Файл: Управление конфликтами в социально-экономических системах ( Теоретические аспекты социально-экономических конфликтов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социально-экономических конфликтов
1.1. Понятие и классификация социально-экономических конфликтов
1.2. Характеристика отдельных видов социально-экономических конфликтов
1.3. Управление конфликтами в социально-экономических системах
Глава 2. Исследование практики разрешения социально-экономических конфликтов на примере сферы ЖКХ
2.1. Участники конфликтов в сфере ЖКХ
2.2. Объекты и предметы конфликтов в сфере ЖКХ
2.3. Факторы развития конфликтов в сфере ЖКХ
Глава 3. Методы разрешения социально-экономических конфликтов на примере сферы ЖКХ
Это минимальный объем работ для УК или ТСЖ, поэтому отказываться от их выполнения они не могут, оказание дополнительных услуг и размер оплаты устанавливается на общем собрании собственников. Таким образом, если сумма на «содержание и ремонт жилья» растет, и собственник не понимает из-за чего, то на это есть следующие причины: собственник по каким-то причинам не участвует в собрании, произошла техническая ошибка или это случай мошенничества.
Немного сложнее обстоят дела с коммунальными услугами. Всего выделяют шесть коммунальных услуг: холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение и электроснабжение[31].
Формирование цены на коммунальные услуги происходит при учете двух составляющих: тариф на коммунальный ресурс и объем потребления коммунального ресурса. Определением размера тарифа занимается региональный орган государственной власти. Больше никто не имеет право изменять тариф. На размер тарифа могут повлиять только следующие данные: стоимость затрат на производство ресурса, стоимость содержания сетей, выручка для функционирования и развития ресурсоснабжающей кампании, количество жителей. При учете этих и ряда других факторов иногда получается, что тарифы для сельских поселений выше, чем для городских.
Помимо размера тарифа конфликтным вопросом является разделение услуг на индивидуальные и общедомовые. Это касается таких услуг, как водоснабжение и электроснабжение, которые необходимы для поддержания обще-домового имущества. Зачастую население отказывалось оплачивать общедомовые коммунальные услуги, что приводило к накоплению задолженностей, которые в свою очередь служили причиной многих конфликтов.
Для понижения уровня долгов населения за коммунальные услуги применяются различные меры, например, с 1 апреля 2016 г. общедомовые коммунальные услуги включаются в содержание общего имущества.
Помимо начисления платы за общедомовые коммунальные услуги существует много конфликтов, связанных со способами начисления платы за индивидуальные коммунальные услуги. Способов вычисления не так много.
Первый способ подсчета по показаниям счетчика. Сколько потребили, столько оплатили.
Второй способ подсчета по среднемесячному объему потребления. Этот способ используется, если пользователь по каким-либо причинам не предоставил показания счетчика до установленного времени. Конфликтные ситуации в этом случаи возникают, когда пользователь хочет пересчета.
Третий способ начисления платы по нормативу, как правило, применяется в случаях, если в квартире не установлен счетчик или показания не передавались более шести месяцев.
Эти три способа распространяются на холодное водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение. Начисление платы за горячее водоснабжение делится на однокомпонентный тариф и двух-компонентный. Отличие первого от второго в том, что во втором способе подсчета добавляется коэффициент удельного расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м холодной воды, что порой увеличивает цену ресурса. Учитывать водоотведение можно двумя способами: по счетчику водоотведения (или сумме счетчиков горечей и холодной воды) и по нормативу.
Как правило, конфликты за водоотведение бывают редко. Начисление платы за отопление являются причиной конфликтов в силу своей вариативности, так как существует два нормативно-правовых акта, предлагающих схемы по начислению оплаты. Это уже упоминавшееся Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, которое предлагает три способа. Самый конфликтный способ по пропорциональному распределению, когда одни собственники имеют индивидуальный счетчик и хотят платить только за использованные ресурсы, а их вынуждают платить больше, потому что используется данный способ начисления платы за отопление. Два других способа: по нормативу и по показаниям квартирных приборов учета. Второй документ – это Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в котором способ начисления по нормативу такой же, как и в Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, отличается только второй способ. Подсчет по среднемесячным показателям общедомового счетчика, который часто приводит к переплатам или долгам, что является причиной конфликтов, особенно для собственников, которые не живут в доме и не знают о данном способе начисления платы.
