Файл: Управление конфликтами в социально-экономических системах ( Теоретические аспекты социально-экономических конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во всем остальном мире он не был до конца разрешен, а после распада СССР даже усугубился, поскольку территория «рыночной экономики» увеличилась, а сама эксплуатация работников приобрела глобальный характер и новые формы. Если конфликты не столь масштабны, то есть не затрагивают общество целиком, то они могут определяться как межгрупповые, в которых участвуют некие социальные группы, не объединяющие по отдельности значительные массы населения. В целом такие конфликты происходят в ситуациях функционирования понимаемых как «неоптимальные» или «несправедливые» социальных механизмов жизнеобеспечения разных классов и групп общества[18].

Культурные конфликты обусловлены объективным сосуществованием различных культур, формирующих тем или иным образом и мировоззрение, и поведение людей. Достаточно большая часть таких конфликтов проявляется именно в бытовой сфере в связи с физически ощущаемым представителями разных культур различием порядка общежития, так как современное общество в силу глобализации достаточно мультикультурно в любой точке земного шара, но это не делает эти конфликты проще. Профилактика таких конфликтов базируется на доступности и унификации систем и процессов образования и воспитания.

Мировоззренческие конфликты как часть культурных – более сложное явление, отражающее противоречия в индивидуальных и групповых картинах мира, отношении к добру и злу, экзистенциальных вопросах.

Идеологические конфликты как часть культурных – это по сути конфликты идейных систем, выражаемых, защищаемых или насаждаемых их носителями или апологетами.

Сегодня можно было бы противопоставить (с определенными оговорками) идеологии фашизма, нацизма, расизма, национальной исключительности (как идеологии тотального господства людей над людьми) и коммунизма (как идеологии всеобщего равенства и братства среди трудящихся) или даже евро-мультикультурализма, если считать, что последний уже достиг стадии идеологии не будучи даже частично реализованным.

Менее известные общественности конфликты этой группы обусловлены существованием в мире как минимум двух достаточно противоположных идеологий, не проявляемых на политическом уровне, но которыми опосредованно руководствуется технократическая цивилизация – индивидуализма и коллективизма. Выражение этих идеологических установок в разное время может принимать разный вид.

Например, в экономической науке до сих пор существует противостояние теорий капиталистического производства, экономического либерализма, рыночной экономики, с одной стороны, и эгалитарных экономических теорий, теорий социалистического хозяйства, коммунистического общества – с другой. Основное содержание такого конфликта – чьи права и интересы важнее, первичнее: личности или общества? Казалось бы, уже общеизвестно, что люди выживают только сообща, поэтому интересы индивида не должны противоречить интересам общества, однако в последнее время наблюдается какой-то триумф защиты прав агрессивных индивидуалистов, претендующих на присвоение всё большей части общественного продукта безотносительно собственного вклада в его производство. Проблема в том, что ресурсы общества всегда ограничены, и тем более важна социальная справедливость системы жизнеобеспечения любого общества, основанная, в том числе, на всеобщем производительном труде и сознательном ограничении личного и общественного потребления в соответствии с особенностями возраста, здоровья, занятий, традиций и территории проживания людей и общества в целом.


Казалось бы, содержательно идеологические конфликты могут разрешаться исключительно в дискуссиях и диспутах, где точки зрения должны быть подкреплены фактами реальной жизни. Однако для получения таких фактов требуется практическая реализация теории, поэтому именно идеологические конфликты до сих пор сопровождаются разного вида насилием в отношении оппонентов (например, вводятся экономические санкции против неугодных народов и стран, свергаются правительства или осуществляется военная и иная интервенция).

Под экономическими (более точно – социально-экономическими) следует понимать те конфликты, которые обусловлены противоречиями разного типа и уровня при производстве, распределении, перераспределении, обмене и потреблении материальных и иных благ. При этом производственные, организационные, социально-трудовые и тому подобные конфликты тоже относятся к экономическим, поскольку они ограничены некоторой частью экономической системы (только производством, только рынком, только рамками одной хозяйствующей организации, только трудовыми отношениями). Считается, что предмет экономических конфликтов – исключительно экономические ценности (ресурсы, факторы производства, капитал, продукт, права и проч.), которые, однако, повсеместно имеют и большое социальное значение.

