Файл: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 2 курса направления 38. 03. 05 "Бизнесинформатика" очной формы обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42
Приложения
Приложение A
Список и содержание тем курсовой работы
1. Проектирование и реализация базы данных “Абитуриент”
Университет состоит из совокупности институтов. В институтах имеются определенные наборы специальностей. Для каждой специальности определены свои вступительные экзамены, а также количество абитуриентов, которые могут быть зачислены по данной специальности.
В приемную комиссию абитуриентами подаются заявления на специаль- ность, абитуриент может выбрать несколько специальностей. В базе данных хранятся характеристики абитуриента (фамилия, имя, отчество, средний балл ат- тестата и пр.).
В базу данных заносятся баллы за каждый экзамен (результаты ЕГЭ). На основе этих баллов осуществляется расчет проходного балла по каждой специ- альности, а затем зачисление студентов в соответствии с набранными баллами.
2. Проектирование и реализация базы данных “Библиотека”
В некоторой библиотеке хранятся книги. Книга имеет название, относится к одному жанру, имеет одного или нескольких авторов, издана в определенном издательстве. В библиотеке может быть несколько экземпляров одной книги.
Каждый экземпляр имеет уникальный шифр.
Пользователями библиотеки являются читатели, о которых хранится ин- формация об их фамилии, адресе и телефоне. Читатель может взять несколько экземпляров книг из имеющихся в наличии, при этом в личной карточке читате- ля сохраняются сведения о взятой книге и дате ее получения. При возврате кни- ги в карточке читателя указывается дата возврата, и данный экземпляр книги становиться доступным для других пользователей.
3. Проектирование и реализация базы данных “Компьютерное тести-
рование”
Существует несколько предметов, по которым нужно осуществлять компь- ютерное тестирование студентов. Каждый предмет включает некоторое количе- ство вопросов. Ответы на вопрос представлены в виде вариантов ответов, один из них правильный.
Студент, который приходит сдавать тестирование, регистрируется в систе- ме, указав свое имя, фамилию, отчество и адрес. После этого он может присту- пать к тестированию по одному или нескольким предметам. Каждому студенту случайным образом выбирается набор вопросов по предмету, на которые он должен ответить. Тестируемый отвечает на вопросы, его ответы заносятся в базу данных. По окончании ответов на вопросы студенту выставляется оценка – ре- зультат тестирования.
4. Проектирование и реализация базы данных “Коммунальные плате-
жи”
В ЖЭУ начисляются коммунальные платежи владельцам городских квар- тир. Каждая квартира имеет адрес (улица, номер дома и квартира), у нее может быть только один владелец, квартира характеризуется площадью и количеством


43 жильцов, в ней проживающих. Некоторые владельцы квартир имеют льготы по оплате жилья.
Ежемесячно каждому владельцу начисляется плата за квартиру, которая включает: оплату за жилую площадь, за воду, отопление, горячую воду и т.д.
Причем часть начислений зависит от площади квартиры, а часть от числа про- живающих в ней. Тарифы могут меняться ежемесячно. Каждому владельцу вы- писывается счет с расшифровкой всех платежей и итоговой суммой платежа.
После того, как владелец оплатит счет, информация об этом заносится в ба- зу данных и хранится там.
5. Проектирование и реализация базы данных “Расчет заработной пла-
ты”
Предприятие состоит из нескольких отделов. В каждом отделе работают сотрудники. Их оклады устанавливаются согласно штатному расписанию, дей- ствующему на данном предприятии. У каждого сотрудника могут быть различ- ные надбавки, выраженные в процентах от оклада, либо непосредственно в руб- лях (премия, надбавка за стаж и пр.). Также на предприятии устанавливаются коэффициенты к заработной плате: ДВ коэффициент за выслугу лет и районный коэффициент в размере 30%. Эти надбавки вычисляются от суммарных начисле- ний сотруднику.
Ежемесячно сотруднику вносятся изменения по надбавкам и удержаниям, а затем начисляется заработная плата в зависимости от количества отработанных им дней. При необходимости рассчитываются больничные и отпускные.
При начислении заработной платы от нее производятся отчисления единого подоходного налога, вычисление которого зависит от количества иждивенцев, имеющихся у каждого сотрудника. Также некоторые сотрудники могут иметь дополнительные удержания.
Результатом расчета заработной платы является сводная ведомость с указа- нием всех начислений и удержаний, расчетный листок для каждого сотрудника и ведомость на оплату с указанием итоговой суммы выдачи денег каждому со- труднику.
6. Проектирование и реализация базы данных “Поликлиника”
Поликлиника обслуживает определенный район города. В поликлинике происходит деление данного района на участки, каждый участок – это одна или несколько улиц. Больные обращаются в поликлинику по месту жительства и за- писываются на прием к участковому врачу, согласно участку, или на прием к врачу-специалисту.
Каждый врач имеет график работы. Запись к врачам осуществляется на свободное время, на каждое посещение отводится некоторое количество време- ни (например, 30 мин). Регистратура поликлиники выдает направления на посе- щение врачей с указанием времени, а также ведет учет приема врачом больных.
7. Проектирование и реализация базы данных “Складской учет”
Некоторый склад имеет свой ассортимент товаров. Товары подразделяются по типу. Каждый тип имеет свои характеристики (наименование, производитель, упаковка и пр.). На складе хранится некоторое количество каждого наименова- ния товара. При исчерпании определенного вида товара необходимо оформить заказ на него.


