Файл: Управление конфликтами в социально-экономических системах ( Теоретические аспекты социально-экономических конфликтов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социально-экономических конфликтов
1.1. Понятие и классификация социально-экономических конфликтов
1.2. Характеристика отдельных видов социально-экономических конфликтов
1.3. Управление конфликтами в социально-экономических системах
Глава 2. Исследование практики разрешения социально-экономических конфликтов на примере сферы ЖКХ
2.1. Участники конфликтов в сфере ЖКХ
2.2. Объекты и предметы конфликтов в сфере ЖКХ
2.3. Факторы развития конфликтов в сфере ЖКХ
Глава 3. Методы разрешения социально-экономических конфликтов на примере сферы ЖКХ
В самом общем виде с позиций системного подхода управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Зная о неизбежности наступления одного из трех вариантов результата конфликта для социальной системы, в которой он происходит (сохранение, изменение и распад), мы можем предложить следующее определение: управление конфликтом — это непрерывное воздействие субъекта управления на структуру и динамику конфликта в целях сохранения, изменения или разрушения той социальной системы, в которой происходит данный конфликт.
В связи с особенностями социальных конфликтов управление ими подразумевает:
А) управление непосредственно самим конфликтом (как системой и процессом);
Б) управление конфликтным взаимодействием (сторон и участников конфликта);
В) управление участником конфликта собой и своим поведением в конфликте.
Субъектом управления социальным конфликтом может выступать любой активный участник (субъект, сторона) конфликта, в том числе групповой, и достаточно часто управление социальным конфликтом передается арбитру или посреднику. Так, например, вполне естественно, что в хозяйственных организациях социальными конфликтами внутри трудового коллектива могут управлять менеджеры и специалисты по персоналу, а конфликтом собственников этой организации – судебные, правоохранительные и иные компетентные органы (в зависимости от степени их законопослушности).
Выводы
Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон разной природы.
Управление конфликтом — это непрерывное воздействие субъекта управления на структуру и динамику конфликта в целях сохранения, изменения или разрушения той социальной системы, в которой происходит данный конфликт.
Глава 2. Исследование практики разрешения социально-экономических конфликтов на примере сферы ЖКХ
2.1. Участники конфликтов в сфере ЖКХ
Характерной особенностью конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России, с точки зрения рассмотрения его структуры, является наличие следующих участников: управляющие организации, собственники жилья, государственные и муниципальные органы, ресурсосберегающие организации, товарищества собственников жилья или же жилищно-строительные кооперативы. Рассмотрим их более подробно, для выявления особенностей развития возможных конфликтов:
1. Собственники помещений. Собственник помещения – это хозяин, имеющий подтверждающий документ на принадлежащее ему помещение. Выделяют три вида жильцов. Первый – собственник приватизированного помещения, который должен иметь свидетельство на собственность. Второй – наниматель неприватизированного помещения, которое в собственности у муниципалитета, должен иметь договор социального найма. Третий – наниматель съемной квартиры у собственника приватизированного помещения, который должен иметь договор аренды.
2. Товарищества собственников жилья. Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом, осуществления деятельности по его содержанию и ремонту и деятельности, направленной на предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном доме[28].
3. Жилищно-строительные кооперативы – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
4. Управляющие организации. Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация – организация, которая на основании договора управления предоставляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, услуги по управлению им, а также предоставляет коммунальные услуги лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме.
5. Ресурсоснабжающие организации. Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в много квартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, «ресурсоснабжающая организация – организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод)».
6. Государственные и муниципальные надзорные и регулирующие органы.
Так как сфера жилищно-коммунального хозяйства затрагивает каждого человека, то без участия государственных и муниципальных органов в этой сфере нельзя обойтись. Деятельность муниципальных органов представлена местными администрациями, которые занимаются рассмотрением жалоб жильцов, осуществляют муниципальный контроль над деятельностью управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и остальных участников в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме контроля администрация занимается межеванием земельных участков около домов, выдачей разрешений о переводе жилого помещения в нежилое, согласованием переустройства и перепланировки жилых помещений, заключением и изменением договоров социального найма, выдачей разрешений на вырубку зеленых насаждений и многим другим. Для каждого муниципального образования вопросы ведения разнятся, это зависит от вида муниципального образования.
На государственном уровне деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет Государственная Жилищная Инспекция (далее ГЖИ). Деятельность этого органа разделяется на жилищный надзор и лицензионный контроль. Согласно ст. 20 Жилищного кодекса РФ, под жилищным надзором понимаются деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства к предоставлению жилищных и коммунальных услуг. Лицензионный контроль определяет соответствие деятельности управляющих организаций лицензионным требованиям. У данного органа широкий спектр вопросов ведения касательно жилищно-коммунального хозяйства, что накладывает на него определенные обязательства перед жителями муниципальных образований. Однако к вопросам ведения ГЖИ не относится регулирование тарифов на коммунальные услуги.
Так как конфликты по вопросам тарифов являются одними из самых распространенных, то для этой сферы в каждом отдельном регионе создан специальный уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ. В разных регионах он может называться по-разному, но цели, задачи и функции у него идентичны.
