Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1. МЕСТНЫЕ ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.
В раннем детстве подмывание ребенка следует использовать для
закаливания, температура воды при этом постепенно снижается с 29-
30е до 22-20° (па 2° через каждые 5-6 дней).
Местное влажное обтирание назначается ослабленным детям, после
перенесенных заболеваний. После влажного обтирания кожу расти-
рают сухим полотенцем с применением Мягкого массажа до появле-
ния умеренного покраснения. Начинают с обтирания рук, ног, тулови-
ща и постепенно переходят к обтиранию всего тела.
Обливание оказывает большой раздражающий эффект, так как
действие оказывает не только температура воды, по и давление ее
массы.
Местное обливание ног проводят из ковша при температуре возду-
ха в помещении не ниже 20°. Сосуд с водой (0,5 - 0,3 л) держат на
расстоянии 4-5 см от тела, обливают нижнюю часть голени и стопу.
Собственно обливание продолжается 15-20 сек., затем следует расти-
рание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Эффект зака-
ливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на
теплые ноги ребенка. В связи с этим обычно обливание рекомендует-
ся проводить после дневного сна, летом - сочетать с мытьем ног после
прогулки. Температура воды: 30°, через 1-2 дня снижают па 2° до 18-
16° для детей 2-3 лет и до 16-18° для детей 4-7 лет.
Контрастное обливание ног (с использованием разных темпера-
тур воды) рекомендуется для детей раннего возраста при наличии
закаливания в холодный период года, при снижении температуры воз-
духа в групповых помещениях ниже 20°, в период эпидемической
обстановки в детских образовательных учреждениях (ОРВИ и др.). Щадящий вариант (для ослаблен-
ных детей, после болезни): вначале ноги обливают теплой водой (36-
35°), затем сразу прохладной (24-25°), затем опять теплой (36-35°).
Постепенно температура теплой воды увеличивается до 40°, а холод-
ной снижается до 18°. Заканчивают процедуру сухим растиранием.
Закаленным детям и редко болеющим лучше проводить контрастное
обливание - сначала холодной водой (24-25°), потом теплой (35-36°) и
затем опять холодной, с таким же постепенным изменением темпера-
туры воды.
Хорошим средством закаливания и предупреждения заболеваний
зубов, слизистой оболочки полости рта и носоглотки является систе-
матическое (утром и вечером) полоскание рта кипяченой водой ком-
натной температуры (0,5 стакана воды). Приучать детей к этом мож-
но с 2-3 лет. С 4-5 лет можно приучать полежать горло.
2.2. ОБЩИЕ ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (обтирание, обливание,
купание) проводят не ранее, чем через 30-40 минут после приема пищи.
Общее обтирание делают варежкой из мягкой ткани, слегка мас-
сируя кожу по направлению от пальцев к туловищу (способствует
устранению застоя крови в венах и капиллярах). Сначала обтирают
руки, затем ноги, грудь, живот, спину.
Обливание всего тела должно проводиться при температуре воз-
духа не ниже 23°. Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину (1,5-2 л),
поднимая ее всего па 6-8 см выше ребенка. Процедура длится 15-35
сек., затем следует сухое растирание. Температура воды: 35°, затем
через каждые 3-4 дня снижают на 2° до 28-26° для детей до 3 лет, до
24° - для детей 3-4 лет, до 22° - для детей 5-7 лет. Достигнув конечных
температур воды, продолжают обливание в течение 2 месяцев для
обеспечения эффекта тренировки. Затем можно усиливать действую-
щий фактор или увеличивать время его действия.
Для поддержания закаливающего эффекта следует широко ис-
пользовать в летнее время игры с водой, игры в плескательных бассей-
нах, ручейках (температура воды не ниже 20°, экспозиция с 30 сек. до
5-10 мин.).
Купание в открытых водоемах является наиболее сильно действу-
ющей процедурой, так как при этом па всю поверхность кожных по-
кровов ребенка одновременно влияют 3 основных фактора: свежий
воздух, большая масса воды и солнечная радиация. Купание лучше
всего начинать при установившейся безветренной погоде с температу-
рой воздуха и воды не ниже 23° (затем можно при более низкой, по не
менее 20°). Наилучшее время купания с 10 до 12 часов. Продолжи-
тельность первого купания ограничивается 2-3 кратковременными
погружениями в воду. Затем их длительность увеличивается до 2-3
мин., по мере привыкания - до 5-6 мин. Купаться следует не более 1
раза в день. Необходимо следить, чтобы дети не входили в воду разго-
ряченными иди переохлажденными. При малейших признаках пере-
охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) купание прекращают.
