Файл: Статистические методы контроля и управления качеством.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 745
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Гродзенский С.Я. «Средства и методы управления качеством.» Учебное пособие 2012г.
14. https://scienceforum.ru/2019/article/2018015438 [Электронный ресурс]
16. https://helpiks.org/8-49772.html [Электронный ресурс]
19. https://metrologie.ru/qualitymanagement-stat26.htm [Электронный ресурс]
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Статистические методы в управлении качеством»
Тема: Статистические методы контроля и управления качеством
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки Управление качеством Направленность (профиль) Управление качеством в производственно-технологических системах и сфере услуг Кафедра Управление качеством Дата защиты: ________________ Оценка: _______________ | | Студентка Азарова Ксения Андреевна Группа ИДО ЗБ УК-20 Арм2 Руководитель Плиска Ольга Владимировна кандидат экономических наук (ФИО, должность, звание) |
Екатеринбург
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
-
Теоретические основы статистических методов управления качеством 5-
Диаграмма Парето 7 -
Причинно-следственная диаграмма (схема Исикавы) 10 -
Гистограмма 12 -
Контрольные листки 14 -
Контрольные карты (карты Шухарта) 17 -
Диаграмма рассеяния (рассеивания, разброса) 19 -
Расслоение (стратификация) 21
-
-
Применение статистических методов управления качеством в деятельности АО «Урало-Сибирская Промышленная Компания» 24
2.1 Общие сведения о АО «УСПК» 24
2.2 Особенности функционирования системы менеджмента качества 26
2.3 Применение статистических методов управления качеством
в деятельности АО «УСПК» 28
Заключение 37
Список использованных источников 38
ВВЕДЕНИЕ
Качество — это степень соответствия характеристик запросам и ожиданиям потребителя.
Важным условием при развитии экономики является конкурентоспособность выпускаемой продукции. Главным показателям является качество. Ведь качество интересует потребителей в наибольшей степени.
В современном мире, потребитель может выбрать любого поставщика и диктовать свои условия к качеству продукции, которые он хочет приобрести. Сейчас потребителю нужно подтверждение качества продукции, за которую он будет платить деньги, ему нужно убедится в том, что в ходе производства не были нарушены условия изготовления и все ли соответствует его требованиям.
Качество стало очень популярным в конце XX начале XXI века. Слово качество стали использовать везде, в качестве товаров и услуг, качество в бизнес - проектах, качество в технологиях. И такое качество действительно существует и его можно доказать документально. ISO 9000 – серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества. Эти стандарты могут применятся к любым предприятиям не зависимо от их деятельности.
Современные подходы к управлению внедряют системы качества на всех этапах производства, начиная от планирования и заканчивая техническим обслуживанием после продажи. Главное в системе качества – это не допустить появление брака.
Цель курсовой работы – разработать рекомендации по применению статистических методов управления качеством в деятельности АО «Урало-Сибирская Промышленная Компания» (далее «УСПК»).
Задачи, которые необходимо выполнить, чтобы добиться поставленной цели:
-
рассмотреть теоретические аспекты статистических методов управления качеством; -
проанализировать деятельность рассматриваемого предприятия; -
проанализировать применение статистических методов управления качеством в деятельности рассматриваемой организации; -
разработать рекомендации по применению статистических методов управления качеством в деятельности АО «УСПК»
Объект исследования – АО «УСПК»
Предмет исследования – статистические методы управления качества.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Основной целью бизнеса современной организации должно стать получение прибыли через удовлетворение требований потребителей как внешних, так и внутренних, обеспечение заданного уровня качества своей продукции. Для выполнения этого необходимо, чтобы каждый сотрудник умел эффективно использовать общепризнанные статистические методы, направленные на повышение качества процессов и продукции, на совершенствование выполняемых процессов.
Статистические методы позволяют исследовать причины возникновения проблемы качества в процессах с точки зрения данных, тщательно анализировать взаимосвязь между результатами деятельности и причинами, породившими проблемы качества, сделать определенные выводы и затем предпринять соответствующие действия.
Современных статистических методов множество, и они различаются по цели, области использования и др. Существует система методов, имеющая три уровня: методы высокого уровня сложности, специальные методы, методы общего назначения, которые включают в себя семь простых методов, которыми должны владеть все сотрудники предприятия, и семь новых методов.
К простым методам относят:
-
контрольные листки; -
диаграмма Парето; -
причинно-следственная диаграмма (схема Исикавы); -
гистограммы; расслоение (стратификация); -
диаграмма рассеяния (рассеивания, разброса); -
контрольные карты (карты Шухарта).