44
У склада есть свои поставщики, которые поставляют товар по определен- ным ценам. Продажа товаров со склада осуществляется оптом по цене, которая формируется как покупная стоимость и наценка. У склада есть заказчики, кото- рые покупают тот или иной товар в нужном количестве. Для них формируется счет с полной расшифровкой количества купленного товара, его цены и стоимо- сти.
В системе ведется учет состояния склада, обновление склада при поступле- нии новых товаров, а также при их продаже.
8. Проектирование и реализация базы данных “Гостиница”
В некотором отеле есть несколько номеров (комнат). Номера различаются по категориям, по ценам. В каждый конкретный момент времени номер может быть занят, свободен, забронирован.
В отеле есть ряд структурных подразделений, обслуживающих клиентов: ресторан, прачечная, телефонная служба.
В отеле проживает некоторое количество клиентов (каждый в определен- ном номере). Клиенты имеют ряд характеристик: фамилия, имя, отчество дата рождения, паспортные данные, срок проживания, форма оплаты и т.д. В период проживания собираются данные о пользовании клиентом различными услугами.
В момент выезда выдается счет-итог, в котором указывается сумма к оплате.
9. Проектирование и реализация базы данных “Видеопрокат”
В прокате есть набор видеокассет. На каждой кассете – один фильм. Кассет с одинаковыми фильмами может быть несколько. Каждый фильм относится к некоторому жанру (боевик, комедия и т.д.). Фильмы могут также группировать- ся по другому признаку, например, ведущие актеры или год выпуска.
В прокате ведется картотека пользователей: его фамилия, адрес, а также информация о взятой кассете, дате выдачи, оплате и т.д.
Как только кассета выдается, ее количество в прокате уменьшается, в кар- тотеку пользователя заносится дата выдачи кассеты, срок и сумма оплаты. При возврате кассеты проверяется, вовремя ли она сдана, при необходимости начис- ляется доплата. Количество кассет с этим фильмом автоматически увеличивает- ся.
10. Проектирование и реализация базы данных “Автомобильный ры-
нок”
Существует автомобильный рынок, представленный совокупностью мага- зинов и фирм по продаже автомашин и запасных частей к ним. В информацион- но-справочной системе хранится и постоянно обновляется информация об ас- сортименте товаров в каждом из магазинов с указанием количества и цены. Ин- формацию предоставляют магазины, каждый магазин ежемесячно оплачивает услуги информационно-справочной системы.
Пользователь системы должен иметь возможность получить полную ин- формацию о нужном ему товаре. А затем, при желании, заказать тот или иной товар. Заявка должна отправляться в магазин, а количество товара автоматиче- ски уменьшаться на заказанное количество. Также пользователь должен иметь возможность просмотреть полный ассортимент товара того или иного магазина.
11. Проектирование и реализация базы данных “Информационно-
справочная система по развлекательным предприятиям города”


