Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по оуп. 02 Литература для студентов очной формы обучения.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сравнение – изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) я целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения:
Стихосложение – принцип ритмической организации стихотворной речи. Стихосложение может быть силлабическое, тоническое, силлабо-тоническое.
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.
Стихотворная речь – особая организация художественной речи, отличающаяся от прозы строгой ритмической организованностью; мерная, ритмически организованная речь. Средство передачи экспрессивных эмоций.
Стопа – устойчивое (упорядоченное) соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которые повторяются в каждом стихе. Стопа может быть двухсложной (ямб U-, хорей -U) и трехсложной (дактиль -UU, амфибрахий U-U, анапест UU-).
Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом.
Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.
Т
Тавтология – повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.
Тема – круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.
Тип – литературный герой, воплощающий собой определенные черты того или иного времени, общественного явления, социального строя или социальной среды («лишние люди» - Евгений Онегин, Печорин и т.д.).
Тоническое стихосложение – система стихосложения, в основе которой – равенство ударных слогов в стихах. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов – произвольное.
Трагедия – произведение, в основе которого острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой.
Трагикомедия – драма, сочетающая в себе черты и трагедии, и комедии, отражающая относительность наших определений явлений действительности.
Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе любого тропа - сопоставление предметов и явлений.
У
Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Ф
Фабула – череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними настолько условны, что ряд литературоведов считают фабулой то, что другие считают сюжетом, и наоборот.
Фельетон (франц. feuilleton, от feuille – лист, листок) – жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало, и непременно – актуальность.
Финал – часть композиции произведения, заканчивающая его. Может порой совпадать с развязкой. Иногда финалом служит эпилог.
Футуризм – художественное течение в искусстве первых двух десятилетий 20 века. Рождением футуризма принято считать опубликованный в 1909 году в парижском журнале «Фигаро» «Манифест футуристов». Теоретиком и вождем первой группы футуристов был итальянец Ф. Мариенетти. Русский футуризм открывался «Прологом эгофутуризма» И. Северянина и сборником «Пощечина общественному вкусу», в котором принял участие В. Маяковский.
Х
Характер литературный – совокупность черт образа персонажа, литературного героя, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как явлением, составляющим содержание произведения, так и идейным и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя. Характер – одно из главным слагаемых литературного произведения.
Хорей – двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Буря мглою небо кроет, -U|-U|-U|-U|
Вихри снежные крутя; -U|-U|-U|-
То, как зверь, она завоет, -U|-U|-U|-U|
То заплачет, как дитя… -U|-U|-U|-
А.С.Пушкин
Ц
Цитата – дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора – как подтверждение своей мысли авторитетным, бесспорным утверждением, а то и наоборот – как формулировка, требующая опровержения, критики.
Э
Эзопов язык – различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.
Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
Экспрессия – подчеркнутая выразительность чего-либо. Для достижения экспрессии применяются необычные художественные средства.
Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
Эллипсис – стилистическая фигура, пропуск слова, значение которого легко восстановить из контекста. Содержательная функция эллипсиса – в создании эффекта лирической "недоговоренности", нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи.
Зверю – берлога,
Страннику–дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
М. Цветаева
Эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
Эпиграф – выражение, предпосланное автором своему произведению или части его. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.
Эпизод – фрагмент сюжета литературного произведения, описывающий некий целостный момент действия, составляющего содержание сочинения.
Эпилог – заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления.
Эпистрофа – сосредотачивающий внимание читателя повтор одного и того же слова или выражения в длинной фразе или в периоде, в поэзии – в начале и конце строф, как бы окружая их.
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть…
А.Фет
Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.
Эпифора – фигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз):
Эссе (франц. essai – попытка, проба, очерк) – литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении. От очерка отличается тем, что в эссе факты являются лишь поводом для авторских размышлений.
Ю
Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.
Я
Ямб – двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
Открылась бездна, звезд полна U-|U-|U-|U-|
Звездам числа нет, бездне дна. U-|U-|U-|U-|
Заключение
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, написанные сочинения
, подготовленные ответы на вопросы.
Широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные интеллектуальные качества обучающегося, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
Список источников
-
ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления». – Введ. с 2004–07–01. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 137 с. -
Воронцов, Г.А. Работа над рефератом / Г. А. Воронцов. – Ростов н/Д. : МарТ, 2002. – 64 с. -
Как написать хороший реферат / www.referats.info. – URL: www.referats.info/articles/referat.htm. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. -
Калмыкова, И.Р. Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов // Образование в современной школе. – 2001. – № 11. – С. 57–61. -
Лекант, П.А. Русский язык и культура речи / П. А. Лекант. – М. : Дрофа, 2009. – С. 168–173. -
Словари. – URL: http://slovo.yaxy.ru/61.htmlhttp. – Загл. с экрана. – Текст : электронный.
Приложение 1 Титульный лист
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства»
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине Литература
История создания романа Л. Н. Толстого
«Война и мир»
Выполнил: Лебедев М. Н.,
обучающийся 1 курса гр. 211-сэз
Проверила: Мешкова Т.С.
Кемерово, 2021