После купания следует досуха растереть тело и одеть ребенка.
3. ЗАКАЛИВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ УЛЬТРАФИОЛЕТОВО-
ГО ОБЛУЧЕНИЯ.
-
Солнечные ванны. -
Использование искусственных источников излучения.
Медицинских противопоказаний для закаливания воздухом и водой
не должно быть, исключение составляют только острые заболевания.
После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений,
здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются на 1-2 процедуры,
а не закаленные и имеющие функциональные отклонения в состоянии
здоровья - на 3 процедуры. Дети, имеющие хронические заболевания,
должны приступать к закаливанию в летнее время при обеспечении
индивидуального подхода в дозировании процедур.
-
Группы детей для закаливания. Обязанности персонала детских учреждений по организации закаливания. Медицинский контроль.
Перед началом закаливания детей делят на группы
a. здоровые, ранее закаливаемые;
c. впервые приступающие к закаливанию, здоровые;
e. страдающие хроническими заболеваниями
При организации специальных закаливающих мероприятий детей делят па три группы:
-
1 группа - здоровые, ранее закаливаемые; -
2 группа - здоровые, впервые приступающие к закаливанию, или
имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; -
3 группа - имеющие хронические заболевания или после длительно-
го заболевания.
По мере закаливания, но не ранее чем через 2 месяца, дети могут
быть переведены из одной группы в другую. Критериями для этого
должны быть отсутствие в этот период острых заболеваний, положи-
тельная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие от-
рицательных внешних признаков на холодовой раздражитель (выра-
женная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной
кожи»).
Все рекомендации по специальным мерам закаливания (темпера-
тура и экспозиция фактора), излагаемые ниже, соответствуют функци-
ональным возможностям детей 2 группы. Для детей 1 группы конеч-
ная температура воздуха и воды при закаливании - на 2-4° ниже
рекомендуемой для 2 группы; для детей 3 группы - на 2° выше, темпе-
ратуру действующего фактора следует снижать более медленно (че-
рез 3-5 дней при местном воздействии и через 5-6 дней при общем)
или уменьшать время воздействия.
В обязанности заведующего ДДУ по организации закаливания входят
Выберите один или несколько ответов:
a. установление контакта с родителями для обеспечения единой системы закаливания;
d. обеспечение оборудования и условий для закаливания;
Обязанности воспитателя ДДУ по проведению закаливания
Выберите один или несколько ответов:
b. ведет табель учета осуществляемых закаливающих процедур
d. осуществляет проведение закаливающих процедур;
Обязанности медицинской сестры ДДУ по проведению закаливания
Выберите один или несколько ответов:
a. составляет график закаливающих процедур;
d. информирует врача о ходе и результатах закаливания;
e. следит за самочувствием и реакцией детей в ходе закаливания;
Работа персонала детского учреждения по организации закаливания
Заведующая детским садом обеспечивает оборудование и все необходимые условия для осуществления комплекса мероприятий по закаливанию детей. Проверяет, как выполняются указания врача. Устанавливает контакт с родителями, добиваясь единой системы закаливания детей дома и в дошкольных учреждениях.
Врач детского сада разрабатывает мероприятия по закаливанию в разные сезоны года на основе данных обследования каждого ребенка. Обучает медицинский, педагогический и обслуживающий персонал методикам выполнения закаливающих процедур в каждой возрастной группе. Осуществляет контроль за работой персонала по закаливанию детей. Обеспечивает учет наблюдений за реакцией каждого ребенка на процедуру закаливания и своевременно вносит изменения в комплексы закаливания. Проводит санитарно-просветительную работу среди родителей, разъясняя значение закаливания и методики его проведения.
Медицинская сестра участвует в организации работы по закаливанию детей. Составляет режим проветривания и уборки помещений. график закаливающих процедур. Помогает воспитателю и няне овладеть методиками закаливания. Следит за самочувствием и реакцией детей, информирует врача о ходе и результатах закаливания.
Воспитатели осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию детей в своей группе. Ведут табель учета проведения закаливающих процедур
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР
Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несут заведующая и врач, обслуживающий дошколь- ное учреждение.
Заведующая
-
Осуществляет контроль за работой медицинского, педагогического и обслуживающего персонала по закаливанию детей всех возрастных групп детского коллектива и отдельных детей.