Файл: Урок 1 Тема Твои игрушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь развешаны картины.

Сколько хочешь ты глазей —

Стенды вот, а вот — витрины.

Нынче ты пришел в музей.

На любой здесь вкус картины.

Что же любит зритель наш?

Роща с красною рябиной —

Это, милый друг,... (пейзаж).

Лес и поле, луг и речка,

Голубые небеса,

Распрекрасные местечки

Смотрим мы по полчаса.

Мы картины очень любим

И на все дадим ответ:

Вот девчонка в пестрой шубе —

Это, милый друг,... (портрет).

Нарисована здесь мама,

Дед и бабушка за ней.

Мы портреты вставим в рамы

И повесим на стене.

Вот пирожных сдобных груда.

Хочется их сунуть в рот!

Вывод следует отсюда

На картине натюрморт.

(В этом месте педагог делает пояснение.)

Натюрморт — новое для нас слово, с этим жанром изобрази­тельного искусства вы познакомитесь на следующем уроке.

Смысл картин волнует чувства,

Будем мы теперь умней.

Чтобы лучше знать искусство,

Приходите к нам в музей!

— Какой праздник отмечается во всем мире ежегодно 18 мая? (Международный день музеев.)

В нашей стране в этот день даже многие музеи работают бес­платно, только не каждому удается попасть на выставку, потому что находится так много желающих сходить в любимый музей, что приходится перед тем, как туда попасть, отстоять огромную очередь. Поэтому наш школьный музей будет для вас приятной находкой: все дни, которые остались до окончания учебного года, вы можете совершенно бесплатно любоваться теми картинами, которые создали вы и ваши друзья.

X. Завершение разговора об автопортрете

В сегодняшнем разговоре об автопортретах нам осталось рас­смотреть автопортрет художника В. Тропинина. Он называется «Автопортрет с кистями на фоне окна».

(Демонстрация репродукции картины.)

Пока вы рассматриваете картину, я немного расскажу о судьбе этого замечательного художника. Василий Андреевич Тропинин долгое время был крепостным, в его обязанности входило не толь­ко рисовать портреты своего барина, но и прислуживать ему за столом. Но все-таки ему удалось вырваться на свободу и стать вольным человеком. Тропинина называют «самым московским художником России», он нарисовал так много по-настоящему московских лиц.

— Что вы видите на этом автопортрете?

— Рассмотрите лицо художника. Каким, на ваш взгляд, он был по характеру? (Очень добрым, обутом говорит и его лицо.)

— Что служит фоном этой картины? (Открытое окно с москов­ским пейзажем постройками Кремля.)

Это тоже важная деталь. Когда Тропинин закончил в Санкт-Петербурге Академию художеств, ему предлагали остаться жить в этом городе, который тогда был столицей России. Но художник предпочел вернуться на свою родину — в Москву.

— Почему художник изобразил себя с кистями в руках? (Этим он подчеркнул, что самым важным занятием в его жизни яв­ляется живопись.)

Для автопортрета художник надел специальный рабочий ха­лат — блузу, в которую всегда облачался во время работы.

Видите, стоит очень внимательно рассмотреть автопортреты художников, как мы сразу же узнаем о самих авторах-живописцах много важного и интересного.

На уроке, в ходе которого вы создавали проект ажурной ре­шетки для украшения улицы, вы уже видели картину художника Тропинина.

— Как она называется? («Кружевница».)

— Автопортреты каких художников вы сегодня рассматривали?

— Чей автопортрет на вас произвел самое сильное впечатление?

— Что могут передать автопортреты?

— Какую роль играют детали автопортрета?

— Как могли распоряжаться своими автопортретами художни­ки? (Поместить свое изображение в многофигурную картину наряду с другими ее героями.)

XI. Рефлексия

— Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

— Приведите примеры картин-пейзажей.

— Приведите примеры картин-портретов.

— Что такое «автопортрет»?

— Чем пользуются художники для рисования автопортрета?

— Приведите примеры картин-автопортретов.

— В какой всемирно известной картине русского художника К. Брюллова помещен его автопортрет? («Последний день Помпеи».)

— Какие виды работы вы сегодня выполняли?

— Какова роль братьев-Мастеров при создании портретов и автопортретов?

А теперь сочиним синквейн на тему «Автопортрет». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

XII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу­ющий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.

