Файл: Алтайский государственный университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подводя итог вышесказанному, Российская Федерация является социальным государством. Главными чертами такого государства, является способность страны заботиться о здоровье граждан, обеспечивать условия для свободного труда, а также создавать предпосылки для свободного развития личности и оказывать помощь тем лицам, которые не могут в силу физических или материальных способностей обеспечивать себя и своих детей достойной жизнью.

Главным элементом построения социального государства стало социальное обеспечение, являющееся частью социальной защиты. Социальное обеспечение, стоит понимать как конкретные мероприятия проводимые государством по отношению к гражданам, по обеспечению их в старости или при потере кормильца, в связи с материнством и детством и другой правой помощи за счет бюджетов разных уровней страны. Кроме того социальное обеспечение твлония ущ предоставляется в денежной (пенсии, срнды пособия) и натуральной форме (социальное т им обслуживание), включая се циальн в себя совокупность форме социальных услуг (уход, праве организация питания, других содействие в получении числе медицинской, правовой, тей ас социально-психологической и натуральных даом видов помощи, правмчия помощи в профессиональной шния аз подготовке, трудоустройстве, области организации досуга глюби др.).

Конституционной основой социального обеспечения являются те принципы, которыми руководствуется государство при их реализации. К ним относят нормы, закрепленные в международном законодательстве, так и норму из Основного закона страны.

Стоит отметить, что принципы, которые были приоритетными в нашей стране, менялись по мере развития права в целом, изменения Конституции и социально-экономического благополучия в стране.

Глава 2. Конституционно-правовые аспекты закрепления и реализации права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации

2.1. Конституционно-правовое закрепление в Российской Федерации

права граждан на социальное обеспечение


Конституция РФ определяет Россию социальным государством (ст. 7). Реализуется это положение тем механизмом и политикой, которую проводит государство для социальной защиты населения.

Основной закон нашей страны не только провозгласил право каждого человека на социальное обеспечение, а также зафиксировал встречную обязанность государства обеспечивать все необходимые условия для реализации этого права.

Российское законодательство следует мировым тенденциям в социальном обеспечении граждан. Так одним из главных международных актов в регулировании социальных прав стоит отметить положения Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Декларация носит рекомендательный характер, однако ее положения нашли свое отражение в области защиты прав и свобод человека27.

В ханизстатье 22 закрепляется есравположение ршна о том, гтвударм что каждому каждый алдспрничеловек свбд как садчных

член вах ернмобщества итема имеет чобспнию право что на социальное уцКонсобеспечение высшей и на осуществление свбд необходимых ку спецфдля Таким поддержания части его овлеустаия достоинства нашем и свободного краевым развития гриждего личности нашло прав тогда в экономической, также социальной тлрудны и культурной вета Гобластях грнствждчерез рсов нт посредство него национальных Ильин усилий Ф драци международного опраые сотрудничества рсфи в соответствии валостдсо структурой Ф драци ресурсами прав каждого рах нцгосударства. Важное отпуска значение выражено имеет что право, бщ ствзакрепленное пмщи в статье 25, усленю где зрения сказано, аслия что втрудй каждый ет чозн человек киРимеет имя права плнй на такой -Ввторых жизненный может уровень, ормативых включая грн ждпищу, Таким одежду, киР жилище, грн ждмедицинский был уход -се кутни необходимое устаовлеия социальное уцКонсобслуживание, свабй который ь авипредоснеобходим ьдпитеых для садчнподдержания тех здоровья й зми благосостояния облдют его лдопрний самого другм и его втрудй семьи, лчности право -се куцпрана обеспечение зоргнцна случай чобспния безработицы, курсах болезни, форме инвалидности, ткполвдовства, анаступления сваий старости повышения или разными иного чобспнислучая ароуыежутраты евзмж средств общежтя к существованию тка полпо независящим итемы от него глдскй Вобстоятельствам. Материнство вых и младенчество ткрый дают выделить право они на особое чье обеспечение признаются и помощь

28.

Кроме того Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН29 является не менее вжным и значимым международным документом.

В этом пакте закреплено «право каждого человека на достаточный жизненый уровень и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (статья 11), «право каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» (ст. 12), «право каждого на образования (ст. 13) и другие социальные права.

В иждгрРоссийской уровне Федерации ваием сдействуют и в настоящее Давно время 184 конвенции лпжения Международной гтвеударй организации будет труда. Конвенция № 102 «О высупаю минимальных идо нормах ий змсоциального общих обеспечения» устанавливает опрляющдм обязанность ка ловчгосударств выплачивать еодевять ачительой звидов законы пособий, ляет пзвв частности, субъекта по болезни ая прзс целью грижд восстановления уци Консвременно жестких утраченной скчдюртрудоспособности, жизнь по безработице, впрсы по старости, праые опо беременности, асозием по инвалидности гсциальни в случае гриждпотери кой скормильца. Конвенция № 118 «О что равноправии обния спчв области подлежат социального жщи-рй матобеспечения»

закрепляет гтвеударй принцип власти равных том с гражданами меющх прав труда иностранцев пмщь и лиц всегда без евыполию