Социально-экономические конфликты могут носить как локальный, так и глобальный характер, особенно в условиях глобализации и общемировой экономической системы, и происходить не только между людьми, группами людей, организациями, корпорациями, странами, государствами, группами государств и их представителями, но и между системными элементами общественного производства. Как, например, происходит сегодня конфликт между развивающимся постиндустриальным способом производства (немассовое технологически сложное производство) и сохраняющимися в мировой экономике в текущий период индустриальными социально-трудовыми отношениями (господство работодателей над наемными работниками)[19].

Политический конфликт представляет собой столкновение политических субъектов по поводу властных отношений (борьба за власть и властные полномочия в социуме – общественной системе). Традиционно выделяют горизонтальные и вертикальные политические конфликты. В горизонтальных борьба за власть и властные полномочия ведется субъектами политической системы в рамках существующего в государстве политического режима. Их цели, в идеале, – это изменение или совершенствование существующей политики или системы государственной власти с помощью легитимных механизмов (система выборов, дебаты в парламенте, отставка правительства). К вертикальным политическим конфликтам следует относить те, которые ставят своей целью изменение существующего государственного устройства, политической системы или политического режима, вне зависимости от того, какие средства при этом используются: военные или нет, в том числе иностранная интервенция (государственный переворот, революция). Достаточно часто кажущиеся политическими конфликты бывают только статусно-ролевыми, то есть преследующими цели изменения статуса (роли) конкретного политического субъекта, а не изменения государственного устройства или собственно государственные интересы. Не следует относить к собственно политическим конфликтам борьбу за власть внутри хозяйственных и иных организаций, хотя определенное сходство может быть найдено.


Религиозные конфликты – это конфликты, которые обусловлены противоречиями в религиозных учениях, убеждениях и верованиях. Традиционно религией должна считаться некая вера как набор аксиом, которые были когда-то сформированы кем-то (учение пророка или учителя, просто некое знание, передаваемое в устной форме) и которые разделяют последователи той или иной религии.

Соответственно, религиозные конфликты – это по сути ненасильственные когнитивные конфликты или конфликты знаний (мнений, убеждений) по поводу того, что когда-то сказал тот или иной пророк, как это следует понимать, как это следует реализовывать на практике, какие ритуалы должны соответствовать тому или иному вероучению или событию (внутри одной религии), а также по поводу того, например, что есть Бог, кто и почему является его пророком (между разными религиями). Это не значит, что во имя религии не может совершаться насилие, поскольку в истории немало примеров, когда церковь, ее иерархи и представители активно осуществляют не только религиозную, но и политическую (или иную общественно значимую) деятельность, в том числе поощряя или начиная насилие. Когнитивные религиозные конфликты легко могут перерождаться в конфликты уже межэтнические, региональные (территориальные), международные и межгосударственные, носящие в том числе политический и социально-экономический характер. Примерами глобальных религиозных конфликтов являются расколы (разделение православной и римско-католической ветвей христианства, выделение протестантской церкви из католической) и следующее за этим противоборство конфессий, которое длится веками, в том числе с привлечением народов, государств и применением насилия. Однако строго религиозные конфликты не следует путать с экономическими и иными конфликтами, происходящими внутри и между церквей, конфессий и других организаций, занимающихся религиозной деятельностью, а также между представителями какой-либо религии и иными социальными субъектами.

Под этническими следует понимать конфликты между национально-этническими общностями или их представителями, основанные на неприязненном отношении к этносу, народу в целом.

Особенность этнических конфликтов – их не территориальная, а этническая или национальная распространенность. Этничность как признак индивида может иметь объективные и субъективные индикаторы.