А может быть, кто-то из вас дома еще нарисует и автопортрет. Тогда вы сможете его предложить для создания школьного музея. Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.

На следующем уроке тот, кто приготовил самостоятельную работу — творческий проект, сможет рассказать нам о ней, про­вести защиту. Тогда этим ребятам надо принести тексты своих проектов и дополнительные предметы, которые вам понадобят­ся. Возможно, вам нужны будут в ходе рассказов какие-то еще наглядные материалы.


Урок 31. Тема: Картина-натюрморт.
Цели:познакомить с жанром «натюрморт»; провести поиски композиции натюрморта и его колорита; выявить средства ху­дожественной выразительности натюрморта; провести защиту самостоятельных творческих работ.

Вид деятельности:рисование натюрморта.

Планируемые результаты: ученики приобретут понимание того, что искусство натюрморта заключается не в точной копии на­туры; наработают умение показать красоту и поэтичность предме­тов; научатся располагать предметы в определенной композиции.

Оборудование:образцы предметов, из которых можно соста­вить натюрморт, бумага, карандаши, краски, шаблоны геометри­ческих форм.

Ключевые слова и понятия: тихая, неподвижная картина, ком­позиция, колорит.

Примечание.Педагог заранее вырезает из разноцветной бу­маги геометрические формы — шаблоны для составления схемы натюрморта (большие и маленькие круги, полукруги, квадраты, прямоугольники, треугольники). Для пояснения темы «Натюр­морт» можно подготовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

П. Повторение пройденного материала

- С каким жанром изобразительного искусства вы познако­мились на последних уроках?

- Как вы узнаете, что перед вами портрет?

- Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занима­лись на двух последних уроках.

— Что такое автопортрет?

— Автопортреты каких художников вы изучали на прошлом уроке?

Кто приготовил домашнее задание — принес для показа репро­дукцию картины в жанре автопортрета и приготовил свой рассказ

о ней?

(Выступления школьников с демонстрациями картин-авто­портретов.)

Сегодня вы познакомитесь еще с одним жанром изобрази­тельного искусства — натюрмортом. Повторите это слово и за­помните его.

III. Беседа по теме урока

Натюрмортом называется картина, на которой изображены неодушевленные предметы, тщательно подобранные и органи­зованные в нужную единую группу. В натюрмортах изображают предметы обихода человека, которые мы видим каждый день, предметы его творчества, фрукты, лежащие на столе, или букет цветов в красивой вазе, выловленная рыба или битая дичь, на­крытый к обеду стол с сервировкой.

Слово «натюрморт» произошло от слияния двух французских слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая.

Существует легенда о том, как возник в изобразительном ис­кусстве жанр натюрморта. Давным-давно, еще в Древней Греции, жил-был один художник, который до того искусно умел изобра­жать на своих натюрмортах предметы природы, что люди ошиба­лись, принимая их за настоящие. Говорят, что с ним был такой случай. Однажды он закончил изображать на холсте кисти вино­града. После завершения работы он оставил картину на террасе, чтобы она подсыхала, а сам удалился. Но картина ему удалась на­столько сильно, что виноград выглядел на ней поистине живым. Когда же художник возвратился обратно, то увидел необычайное зрелище: к его картине слетелись птицы и клевали нарисованный виноград. Оказывается, они тоже приняли изображение на кар­тине за живые плоды! Вот, оказывается, как может ошибиться зрение, если мастерство художника необычайно велико.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Картина-на­тюрморт», а также пояснение этого слова.

Натюрморт - это название картины с изображением предме­тов обихода, окружающих человека, цветов, фруктов. Название происходит от двух слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая. Среди предметов человеческого обихода, представленных на натюрморте, могут быть и принадлежности художника. Допу­стим, сидит художник за столом и рисует то, что у него на этом столе выставлено — листы бумаги, сложенные в стопочку, стакан с водой для смачивания кисти, разноцветные краски, разложен­ные на палитре, карандаши и фломастеры. Возможно, на столе у него находится какая-нибудь статуэтка - и ее можно нарисовать, чтобы придать картине объем, «вытянуть» ее по вертикали.

Натюрморт, так же как и другие жанры, бывает парадным или камерным, домашним. С помощью натюрморта художник может показать не только внешнюю сторону вещей, но и переживания человека, его чувства.

