Файл: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 2 курса направления 38. 03. 05 "Бизнесинформатика" очной формы обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Дальневосточный федеральный университет
Школа экономики и менеджмента
БАЗЫ ДАННЫХ
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 2 курса направления 38.03.05 “Бизнес-информатика” очной формы обучения
Владивосток
2016
2
УДК 004.65(076)
ББК 32.973-018.2р30-2
Б 17
Печатается по решению УМС ШЭМ
Б 17 Базы данных [Электронный ресурс]: метод. указания / сост.
Г.П. Озерова, П.Н. Лободин. – Электрон. дан. – Владивосток: Дальне- вост. федерал. ун-т, 2016. – Режим доступа: http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.53822. – Загл. с экрана.
Представлено описание выполнения курсовой работы, структура отчета, темы курсовых работ.
Для студентов 2 курса направления 38.03.05 “Бизнес-информатика” очной формы обучения.
УДК 004.65(076)
ББК 32.973-018.2р30-2
© Озерова Г.П., Лободин П.Н., составление, 2016
© ФГАОУ ВПО “ДВФУ”, 2016
Текстовое электронное издание
Минимальные системные требования:
Веб-браузер Internet Explorer версии 6.0 или выше,
Opera версии 7.0 или выше, версии 1,5 или выше
Google Chrome версии 3.0 или выше.
Компьютер с доступом к сети Интернет.
Минимальные требования к конфигурации и операционной системе компьютера определяются требованиями, перечисленных выше программных продуктов
Размещено на сайте 13.06.2016 1,
0 Mб
В авторской редакции
Компьютерная вёрстка Л.С. Виляевой
Дальневосточный федеральный университет
690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8
Тел.: +7(423) 226-44-43, 265-22-35 (*2379)
E-mail: dvfutip@yandex.ru, editor_dvfu@mail.ru
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................................................... 4
1. Рекомендуемая структура отчета курсовой работы ...................................... 5
2. Описание содержания разделов отчета курсовой работы ............................ 6 2.1. Функциональные возможности системы ......................................................... 6 2.2. Проектирование базы данных .......................................................................... 7 2.2.1. Концептуальное проектирование .............................................................. 7 2.2.2. Логическое проектирование ....................................................................... 8 2.2.3. Описание информационных объектов базы данных ................................ 9 2.2.4. Схема данных ............................................................................................. 13 2.3. Проектирование и реализация алгоритмов обработки данных .................. 13 2.3.1. Моделирование алгоритмического поведения системы........................ 13 2.3.2. Обработка данных средствами запросов............................................... 18 2.4. Проектирование и реализация приложения пользователя .......................... 20 2.4.1. Структура приложения пользователя.................................................. 20 2.4.2. Проектирование форм .............................................................................. 21 2.4.3. Проектирование отчетов......................................................................... 24 2.4.4. Разработка средств управления и навигации......................................... 27 2.5. Краткое руководство пользователя ............................................................... 31 2.6. Заключение ....................................................................................................... 34 2.7. Литература ....................................................................................................... 35 2.8. Приложение ...................................................................................................... 35
Критерии оценки ....................................................................................................... 36
Список литературы ................................................................................................... 41
Приложения ............................................................................................................... 42
4
Введение
Целью курсовой работы является формирование умений по проектирова- нию и реализации базы данных для выбранной предметной области на основе полученных теоретических знаний.
Студент в процессе выполнения курсовой работы должен продемонстриро- вать владение методикой моделирования выбранной предметной области сред- ствами баз данных, умение реализовывать базу данных в определенной системе управления базами данных и создать приложение пользователя.
Выбор темы курсовой работы осуществляется из списка рекомендованных кафедрой тем (приведены в приложении А). Студент может предложить свою тему, при этом она должна быть согласована с руководителем.
В процессе выполнения курсовой работы студент изучает современную и классическую литературу по теме “Базы данных”. На любом этапе он может получить консультацию у руководителя. Для своевременного выполнения кур- совой работы рекомендуется соблюдать график (приложение Б), согласованный с руководителем.
Каждый этап выполнения работы проверяется и оценивается руководите- лем. При наличии недостатков по содержанию или оформлению каждого этапа курсовая работа направляется на доработку. В этом случае студент должен уст- ранить указанные недостатки в кратчайшие сроки и сдать работу на повторную проверку.
При положительной оценке курсовая работа допускается к защите. Решение о допуске к защите принимается руководителем не менее, чем за один день до защиты курсовой работы.
На защите курсовой работы студент делает доклад о содержании своей ра- боты, демонстрирует работу приложения, отвечает на задаваемые вопросы. Дли- тельность доклада регламентируется и обычно составляет не более 10 минут.
После защиты курсовой работы студент получает окончательную оценку, кото- рая проставляется в зачетной книжке и в экзаменационной ведомости.
Студент, не защитивший курсовую работу, не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
5
1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА ОТЧЕТА
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Отчет по курсовой работе должен быть оформлен в соответствии с требованиями к оформлению письменных работ, выполняемых студен- тами и слушателями ДВФУ и должен включать перечисленные ниже раз- делы.
