Файл: Тема Формирование функциональной грамотности как основа развития учебнопознавательной компетентности обучающихся в процессе изучения русского языка, литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности обучающихся, виды которой перечислены выше. А это уже предъявляет требования к его педагогическим компетентностям.
Под математической грамотностью в программе PISA понимают способность обучающихся:
1)распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Грамотность включает в себя понимание, оценку и использование текста для достижения конкретных целей, развития собственного потенциала и пополнения знаний. Текст может быть распечатан на бумаге или представлен с помощью любых технических устройств (КПК, BlackBerry, iPhone и др.). Материалы могут содержать визуальный ряд (например,
диаграммы).
В результате проведенного исследования, определение грамотности было расширено: были объединены навыки чтения длинных текстов («навыки чтения прозы»), документов и способность работать с цифровым текстом.
Главный показатель оценки навыков чтения – понимание значения текста, которое может варьироваться от понимания значения каждого слова до уяснения главной темы развернутого повествования. Кроме этого, Программа предполагает, что человек должен быть способен сформировать свое мнение о прочитанном материале, оценить его с точки зрения информативности и пользы для решения конкретной задачи, а также как художественный объект.
Навыки работы с математической информацией (математическая грамотность).
Следовательно, функциональная математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала. Такое поведение включает в себя навыки решения проблем в реальной жизни посредством использования математической информации, включающей в себя: количества и числа, размерные величины, схемы и диаграммы, связи данных, вероятность и др.
Три составляющие математической грамотности: умение находить и отбирать информацию; производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
1 Умение находить и отбирать информацию.
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям.Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.
2 Арифметические действия и использование информации.
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты отбирать и упорядочивать информацию, использовать
измерительные приборы, а также применять формулы.
3 Интерпретация, оценка и анализ данных.
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями.
Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в т.ч. сравнение информации из различных источников).
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Ученик должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых
детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств.
При интерпретации информации:
читать и понимать простые таблицы, диаграммы и графики;
- читать и понимать числа, представленные различным образом (например, большие числа в цифрах и прописью, простые и десятичные дроби,проценты);
проводить замеры повсеместно используемых единиц измерения (например, минуты, миллиметры, литры, граммы, градусы) с помощью шкал знакомых измерительных приборов(например, часы, рулетка, измерительный сосуд, весы, термометр);
выбрать соответствующий заданию способ вычисления.
Под функциональной грамотностью чтения и письма подразумевается способность обучающегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность чтения – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены,
сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
В рамках развития функциональной грамотности чтения осуществляет:
поиск, выбор, анализ, систематизация и презентация информации.
Формируются навыки по организации деятельности
- целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество. В процессе формирования функциональной грамотности чтения должно быть обеспечено:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знаково-символических средств, общих схем решения;
выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие.
Поэтому система, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна отвечать следующим требованиям:
возбуждать интерес к деятельности по их решению, опираться на знания и опыт обучающихся;
способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);
строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе;
быть направлена на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности;
учитывать уровни развития творчества.
В образовательном процессе актуальны следующие технологии:
развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого обучения;
проектного метода обучения; использования в обучении игровых
методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникативные технологии; критического мышления;
Из общего показателя интереса – активности, можно вычленить показатели уровня познавательного интереса ,которые охарактеризовать его интенсивность и устойчивость:
1.Выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими учениками.
2.Самостоятельность сделанных выводов и обобщений.
3.Эмоциональная активность.
4.Стремление обучающихся участвовать в деятельности.
Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции.
Приёмы для создания комфорта:
1.Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.
2. Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
3.Организация деятельности, а не поведения.
4.Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.
Функциональная грамотность обучающихся складывается из ключевых образовательных компетенций:
ценностно-смысловая;
общекультурная;
учебно-познавательная;
информационная;
коммуникативная;
социально-трудовая;
компетенция личностного самосовершенствования.