Вот какие названия часто встречались в натюрмортах: «Букет цветов», «Ваза с фруктами», «Накрытый стол», «Маленький зав­трак», «Охотничий трофей». Иногда словосочетание «натюрморт» переводят как «тихая, неподвижная картина».

V. Пояснения по теме урока

Перед тем как нарисовать натюрморт, художник сначала под­бирает вещи для его составления, а потом расставляет все в нуж­ном порядке. И это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Откройте учебники на с. 126—127, прочитайте текст и рас­смотрите репродукции натюрмортов. Что вы можете рассказать о натюрморте «Лен» В. Стожарова?

— Для начала расскажите, что такое лен? (Лен - это растение, из которого делали льняные нитки, а из ниток ткали материю,)

У писателя К. Ушинского есть рассказ под названием «Как рубашка в поле выросла», в котором маленькая девочка Таня на­блюдает, как сначала в ее деревне отец сеял семена льна в землю, как лен всходил, вырастал, как из него сначала делали нитки, а по­том уже - льняную материю. Вот на этом натюрморте художник показывает почти все этапы превращения растения под названием лен в материю. Сейчас вы в этом убедитесь.

— Где расположены предметы натюрморта? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Натюрморт представляет собой уголок старинного русско­го дома — деревянной избы, предметы расположены на столе и на стенах.

— А какая погода в это время на улице? (Солнечный день.)

— Как вы об этом узнали? (По освещению картины.)

— Как освещен натюрморт? (Свет падает слева.)

Видимо, и оттуда надо начинать рассматривать всю картину, переводя взгляд слева направо.

- Что вы видите на переднем плане картины? (Букет льна.) Наверное, художник только что вернулся с прогулки и принес пакетик льняных стеблей, что лежит на переднем плане картины. Лен положен на белоснежное вышитое полотенце, и пока даже не верится, что из подобных колючих и неказистых стеблей вскоре должна получиться точно такая же красивая белоснежная ткань. Но и остальные предметы на этой картине не менее инте­ресны. Например, много внимания уделено разным деревянным предметам.

- Чем отличаются деревянный стол и стена избы? (Стол сделан из одних досок, покрашенных в черный цвет, стена из других, длинных и некрашеных, напиленных из целого дерева, которые уже успели растрескаться от времени.)

- Что находится на стене слева? (Слева к стене прибита дощеч­ка, за которую воткнуты старинные предметы с острыми концами.)

Эти предмета — веретена для наматывания ниток, которые будут делать изо льна.

Что находится на правой стороне картины? Кто знает, как называется этот старинный деревянный предмет? Это гребень — предмет для расчесывания льна на отдельные волокна, из кото­рых потом скручиваются нитки. Видите, ручка требня затейливо вырезана.

- Какой предмет в этом натюрморте самый старый? (Види­мо, это деревянная выдолбленная миска, которая находится в центре, почерневшая от времени.).

Может быть, в подобных мисках, только больших, замачивали лен после того, как его собирали, чтобы он стал мягче, нежнее.

- Какой предмет здесь самый высокий? (Деревянное ведерко.)

- Что могли складывать в такие ведерки, сделанные из коры дерева? (Грибы и ягоды.)

Подобные берестяные ведерки назывались словом «туеса», «туес». У Е. Благининой есть стихотворение «По малину», которое начинается такими словами:

Я надела поясок,

Прихватила туесок,

Побежала по малину

Через луг наискосок.

Вот именно с такими туесками, сделанными из березовой коры - бересты, девочки раньше ходили по ягоды в лес. Наконец, на задней стене в картине «Лен» прикреплена боль­шая деталь, которая является частью старинного ткацкого стан­ка — кроены. После того как изо льна делали нитки, с помощью ткацких станков из ниток пряли полотно. Вот, оказывается, какой это непростой натюрморт с коротким названием «Лен». В нем художник не просто показал, как выглядят побеги льна, но еще и рассказал целую историю о превращении льна в материю. Еще мне кажется, в этом натюрморте художник воспевает людей, ко­торые умеют трудиться. Ведь так непросто вырастить на поле лен, потом стебельки растения собрать, сделать из них нитки и ткань. Для этого нужно и терпение, и умение, и старание. Обязательно найдите рассказ писателя К. Ушинского «Как рубашка в поле вы­росла», прочитайте его и после этого еще раз внимательно рассмо­трите данный натюрморт. Думаю, что после прочтения рассказа картина станет вам ближе и понятнее.