Титульный лист.
Оглавление.
Введение.
1. Функциональные возможности системы.
2. Проектирование базы данных.
2.1. Концептуальное проектирование.
2.2. Логическое проектирование.
2.3. Описание информационных объектов базы данных.
2.4. Схема данных.
3. Проектирование и реализация алгоритмов обработки данных.
3.1. Моделирование алгоритмического поведения системы.
3.2. Обработка данных средствами запросов.
4. Проектирование приложения пользователя.
4.1. Структура приложения пользователя.
4.2. Проектирование форм.
4.3. Проектирование отчетов.
4.4. Разработка средств управления и навигации.
5. Краткое руководство пользователя.
Заключение.
Литература.
Приложение.
6
2. ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛОВ ОТЧЕТА
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Описание содержания разделов будет осуществляться на примере курсовой работы “Разработка и проектирование базы данных Библиоте-
ка”. Текст в начале каждого раздела, выделенный курсивом, является по- яснением и не должен включаться в отчет.
Во введении приводится полное описание предметной области, для кото-
рой проектируется и реализуется база данных. Ниже описана предметная об-
ласть для нашего примера.
В курсовой работе осуществляется проектирование и разработка при- ложения на основе баз данных для следующей предметной области.
В некоторой библиотеке хранятся книги. Каждая книга имеет назва- ние, относится к одному жанру, имеет одного или нескольких авторов, из- дана в определенном издательстве. В библиотеке может быть несколько экземпляров одной книги. Каждый экземпляр имеет уникальный шифр.
Пользователями библиотеки являются читатели, о которых в карточ- ках хранится информация о фамилии, адресе и телефоне. Каждый читатель может взять несколько экземпляров книг, которые имеются в наличии.
При этом в личной карточке читателя сохраняются сведения о взятой кни- ге и дате ее получения. При возврате книги в карточке читателя указывает- ся дата возврата, и данный экземпляр книги становиться доступным для других пользователей.
2.1. Функциональные возможности системы
В данном разделе подробно описываются функциональные возможности
проектируемой системы.
1. Занесение, просмотр и корректировка информации о книгах, пред- ставленных в библиотеке.
2. Занесение, просмотр и корректировка информации о читателях библиотеки.
3. Поиск книг по различным критериям.
4. Поиск читателей и данных о перечне взятых и сданных ими книг.
5. Организация выдачи и возврата книг пользователем.
6. Поддержка фонда книг в актуальном состоянии.
7. Формирование статистической информации за некоторый период:
– списка должников;
– списка книг по их популярности;
– списка авторов по их популярности;
7
– ежедневной активности читателей;
– списка невозвращенных книг.
2.2. Проектирование базы данных
Процесс проектирования базы данных представляет собой последова- тельность переходов от словесного описания информационной структуры предметной области к формализованному описанию объектов предметной области в терминах некоторой модели. В общем случае выделяют сле- дующие этапы проектирования:
Анализ и описание предметной области информационной системы.
Концептуальное моделирование.
Построение логической модели, схемы базы данных.
2.2.1. Концептуальное проектирование
В этом разделе необходимо дать частично формализованное описание
объектов предметной области в терминах некоторой семантической модели,
например, в терминах ER-модели (модели “сущность-связь”).
Данная концептуальная модель обеспечивает интегральное представление
о предметной области и имеет слабо формализованный характер, отобража-
ет информационные объекты, свойства и связи между ними.
Согласно ER-модели, информационный объект изображается на диа-
грамме в виде прямоугольника, содержащего имя объекта. Связь изображается
линией, которая связывает два информационных объекта, участвующих в от-
ношении. Степень конца связи указывается графически, множественность свя-
зи изображается в виде «стрелки» на конце связи. Таким образом, для связи
“один-к-одному” используется линия без стрелки, для связи “один-ко-многим” –
линия со стрелкой на стороне второго объекта, для связи “многие-ко-
многим” – линия со стрелками на сторонах обоих объектов. При необходимо-
сти Атрибуты информационного объекта записываются внутри прямоуголь-
ника, его изображающего.
Для построения ER-диаграммы можно использовать online средство
www.draw.io, находящееся в открытом доступе.
На основе анализа предметной области “Библиотека”, были выделены следующие информационные объекты, которые необходимо хранить в базе данных: КНИГА, ЖАНР, ИЗДАТЕЛЬСТВО, АВТОР, ЭКЗЕМПЛЯР,
ЧИТАТЕЛЬ, УЛИЦА.
Каждый из выделенных информационных объектов имеет следующие атрибуты:
ЖАНР – название жанра;
ИЗДАТЕЛЬСТВО – название издательства;
АВТОР – фамилия, имя, отчество автора;
8
ЧИТАТЕЛЬ – фамилия, имя, отчество, телефон, адрес;
УЛИЦА – название улицы;
КНИГА – название книги, год издания;
ЭКЗЕМПЛЯР – шифр экземпляра, его наличие в библиотеке.
На рис. 1 приведена концептуальная модель предметной области
“Библиотека” в виде ER-диаграммы.