гражданства. Конвенция № 103 «Об аеных прохране впрматеринства» (ратифицирована е

Россией 10 августа 1956 г.), уть иквозв которой ниРамотрсодержатся ткрые положения Важно о защите нпрмая прав если женщин-матерей, протяженоб обязанности свгосударства условиях предоставить Ф драцим гарантии се циальнв виде м ефоотпуска гь овинна период вья рздбеременности вета Ги родов, лдопрний послеродового оргх нотпуска периоды и денежного ханизпособия. Конвенция № 159 «О области профессиональной бразм реабилитации идои занятости се циальнинвалидов» (от 20 июня 1983 ратифицирована впрРоссией 3 июня

1988 г.), для содержащая большинства гарантии имя прав стаж инвалидов, в рганправо стапщик инвалидов этой на социальную се циальни профессиональную звокх емреабилитацию.

Вторя международным принципам, в статье 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение. При этом реализация конституционных гарантий невозможна без отраслевого правового закрепления.

П. Н. Байматов считает, что «Конституция Российской Федерации не закрепляет уровень минимальных гарантий в области социального обеспечения, в связи с чем данные гарантии должны быть урегулированы федеральным законом, поскольку требования к объему и качеству социальных услуг необходимо устанавливать унифицировано на всей территории Российской Федерации с целью сохранения и функционирования единого социального пространства. Однако установление минимальных гарантий в области социального обеспечения на уровне федерального
законодательства не является оптимальным вариантом, поскольку, в отличие от норм Конституции, законы более подвержены изменениям в зависимости от экономической ситуации либо политической конъюнктуры в стране»30.

Конституционные положения реализует, развивает и конкретизирует федеральное законотворчество. К ним стоит отнести Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральный закон от 24.11.1995 № 181Фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющим детей», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др.

Однако проблема не в наличии или отсутствии принятых законопроектов, а в возможности их реализации, а также в уровне пониманию и принятия у граждан таких законов.

Интересное мнение высказала С. И. Кобзева, она утверждает, что «70% принятых законов — это корректировка действующих нормативных правовых актов, что подтверждает недостаточный уровень законотворческой деятельности, свидетельствует о нарушении принципов поддержания правового пространства в стабильности, сохранении и повышении доверия граждан к закону и действиям государства»31.

Ю. В. Васильева, отмечает, что российское социально-обеспечительное законодательство «все больше превращается в тайную область знаний, разобраться в которой могут лишь специалисты»32.

Т. С. Гусева считает, что «это абсолютно недопустимо, ведь правовые нормы о социальном обеспечении адресованы обычным гражданам, в большинстве случаев не обладающим специальными познаниями в юриспруденции. Даже попытки средств массовой информации разъяснить и прокомментировать изменения в законодательстве о социальном обеспечении не приводят к ожидаемым результатам»33.

В этой связи необходимо особое внимание уделить такому правоприменительному акту, как постановление Конституционного суда РФ.

Конституционное правосудие играет роль конституционной гарантии реализации права на социальное обеспечение
, которое в своей основе содержит принцип достижения социальной справедливости.

За период с 1995 по 2018 г. в Конституционный суд Российской Федерации по вопросам защиты конституционных прав и свобод граждан в сфере социальной защиты поступило 43 261обращений, в 2019 году, за первый и неполный второй кварталы по вопросам конституционного статуса личности с сфере социальной защиты – 5644 обращение.

П. Н. Байматов отмечает, что «рассматривая роль судебных органов в целом в реализации и развитии конституцией концепции социальной защиты граждан, необходимо определиться, прежде всего, с границами конституционного регулирования социальных отношений и возможностями прямого применения конституционных норм о социальных правах граждан. Ключевым здесь становится вопрос о том, в какой мере и каким образом судебные органы должны учитывать финансовые ресурсы государства при рассмотрении и разрешении дел о соответствии норм социального законодательства Основному Закону страны»34.

К примеру, интерес представляет Постановление Конституционного суда РФ по делу «О проверке конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки Т. С. Овечкиной» от 13 декабря 2017 года. Из материалов дела следует, что Т. С. Овечкина родилась 21 ноября 1989 года, находясь в утробе матери, они 25 июня 1989 года покинули добровольно в порядке переселения село Яловка Брянской области, находящееся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Овечкину лишили ранее выданного статуса пострадавшей от катастрофы, на основании того, что она является дочерью женщины выехавшей из зоны отселения и не проживала в зоне радиоактивного загрязнения. Вместе со снятием с Овечкиной статуса пострадавшей, ее лишили положенного ей права социального обеспечения, а именно: ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, ежегодной компенсации на оздоровление и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, а также она были лишена жилищной компенсации, т.е. ее вычеркнули из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Судебная коллегия по административным делам Владимирской области рассматривая дело заявительницы Овечкиной постановила отказать в удовлетворении иска. В обосновании данного решения суд указал, что п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает предоставление статуса лица, пострадавшего от чернобыльской катастрофы, лишь тем детям, которые находились в состоянии внутриутробного развития в момент эвакуации в 1986 году из зоны отчуждения. На таких же детей, но при добровольном выезде или переселении данное право и закон не распространяется.