Теперь посмотрите на второй натюрморт — «Скрипка».

— Чем он интересен?

(Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.

— Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что на­ходится за окном, силуэты крыш и стен домов.)

— Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петер­бурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобра­зил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и по­казан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположе­ны печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смо­трят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.

— Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)

— Кому мог принадлежать пот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Вероятнее всего, музыканту.

Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого му­зыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну за­щищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покор­но ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще - хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:

...Тихо дремлет музыка

В скрипочке моей.

- С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и го­рода за окном — сходства или контраста? (Контраста.)

- Как проявляется контраст в линиях? (Для города использо­ваны прямые линии, для скрипки — изогнутые.)

- Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)

Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время су­ток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на се­редину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, ко­торые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.

Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в кар­тину как ее часть.

- Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, ста­кан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько ста­рых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)

- Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потре­вожить светом больную.)

Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мрамор­ная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоя­щий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.

- Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у од­ной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)

В правом нижнем углу картины виден край тетради или за-II иеной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.

- Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы може­те о нем сказать? {Карандаш остро заточенный, значит, им Наконец, на задней стене в картине «Лен» прикреплена боль­шая деталь, которая является частью старинного ткацкого стан­ка — кроены. После того как изо льна делали нитки, с помощью ткацких станков из ниток пряли полотно. Вот, оказывается, какой это непростой натюрморт с коротким названием «Лен». В нем художник не просто показал, как выглядит побеги льна, но еще и рассказал целую историю о превращении льна в материю. Еще мне кажется, в этом натюрморте художник воспевает людей, ко­торые умеют трудиться. Ведь так непросто вырастить на поле лен, потом стебельки растения собрать, сделать из них нитки и ткань. Для этого нужно и терпение, и умение, и старание. Обязательно найдите рассказ писателя К. Ушинского «Как рубашка в поле вы­росла», прочитайте его и после этого еще раз внимательно рассмо­трите данный натюрморт. Думаю, что после прочтения рассказа картина станет вам ближе и понятнее.

Теперь посмотрите на второй натюрморт — «Скрипка».

— Чем он интересен?

(Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.

— Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что на­ходится за окном, силуэты крыш и стен домов.)

— Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петер­бурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобра­зил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и по­казан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположе­ны печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смо­трят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.

— Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)

— Кому мог принадлежать этот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Вероятнее всего, музыканту.

Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого му­зыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну за­щищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покор­но ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:

...Тихо дремлет музыка

В скрипочке моей.

- С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и го­рода за окном — сходства или контраста? (Контраста.)

- Как проявляется контраст в линиях? (Для города использо­ваны прямые линии, для скрипки — изогнутые.)

- Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)

Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время су­ток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на се­редину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, ко­торые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.

Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в кар­тину как ее часть.

- Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, ста­кан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько ста­рых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)

- Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потре­вожить светом больную.)

Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мрамор­ная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоя­щий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.

- Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у од­ной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)

В правом нижнем углу картины виден край тетради или за­писной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.

- Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы може­те о нем сказать? (Карандаш остро заточенный, значит, им часто пользуются, и его владелица тает, что пометки на ли­стах книг можно делать только карандашом, чтобы их потом можно было легко стереть.) Это означает, что человек бережно относится к книгам. Очень интересно посмотреть, как и стакане с водой переда­но изменение облика металлической ложечки. В нижней части стакана налита вода, поэтому ложечка выглядит неодинаково, художник словно делить ее на три части. Ее верхняя часть, вы­глядывающая из стакана, находится на воздухе. Среднюю часть, середину с витой ручкой, мы рассматриваем через стекло стакана. А ее нижнюю часть мы видим сквозь толщу воды.

- Как выглядит сама ложечка? (У нее витая нарядная ручка с кокетливо загнутым кончиком.)

Такая изысканная форма говорит о том, что ложечка, скорее всего, сделана из благородного металла — золота или серебра.

- С каким предметом ложечка образует единый ансамбль? (Со старинной лампой, также отделанной декоративными деталями.)

- Какие еще детали подчеркивают, что на картине изображе­но начало XX в.? (К бутылке с лекарством привязан бумаж­ный рецепт.)

Верно, такие рецепты назывались словом «сигнатурки», их привязывали в аптеках к горлышкам бутылочек с лекарствами, и на них писались рекомендации, сколько раз в день это лекарство надо принимать. А еще в бутылке с лекарством настоящая пробка, сделанная из коры пробкового дерева. В наше время почти у всех бутылок пробки пластмассовые. Вот как много познавательного можно увидеть, если внимательно всмотреться в натюрморт.