2.3. Факторы развития конфликтов в сфере ЖКХ
Конфликты в сфере ЖКХ – это одна из разновидностей социально-экономического конфликта. Данные конфликты затрагивают такие важные человеческие ценности, как безопасность и комфорт. Это базовые потребности личности, поэтому их ущемление вызывает у человека повышенную эмоциональную реакцию. Особенностью конфликтов в области взаимоотношений жителей и их объединений с различными организациями в сфере ЖКХ является несформированная культура отношений в жилищно-коммунальной сфере. Конфликты в сфере ЖКХ вызвано рядом факторов, характерных для российского общества.
Во-первых, плохое знание населением законов, регулирующих отношения в сфере ЖКХ. Собственники помещений не знают своих прав и обязанностей, поэтому не могут отстаивать свои интересы в правовом поле, чем пользуются недобросовестные организации и чиновники. Хотя многие конфликты можно решить, опираясь на Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс или закон «О защите прав потребителей». Хуже – это нежелание разбираться в основах функционирования системы ЖКХ. Это отчасти является результатом влияния еще одного фактора – низкая гражданская активность. Равнодушие, инерция и пассивность в вопросах управления своего дома – достаточно частое явление. Собственников не интересует территория возле дома, состояние подъезда, им достаточно, что у них в квартире все благоустроенно. Побочным эффектом такой позиции является отсутствие контроля над деятельностью управляющих компаний и администрации муниципального образования. Этой позиции придерживаются собственники до тех пор, пока не возникнет конфликтной ситуации, затрагивающей их интересы. Тут стоит вспомнить такой фактор, как несогласованность действий собственников. Для отстаивания интересов собственникам эффективнее объединяться в группы, а не действовать поодиночке. Когда позиция в конфликте сформулирована и выражена от лица группы, управляющей компании и администрации, во-первых, легче понять, в чем суть проблемы, во-вторых, сложнее проигнорировать проблему и, в-третьих, проще вести диалог в конфликтной ситуации.
Несформированная культура отношений в жилищной сфере является результатом неэффективной деятельности органов местного самоуправления в этом направлении. Это в свою очередь вызвано рядом факторов.
Во-первых, власть на местах в России имеет низкий уровень доверия населения. Ко всем действиям со стороны администрации граждане относятся скептически и безучастно. Это отчасти является результатом влияния еще одного фактора – некомпетентность органов управления ЖКХ в вопросах взаимодействия с населением. Как показывает практика, сотрудники администраций не всегда обладают полным объемом необходимой информации для конструктивного общения с населения, и эти пробелы в своих компетенциях не устраняются, а прикрываются формальным поведением, либо непрофессиональным поведением. Сотрудники жилищно-коммунальных служб в любых конфликтных ситуациях отстаивают свою правоту, а не стремятся разобраться в сути поступившего обращения. Помимо этого, деятельность органов местного самоуправления носит директивный характер. При принятии управленческих или организационных решений мнение населения учитывается формальными способами. Нет партнерских механизмов выработки решений по вопросам управления территории муниципального образования. Поэтому, когда допускаются управленческие и организационные ошибки, приводящие к проблемам и конфликтам, насеение реагирует на них негативно, иногда агрессивно.
