Файл: Вопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов 6го курса медикопрофилактического факультета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 471

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Организовывает обучение воспитателей и обслуживающего персо- нала методике проведения всех мероприятий по закаливанию, регулярно проверяет, как выполняются указания врача.

3. Устанавливает контакт с родителями, добиваясь согласованной еди- ной системы закаливания детей в дошкольной учреждении и в семье.

4. Обеспечивает оборудованием и все необходимые условия для осу- ществления всего комплекса по закаливанию детского организма.
Врач

  1. Разрабатывает план мероприятий по закаливанию детей в разные сезоны года на основе данных тщательного изучения здоровья каждого ре- бенка, его физического воспитания в семье и в детском саду.

2. Дает конкретные указания для медицинского и обслуживающего пер- сонала по организации и методике проведения всех мероприятий по закали- ванию детей в каждой возрастной группе данного дошкольного учреждения.

3. Обучает медицинский, педагогический и обслуживающий персонал методике проведения закаливающих процедур.

4. Проводят беседы с родителями о значении закаливания для укреп- ления здоровья детей, обучает их методике проведения разных мероприя- тий по закаливанию ребенка в семье.

5. Осуществляет систематический контроль за работой персонала по закаливанию детей в каждой возрастной группе, за соблюдением врачебно- медицинских указаний по отношению к детскому коллективу и каждому ребенку в отдельности.

6. Посещает, в соответствии с планом работы, все возрастные группы дошкольного учреждения (каждую группу не реже 1 раза в месяц). Регу- лярно наблюдает за влиянием системы закаливания на состояние здоровья каждого ребенка.

7. Знакомит воспитателей с результатами влияния закаливающих мероприя- тий на состояние здоровья детей, и, при необходимости, вносит соответствую- щую коррекцию (в зависимости от степени закаленности детей, эпидемической обстановки, заболевания ребенка, изменения погодных условий, сезона и т. д.).
Медицинская сестра

  1. Участвует в организации всей работы по закаливанию детей в соот- ветствии с разработанным врачом планом.

2. Составляет и контролирует режим проветривания, график проведе- ния специальных процедур.

3. Помогает воспитателю и няне овладевать методикой намеченных в плане мероприятий.

4. Ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, сле- дит за самочувствием и реакцией детей.


5. Регулярно информирует врача о ходе и результатах закаливания, о своих наблюдениях за детьми.
Воспитатели

1. При помощи няни-уборщицы, руководствуясь назначениями врача, осуществляет весь комплекс мероприятий по закаливанию организма в своей группе.

2. Продумывает организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур. 3. Следят за самочувствием детей, воспитывая у них положительное отношение к закаливанию.

4. Следят, чтобы одежда соответствовала температуре воздуха в по- мещении и на улице.

5. Ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, от- мечая в табеле, кто из детей получил их и в какой дозировке.
Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.
Закаливающие мероприятия особенно важно проводить в периоды повышенной заболеваемости детей, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом сила воздействующего фактора временно снижается, а врачебный контроль над детьми усиливается. Медицинских отводов от закаливания в детских коллективах дошкольных учреждений не должно быть, поскольку методы и средства закаливания подбирают индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды. Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детей несут заведующий дошкольным учреждением и врач.
Обязанности медицинских работников учреждений образования в рамках мероприятий по организации и проведению закаливания включают:

− планирование мероприятий по закаливанию детей в разные сезо- ны года на основе тщательного изучения анамнеза здоровья и физического развития каждого ребенка;

− обучение педагогического и обслуживающего персонала методи- кам проведения закаливающих процедур;

− санитарно-просветительскую работу с родителями о роли закали- вания в укреплении здоровья детей и консультативную помощь по методи- кам организации закаливания;



− систематический контроль за работой персонала по проведению закаливающих мероприятий в каждой возрастной группе детей и соблюде- нием врачебно-медицинских указаний по их осуществлению, как на кол- лективном, так и на индивидуальном уровнях;

− оценку эффективности закаливающих мероприятий, их влияние на состояние здоровья детей и ознакомление с ее результатами педагоги- ческого коллектива и родителей;

− коррекцию проводимых закаливающих мероприятий в зависимо- сти от степени закаленности детей, эпидемической обстановки, перенесен- ных заболеваний, изменения погодных условий с учетом сезона года.



  1. Механизм закаливающего действия природных факторов (воздух, солнце, вода). Классификация закаливающих процедур.