Какой из натюрмортов вам понравился больше остальных и почему? Какие чувства вызвал он у вас? Обратите внимание на использованные средства выразительности.

VI. Создание композиции натюрморта

Сегодня вам предстоит самостоятельно нарисовать натюр­морт. Но сначала попробуйте создать его композицию.

Что такое композиция? Послушайте рассказ о том, как один художник создавал композицию натюрморта и подбирал в ней нужный колорит.

(Педагог рассказывает и комментирует, используя в качестве объектов геометрические фигуры, вырезанные из бумаги.)

Итак, представьте себе лето, ярко освещенную солнцем тер­расу на даче, стол, покрытый синей скатертью и уставленный едой, стул возле стола и художника, который сидит рядом и завтракает.

«...Однажды художник сидел за столом, пил чай и читал книгу. Переворачивая страницу, он поднял глаза и увидел, как на синей скатерти мерцает лимон. Он продолжал читать, но время от времени поглядывал на этот желтый огонек. Свет падал сбоку из окна, и одна сторона лимо­на была слегка затенена, а другая, освещенная, казалась ярче обычного. На спинку стула по другую сторону стола была наброшена куртка. Ее тёмно-коричневый цвет выглядел слишком мрачным рядом со сверкаю­щим лимоном. Художник встал, убрал стул и вернулся на свое место. Теперь лимон оказался на фоне желтоватой стены, и этот цвет притушил желтый огонек.

- Тут нужно другое, — пробормотал художник. Книга была уже отложена в сторону. И начались поиски. Художник пошел в соседнюю комнату и вернулся с большим листом бумаги серого цвета с лиловатым оттенком. Этот лист он прикрепил к стене. Получалось хорошо: спокой­ный цвет фона подчеркивал выразительный контраст между лимоном и скатертью.

- Красиво! — подумал художник.

Он окинул взглядом стол, еще не прибранный после завтрака. Подо­двинул к лимону белую миску, в которой лежали красные яблоки, груши и кисть винограда.

- Нарядно! — сказал художник. Подумал и добавил:

- Нет, слишком пестрый натюрморт...

Он вынул фрукты, оставил в миске лишь две зеленоватые груши. Ни­чего не должно быть лишнего! Белая миска хорошо выглядела на синей скатерти и удачно связывалась с желтым лимоном, как бы уравновешивая его. Кроме того, ее блестящая поверхность удивительно отличалась от мягкой ткани скатерти и шероховатости кожуры лимона». (Аксено­ва Ю., Левидова М. Цвет и линия: практическое руководство по рисунку живописи. М.: Советский художник, 1986. с. 36—38).

VII. Самостоятельная работа

Возьмите геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, и составьте из них натюрморт. С их помощью вам надо сделать рисунок под названием «Праздничный стол». Соберите из фигур набросок будущего натюрморта, подобрав нужную композицию и цвета.

Когда вы начнете раскрашивать рисунок, обратите внимание на то, откуда у вас падает освещение. Эта часть рисунка должна получиться более светлой.

VIII. Физкультминутка

Давайте отдохнем и проведем физкультминутку. (Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)


Попрошу всех роимо встать,

Что скажу — всем выполнить.

(Поднимаются из-за парт и выпрямляются.)

Руки кверху поднимите,

(Поднимают «верх руки.)

Все вдохните выдохните,

(Делают вдох и выдох, руки па поясе.)

Наклонитесь - разогнитесь,

(Наклоняются вперед и откидываются назад.)

Выпрямитесь — улыбнитесь,

(Выпрямляются и улыбаются.)

На «раз-два» — быстро присядьте,

(Делают полуприседание,)

«Три-четыре» — снова встаньте.

(Выпрямляются.)

Влево-вправо наклонитесь

(Делают наклоны вправо-влево.)

И еще раз потянитесь.

(Поднимаютруки вверх и потягиваются.)

Все за парты мы садимся,

К натюрморту возвратимся.

(Усаживаются на столы и завершают работу.)

IX. Продолжение работы

(Школьники завершают работу над натюрмортами).

X. Знакомство с новым материалом

Жанр натюрморта содержит в себе несколько маленьких от­крытий, узнать о которых вам будет интересно.