Также конфликты в сфере жилищно-коммунального хозяйства решаются через органы прокуратуры и суды, к помощи которых в большинстве случаев прибегают субъекты конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, надеясь на законное и справедливое разрешение конфликта в быстрые сроки. Таким образом, если права собственника нарушены, он может обратиться в совет многоквартирного дома. Если там не удалось решить проблему, то обратиться стоит к непосредственному исполнителю услуг. Далее регулированием конфликтов занимается муниципальный жилищный контроль, государственная жилищная инспекция и прокуратора.
2.2. Объекты и предметы конфликтов в сфере ЖКХ
Следующим элементом структуры конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства является объект конфликта. Объектом конфликта может быть материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся участники конфликта. Таким образом, конфликты в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно классифицировать по объекту конфликта.
Первый вид самый распространенный и явный – это конфликт за ресурсы. Он может принимать различные формы с участием разных субъектов. Конфликт между жителями многоквартирного дома и управляющей компанией, конфликт между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, между собственниками помещения и ресурсоснабжающей организацией, между управляющей компанией и органами местного самоуправления и многие другие виды с участием других субъектов системы жилищно-коммунального хозяйства за материальные блага и ресурсы.
Второй вид конфликтов в российском менталитете чаще всего ассоциируется с негативными, незаконными примерами, происходившими в один из самых сложных и конфликтных периодов становления российской экономики времен приватизации 90-х гг. Речь идет о конфликте за социальные ценности. В сфере жилищно-коммунального хозяйства эти конфликты чаще всего происходят за власть, сферы влияния и распределение обязанностей между субъектами системы жилищно-коммунального хозяйства. Участниками этого вида конфликтов можно выделить управляющие организации, которые конкурируют друг с другом за территории, на которых можно работать, или управляющие организации с ресурсоснабжающими организациями, конфликтующие по вопросам распределения обязанностей.
Также органы местного самоуправления конфликтуют с региональными и государственными органами за распределение обязанностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Следующий вид конфликтов базируется на духовных ценностях участников системы жилищно-коммунального хозяйства, а именно на противоречии идей, принципов, восприятия норм и правил. Однако так как большая часть конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства не носит межличностный характер, то данных вид конфликтов встречается реже, чем первые два, о которых говорилось выше.
Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются самыми острыми и обсуждаемыми в российском обществе, и в то же время их решение требует от участников системы жилищно-коммунального хозяйства всевозможного содействия. Решение проблемы или предмета конфликта в жилищно-коммунальном хозяйстве – это путь для социального и экономического развития муниципального образования. Однако на сегодняшний день обстановка в области взаимоотношений жителей и их объединений с различными организациями в сфере ЖКХ по-прежнему остается осложненной большим количеством конфликтных ситуаций, которые принято решать через суд.
По статистике за 2015 г. в Российской Федерации рассмотрено с вынесением решения по категории гражданских дел по жилищным спорам около 308 тыс. дел, что превышает показатель 2014 г. 294 тыс. дел и это без учета дел о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию[29].
Дела касательно ЖКХ составляют около 40 % дел в судах различных инстанций. Самые распространенные предметы конфликтов в этой сфере следующие. Во-первых, выбор способа управления МКД. Когда на общем собрании собственники не могут сойтись в едином мнении, тогда к ним на помощь приходят органы местного самоуправления и организуют конкурс на определение управляющей компании, результатом которого собственники могут быть не удовлетворены.
Второй – при изменении способа управления МКД возникают конфликты в процессе передачи технической и иной документации на дом. Сменяемый управляющий по разным мотивам не представляет документы, из-за чего возникают экономические разногласия, появляются задолженности за ЖКУ и другие конфликтные ситуации.
Третий предмет конфликта – не надлежащие выполнение или вовсе невыполнение условий договора, заключаемого между участниками системы ЖКХ. Это могут быть договора между управляющими компаниями и жителями (их объединениями), между арендаторами помещений и собственниками, между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями или объединениями собственников (ТСЖ, ЖК, ЖСК).
Предметом конфликта являются жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Его можно разделить на конфликты из-за размеров платежей за ЖКУ и на конфликты из-за способов формирования и начисления платежей за ЖКУ. Проблема роста цен на жилищно-коммунальные услуги на фоне снижения заработной платы и экономического кризиса занимает ведущее место среди проблем населения РФ. Для большинства россиян не понятно, почему в государстве, где больше всего ресурсов, такие высокие цены на ЖКУ. Отчасти это обусловлено высокой степенью изношенности сетей коммуникации и расстояний, которые приходится преодолевать.
Чтобы точнее разобраться в предмете конфликта в сфере ЖКУ, необходимо детально разобрать жилищные и коммунальные услуги, и способы начисление платежей за них. Когда собственник получает квитанцию на оплату ЖКУ, там жилищные услуги обозначены строкой «содержание и ремонт жилья». Данная строка подразумевает под собой перечень минимальных работ, который включает в себя: осмотр общего имущества, осмотр внутридомовых систем, поддержка температуры и влажности, уборка подъездов и дворов, вывоз мусора, работы по содержанию придомовой территории[30].