45
В городе есть совокупность развлекательных предприятий (фирм): театры, кинотеатры и т.д. Каждая организация имеет свой адрес и телефон. Фирма пред- ставляет информацию о своем репертуаре и ценах на билеты.
Информационно-справочная система должна выдавать информацию о ре- пертуаре того или иного предприятия, его месторасположении, ценах на билеты и пр. Размещение информации в системе для фирм, представляющих рекламу, платно. Объявления имеют разную цену и срок действия. В системе должен вес- тись учет оплаты для каждой фирмы по каждому объявлению.
12. Проектирование и реализация базы данных “Городской телефон-
ный справочник”
Все предприятия города подразделяются на группы: медицина, образование и пр. Часть телефонов являются личными, то есть принадлежащими конкретно- му владельцу. Каждое предприятие города имеет название, возможно, несколько адресов и несколько телефонов, установленных в разных отделах.
Реализовать возможность поиска информации по произвольным критериям
(адрес, телефон и т.д.), а также корректировку и занесение информации в базу данных.
13. Проектирование и реализация базы данных “Учет дорожно-
транспортных пришествий”
В базе данных хранится информация об автомобилях (марка автомобиля; серия и номер технического паспорта, государственный номер, номер двигателя, номер кузова). Каждый автомобиль зарегистрирован на определенного владель- ца. Информация о владельце включает следующие данные: фамилия имя и отче- ство водителя, адрес, серия и номер водительского удостоверения. Также имеет- ся справочник, содержащий список нарушений правил дорожного движения и суммы штрафов за каждое нарушение.
Необходимо вести учет о совершенных нарушениях (ДТП) с указанием да- ты, когда оно было совершено, и кем нарушение зафиксировано (фамилия имя отчество инспектора).
14. Проектирование и реализация базы данных “Ремонт компьютеров”
Фирма выполняет ремонт компьютеров. Требуется разработать базу данных для хранения информации о выполнении ремонтных работ сотрудниками фир- мы.
Фирма имеет прайс-лист, в котором описываются выполняемые работы и их стоимость. Для некоторых работ требуются запасные части, стоимость ко- торых определена. В фирме имеется некоторое количество запчастей.
В фирме работают мастера, которые имеет категорию, с категорией связы- вается фиксированный процент от выполнения работ.
При оформлении заказа фиксируется дата выполнения заказа, вид выпол- ненной работы, используемые запчасти, исполнитель работы, а также информа- ция о заказчике.
В конце месяца каждому сотруднику начисляется зарплата в зависимости от его категории и объёма выполненных работ.
15. Проектирование и реализация базы данных “Туристическое агент-
ство”


46
Фирма предоставляет клиентам услуги по организации зарубежных туров.
Цели туров могут быть различными: отдых, туризм, лечение и т.д. Клиенту представляется описание тура: страна и город назначения, список возможных отелей, используемый транспорт. Для транспорта известна его цена, а для каж- дого отеля – стоимость проживания в день.
При оформлении поездки указывается дата начала, количество дней тура, паспортные данные клиента, а также менеджер, оформивший заказ, и дату оформления.
Менеджеры получают фиксированный процент от проданного тура, про- цент устанавливается для каждого менеджера индивидуально.

47
Приложение Б
График выполнения курсовой работы
№ этапа
Сроки
(недели семестра)
Содержание
Результат
I 1-4
Проектирование и реализация информационно-логической схемы базы данных.
Совокупность таблиц и схема данных, реализованные в сре- де Access
II 5-7
Проектирование основных алгоритмов обработки дан- ных.
Реализация запросов на вы- борку
Диаграммы деятельности.
Совокупность запросов, реа- лизованных на языке SQL в среде Access
III 8-11
Проектирование структуры приложения.
Проектирование форм.
Проектирование отчетов
Совокупность форм и отче- тов, реализованных в среде
Access
IV 12-15
Проектирование и реализация приложения пользователя
Приложение пользователя, реализованное в среде Access
V 16-17 Написание отчета
Отчет по курсовой работе, подготовленный в среде
Word.
Подготовка презентации в Powerpoint
VI 18 Защита курсовой работы