Также агрессию и недоверие к местной власти вызывает коррупционный фактор. Собственники жилья, конфликтуя с управляющими компаниями, обращаются к органам местного самоуправления и другим уполномоченным органам с просьбой помочь в решение конфликта. Случаи игнорирования или бездействия на обращения расцениваются населением как коррупционные связи. Все перечисленные факторы не позволяют сформировать цивилизованную культуру отношений в жилищно-коммунальной сфере. Усложняет процесс формирования культуры несовершенством и нестабильностью действующего законодательства, и ростом конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Специфика конфликтных ситуаций с управляющими организациями обусловлена двумя факторами. Во-первых, недостаточный профессионализм сотрудников. Это выражается в неумении работать с должниками и в отсутствии навыков общения с конфликтными клиентами. Эти пробелы в знаниях специалистов приводят к бесполезным и непродуктивным конфликтам. Во-вторых, криминальный характер деятельности. Ряд управляющих компаний в своей деятельности использует незаконные схемы, манипулирует собственниками и использует другие способы изъятия денежных средств с населения, не предоставляя качественные жилищно-коммунальные услуги.
Еще одной особенностью конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства является однотипность и не уникальность, но многочисленность и повсеместность. Имеется в виду, что есть множество схожих конфликтов в разных муниципальных образованиях России.
Выводы
На сегодняшний день Российская Федерация находится в сложной социально-экономической ситуации, которая является следствием неэффективного взаимодействия власти и населения по вопросам реформирования жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей, среди которых ведущее место занимает жилищно-коммунальное хозяйство.
Слабое взаимодействие и недостаточное внимание к реальным проблемам населения в этой сфере способствуют нарастанию социального напряжения, которое впоследствии при определенных условиях приводит к социально-экономическим конфликтам. Отсутствие воды, тепла, света, канализации, ветхость и аварийность жилья и ресурсоснабжающих коммуникаций – это достаточно серьезный источник конфликта в современном мире, поскольку может восприниматься гражданами как угроза своему здоровью и жизни со стороны государства.
Специфика конфликтных ситуаций между жителями и органами управления ЖКХ заключается в том, что это однотипные конфликты, которые имеют затяжной характер ввиду отсутствия механизмов профилактики и культурного взаимодействия.
В современной России органы муниципальной власти еще не смогли сформировать механизмы эффективного взаимодействия с населением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а население не до конца осознает свои права и обязанности в системе ЖКХ. Из-за этого многие конфликты повторяются из года в год на протяжении долгих лет. Работа по устранению факторов, мешающих развитию партнерских отношений в сфере ЖКХ, либо не ведется, либо носит локальный и временный характер.
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере, направленные на создание рыночных организационно-финансовых механизмов реформирования и модернизации ЖКХ, зачастую не учитывают население как полноценного участника рыночных отношений, что влечет за собой слабое понимание интересов населения, на улучшение жизни которого направлена вся деятельность.
Помимо этого, население не всегда осознает себя участником рыночных отношений и ведет себя безответственно в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, в той части этой сферы, где от него необходимо участие. До сих пор существует проблема взаимодействия, которая зачастую является причиной конфликтов, которые можно предупреждать и регулировать на ранних стадиях процесса.
Глава 3. Методы разрешения социально-экономических конфликтов на примере сферы ЖКХ
Работая с правовыми прецедентами разрешения конфликтов, можно выработать единые механизмы урегулирования конфликтных ситуаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Российские ученые уже работают в этом направлении. Примером такой работы служит проект «Технология мира». Проект реализовывался с 2010 по 2011 гг. Целью проекта было распространение и внедрение современных технологий эффективного разрешения конфликтов в жилищно-коммунальной сфере на территории Пермского края. В рамках проекта публиковались издания с типовыми конфликтными ситуациями в жилищной сфере и способами их разрешения. Проделанная работа позволила получить инструментарий для профилактики и разрешения конфликтов в сфере управления многоквартирными домами. Это подчеркивает такую особенность конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства как однотипность.
Помимо регулирования уже возникших конфликтов органам местного самоуправления и управляющим организациям необходимо заниматься профилактикой конфликтов. Отсюда можно заключить такую особенность конфликтных ситуаций между жителями муниципального образования и органами управления ЖКХ как слабая развитость механизмов по предупреждению конфликтов. Под предупреждением конфликта подразумевается воздействие на социально-психологические явления в обществе и на возможных участников. Предупреждение конфликтов направлено на устранение объективных и субъективных причин конфликта[32].