В натюрморты художники нередко вводили образы птиц и на­секомых. Например, букет цветов выглядит наряднее, если над ним изображена кружащаяся стрекоза или бабочка. А фрукты в вазе становились симпатичнее, если к ним проявляла внимание какая-нибудь птичка, сидящая на краю вазы.

Еще в натюрмортах художники использовали так называемые «приемы-обманки». Например, рисовали ключ, лежащий на кра­ешке стола, так выпукло, что хотелось протянуть руку и поправить его, чтобы он не упал. Настолько реальным получалось изобра­жение ключа. Или при рисовании книги на одной ее странице сгибали утолок так, что он казался по-настоящему согнутым. Или при изображении цветка один лепесток покрывали настолько сверкающими каплями росы, что они выглядели натуральными, хотелось подойти к картине и смахнуть их, чтобы она не промокла от влаги.

— Кого еще вы могли бы ввести в натюрморт?

- Какие вещи могли бы стать предметом-обманкой в натюр­морте?

XI. Защита творческих проектов

Сегодня мы продолжаем слушать тех, кто приготовил самостоятельные творческие работы — проекты. Кто готов провести защиту своей работы?

(Выступления школьников с защитой самостоятельных работ и их оценка педагогом.)

XII. Рефлексия

- Какой жанр изобразительного искусства вы сразу вспомни­те, услышав такие названия картин, как «Букет цветов», «Ваза с фруктами», «Накрытый стол»?

- Что еще может быть изображено в натюрморте?

- Как расшифровывается название этого жанра - слово «натюрморт»?

- Как еще переводили это слово художники, рисовавшие на­тюрморты?

Закончите стихотворение:

Вот пирожных сдобных груда.

Хочется их сунуть в рот!

Вывод следует отсюда –

На картине... (натюрморт).

И. Агапова

- Что такое приемы-обманки? Приведите примеры таких приемов в натюрморте.

- Какова роль братьев-Мастеров при создании картины-на­тюрморта?

А теперь сочиним синквейн на тему «Натюрморт». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

ХШ. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу­ющий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-натюрморт и составить по ней рассказ экскурсовода.


Урок 32.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Тема: Картины исторические и бытовые.
Цели:познакомить с жанрами исторических и бытовых кар­тин; показать принципы создания картин этих жанров; закрепить понятия о жанрах изобразительного искусства; провести защиту самостоятельных творческих работ.

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники научатся анализировать сюжеты картин и рассуждать об их построении, композиции и де­талях; закрепят понятия о жанрах изобразительного искусства.

Оборудование:репродукции картин исторических и бытовых жанров, бумага, карандаши, краски.

Ключевые слова и понятия: жанр, бытовые детали, портрет, пейзаж.

Примечание.Для пояснения темы можно подготовить ком­пьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

— С картинами каких жанров вы уже познакомились?

— Что такое автопортрет?

— Что может передать нам автопортрет?

— С помощью каких деталей автопортрет передает настроение человека?

— С помощью каких деталей автопортрет передает особенно­сти времени, в котором жил человек?

— Автопортреты каких художников вы рассматривали на про­шлом уроке?

— Картину в каком жанре вы выполняли на последнем уроке?

— Как переводится на русский язык слово «натюрморт»?

— Чем интересен для художника жанр натюрморта?

— Что можно изобразить в натюрморте?

Кто из вас выполнил домашнее задание - нашел картину-натюрморт и приготовил по ней рассказ-пояснение? Кто готов провести мини-экскурсию по приготовленной картине?

(Проверка домашнего задания.)

Сегодня вы познакомитесь с новыми жанрами изобразительно­го искусства, а в одном из этих жанров даже нарисуете свою картину.

III. Беседа по теме урока, работа с учебником

Откройте учебники на с. 130, прочитайте текст и рассмотрите картину.

— Как называется фрагмент из приведенной картины?

— По каким признакам, изображенным на картине, мы видим, что перед нами - эпизод военного сражения?

— Как называется жанр такой картины? (Исторический.) Часто, рисуя историческую картину, художники показывают и ее сюжете действительно существовавших исторических лиц. Посмотрите сами.


(Демонстрация репродукций, слайдов или презентации.)

1. Картина художника В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

— Кто такой А. Суворов? (Великий русский полководец, генера­лиссимус, который не проиграл ни одного военного сражения.)