Рис. 1. Концептуальная схема базы данных “Библиотека”
Для этой диаграммы приняты следующие обозначения:
2.2.2. Логическое проектирование
Логическое проектирование базы данных – это описание базы данных
в терминах принятой логической модели данных, в нашем случае – реляционной.
Результат – схема реляционной базы данных, в которой информационные объ-
екты и связи, полученные на этапе концептуального проектирования, пред-
ставляются в виде, допустимом для реализации средствами реляционной моде-
ли. Полученные информационные объекты должны отвечать правилам норма-
лизации.
9
На рис. 2 приведена логическая модель базы данных “Библиотека”. На этой диаграмме жирным шрифтом выделены ключи информационных объ- ектов.
Рис. 2. Логическая схема базы данных “Библиотека”
2.2.3. Описание информационных объектов базы данных
В данном разделе приводится подробное описание каждого информацион-
ного объекта: атрибутов и их типов, а также указываются ключевые атрибу-
ты.
В результате проектирования базы данных были получены информа- ционные объекты, структура и характеристики которых приведены в табл. 1-9.
10
Таблица 1
Список жанров (genre)
Название поля
Тип данных
Свойства поля
Ключ id_genre
Счетчик
name_genre
Текстовый
Размер поля: 50
Подпись: Жанр
Таблица 2
Список авторов (author)
Название поля
Тип данных
Свойства поля
Ключ id_author
Счетчик
name_author
Текстовый
Размер поля: 50
Подпись: Автор
Таблица 3
Список издательств (publish)
Название поля
Тип данных
Свойства поля
Ключ id_publish
Счетчик
name_publish
Текстовый
Размер поля: 50
Подпись: Издательство
Таблица 4
Список улиц (street)
Название поля
Тип данных
Свойства поля
Ключ id_street
Счетчик
name_street
Текстовый
Размер поля: 50
Подпись: Улица
Таблица 5
Список книг (book)
Название поля Тип данных
Свойства поля / Подстановка
Ключ id_book
Счетчик
name_book
Текстовый
Размер поля: 50
Подпись: Книга id_genre
Числовой
Тип элемента управления: поле со списком
Источник строк: genre
Присоединенный столбец: 1
11
Число столбцов: 2
Ширина столбцов: 0 см; 4 см id_publish
Числовой
Тип элемента управления: поле со списком
Источник строк: publish
Присоединенный столбец: 1
Число столбцов: 2
Ширина столбцов: 0 см; 4 см yearP
Числовой
Подпись: Год издания
Таблица 6
Список книг и их авторов (book_author)
Название поля Тип данных
Свойства поля / Подстановка
Ключ id_book
Числовой
Тип элемента управления: поле со списком
Источник строк: book
Присоединенный столбец: 1
Число столбцов: 2
Ширина столбцов: 0см; 4см
id_author
Числовой
Тип элемента управления: поле со списком
Источник строк: author
Присоединенный столбец: 1
Число столбцов: 2
Ширина столбцов: 0 см; 4 см
Таблица 7
Список экземпляров книг (copy)
Название поля Тип данных
Свойства поля / Подстановка
Ключ id_copy
Счетчик
code
Текстовый
Размер поля: 15
Подпись: Экземпляр id_book
Числовой
Тип элемента управления: поле со списком
Источник строк: book
Присоединенный столбец: 1
Число столбцов: 2
Ширина столбцов: 0 см; 4 см is_present
Логический Значение по умолчанию: Да
12
Таблица 8
Список читателей (user)
Название поля Тип данных
Свойства поля / Подстановка
Ключ id_user
Счетчик
name_user
Текстовый
Размер поля: 50
Подпись: Читатель user_tel
Текстовый
Размер поля: 10
Подпись: Телефон
Маска ввода: ###\-##\-## id_street
Числовой
Тип элемента управления: поле со списком
Источник строк: street
Присоединенный столбец: 1
Число столбцов: 2
Ширина столбцов: 0 см; 4 см flat
Текстовый
Размер поля: 12
Подпись: Дом, квартира
Таблица 9
Карточка читателя (user_copy)
Название поля Тип данных
Свойства поля/ Подстановка
Ключ id_user_copy
Счетчик
id_user
Числовой
Тип элемента управления: поле со списком
Источник строк: user
Присоединенный столбец: 1
Число столбцов: 2
Ширина столбцов: 0см; 4см id_copy
Текстовый
Тип элемента управления: поле со списком
Источник строк: q_lookUp_user_copy
Присоединенный столбец: 1
Число столбцов: 2
Ширина столбцов: 0 см; 4 см date_beg
Дата/время Подпись: Дата выдачи date_end
Дата/время Подпись: Дата возврата
Примечание. Запрос q_lookUp_user_copy используется для реализации сложной под- становки на основе нескольких таблиц. С его помощью в поле id_copy одновре- менно будет показано и название книги, и шифр экземпляра. Синтаксис запроса на языке SQL:
SELECT id_copy, [name_book] & " (
экземпляр " & [code] & ")"
FROM book INNER JOIN copy ON book.id_book = copy.id_book;