Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по оуп. 02 Литература для студентов очной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сравнение – изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) я целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения:

Стихосложение – принцип ритмической организации стихотворной речи. Стихосложение может быть силлабическое, тоническое, силлабо-тоническое.

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Стихотворная речь – особая организация художественной речи, отличающаяся от прозы строгой ритмической организованностью; мерная, ритмически организованная речь. Средство передачи экспрессивных эмоций.

Стопа – устойчивое (упорядоченное) соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которые повторяются в каждом стихе. Стопа может быть двухсложной (ямб U-, хорей -U) и трехсложной (дактиль -UU, амфибрахий U-U, анапест UU-).

Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом.

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.
Т

Тавтология – повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.


Тема – круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Тип – литературный герой, воплощающий собой определенные черты того или иного времени, общественного явления, социального строя или социальной среды («лишние люди» - Евгений Онегин, Печорин и т.д.).

Тоническое стихосложение – система стихосложения, в основе которой – равенство ударных слогов в стихах. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов – произвольное.

Трагедия – произведение, в основе которого острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой.

Трагикомедия – драма, сочетающая в себе черты и трагедии, и комедии, отражающая относительность наших определений явлений действительности.

Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе любого тропа - сопоставление предметов и явлений.

У

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Ф

Фабула – череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними настолько условны, что ряд литературоведов считают фабулой то, что другие считают сюжетом, и наоборот.

Фельетон (франц. feuilleton, от feuille – лист, листок) – жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало, и непременно – актуальность.

Финал – часть композиции произведения, заканчивающая его. Может порой совпадать с развязкой. Иногда финалом служит эпилог.

Футуризм – художественное течение в искусстве первых двух десятилетий 20 века. Рождением футуризма принято считать опубликованный в 1909 году в парижском журнале «Фигаро» «Манифест футуристов». Теоретиком и вождем первой группы футуристов был итальянец Ф. Мариенетти. Русский футуризм открывался «Прологом эгофутуризма» И. Северянина и сборником «Пощечина общественному вкусу», в котором принял участие В. Маяковский.



Х

Характер литературный – совокупность черт образа персонажа, литературного героя, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как явлением, составляющим содержание произведения, так и идейным и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя. Характер – одно из главным слагаемых литературного произведения.

Хорей – двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Буря мглою небо кроет, -U|-U|-U|-U|

Вихри снежные крутя; -U|-U|-U|-

То, как зверь, она завоет, -U|-U|-U|-U|

То заплачет, как дитя… -U|-U|-U|-

А.С.Пушкин

Ц

Цитата – дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора – как подтверждение своей мысли авторитетным, бесспорным утверждением, а то и наоборот – как формулировка, требующая опровержения, критики.
Э

Эзопов язык – различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Экспрессия – подчеркнутая выразительность чего-либо. Для достижения экспрессии применяются необычные художественные средства.

Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Эллипсис – стилистическая фигура, пропуск слова, значение которого легко восстановить из контекста. Содержательная функция эллипсиса – в создании эффекта лирической "недоговоренности", нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи.

Зверю – берлога,

Страннику–дорога,

Мертвому – дроги,

Каждому – свое.

М. Цветаева

Эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Эпиграф – выражение, предпосланное автором своему произведению или части его. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.


Эпизод – фрагмент сюжета литературного произведения, описывающий некий целостный момент действия, составляющего содержание сочинения.

Эпилог – заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления.

Эпистрофа – сосредотачивающий внимание читателя повтор одного и того же слова или выражения в длинной фразе или в периоде, в поэзии – в начале и конце строф, как бы окружая их.

Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть…

А.Фет

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Эпифора – фигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз):

Эссе (франц. essai – попытка, проба, очерк) – литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении. От очерка отличается тем, что в эссе факты являются лишь поводом для авторских размышлений.

Ю

Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.
Я

Ямб – двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Открылась бездна, звезд полна U-|U-|U-|U-|

Звездам числа нет, бездне дна. U-|U-|U-|U-|

Заключение
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, написанные сочинения
, подготовленные ответы на вопросы.

Широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные интеллектуальные качества обучающегося, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Список источников


  1. ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления». – Введ. с 2004–07–01. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 137 с.

  2. Воронцов, Г.А. Работа над рефератом / Г. А. Воронцов. – Ростов н/Д. : МарТ, 2002. – 64 с.

  3. Как написать хороший реферат / www.referats.info. – URL: www.referats.info/articles/referat.htm. – Загл. с экрана. – Текст : электронный.

  4. Калмыкова, И.Р. Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов // Образование в современной школе. – 2001. – № 11. – С. 57–61.

  5. Лекант, П.А. Русский язык и культура речи / П. А. Лекант. – М. : Дрофа, 2009. – С. 168–173.

  6. Словари. – URL: http://slovo.yaxy.ru/61.htmlhttp. – Загл. с экрана. – Текст : электронный.


Приложение 1 Титульный лист
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства»

РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине Литература
История создания романа Л. Н. Толстого

«Война и мир»
Выполнил: Лебедев М. Н.,

обучающийся 1 курса гр. 211-сэз

Проверила: Мешкова Т.С.

Кемерово, 2021