве ТО-2 (форма ТУ-29).
Перечень работ, выполняемых при ТО-2, по содержанию во многом совпадает с перечнем работ при ТО-3 и ТР-1, отличие заключается в основном в затратах труда.
Техническое обслуживание ТО-3. Его выполняют в основных локомотивных депо комплексные и специализированные бригады. Рассмотрим примерный перечень работ по отдельным видам оборудования ТПС.
Механическая часть. Убеждаются в отсутствии трещин в спицах и бандажах колесных пар, выщербин, раковин и ползунов на их поверхностях, а у гребней бандажей – вертикального подреза и остроконечного наката. Убеждаются в правильном положении контрольных рисок на бандажах и центрах, обстукиванием молотком проверяют прочность насадки бандажей, крепление бандажных колец, состояние опор кузовов, шаровых соединений, противоотносного и нагрузочного устройств, букс моторно-осевых подшипников. Осматривают кожуха зубчатой передачи, проверяют состояние подвешивания тяговых двигателей, элементов рессорного подвешивания, гидравлических гасителей колебаний, состояние и правильность установки головы автосцепного устройства и исправность его элементов, а также исправность путеочистителя и деталей приемной системы локомотивной сигнализации. Осматривают редукторы зубчатой передачи при рамном подвешивании тяговых двигателей локомотивов и проверяют состояние муфт привода двигателей на электропоездах. Проверяют правильность установки песочных труб. В зимнее время осматривают и периодически проверяют уплотнения вентиляционных систем и очищают снегозащитные фильтры.
Тяговые двигатели. Особое внимание уделяют осмотру щеток и коллектора. Щетки со сколами, изношенные по высоте, с оборванными гибкими выводными проводами подлежат замене. Щеткодержатели и изоляторы протирают техническими салфетками, удаляют следы оплавления от перебросов дуги, поверхность миканитового конуса коллектора при необходимости окрашивают эмалью. Контролируют плотность установки крышек смотровых люков, надежность закрепления подшипниковых щитов, состояние выводных кабелей, воздухоподводящих патрубков, убеждаются в отсутствии в них утечки воздуха.
Электрические аппараты. У контакторов и групповых переключателей снимают дугогасительные камеры, проверяют состояние и надежность крепления силовых контактов, четкость действия привода. Рабочие поверхности контактов с нагаром протирают, а со следами оплавлений зачищают напильником. Проверяют четкость работы блокировочных контактов, действие механических блокировок между валами контроллеров. Осматривают реверсоры, тормозные переключатели, переключатели вентиляторов, отключатели тяговых двигателей. Стойки, панели, изоляторы протирают салфетками, смоченными в бензине или техническом спирте. Особое внимание уделяют аппаратам защиты. У них проверяют состояние катушек, магнитопроводов, контактов и дугогасительных устройств. У главных выключателей спускают из бака конденсат, проверяют надежность крепления подводящих проводов, изоляторов и состояние пружин и блокировок. В зависимости от типа аппарата его работу проверяют включением вручную или с поста управления. Регулируют аппараты на месте, питая их цепи постоянным током от постороннего источника, или снимают их с ТПС для регулировки в мастерской. Утечки воздуха у воздухопроводов устраняют на месте.
Измеряют сопротивление изоляции пусковых резисторов и индуктивных шунтов. В электропоездах проверяют надежность крепления ящиков подвагонной аппаратуры, состояние и надежность уплотнений в местах ввода проводов.
Токоприемники. Осматривают рамы, каретки и полозы. Трещины в них не допускаются. Полоз со вставками толщиной менее нормы или с местными выработками, способными вызвать заедание контактного провода, заменяют. Проверяют время подъема и опускания токоприемника. Неисправные гибкие шунты, изоляторы и воздухопроводящие шланги заменяют.
Трансформаторы. Проверяют температуру масла сразу же после постановки ЭПС на ремонтное стойло, по указателю контролируют уровень масла и при необходимости масло добавляют. У выводных изоляторов не должно быть трещин. Течь масла из корпуса трансформатора и расширительного бака не допускается.
Реакторы. Мегомметром измеряют сопротивление изоляции обмоток, проверяют наружным осмотром крепление шин и надежность всех электрических соединений, а гаечным ключом - крепление шпилек, стягивающих обмотки.
Выпрямительная установка.
Все элементы протирают от пыли и проверяют надежность крепления контактных соединений.
Аккумуляторные батареи. Проверяют плотность и уровень электролита и при необходимости доводят их до нормы, контролируют прочность крепления перемычек, состояние корпусов и выводных концов. Верх элементов протирают.