На картине показан эпизод, когда Суворов переводит свои войска через горы Альпы, чтобы нанести врагам удар с той стороны, откуда они не подозревают. В центре - образы русских солдат на фоне неприступных скал. Старые солдаты, которых мы видим на первом плане картины, сосредоточенны и суровы, один за­крывает лицо плащом, чтобы не видеть пропасти, в которую при­ходится спускаться. Видимо, им уже приходилось бывать вместе с гениальным полководцем в сражениях.

Молодой солдат смотрит на своего командира с любовью и восторгом, хотя не так просто карабкаться по отвесным ска­лам, страшно думать о первом сражении. Но ни на одном лице мы не найдем следов страха или трусости. Чтобы поддержать боевой дух солдат, войско ведет сам полководец, сидящий на коне. Он словно произносит свои любимые слова: «Не робейте, ребята, с вами Суворов!» Суворов — действительное, реальное историче­ское лицо, и поэтому вполне оправданно, что художник поместил его образ на картину. На заднем плане в картину введен пейзаж, показана застывшая в холоде природа альпийских гор, засыпан­ных снегом. А на фоне замерших скал художник изобразил дина­мичные действия людей, бесстрашных русских солдат-богатырей, которые идут через непроходимые горы, чтобы дать бой, вступить в сражение и выиграть его.

Как вы видите, здесь использован прием контраста.

— В чем проявляется контраст в этой картине?

— Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров?

— Перечислите, какие жанры вы здесь увидели и в каких фраг­ментах они присутствуют. (Портрет — портреты А. Суво­рова и солдат; пейзаж — снежные горы, небо.)

2. Картина художника В. Серова «Петр I».

Русский царь и преобразователь Петр I изображен на фоне строительства Санкт-Петербурга. Царь вместе со свитой идет по болотистому берегу, впереди видны строящиеся корабли, благодаря которым будет открыто морское сообщение России со всей Европой. А на заднем плане уже сияет шпиль Петропав­ловской крепости словно символ будущего великого города. Один из художников так обрисовал образ главного героя — императора Петра: «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр... ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза... Чувствуешь, что это —
гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен подчиниться весь мир и даже стихия» (А. Бенуа). За Пе­тром едва поспевают его приближенные. На картине образ импе­ратора получился таким, как описал его А. Пушкин в своей поэме «Полтава»:

...Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен...

В стремительном шаге Петра, в бурлящей воде и несущихся облаках видна сила, которая преобразит Россию. И в этой картине использован прием контраста.

— Какие образы здесь находятся в контрасте с фигурой Петра? (Его приближенные, свита.)

Ветер развевает одежду его свиты так, что можно подумать, будто перед нами проходит странный маскарад.

— Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров?

— Перечислите, какие жанры вы здесь увидели и в каких фраг­ментах они присутствуют. (Портрет портреты царя, его приближенных, портрет на заднем плане; пейзаж берег моря, волны, небо с бегущими по нему тучами.)

— Как называются картины, где изображено какое-то исто­рическое событие или историческое лицо? (Исторические.)

Теперь обратимся к картинам другого направления: рассмо­трите примеры этого жанра на с. 131 учебника и прочитайте текст.

— Как называются эти картины по своему жанру? (Бытовые.)

— Что такое быт? (Окружение человека, повседневные вещи, среди которых он живет.)

Рассмотрите репродукцию картины художницы 3. Серебря­ковой «За обедом».

— Какие детали быта людей вы можете там выделить? (Мебель, посуда, одежда, пища.)

Какой уровень жизни этой семья? Видимо, достаточно высо­кий. Об этом свидетельствуют спинки дорогих стульев, накрытый белой скатертью стол. Он сервирован красивым обеденным сер­визом — с богатой фарфоровой супницей, серебряной разливательной ложкой. У каждого ребенка - по две тарелки, а обеденная салфетка для губ, которая расположена на ближайшем к зрителю уголке стола, вдета в специальное кольцо.

Это портрет детей автора картины, художницы 3. Серебряко­вой, что подчеркнуто даже их внешним видом: два старших мальчика одеты в одежду, которая напоминает специфический халат художников, — блузу.

Видно, что дети обедают дома, у них непринужденные позы, выражения лиц спокойные. Кажется, будто они только что действительно обернулись к маме, которая сидит рядом за мольбертом и рисует их портреты.