Механизмы действия закаливающих процедур

В формировании приспособительных защитных реакций организма под влиянием естественных факторов принимают участие рефлекторный, гуморальный, клеточный механизмы. Многочисленные нервные окончания в коже воспринимают разрежение и передают в центральную нервную систему. В ответ на эти раздражения возникают реакции сосудодвигательного, трофического и другого характера, передающиеся по эффекторным нервам и через синапсы соответствующим нервам и системам.

Этот нейрорефлекторный механизм действия физических факторов тесно переплетается с нейрогуморальным. Считают, что природные факторы, влияя на сложный рецепторный аппарат и через него на центральную нервную и эндокринную системы, вызывают нейрогуморальные сдвиги и оказывают влияние на трофику тканей, обменные биологические процессы, иммуногенез и др.

В результате этого меняется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних органов, усиливается или уменьшается потоотделение, происходят различные изменения в системах, помогающих организму приспосабливаться к изменениям внешних условий, мобилизовать защитные силы.
Закаливающие природные факторы:

  • воздух с сочетанием его показателей (t0 , влажность, скорость перемещения воздушных масс);

  • вода с её высоким охлаждающим эффектом;

  • интегральный солнечный поток или отдельные составные части спектра (УФ-облучение искусственными источниками УФ-излучения).


Пассивное и активное закаливание


  • Пассивное закаливание - правильное использование теплозащитных свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещениях.

  • Активное закаливание - специальное температурное дозированное воздействие в ходе закаливающих процедур.


Активные методы закаливания можно разделить на 2 группы:

  • традиционные используются для детей любого возраста, основаны на естественном действии физических факторов внешней среды (воздуха, солнца, воды)

  • нетрадиционные (интенсивные) действие тех же факторов в виде сверхсильных или контрастных раздражителей



Активные закаливающие процедуры могут быть разделены на:

  • общие (воздействию подвергается вся поверхность тела: воздушные и солнечные ванны, плавание, обливание и душ)

  • местные (направлены на закаливание отдельных участков тела, например полоскание горла, ручные и ножные ванны).



Классификация специальных мер закаливания

  • по силе воздействия: местные (обтирание, обливание, ванна), общие (обтирание, обливание, ванна, купание в открытом водоеме);

  • по продолжительности;

  • по действующему фактору (воздух, вода, солнце).
    Начинается закаливание с более мягких воздействий (местных),

закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и
солнцем.

1. ВОЗДУШНАЯ ВАННА - наиболее мягкая специальная зака-
ливающая процедура.

Местную воздушную ванну ребенок начинает получать находясь
в одежде, оставляющей обнаженными руки и ноги, во время физкуль-
турных и музыкальных занятий; общую - при смене белья, после днев-
ного и ночного сна. Дети до 1 года жизни получают воздушную ванну
при каждой смене белья (3-4 раза в день) и при проведении массажа
и гимнастики. Продолжительность увеличивается с 2-3 минут до 4-8

минут.

В последнее время широкое использование приобретает метод
закаливания, сочетающий воздушную ванну и выполнение движений

под музыку разного темпа. Это обеспечивает хорошее настроение и
мотивацию детей к выполнению закаливающих процедур не только в
детском учреждении, по и дома.

2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ начинается с предельно слабых
воздействий (местных и непродолжительных), затем переходят к об-
щим мероприятиям.

2.1. МЕСТНЫЕ ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ.

В раннем детстве подмывание ребенка следует использовать для
закаливания, температура воды при этом постепенно снижается с 29-
30е до 22-20° (па 2° через каждые 5-6 дней).

Местное влажное обтирание назначается ослабленным детям, после
перенесенных заболеваний. После влажного обтирания кожу расти-
рают сухим полотенцем с применением Мягкого массажа до появле-
ния умеренного покраснения. Начинают с обтирания рук, ног, тулови-
ща и постепенно переходят к обтиранию всего тела.

Обливание оказывает большой раздражающий эффект, так как
действие оказывает не только температура воды, по и давление ее
массы.

Местное обливание ног проводят из ковша при температуре возду-
ха в помещении не ниже 20°. Сосуд с водой (0,5 - 0,3 л) держат на
расстоянии 4-5 см от тела, обливают нижнюю часть голени и стопу.
Собственно обливание продолжается 15-20 сек., затем следует расти-
рание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Эффект зака-
ливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на