Вспомогательные электрические машины. Обтирают корпуса машин, проверяют крепление их к фундаменту и состояние выводов. У машин постоянного тока осматривают коллекторы и щеточные узлы. Щетки изношенные, со сколами или оборванными гибкими проводами заменяют. Проверяют нагрев подшипников и степень вибрации корпусов машин при работе.
Автотормозное оборудование. Проверяют работу оборудования при различных положениях ручки крана машиниста. Осматривают тормозные колодки и башмаки, изношенные колодки заменяют. Регулируют рычажную систему, доводя выходы штоков тормозных цилиндров до установленных норм.
Звуковые сигналы и стеклоочистители. Проверяют их в действии при управлении из обеих кабин ТПС.
Текущий ремонт ТР-1. Этот вид ремонта выполняют в депо на ремонтное стойле после обмывки или очистки кузова и тележек локомотива. Прежде всего осматривают оборудование, экипажную часть, проверяют сопротивление изоляции всех цепей. При ТР-1 помимо работ, предусмотренных для ТО-3, устраняют неисправности, отмеченные в Журнале технического состояния локомотива и, кроме того, выполняют плановые работы, приведенные ниже.
Рамы тележек. Осматривают боковины и поперечные балки, проверяют состояние сварных швов, кронштейнов для подвешивания тяговых двигателей буксовых кронштейнов и поводков опор и амортизаторов.
Колесные пары. Измеряют толщину бандажей, гребней и их подрез, проверяют состояние центров колесных па и крепление бандажных колец. При наличии выбоин измеряют их глубин; при необходимости выбоины заваривают. В случае недопустимого увеличения ширины бандажа бандажи обтачивают.
Зубчатые передачи. Снимают нижние части кожухов, осматривают передачу, измеряют толщину зубьев и зазоры в зацеплении. Передачи с трещинами или изломом хотя бы одного зуба оставлять в эксплуатации запрещается. Допускается эксплуатация передач имеющих выщербины и поверхностные раковины на зубьях, если общая площадь этих дефектов составляет не более 25% рабочей поверхности зуба у большого зубчатого колеса или 15% у шестерни. Кожуха передач с трещинами войлочные уплотнения, пропускающие масло, заменяют.
Моторно-осевые подшипники. Вынимают подбивку и измеряют зазор между подшипником и шейкой оси колесной пары, убеждаются в исправности вкладыша и целостности баббитовой заливки. Изъятую подбивку направляют в шерстемоечное отделение. При обнаружении в подшипнике повышенных зазоров, следов подплавления баббита или бронзовой пыли узел разбирают полностью и подвергают ревизии в заготовительном цехе. Там сливают загрязненную смазку, промывают буксу керосином и закладывают в нее новую подбивку. Подшипники, прошедшие ревизию, заправляют смазкой под давлением с помощью гидропульта. Крышки букс должны быть уплотнены войлоком и иметь исправные запоры.
В моторно-якорные подшипники через один ТР-1 добавляют смазку.
Буксы. У бесчелюстных букс проверяют крепление поводков к буксе и раме тележки, обращая особое внимание на плотность прилегания трапецеидальных поверхностей валика и буксы. У тележек с челюстными буксами проверяют крепление струнок, буксовых направляющих, буксовых крышек, ослабшие болты подтягивают, проверяют и доводят до нормы разбеги вдоль и поперек тележки, изношенные наличники заменяют.
Рессорное подвешивание. Осматривают элементы подвешивания. Листовые рессоры с трещинами, изломами в хомуте или листах, со сдвигом листов или ослаблением хомута, а также пружины с изломом витков заменяют. Рессорные стойки с перечисленными дефектами или износом выше нормы также подлежат замене. Перекосы устраняют регулировочными гайками на стойках или постановкой под стойки прокладок.
Автосцепка. Производят наружный осмотр автосцепки, проверяют высоту головы над уровнем рельсов, действие ее механизма. С помощью комбинированного шаблона с откидной скобой контролируют исправность и работу автосцепки. Для осмотра автосцепок электро- и дизель-поездов вагоны расцепляют.
Кузов. Проверяют уплотнение всех дверей, окон, крышек, люков, состояние сеток жалюзи, легкость открытия и закрытия дверей. Щели в дверных притворах устраняют, поврежденные стекла и линолеум пола заменяют. Проверяют исправность наружных поручней, лестниц, ступенек, штор и щитов, ограждающих высоковольтные камеры, действие блокировок безопасности, состояние и крепление всех видимых частей главных и дополнительных опор кузова. Во все трущиеся узлы добавляют смазку.