Семь новых методов составляют:
-
диаграмма сродства – является инструментом, позволяющим выявить основные нарушения течения процесса путем объединения сходных данных. Применяется для систематизации различных идей; -
диаграмма зависимостей – является инструментом, позволяющим выявить логические связи между основной идеей или проблемой. В основе построения диаграммы лежат идеи, которые появляются при построении диаграммы сродства, причем приоритетным является поиск тех звеньев, которые ведут к негативным последствиям; -
системная (древовидная) диаграмма – рассматривается как продолжение диаграммы зависимостей. Она представляет собой инструмент, обеспечивающий систематический путь разрешения одной из генеральных проблем центральной идеи, представленной на различных уровнях. Древовидная диаграмма строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются методы и способы решения актуальных проблем. Одним из вариантов применения этой диаграммы является случай, когда тактические или оперативные цели должны быть достигнуты раньше результата всей работы; -
матричная диаграмма – является инструментом, выявляющим важность различных связей. На ней изображается контур связи и корреляция между различными функциями, задачами и характеристиками, причем выделяется их относительная важность. Различают диаграмму в форме L и диаграмму в форме П. Матричная диаграмма в форме L является базовой формой диаграммы зависимостей и обычно используется при развертывании функции качества. Матричная диаграмма в форме П является разновидностью формы L. Данный вид диаграммы используется в случаях, когда имеются два ряда требований, каждый из которых связан с характеристикой, а, значит, и между собой; -
сетевые графы (диаграмма Петри) – это диаграмма, отражающая последовательность проведения работ с указанием их содержания и сроков выполнения. Она является инструментом, позволяющим спланировать оптимальные сроки выполнения комплекса работ; -
диаграмма планирования оценки процессов (PDPC) – при осуществлении отдельных шагов уже заранее исследуются потенциальные препятствия и определяются соответствующие контрмеры.
Эта диаграмма применяется для оценки сроков и правильности осуществления программы и возможности корректирования тех или иных мероприятий в ходе их выполнения в случаях решения сложных проблем в области научных разработок, в области производства при хроническом появлении брака, при получении крупных заказов со стороны и т.д. В этом случае вначале составляют программу и, если на промежуточных этапах ее реализации возникнут отклонения от намеченных пунктов, сосредотачивают внимание на мероприятиях, приводящих процесс в соответствие с программой. В тех случаях, когда в ходе выполнения программы складывается непредвиденная ситуация, которую совершенно нельзя было учесть заранее, необходимо составить новую программу, лишенную прежних недостатков;
-
метод анализа матричных данных – является инструментом для обработки множества числовых данных, которые получены при построении матричных диаграмм с целью выявления приоритетных данных.
-
ДИАГРАММА ПАРЕТТО
Диаграмма Парето, приведенная на рисунке 1, наглядно показывает количество производственных проблем (наиболее часто встречающихся несоответствий).
Рисунок 1- Диаграмма Парето
Анализ диаграммы Парето ранжирует отдельные области по значимости (важности) и выявляет те причины несоответствий, где нужно принять первоочередные меры по их устранению.
Различают два вида таких диаграмм:
-
Диаграмма Парето по результатам деятельности – предназначена для выявления главной проблемы и отражает нежелательные результаты деятельности: дефекты, поломки, ошибки, отказы, рекламации, ремонты, возвраты продукции и другие процессы. -
Диаграмма Парето по причинам – отражает причины проблем, возникающих в процессе производства, используется для выявления главной из них:
а) рабочий (смена, квалификация, опыт работы и т.д.)
б) оборудование (станки, инструменты, оснастка и т.д.)
в) сырье (вид сырья, изготовитель, поставщик, партия и т.д.)
г) метод работы (условия работы, последовательность операций и т.д.).
При построении диаграммы Парето по оси абсцисс (Х) откладывают причины возникновения проблем в порядке убывания, по оси ординат (У) – сами проблемы в количественном выражении (количество ошибок), причем как в численном, так и в накопленном процентном выражении.
На диаграмме отчетливо видна область принятия первоочередных мер, очерчивающая те причины, которые вызывают наибольшее количество ошибок. Мероприятия должны быть направлены на решения именно этих проблем.
Этапы построения диаграммы Парето:
1) сбор данных по несоответствиям за определенный интервал времени;
2) классификация вида несоответствий и расчет суммы потерь, соответствующих каждому виду брака;
3) заполнение таблицы данных для построения диаграммы;
4) построение столбчатого графика по каждому виду брака с учетом потерь, а также кривой Лоренца (кумулятивной кривой);
5) отражение на графике Парето основных данных, их числа, процента брака, итоговой суммы потерь;
6) разрабатываются и реализуются корректирующие действия, после чего проводят очередные измерения, а затем строят новую диаграмму.
На диаграмме Парето выполняют следующие обозначения:
- название диаграммы, обозначение изделия или процесса;
- интервал времени;
- названия и единицы измерения параметров для каждой оси;
- подпись исполнителя и дата.
-
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ ДИАГРАММА (ИСИКАВЫ)
Диаграмма Исикавы является одним из основных инструментов, которые используются для измерения, оценки, контроля и усовершенствования качества производственных процессов и вместе с диаграммой рассеяния, стратификацией, контрольным листом, гистограммой, диаграммой Парето и контрольной картой входит в список «семи инструментов контроля качества» [4].
Сама диаграмма представляет собой график, на основе которого становится возможным исследовать и определить основные причинно-следственные связи факторов и последствий в интересующей проблеме или ситуации, а также предупредить возникновение нежелательных факторов и причин. Как и остальные инструменты качества, диаграмма Исикавы считается превосходным средством визуализации и организации знаний, упрощающих понимание и диагностику проблем и процессов. В большинстве случаев диаграмму «рыбьей кости» применяют в разработках новой продукции, выявляя факторы, оказывающие наибольший эффект на её качество, и главные причины, порождающие конкретные последствия и поддающиеся управлению. Однако если разобраться, то применить эту диаграмму для выявления причин проблемных ситуаций в жизни и работе может любой человек [7].
Причинно-следственная диаграмма, позволяет наиболее наглядно и понятно выявить и сгруппировать факторы и условия, влияющие на качество, и является предварительным анализом [5].