Национально-этнические общности – это большие социальные группы с характерными признаками (культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада), которые и являются объективными индикаторами этничности. Известно, что субъективным индикатором этничности является этническое самосознание (чувство принадлежности к определенному этносу), так как отдельные индивиды или группы людей могут и не обладать какими-либо из явных признаков этничности, но идентифицировать себя с определенным этносом. При современных технологиях в течение жизни поменять можно все – от имени до пола (мужской, женский) и формы носа, однако этничность – пожизненная характеристика (часто скрываемая). При этом этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации. Человек может иметь или не иметь семью и друзей, работать или не работать в коллективе, иметь или не иметь ту или иную профессию, но в любом случае он не перестает быть (считать себя) представителем определенного этноса. Исключение составляет обычно так называемый «гражданин мира» – человек некоего глобального «унифицированного» сообщества, сознательно отказавшийся от национальности или родины. Национально-этнические стереотипы обычно усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне.


Поэтому для этнических конфликтов, по мнению специалистов, свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий[20]. В силу этих особенностей возникновение, развитие и разрешение этнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику. По мнению социологов, чаще всего основой развития этнических конфликтов в современных условиях являются некие очень старые стереотипы взаимного (обычно конфликтного) восприятия, которые при стандартном национальном воспитании автоматически воспроизводятся в индивидуальном сознании и готовы к проявлению при побуждении извне, особенно в условиях ухудшения экономического положения той или иной общности, дефиците ресурсов и проч. Это очень ярко проявилось в череде национальных конфликтов, сопровождавших распад СССР[21].

К сожалению, судя по мировой истории, этнические конфликты полностью разрешить сущностно невозможно, поскольку подобная неприязнь иррациональна и потому необъяснима, и чаще всего они затухают только по мере физического уничтожения (вымирания) сторон или их сознательного отказа от конфликтного взаимодействия. В этой связи остроту этнических конфликтов между соседями по территории (в местах совместного проживания) можно снижать только с помощью процедур национального примирения – осознанного процесса замирения сторон конкретного этнического конфликта, включающих взаимное покаяние, прощение и взятие на себя обязательств по прекращению насилия, возмещению вреда и выполнению достигнутых договоренностей в части правил общежития.

В каком-то смысле этнические конфликты могут совпадать по своим территориальным границам с региональными, однако эти конфликты в принципе не тождественны, поскольку в их основе лежат разные социальные противоречия.

Интересно, что все вышеописанные конфликты могут происходить в социально-экономических системах разного масштаба и уровня.

Социально-экономические системы, по нашему мнению, имеют ряд свойств, которые делают возможным выделение их как особого класса в совокупности социальных систем, а именно: это физически выделенные и реально существующие системы, связанные с удовлетворением базовых человеческих потребностей и интересов, элементами которых являются люди, ресурсы и отношения[22].


Таким образом, под социально-экономической системой понимают организационно и/или территориально обособленное объединение в процессе совместной деятельности (с целью удовлетворения человеческих потребностей и интересов путём производства из вещества природы материальных и иных благ, и их последующего обмена, распределения, перераспределения и потребления) людей, их взаимоотношений, включая институциональные, нормативные и реальные, и материальных и иных ресурсов.

Любая социально-экономическая система как искусственно созданная всегда является целенаправленной, что не всегда очевидно для её участников или сторонних наблюдателей, и взаимодействие в ней осуществляется с помощью материально-технических и информационных средств[23].

В свою очередь, информационные и материально-технические потоки образуют необходимые связи (в виде процессов обмена) между элементами системы, которые могут быть системообразующими (постоянными или обязательными) и дополнительными (переменными или изменяемыми). Примеры социально-экономических систем – это те же мировая и национальные экономики, экономика региона, национальные и иные системы социальной направленности (например, социальной защиты[24]), предпринимательские и некоммерческие организации и учреждения, и даже семья.

В этой связи конфликт в социально-экономической системе может быть связан с любыми ее элементами и процессами, в ней присходящими, но ограничен общими или внутренними границами системы. Соответственно, такие конфликты обладают определенной спецификой.

Интересно, что исследователи способны видеть конфликты как внешней, так и внутренней средой социально-экономических систем, то есть исследователи могут говорить и о конфликтах в системах[25], и о системах в конфликтах[26], а также предлагать исследовать конфликты в региональных системах в интересах государственного стратегического управления[27].

1.3. Управление конфликтами в социально-экономических системах

Управление конфликтами в социально-экономических системах также имеет свою специфику.